СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету В.02.УП.02. Основы игры на музыкальном инструменте. Скрипка дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» на отделении «Хореографическое творчество» предназначена для реализации в ДШИ дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с установленными к ней федеральными государственными требованиями.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету В.02.УП.02. Основы игры на музыкальном инструменте. Скрипка дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

муниципального образования город Ноябрьск














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету В.02.УП.02.

Основы игры на музыкальном инструменте. Скрипка

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»





























2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ:



Стр.

1. Пояснительная записка……………………………………………...…………3-5

2. Учебно-тематический план …………………………………..……………….6-8

3. Содержание учебного предмета ……………… …………………………… .9-13

4. Требования к уровню подготовки учащихся……………………….…..........13

5. Формы и методы контроля, система оценок

5.1. Аттестация: цели, виды, формы, содержание………………………… 14

5.2. Критерии оценки…………………………………………………………15-16

5.3. Контрольные требования на разных этапах обучения…………………16

6. Методическое обеспечение учебного процесса

6.1. Методические рекомендации к организации занятий по программе….16-18

6.2. Условия реализации программы………………………………………….18

7. Примерный репертуарный список обучения ………………………………….19-23

8. Список используемой литературы………………………………………………24-25



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» на отделении «Хореографическое творчество» предназначена для реализации в ДШИ дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с установленными к ней федеральными государственными требованиями.

Срок реализации учебного предмета 7 лет. Возраст обучающихся - с 8 до 16 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета: максимальная нагрузка - 462 часа;

аудиторная нагрузка - 231 час;

внеаудиторная нагрузка

(самостоятельная нагрузка) – 231 час.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником. Продолжительность урока 40 минут (1 академический час в неделю).

Режим занятий по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте» - 1 академический час в неделю, начиная со 2-го класса (33 академических часа в год).

Цели программы:

- развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся;

- создание условий для развивающего обучения;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-овладение основами игры на скрипке;

Цель может быть достигнута через решение следующих задач:

-образовательные;

-воспитательные;

-развивающие.

Основные задачи:

- развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора в области танцевального искусства;

- оптимизация обучения: помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию и открытым выступлениям;

- наработка комплекса важных практических навыков игры на скрипке;

- стимулирование музыкальных интересов обучающихся, связанных с хореографическим искусством, знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; развитие самостоятельности мышления и творческой инициативы;

знание образцов классического наследия балетного репертуара; знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;

- создание благоприятного психологического климата.

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа)

- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация технических приёмов)

- практический

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления)

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)

Основной принцип работы:

сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей обучающегося, поскольку количество часов ограничено (при необходимости педагог вправе снизить репертуарные требования на класс или два ниже рекомендуемых основной программой по общему курсу скрипки). Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большего количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки.

Особенность данного курса:

творческое развитие учащихся, приобретение навыков самостоятельного музицирования на скрипке.

Актуальность данной программы в том, что в ней учитываются реальные возможности обучающихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания.

Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления, в работе постоянно должны присутствовать произведения, связанные с танцевальным искусством, накопление репертуара - музыкальных произведений различных стилей и жанров хореографии, и развития основного навыка – навыка разбора и чтения нотного текста.

Для оптимизации обучения преподавателем накапливается опыт по проведению нетрадиционных академических концертов таких, как конкурс-концерт «Творческий союз», проводимый для детей, обучающихся на дополнительных инструментах. Каждое отделение школы выставляет на конкурс-концерт своих участников, а остальные ребята, не участвующие в конкурсе становятся слушателями и сопереживающими.

Выступление на конкурсах, фестивалях засчитывается как сдача академического зачёта.

Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение учащихся игре на скрипке.

В течение срока обучения работа в классах скрипки ведётся в следующих направлениях:

- приспособление к инструменту;

- освоение приёмов игры на скрипке (изучение грифа, качество звукоизвлечения)

- изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений, подобранных с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;

- развитие навыков чтения с листа, ансамблевого музицирования.

В репертуарном списке рабочей программы представлены все разделы работы для каждого класса: этюды, пьесы, ансамбли, охватывающие разнохарактерные музыкальные произведения зарубежной и русской классики и современных композиторов, образцы классического наследия балетного репертуара, танцы народов мира.

Тесно прослеживается принцип интеграции различных предметов, как показатель единства средств и подходов в реализации общих и локальных целей и задач.

Занятия на уроке скрипки оказывают помощь в подготовке к хореографическим дисциплинам следующими видами работы:

- изучение основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;

- изучение понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ла­довую окраску в танцевальных движениях;

- первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;

- представление о длительностях нот в соотношении с танце­вальными движениями.

Таким образом, осуществляется межпредметная связь, в которой обучение игре на инструменте (скрипка) помогает освоению основных предметов хореографического направления.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2кл.) I год обучения


Название темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

2.



3.



4.


5.

Вводное занятие.

Изучение нотной грамоты, изучение нот в скрипичном ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения.

Работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.

Работа над развитием музыкальных, технических, исполнительских навыков.

Развитие навыка чтения с листа.

1


14


10



4


4

1


7


2



1


-

-


7


8



3


4

6.

ВСЕГО ЗА ГОД (аудиторная работа)

33

11

22

7.

ВСЕГО ЗА ГОД (самостоятельная работа)

33



8.

ВСЕГО ЗА ГОД

66




(3 кл.) II год обучения


Название темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

2.

3.



4.


5.

6.

Вводное занятие

Музыкальная грамота

Работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.

Работа над развитием музыкальных, технических, исполнительских навыков.

Чтение с листа.

Культура поведения на сцене.

1

6

10



8


6

2

1

3

2



1


-

1

-

3

8



7


6

1

7.

ВСЕГО ЗА ГОД (аудиторная работа)

33

8

25

8.

ВСЕГО ЗА ГОД (самостоятельная работа)

33



9.

ВСЕГО ЗА ГОД

66




(4 кл.) III год обучения


Название темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

2.

3.



4.


5.


6.

7.

Вводное занятие

Музыкальная грамота

Работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.

Работа над развитием музыкальных, технических, исполнительских навыков.

Изучение позиций, работа над переходами при смене позиций.

Чтение с листа

Культура поведения на сцене

1

6


9


8


3


4

2

1

3


1


1


-

-

-

-

-

3


8


7


3


4

2

8.

ВСЕГО ЗА ГОД (аудиторная работа)

33

6

27

9.

ВСЕГО ЗА ГОД (самостоятельная работа )

33



10.

ВСЕГО ЗА ГОД

66




(5 кл.) IV год обучения


Название темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

2.

3.



4.


5.


6.

7.

Вводное занятие

Музыкальная грамота

Работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.

Работа над развитием музыкальных, технических, исполнительских навыков.

Изучение позиций, работа над переходами при смене позиций.

Чтение с листа

Культура поведения на сцене

1

4

8




7

7


4

2

1

2

1




1

-


-

-

-

2

7




6

7


4

2

8.

ВСЕГО ЗА ГОД (аудиторная работа)

33

5

28

9.

ВСЕГО ЗА ГОД (самостоятельная работа )

33



10.

ВСЕГО ЗА ГОД

66




(6кл.) V год обучения


Название темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

2.

3.



4.


5.


6.


7.

8.

Вводное занятие

Музыкальная грамота

Работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.

Работа над развитием музыкальных, технических, исполнительских навыков.

Изучение позиций, работа над переходами при смене позиций.

Освоение двойных нот, натуральных флажолетов.

Чтение с листа.

Культура поведения на сцене.

1

2

6



7


7


4


4

2

1

1

1



1


-


1


-

-

-

1

5



6


7


3


4

2

9.

ВСЕГО ЗА ГОД (аудиторная работа)

33

5

28

10.

ВСЕГО ЗА ГОД (самостоятельная работа )

33



11.

ВСЕГО ЗА ГОД

66




(7кл.) VI год обучения


Название темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

2.

3.



4.


5.


6.


7.

8.

Вводное занятие.

Музыкальная грамота.

Работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.

Работа над развитием музыкальных, технических, исполнительских навыков.

Изучение позиций, работа над переходами при смене позиций.

Освоение двойных нот, натуральных флажолетов.

Чтение с листа.

Культура поведения на сцене.

1

2

6



7


7


4


4

2

1

1

1



1


-


1


-

-

-

1

5



6


7


3


4

2

9.

ВСЕГО ЗА ГОД (аудиторная работа)

33

5

28

10.

ВСЕГО ЗА ГОД (самостоятельная работа)

33



11.

ВСЕГО ЗА ГОД

66




(8кл.) VII год обучения


Название темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

2.

3.



4.


5.


6.


7.

8.

Вводное занятие.

Музыкальная грамота.

Работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.

Работа над развитием музыкальных, технических, исполнительских навыков.

Изучение позиций, работа над переходами присмене позиций.

Освоение двойных нот, натуральных флажолетов.

Чтение с листа.

Культура поведения на сцене.

1

2

6



7


7


4


4

2

1

1

1



1


-


1


-

-

-

1

5



6


7


3


4

2

9.

ВСЕГО ЗА ГОД (аудиторная работа)

33

5

28

10.

ВСЕГО ЗА ГОД (самостоятельная работа)

33



11.

ВСЕГО ЗА ГОД

66





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1 год обучения

В первом классе вся работа направлена на ознакомление с инструментом, на организацию игрового аппарата. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Работа над постановкой, организацией целесообразных игровых движений. Нотная грамота, чтение нот в скрипичном ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Развитие навыков ведение и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: «деташе» целым смычком и его частями, переходы со струны на струну. Качество звучания, интонация, ритм. Исполнение народных мелодий и нескольких несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.

Пьесы подбирает педагог исходя из индивидуальных особенностей ученика.

Вводное занятие (организационное занятие):

- первое знакомство с ребенком, общие сведения об уроке, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;

- проведение инструктажа по технике безопасности;

- проведение инструктажа по правилам дорожного движения;

- инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

Первое «прикосновение» к инструменту:

- Условия правильной постановки скрипача (постановка рук, постановка ног, туловища).

Гимнастика, упражнения даются для снятия излишней напряжённости мышц спины, шеи, рук, кистей.

Упражнения для правильной осанки.

Знакомство с нотной грамотой:

- зрительная ориентация;

- осязательная ориентация;

- слуховая ориентация.

Ожидаемые результаты

В конце I года обучения ученик должен

ЗНАТЬ:

- основы музыкальной грамоты - основные понятия, связанные с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;

- понятия лада в музыке (мажор, минор);

- жанры в музыке;

УМЕТЬ

- словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения;

- играть гамму до двух знаков;

- играть простейшие народные попевки-мелодии;

Контроль успеваемости проводится в конце года в виде контрольного урока и проходит в довольно мягком режиме. Успеваемость оценивается поурочно, по четвертям, выводится годовая оценка.


2 год обучения

Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Продолжение работы над постановочно - двигательными навыками, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Повышение требовательности к качеству исполнения штрихов «деташе», «легато», и на их сочетании в медленном и более подвижном темпе.

В течение учебного года проработать с учеником 2-4 гаммы до 2-х знаков, 4-6 этюдов, 4-6 пьес.

Беседы о музыке.

Зачет - 2 произведения по выбору педагога.

ЗНАТЬ

- музыкальную терминологию, находить в нотном тексте;

УМЕТЬ

- читать простейшие нотные тексты;


3 год обучения

Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, интонацией и ритмом. Изучение более сложных штрихов: «деташе», «легато» до 4-8 нот на смычок, в темпе, комбинированных штрихов, изучение штрихов «мартеле», «стаккато». Изучение более сложных ритмов. Упражнения для развития беглости пальцев. Подготовительные упражнения к изучению двойных нот. Изучение II и III позиций. Навыки смены позиций. Несложные двойные ноты, аккорды, натуральные флажолеты. Освоение навыков вибрации. Чтение с листа легких, доступных пьес, навыки самостоятельного разбора.

В течение учебного года проработать с учеником 2-4 гаммы до 3-х знаков, 4-6 этюдов, 4-6 пьес.

Зачет - 2 произведения по выбору педагога.

ЗНАТЬ

- музыкальную терминологию, находить в нотном тексте;

УМЕТЬ

- читать простейшие нотные тексты;


4 год обучения

Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Дальнейшее развитие штриховой техники: «деташе», «легато», «мартеле», «стаккато».Вибрация. Работа над интонацией, динамикой, ритмом. Закрепление навыков игры в первых 3-х позициях. Развитие беглости пальцев левой руки. Более основательное изучение арпеджио. Несложные хроматические последовательности. Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над разбором нового материала. Натуральные флажолеты.

В течение учебного года проработать с учеником 2-4 гаммы до 3-х знаков, 4-6 этюдов, 4-6 пьес.

Зачет - 2 произведения.

ЗНАТЬ

- терминологию, находить в нотном тексте;

УМЕТЬ

- читать простейшие нотные тексты;

- анализировать небольшие музыкальные примеры;

- целостно воспринимать музыкальное произведение, уметь выражать к нему свое отношение.


5 год обучения

Дальнейшее развитее музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Развитие самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач.Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев левой руки. Продолжение работы над кантиленой и звуковедением. Стилевое разнообразие репертуара.

Работа над штрихами в гамме: «деташе», «легато», «мартеле», «стаккато», «сотийе». Различные их сочетания. Знакомство с высокими (IV-V) позициями. Изучение двойных нот и аккордов.

В течение учебного года проработать с учеником 2-4 гаммы до 3-х знаков, 4-6 этюдов, 6-8 пьес.

Зачет - 2 разнохарактерных произведения.

ЗНАТЬ

-терминологию, находить в нотном тексте;

УМЕТЬ

-читать простейшие нотные тексты;

-анализировать небольшие музыкальные примеры;

- целостно воспринимать музыкальное произведение, уметь выражать к нему свое отношение.

- управлять процессом исполнения музыкального произведения;


6 год обучения

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков. Совершенствование штрихов: «деташе», «легато», «мартеле», «сотийе». Развитие техники левой руки, трели, различные виды соединения позиций, двойные ноты. Аккорды. Флажолеты (натуральные и искусственные). Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над репертуаром.

В течение учебного года проработать с учеником 2-4 гаммы до 3-х знаков, 4-6 этюдов, 6-8 пьес.

Зачет в конце года. Ученик должен исполнить 2 произведения по выбору педагога.

ЗНАТЬ

-терминологию, находить в нотном тексте;

УМЕТЬ

-читать простейшие нотные тексты;

-анализировать небольшие музыкальные примеры;

-целостно воспринимать музыкальное произведение, уметь выражать к нему свое отношение.

-управлять процессом исполнения музыкального произведения;


7 год обучения

Совершенствование дальнейшей работы над музыкально-исполнительскими навыками. Дальнейшее развитие пальцевой беглости и штриховой техники.

Самостоятельное изучение учащимися музыкального произведения. Чтение нот с листа. В течение учебного года учащийся должен проработать 2-4 гаммы до 3-х знаков, 4-6 этюдов, 2-4 пьесы.

Итоговая аттестация в конце года. Ученик должен исполнить 2 разнохарактерных произведения по выбору педагога. Основная цель этого экзамена показать насколько ученик освоил скрипку и получил навыки игры на инструменте.

ЗНАТЬ

-терминологию, находить в нотном тексте;

УМЕТЬ

-читать простейшие нотные тексты;

-анализировать небольшие музыкальные примеры;

-целостно воспринимать музыкальное произведение, уметь выражать к нему свое отношение.

-управлять процессом исполнения музыкального произведения;


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


- наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений, навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

- знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей, жанров, эпох, в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приёмов;

- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкального материала и приёмах работы над исполнительскими трудностями;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на скрипке. На основе большого количества легких, понятных, интересных ребенку пьес, пусть пройденных без тщательной проработки, в форме ознакомления, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приемы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. В результате обучение становится интересным и осмысленным.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)»:

- текущая - проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала в форме контрольных уроков

- промежуточная - оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. Основной формой промежуточной аттестации является: академический зачет.

- итоговая.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)».

Промежуточная аттестация по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- степени практической подготовки по предмету (скрипка), сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

График проведения промежуточной аттестации: дифференцированные зачеты в 4-15 полугодиях. Итоговая аттестация 16 полугодие.

Зачет принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе и преподавателем, который вел предмет (скрипка), кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного учреждения.

Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценка, полученная на зачете, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

По завершении всех аттестационных мероприятий допускается пересдача по данному предмету. Условия пересдачи и повторной сдачи зачета определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».


  1. Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» должны позволить:

-определить уровень освоения учащимся материала, предусмотренного учебной программой;

-оценить умения, применяемые учащимся в ходе исполнения произведений;

-оценить качество исполнения произведений учащимся.

В критерии оценок уровня подготовки обучающихся входят:

- музыкально-художественная трактовка произведения;

- чувство стиля;

- техническая оснащенность;

- стабильность исполнения.

«5» (ОТЛИЧНО)

- понимание стиля и художественного образа;

- раскрытие эмоционально-художественного содержания исполняемых произведений.

- увлеченность исполнением;

- художественное использование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- корректировка игры при необходимой ситуации;

«4»(ХОРОШО)

- грамотное понимание формы произведения, музыкального языка;

- недостаточный слуховой контроль;

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия и единства темпа.

«3» (УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)

- формальное прочтение авторского замысла, без образного осмысления музыки;

- слабый слуховой контроль;

- ограниченное понимание динамических, технологических задач;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- слабая артикуляция штрихов;

- однообразие и монотонность звучания.

«2» (НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)

- ошибки воспроизведения нотного текста;

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля;

- низкое качество звукоизвлечения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метроритмическая неустойчивость.

- исполнение произведений с большими техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями;

- отсутствие поставленной музыкальной задачи;

ЗАЧЁТ (без оценки)

- исполнение соответствует необходимому уровню на данном этапе обучения

  1. Контрольные требования на разных этапах обучения

За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков, например:

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей скрипки;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для скрипки зарубежными и отечественными композиторами;

- владение основными видами скрипичной техники;

-использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации к организации занятий по программе.

Учебный процесс регулируется учебными планами, которые составляют с учетом перспективных и текущих задач. Ведущий принцип организации учебного процесса – тесный контакт учителя и ученика. Педагогу необходимо постоянно повышать уровень мотивации и осознанности в занятиях у учащихся.

Главные требования, предъявляемые к уроку – единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями.

Наибольшей активности ребенка можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, их закреплении, а также при повторении пройденного и проверке усвоения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и путем воспроизведения с помощью технических средств. Демонстрацию музыки во многих случаях полезно сочетать с ее наблюдением по нотам.

Знакомство с великими мастерами исполнительства и прослушивание музыки в их исполнении может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте.

Другим стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своему музыкальному таланту он становится интереснее и значительнее в глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Педагог должен творчески подходить к выбору репертуара, подбирать популярные мелодии, но при этом не обходить вниманием классические произведения.

Музыкальное воспитание ученика и совершенство его игрового аппарата проходит в работе над музыкальным произведением. Репертуар необходимо формировать, принимая во внимание необходимость знакомства обучающихся с музыкой с различных эпох стилей и жанра. Продуманной и умело подобранный репертуар - мощное средство для воспитания музыкального вкуса и развития исполнительского аппарата ученика. В индивидуальный план учащегося могут включаться произведения, которые уже изучались ранее, а также произведения для самостоятельного изучения. Часть произведений используются для ознакомления и чтения с листа.

Как правило, пьесы для чтения с листа должна быть значительно легче изучаемых учащимися по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а также различные переложения, популярные пьесы.

Чтение с листа должно начинаться с первого года обучения и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Вся работа осуществляется под контролем педагога, который следует за тем, чтобы она протекала наиболее эффективно.

С первых месяцев обучения он приучает учащихся перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть ее текст, определить метроритм, ладотональность, характер мелодического и гармонического развития, общие контуры целостно, в развитии, как единый звучащей музыки. А затем, во время исполнения, стремиться охватить на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков («видеть» и «слышать вперед»), сосредотачиваться на главном, и меньше смотреть на инструмент и пальцы левой руки.

Развитие навыков самостоятельной работы, больше наблюдать за учеником, развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Для исполнения в течение учебного года на промежуточных аттестациях, а также экзаменах, в программе даны различные по уровню трудности примерные музыкальные произведения. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению. В работе с подвинутыми учениками нужно в формировании репертуара исходить из принципа последовательности и неуклонного усложнения изучаемых произведений. Ставя во главу гармоничное развитие художественной индивидуальности и технических умений учащихся.


Условия реализации программы


Материально – техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Необходимое техническое оснащение занятий

- инструмент в комплекте (скрипка, смычок, канифоль, футляр), соответствующий размеру уч-ся: 1/4, 1/2, 3/4, 4/4;

- учебная аудитория для индивидуальных занятий с фортепиано;

- пюпитр (регулируемый к любому росту ученика);

- ксерокс;


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

1– 2 год обучения

Осенний дождичек Т. Захарьина

Барашеньки УНП

Красная коровка УНП

Как у нашего кота УНП

Андрей -воробей РНП

Лиса по лесу ходила РНП

Прогоним курицу ЧНП

Сорока РНП

Козочка РНП

Во саду ли РНП

Скок-скок РНП

На зелёном лугу РНП

Перепёлочка РНП

Журавель УНП

Весёлые гуси УНП

Савка и Гришка БНП

Ходит зайка по саду РНП

Как под горкой РНП

На зелёном лугу РНП

Гуси-Гусенята УНП

Амиров Ф. Песня пастушка

Бекман Л.Ёлочка

Бакланова Н. Колыбельная, Марш октябрят

Барток Б. Детская песня

Бах И. Песня

Бетховен Л. Прекрасный цветок

Вебер К. Вальс

Гайдн Й. Песенка

Ж.Б. Люли Жан и Пьеро

Кюи Ц. Песенка

Жан и Пьеро (ст. фр. п)

Магиденко М. Петушок

Моцарт В. Аллегретто, Майская песня , Вечерняя песня

Попатенко Т. Эхо

Ребиков В. Воробышек

Маленький вальс Ревуцкий Л.

Стеценко К. Ой, гори , жито

Сорокин По дороге жук

Тиличеева Е. Яблонька

Тиличеева Е.Цирковые собачки

Филиппенко А. Цыплята

Хаджиев П. Маленький вальс

Чайковский П. Зелёное, моё ты виноградье

3 год обучения

Английская народная песня «Спи, малыш»

Русские народные песни:

«Как под горкой»

«Как пошли наши подружки»

«Ладушки»

Русская песня (обр. П. Чайковского) «Сидит ворон на дубу»

«Ходит зайка по саду»

Чешская народная песня «Пастушок»

Белорусская народная песня «Ой, мамо»

Польские детские песни «Висла», «Мишка с куклой»

Русские народные песни: «Во сыром бору тропина», «Во по ле береза стояла»,

«Как на тоненький ледок»

Украинские народные песни: «Журавель» (обр. П. Чайковского), «Ой, джигуне, джигуне»

Чешская народная песня «Аннушка»

Амиров Ф.Ноктюрн

Багиров З.Романс

Бакланова Н. Романс ,Мазурка, Хоровод

Бах И. С. Гавот

Бекман Л. Елочка

Старокадомский М. Воздушная песня


4 год обучения

Гайдн Й. Анданте

Гедике А. Заинька Колыбельная Марш Старинный танец

Гершфельд Г.Молдавская

Жилинский А.Пьеса на тему латышской песни

Завалишина М.Песенка, Вальс, Колыбельная

Ильин И.Мордовский танец

Иордан И.Таджикская

Кабалевский Д. Наш край, Игра, Хоровод, Песня

Книппер Л. Полюшко

Козловский И.Вальс

Лысенко Н.Колыбельная

Лятошинскйй Б. «Ой, на гори»

Майкапар С: Марш Юмореска Ариетта

Мартини Д.Анданте, Гавот

Мах С. Мелодия

Моцарт В. Песня пастушка, Колыбельная, Менуэт, Бурре

Мясковский Н.Полевая песня

Назирова Э. Маленький прелюд

Нариманидзе Н. Грузинская народная песня «Светлячок», Грузинский танец

Ниязи Н. Колыбельная

Пёрселл Г. Ария

Потоловский Н. Зайка

Рамо Ж.Ригодон

Соколовский Н. Романс Песня без слов

Спендиаров А.Элегическая песня Айше

Стеценко К. Колыбельная, Журавель

Сулимов Ю.Пионерская зорька, Прогулка в лес, Возвращение в лагерь

Фрид Г.Из старины, Грустный марш

Хаджиев П. Игра

Хачатурян А. Андантино

Чайкин П. Вальс

Шарнас Т. Стрекоза и муравей, Танец воробья. Народный танец,

Этюд (с аккомпанементом)

Шебалин В. Колыбельная, Менуэт

Шостакович Д. Маленький марш, Хороший день

Штрейхер Л.Украинская

Шуберт Ф. Экосез

Шуман Р. Первая утрата,Маленький романс, Веселый крестьянин


5 год обучения

Айвазян А. Песня Ре мажор, Армянский танец

Александров Ан. Русская

Бакланова Н. Мелодия и этюд «Вечное движение»

Бах И. С. Марш, Маленькая прелюдия, Фугетта, Прелюдия Ре мажор

Богословский Н.Колыбельная

Вебер К.Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

Ган Н. Раздумье

Глинка М. Полька, Танец из оперы «Иван Сусанин»

Глиэр Р. Русская песня, Монгольская песня

Глюк К.Бурре

Ильина Р. На качелях, Этюд-мазурка

Кабалевский Д. Вроде вальса, Галоп, Пионерское звено, Старинный танец

Вприпрыжку Рассказ героя, Мелодия

Комаровский А. Перепелочка , Русская песня ,Тропинка в лесу, Шутливая песенка

Вперегонки,За работой,Веселая пляска

Корелли А. Гавот

Кхель В. Маленький вальс

Киркор Г. Пьеса на таджикскую тему

Магомаев М. Грустная песенка

Моцарт В.Отрывок из оперы «Волшебная флейта»

Ребиков В. Грустное воспоминание, Песня без слов

Чайковский П.Шарманщик поет, Игра в лошадки, Старинная французская песенка

Шишов И. Маленький вальс

Шнейдерман М. Песня

Шольц П .Непрерывное движение

Шостакович Д. Шарманка, Заводная кукла

Штрейхер Л. Марийский танец, Лезгинка

6 -7 год обучения

Д. Шостакович «Шарманка»

Н. Богословский «Грустный рассказ»

Н. Ган «Раздумье»

Н. Леви «Тарантелла»

Б. Дварионас «Вальс»

Н. Раков «Прогулка»

А. Комаровский «Русская песня»

В. Косенко «Скерцино»

В. Ф. Бах «Весной»

П. Чайковский «Грустная песенка», «Неаполитанская песенка», «Вальс»,

«Песенка без слов», «Сладкая грёза»

И. Брамс «Колыбельная»

Дж. Бонончини «Рондо»

И.С. Бах Ригодон

Г. Мари «Ария в старинном стиле»

Х. Глюк Бурре

Бах И.С. Рондо

Брамс И. Колыбельная

Глинка М. Прощальный вальс

Дварионас Б. Вальс

Дженкинсон Э. Танец

Живцов А. Маленький вальс, Мазурка

Кабалевский Д. Этюд, Полька, Шествие

Караев К. Задумчивость, Маленький вальс

Косенко В. Скерцино

Леви В. Тарантелла

Моцарт В. Колыбельная, Немецкий танец

Мясковский Н. Мазурка

Обер Л. Тамбурин

Перголези Дж. Ария, Сицилиана

Прокофьев С. Марш

Раков Н. Маленький вальс, Прогулка, Рассказ

Свиридов Г. Грустная песня

Стоянов В. Колыбельная

Тартини Д. Сарабанда


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


1. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

2. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор», 1992

3. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор»,1986

4. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. М.,«Композитор»,1998

6. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

7. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

8. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

9. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

10. Классические пьесы (составитель и редактор С. Шальман). СПб, «Композитор»,2009

11. Крейцер Р. Этюды (ред. А. Ямпольского). М., Музыка, 1987

12. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

13. Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966

14. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы.

Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

15. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3классы.

Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю.Уткин, К. Фортунатов, М., Музыка, 2008

16. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы.

Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю.Уткин, К. Фортунатов, М., Музыка,1991

17. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5классы.

(Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

18. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

19. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6классы. М.,

Музыка, 1987

20. Юный скрипач. Вып. 1 Редактор-составитель К. Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

21. Юный скрипач. Вып.2. Редактор-составитель К. Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

22. Юный скрипач. Вып.3. М., «Советский композитор», 1992

23. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003


Список рекомендуемой методической литературы


1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965

2. Беленький Б. - Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка», 1990

3. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М.,

«Классика XXI», 2006

4. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980 Выпуск 2,

составитель Руденко В.И.

5. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика XXI»,2006

6. Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.М., «Музыка», 2008

7. Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика XXI», 2007

8. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985

9. Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М.,

10. Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной выразительности. М.,

«Классика XXI», 2006

11. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956

12. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М., «Музыка», 1973

13. Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача. СПб, 2002

14. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!