СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Счет» (7 класс) для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Счет» разработана для обучающихся 7 класса с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Счет» (7 класс) для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)»










  1. Рабочая программа

по учебному предмету «Счет» (7 класс)

для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)

Уровень образования: основное общее образование

  1. Срок реализации: 1 год

  2. Составила: Выродова О.В.












2021 год


Пояснительная записка

Общие цели учебного предмета: формирование элементарных навыков счета в учебной деятельности.

Обучение счету связано с реализацией коррекционно - развивающих задач. В процессе обучения особое значение имеет коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств учащихся. Процесс обучения строится таким образом, чтобы способствовать общему развитию учащихся, коррекции недостатков психического и физического развития, эмоциональному и социокультурному развитию, формированию коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, усвоению правил поведения, формированию адекватного взаимодействия ребенка в социальной среде.


Задачи учебного предмета:

- формирование элементарных представлений о количестве предметов;

- сравнение предметных совокупностей, положений предметов в пространстве;

- расширение представлений о времени и пространстве;

- формирование навыка работы с дидактическим материалом и наглядными пособиями, работа в тетради.

Основные задачи коррекционной работы:

-Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словаря;

-Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

-Развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;

-Развитие пространственной ориентации;

-Развитие основных мыслительных операций;

-Коррекция речи и мышления; обогащение словаря.

-Расширение представлений об окружающем мире;

-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках.




Краткие сведения о категории обучающихся


Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом - требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Восприятие недостаточно дифференцировано. Характерна узость объема восприятия.

Нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно; пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, им требуется постоянное понуждение.

Мыслительные процессы умственно отсталых детей тугоподвижные и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте.

Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями. Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Мышлению умственно отсталых детей свойственна не критичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок.

Детям с умственной отсталостью присуща слабая регулирующая роль мышления: обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия.

Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание.

Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память.

Особенность памяти умственно отсталых детей - эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью.

Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.

Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (эйфория, дисфория, апатия). 

Для эмоций характерна инертность и недостаточная переключаемость.

Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. Из-за не посильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.


Общая характеристика учебного предмета

Специфика учебного предмета


В основе организации процесса обучения предмету «Счёт» детей с УО лежат дифференцированный и деятельный подходы.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от простых умений к более расширенным и усложнённым. Обучение детей с особыми образовательными потребностями (с проблемами умственного развития) - это урок с использованием специальных коррекционных, воспитательных и образовательных приемов, таких как:

-замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

-упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями учащихся;

-осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

-максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью мышления данной группы детей;

-максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

-отбор содержания предмета, соответствующего пониманию и усвоению детей на разных ступенях обучения;



Характеристика учебного предмета


В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного

обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

У детей с умеренной умственной отсталостью очень существенно недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.

При обучении необходимо предусмотреть систему таких ЗУН, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности. Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.

Обучение счёту детей с умеренной умственной отсталостью начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи -

развитие интереса к занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

На уроках дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными

представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры. Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.


Формы и методы работы с обучающимися

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- игра;

Методы и приёмы обучения:

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

- аудиально- визуальные (слушание, показ);

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;


Трудности учащихся в обучении

Все дети с низким уровнем подготовленности к обучению. У обучающихся наблюдаются недостатки звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких групп. Уровень общего и речевого развития, а также созревание психофизических функций у обучающихся индивидуален. Поэтому при обучении данного предмета, могут возникнуть трудности в обучении: трудности в связи материала с личным жизненным опытом, формулировке мыслей, трудности в формировании собственных высказываний, представление в мыслях, формирование слов в предложение.

Межпредметные связи

Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Использование межпредметных связей на уроках позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой. Они осуществляют возможность изучения материала по разным предметам как единого целого, дают широкую возможность для развития речи учащихся, расширения кругозора младших школьников, развития умственной деятельности, формируют положительные нравственные качества.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

В процессе изучения учебного предмета «Счёт» межпредметные связи осуществляются с такими учебными предметами как: чтение (расширяет словарный запас, совершенствует технику чтения), русский язык (способствует развитию грамотности речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы), математика (развивает логику, мышление, внимание и память), ИЗО, музыка и труд (способствуют эмоциональному развитию личности).


Описание места учебного предмета в учебном плане



Срок реализации рабочей программы 1 год (2021-2022уч. год)

7 класс – 170 часов (5 часов в неделю, 34 недели)


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

9 недель

7 недель

10 недель

8 недель

34 недели

45 часов

35 часов

50 часов

40 часов

170 часов





Методы работы на уроках для формирования нравственных знаний и убеждений:

-рассказ, беседа, разъяснение, убеждение;

-практические задания для развития межличностного общения в различных ситуациях, упражнения, приучение к привычкам нормативного поведения;

-средства воздействия на личность, стимулирующих и подкрепляющих социально-нормативное поведение личности или тормозящих проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, похвала);

-опора на положительный пример.

- дидактический материал, иллюстрации.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  10. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  12. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13.проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты: освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, квадрат, круг) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

  • читать, записывать числа 1 – 20 присчитывать и отсчитывать по 2, по 5;

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд;

  • определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение по показу и образцу: вверх, вниз, влево, вправо, в стороны;

  • писать цифры 1-20; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;

  • определять количество: много – мало, больше – меньше, одинаковое количество;

  • работать со счетами

  • ориентировка в мерах стоимости, времени, ёмкости

  • решение задач с мерами стоимости «дороже-дешевле», «на сколько больше», «на сколько меньше»;

  • Сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

  • Считать различные предметы в пределах 20, отвечать на вопросы: Сколько? Который по счету?

  • Сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;

  • Ориентироваться на странице учебника, тетради, альбома (различать верх, низ, левую и правую часть и т.п.);

  • Понимать выражение: за, перед, посередине, между, раньше, позже.

  • Десяток. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Называние соседних чисел к названному числу, предыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, перед, между.

  • Соотнесение цифры, числа и количества. Сравнение чисел (равные, больше – меньше на несколько единиц). Знаки,

  • Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти порядковых числительных.

  • Состав чисел в пределах 20 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

  • Точка и отрезок. Их изображение. Длина отрезка. Единицы длины – сантиметр, дециметр. Измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. Расстояние.

  • Сложение и вычитание в пределах 2- 5-7-10. Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям. Проведение вычисления на калькуляторе.

  • Решение задач-драматизаций, задач-иллюстраций на основе наблюдений и действий с предметами. Составление ариф. задач в пределах 20-100 по предметам, игрушкам, картинкам в процессе спец. организованных ситуаций и игровых упражнений («Зоопарк», «Магазин», «Аптека», «Почта»)

  • Геометрический материал: треугольник. Обводка по шаблону, построение по точкам при помощи линейки.


Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

получать, называть, сравнивать, записывать числа от 1 до 20;

• считать в пределах 20 в прямой и обратной последовательности;

• работа со счётами;

• откладывать на счётах, линейке любые числа в пределах 10 разными способами

• считать в прямой и обратной последовательности по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 10;

• различать однозначные и двузначные, чётные и нечётные числа;

• сравнивать числа в пределах 20;

• увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;

• пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр); соотносить изученные меры;

• получать числа при измерении длины, массы, ёмкости, времени одной единицей и записывать их;

• различать числа, полученные при счёте и измерении;

  • определять порядок месяцев в году;

пользоваться различными календарями.






Содержание учебного предмета

В течение пятого года обучения, занятия по формированию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Уроки могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, уроки по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием.

Эти уроки – занятия направлены на:

  • уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у об-ся;

  • определение потенциальных возможностей развития сформированности элементарных математических представлений у учащихся, что даёт возможность учителю создавать для каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;

  • формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию сформированности элементарных математических представлений;

  • развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

  • формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);

  • развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу урока (с использованием вербальных и не вербальных средств);

  • формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;

  • привлечение внимания обучающихся к свойствам и отношениям окружающих предметов.

В начале учебного года повторяется материал, пройденный на предыдущих годах

обучения.

Повторение

Сотня

Устная и письменная нумерация в пределах 100,

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд, работа со счётами

Знакомство с десятком, как новой счётной единицей, счёт прямой и обратный десятками

в пределах 100

Сложение и вычитание в пределах 100

Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков,

Сложение круглого десятка с однозначным числом,

Сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд,

Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.

Единицы измерения 16 часов

Понятие «моложе – старше»

Меры стоимости – 100 рублей. Размен и замена. работа с символами бумажных денег и

Меры длины: метр, (метровая линейка), измерение метром.

Меры ёмкости: литр,

Мера времени (определение времени по часам с точностью до получаса)

Геометрический материал: круг. (обведение шаблона)

Геометрический материал изучается постепенно, включается в конце каждого раздела.

Повторение пройденного



 















Тематическое планирование (7 класс)

№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во

часов

1 четверть(45ч)

Нумерация. Повторение. (20 часов)

1-2

Нумерация чисел в пределах 20

Знать нумерацию чисел в пределах 20.

Уметь сравнивать числа в пределах 20.

Уметь решать задачи на нахождение суммы и разности.

Уметь работать со счетами.

2

3-5

Запись последующего и предыдущего числа в пределах 20.

3

6-7

Сравнение чисел в пределах 20. Знаки ˃, ˂, =

2

8-10

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Работа со счётами.

3

11-12

Решение задач на нахождение суммы.

2

13-15

Решение задач на нахождение разности.

Уметь ориентироваться в понятиях « моложе-старше».

3

16-17

Понятия «моложе-старше».

2

18-20

Решение задач, в условиях которых имеются понятия «моложе-старше».

Уметь решать задачи в условиях которых имеются понятия «моложе-старше».

3

21-22

Круг. Обводка по шаблону. Закрашивание предметов круглой формы.

Уметь чертить круг, овал по шаблону. Выделять предметы из множества.

2

23-24

Овал. Обводка по шаблону. Закрашивание предметов Овальной формы.

2

25

Круг и овал. Выделение предметов круглой и овальной формы из множества.

1

26-28

Все виды сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Уметь складывать и вычитать в пределах 20

Уметь решать задачи. Знать алгоритм.

Разбираться в понятиях «дороже-дешевле».


3

29-30

Увеличение числа на несколько единиц.

2

31-33

Решение задач на увеличение на несколько единиц.

3

34-35

Уменьшение числа на несколько единиц.

2

36-38

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

3

39-40

Контрольная работа. Работа над ошибками.

2

41-42

Понятия «дороже-дешевле».

3

43-45

Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже-дешевле».

3

II четверть(35часов)

Сотня

46-47

Образование сотни. Счёт десятками.

Умение применять сложение и вычитание разных случаев в пределах 100 без перехода через разряд при решении примеров и задач. Умение составлять задачи

2

48-50

Сложение круглых десятков в пределах 100.

3

51-53

Вычитание круглых десятков в пределах 100.

3

54-58

Решение задач на сложение и вычитание круглых десятков.

5

59-61

Меры стоимости. Рубль. Монета 50 копеек, 10 копеек. Соотношение 1 руб. = 100 коп. Размен и замена.

Выполнять получение10 и 50 копеек набором монет из различного достоинства.

3

62-63

Построение и измерение отрезков.

Уметь строить и измерять отрезки

2

64-66

Нумерация в пределах 100. Запись последующего и предыдущего числа в пределах 100.

Знать нумерацию в пределах 100. Уметь записывать последующее и предыдущее число

3

67-70

Сравнение чисел в пределах 100. Знаки ˃, ˂, =

Уметь сравнивать числа в пределах 100.

2

71-72

Сложение чисел вида 50 + 2

Уметь применять сложение и вычитание разных случаев

4

73-74

Вычитание чисел вида 52 – 2

4

75-76

Контрольная работа за 2 четверть. Работа над ошибками.

Систематизация знаний.

2

77-78

Решение задач.

Уметь составлять и решать задачи.

2

III четверть(50часов)

79-80

Меры длины. Метр. Соотношение 1м = 100см.

Уметь измерять метровой линейкой небольшие расстояния, соотносить 1м = 100см.

2

81-83

Решение задач с мерами длины.

Уметь решать задачи с мерами длины.

3

84-86

Сложение чисел вида 64 + 3

Уметь применять сложение и вычитание разных случаев

3

87-89

Вычитание чисел вида 63 - 2

3

90-92

Решение задач на нахождение суммы и остатка.

Уметь решать задачи на сложение и вычитание

3

93-95

Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3

96-98

Меры длины (сантиметр), линии ( прямая, отрезок, луч)

Знать меры длины, называть их.

3

99-101

Меры времени. Год. Неделя. Сутки. Час. Соотношение 1сут. = 24ч.

Знать и называть последовательно времена года, дни недели. Соотносить 1сут. = 24ч.

3

102-103

Определение времени по часам с точностью до часа, до получаса.

Уметь определять время по часам с точностью до часа, до получаса.

2

104-106

Решение примеров и задач

Уметь решать примеры и задачи на нахождение суммы и остатка.

3

107-109

Сложение чисел вида 42 + 25

Уметь решать примеры и задачи на увеличение числа на несколько единиц.

3

110-112

Увеличение числа на несколько единиц.

3

113-115

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

3

116-117

Построение треугольников по шаблону

Определять и отличать прямоугольник от других фигур. Умение строить прямоугольник

2

118-119

Вычитание чисел вида 58 - 27

Уметь применять сложение и вычитание разных случаев. Уметь составлять задачи.

2

120-121

Вычитание чисел вида 48 – 38

2

123-124

Решение примеров и задач

2

125-126

Контрольная работа за 3 четверть. Работа над ошибками.

Систематизация знаний.

2

127-129

Закрепление по теме «сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд»

3

IV четверть(40часов)

130-131

Вычитание чисел вида 48 – 45

Уметь решать примеры и задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

2

132-133

Уменьшение числа на несколько единиц.

2

134

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

1

135-136

Меры стоимости. Монеты 50 копеек, 10 копеек, 1 рубль. Соотношение 1 руб. = 100 коп. Размен и замена.

Уметь работать с монетами и символами бумажных денег.

2

137-138

Меры стоимости. 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. 20 руб. Размен и замена. Работа с монетами и символами бумажных денег.

2

139

Решение задач, в условиях которых имеются понятия «дороже-дешевле».

Уметь решать задачи в условиях которых имеются понятия «дороже-дешевле».

1

140-141

Сложение чисел вида 38 + 2, 98 + 2

Уметь применять сложение разных случаев. Уметь решать задачи на хождение суммы.

2

142-143

Сложение чисел 38 + 42, 58 + 42

2

144

Решение задач на нахождение суммы.

1

145-146

Меры ёмкости. Литр. Работа с литровыми ёмкостями.

Уметь отличать ёмкость объёмом 1 л от других ёмкостей. Уметь решать задачи в условиях которых имеются понятия «литр».

2

147

Решение задач, в условиях которых имеются понятия «литр».

1

148

Вычитание чисел 40 - 6

Уметь применять сложение разных случаев. Уметь решать задачи на хождение суммы.

1

149

Вычитание чисел вида 90 - 37

1

150

Вычитание чисел вида 100 - 7

1

151

Вычитание чисел вида 100 - 67

1

152

Решение задач на нахождение остатка.

Уметь решать задачи на нахождение остатка, уменьшение на несколько единиц.

1

153

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.

1

154-155

Все виды сложения в пределах 100

Уметь применять сложение и вычитание разных случаев в пределах 100. Решать задачи на сложение и вычитание в пределах 100

2

156-157

Все виды вычитания в пределах 100

2

158-159

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 100

2

160

Меры времени. Год. Неделя. Сутки. Час.

Знать и называть последовательно времена года, дни недели. Соотносить 1сут. = 24ч.

1

162

Меры стоимости. Соотношение 1 руб. = 100 коп. Размен и замена.

Уметь соотносить 1 руб. = 100 коп.

1

163

Подготовка к контрольной работе.

Воспроизведение и применение информации.

1

164-165

Контрольная работа за 4 четверть. Работа над ошибками.

Систематизация знаний.

2

166-167

Решение примеров в пределах 100.

Уметь применять сложение и вычитание разных случаев в пределах 100. Решать задачи на сложение и вычитание в пределах 100

2

168-170

Решение задач на сложение и вычитание в пределах 100.

3

Итого: 170 часов











Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Список основной литературы

  1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015 г

  2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 2006 г..

  3. Математика: Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

  4. Эк В.В. Математика, 3 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М., Просвещение, 2011г.

  5. "Обучение и воспитание детей с умеренными и выраженными нарушениями умственного развития" в 2-х частях, Т.Б. Баширова, С.М. Соколова, Иркутск 2011г.




Дополнительная литература

1. Раздаточный материал: карточки с заданиями, картинки.

2. Демонстрационные пособия: иллюстрации и фотографии объектов природы.

3. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер.

4.«Игралочка». Математика для дошкольников. Авторы: Л.Г.Петерсон. Е.Е.Кочемасова. Изд-во: «Ювента». 2014г.









Интернет-ресурсы (ЦОР и ЭОР):

1.www.edu.ru (сайт МОиН РФ).

2.www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).

3.www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)

4.www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).

5.www.it-n.ru (сеть творческих учителей)

6.www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)

7.http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).

8.www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).

9.http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

10.http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).

11.http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).

Приложение.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

 Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

 Все обучение детей, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов.

  Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

 При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

 Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:

1.Первую составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоение заданного материала.

2.Вторую группу (25 – 30%) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

3.Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.

4.Четвертая группа (10 – 15%) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

 На основе приведенных характеристик оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» получают дети, если они, верно, выполняют от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка «достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения», если выполнено свыше 65% заданий. При выполнении ниже 35% заданий учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть оценены, как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил на минимальном уровне» и оставлены решением ПМПК на повторное прохождение данного года обучения.

  В любом случае при составлении итоговой характеристики, для прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими минимального уровня развития, т. е. адекватного структуре их дефекта.



При устных ответах 

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

















































23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!