муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора школы,
Приказ № 232-ОД от 30 августа 2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Введение в естественно-научные предметы»
пос. Уральский
2021 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Введение в естественно-научные предметы»
Личностные результаты
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
применять установленные правила для решения задач;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
составлять план и последовательность действий;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
предвосхищать результат;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
осуществлять рефлексию способов и условий действий,
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
осуществлять смысловое чтение;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
применение и представление информации;
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры;
строить понятные для партнёра высказывания;
высказывать свое мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
использовать вербальные и невербальные средства, наглядные материалы;
Предметные результаты
Учащийсянаучится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, объем; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц, делать выводы по результатам исследования;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное движение, равномерное прямолинейное и криволинейное движение, относительность механического движения;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийсяполучит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Содержание учебного предмета «Введение в естественно-научные предметы»
5 класс
Введение (10 часа)
Что изучает физика. Что изучает химия.Научный метод. Тела. Вещества. Их свойства. Измерительные приборы.Измерение размеров разных тел. Лабораторная работа: «Измерение размеров разных тел». Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Лабораторная работа: «Измерение площади разных поверхностей». Как и для чего измеряют объем тел. Вычисление площади фигур, имеющих неправильную форму. Лабораторная работа: «Измерение объема разных тел».
Механические явления вокруг нас(9 часов)
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь. Движение. Способы измерения пройденного пути. Путь. Скорость.
Путешествие в мир света(5 часов)
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Прямолинейное распространение света, образование теней. Зеркала и их применение. Оптические приборы. Глаз. Лупа. Микроскоп.
Содержание учебного предмета «Введение в естественно-научные предметы»
6 класс
Тела. Вещества. Их свойства(5 часов)
Строение вещества.Три состояния вещества. Масса. Лабораторная работа по теме « Как измерить массу тела». Температура. Лабораторная работа по теме «Измерение положительной и отрицательной температуры».
Взаимодействие тел(5 часов)
К чему приводит действие одного тела на другое. Велика ли сила притяжения. Деформация – изменение формы. Сила упругости. Лабораторная работа по теме «Измерение силы». Если бы не было трения.
Путешествие в мир электричества(5 часов)
Что такое электрический ток. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока. Электрические цепи. Электричество вокруг нас.
Тематическое планирование по учебному предмету «Введение в естественно-научные предметы»
5 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Введение10 ч. |
1 | Что изучает физика. Что изучает химия | 1 |
2 | Научный метод | 1 |
3 | Лабораторное оборудование | 1 |
4 | Измерительные приборы | 1 |
5 | Измерение размеров разных тел | 1 |
6 | Лабораторная работа: «Измерение размеров разных тел» | 1 |
7 | Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Лабораторная работа: «Измерение площади разных поверхностей» | 1 |
8 | Вычисление площади фигур, имеющих неправильную форму | 1 |
9 | Как и для чего измеряют объем тел | 1 |
10 | Лабораторная работа: «Измерение объема разных тел» | 1 |
Итого по разделу - 10 часа |
Механические явления вокруг нас 3 ч. |
11 | Время. Измерение интервалов времени.Год. Месяц. Сутки. Календарь. | 1 |
12 | Движение. Способы измерения пройденного пути. | 1 |
13 | Путь. Скорость. | 1 |
Итого по разделу - 3 часов |
Путешествие в мир света5 ч. |
14 | Свет как источник информации человека об окружающем мире | 1 |
15 | Прямолинейное распространение света, образование теней | 1 |
16 | Зеркала и их применение | 1 |
17-18 | Оптические приборы. Глаз. Лупа. Микроскоп | 2 |
Итого по разделу –5 часов |
19 | Резервный урок | 1 |
Резервное время - 1 час |
Итого по программе - 19 часов |
Тематическое планирование по учебному предмету «Введение в естественно-научные предметы»
6 класс
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Тела. Вещества. Их свойства 5 ч. |
1 | Строение вещества | 1 |
2 | Состояния вещества | 1 |
3 | Масса | 1 |
4 | Лабораторная работа по теме « Как измерить массу тела» | 1 |
5 | Температура. Лабораторная работа по теме «Измерение положительной и отрицательной температуры» | 1 |
Итого по разделу - 5 часов |
Взаимодействие тел 5 ч. |
6 | К чему приводит действие одного тела на другое. | 1 |
7 | Велика ли сила притяжения | 1 |
8 | Деформация – изменение формы.Сила упругости | 1 |
9 | Лабораторная работа по теме «Измерение силы» | 1 |
10 | Если бы не было трения | 1 |
Итого по разделу - 5 часов |
Путешествие в мир электричества 5 ч. |
11 | Что такое электрический ток | 1 |
12 | Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока | 1 |
13-14 | Электрические цепи | 2 |
15 | Электричество вокруг нас | 1 |
Итого по разделу - 5 часов |
16 | Резервный урок | 1 |
Резервное время - 1 час |
Итого по программе - 16 часов |
Лист коррекции рабочей программы по учебному предмету
«Введение в естественно-научные предметы»
Класс 5
Дата урока, тема урока | Прохождение программы | Причины коррекции |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Лист коррекции рабочей программы по учебному предмету
«Введение в естественно-научные предметы»
Класс 6
Дата урока, тема урока | Прохождение программы | Причины коррекции |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |