СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для 5 класс "Ремесла Крыма"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 5 классов. В ней охвачены основные направления ДПИ роаспространненые на территории Крыма.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для 5 класс "Ремесла Крыма"»







Пояснительная записка:

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ремесла Крыма»

в 5 классе составлена на основе следующих документов:


1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.ФК ГОС-2004: Приказ МОН России от 05.03.2004 N 1089 (в редакции от 31.01.2012)

3.Учебный план ГБОУ СОШ №20 на 2020-2021 учебный год.

4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

5.Положение о рабочей программе ГБОУ СОШ №20.

6. Закон города Севастополя «Об образовании в Севастополе» от 23 января 2015 года № 107-ЗС

Культура Крыма — феномен мирового масштаба, уникальность её предопределена небывалым смешением многочисленных этносов на полуострове. Жители Крыма — представители разных национальных культур, носители знаний и мастерства традиционных народных ремёсел являются ценнейшим богатством Крыма.
В национальных ремёслах народов нашего полуострова отражена  многовековая история Крыма, древние ремесленные традиции народов и  мастерство, передающееся из поколения в поколение.

Программа внеурочной деятельности «Ремесла Крыма» предназначена для учащихся 5-х классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).  Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с историей развития, художественными особенностями и географией народных промыслов Крыма. История промыслов богата. Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов: дерева, метала, камня, глины – создал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Молодое поколение об этом знает мало.

Цель данного курса:

  1. ознакомление с декоративно-прикладными промыслами Крыма и географией их размещения;

  2. формирование целостного представления о населении полуострова, о ее культуре, традициях, народных помыслах;

  3. воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве.

Задачи:


  1. Привить любовь к традиционно-народному искусству.

  2. Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.

  3. Расширить и углубить творческие возможности, эстетическое и художественное восприятие учащихся.

  4. Способствовать формированию толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний о культуре разных народов, в т.ч. о народном искусстве, как части общемировой культуры.

Методы и приемы обучения.


В процессе занятий применяются различные методы и приемы:

- беседы

- практические занятия

- выработка навыков исследовательской работы

- выработка навыков самостоятельной работы

- бригадные формы труда

- презентация.

Курс рассчитан на межпредметные связи с такими науками, как, история, художественная культура, биология, так как многие мастера используют образы и особенности строения организмов растений и животных.

Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Учащийся научится:

- определять свойства конструкционных материалов;

- распознать материал по внешним признакам.

- читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

- выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий;

-составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; - - осуществлять технологический процесс;

- различать виды рукоделий: лоскутное шить, роспись ткани, вышивка;

- изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно – прикладных работ творческие работы в лоскутной технике.

Учащийся получит возможность научиться:

- Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях;

- изготавливать изделия декоративно – прикладного искусства, региональных народных промыслов

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;

- организовать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий.


Учебно-тематический план курса ВД «Ремесла Крыма»


Тема

Всего часов

В том числе

теория

практика

1.


Вводное занятие: «Путешествие по народным промыслам Республики Крым и г. Севастополя».

1

1


2.

Раздел 1. Работа с природным материалом

11

3

8

2.1

Флористика.

5

1

4

2.2

Лепка. Соленое тесто, холодный фарфор.

6

1

5

3

Раздел 2. Декупаж

4

1

3

4.

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала

7

2

5

5.

Раздел 4. Работа с текстильными материалами

8

2

6

5.1

Аппликация из ткани и ниток

5

1

4

5.2

Создания игрушек из ткани

3

1

2

6.

Раздел 5. Организация исследовательской работы и творческого проекта «Мой оберег».

3

1

2


Всего:

34

10

24





Содержание программы

Вводное занятие

Виды декоративно - прикладного искусства. Промыслы и ремесла Крыма. Разнообразие культурных миров. Национальный и религиозный состав населения. Проблемы межнационального общения. Влияние природных условий на занятия людей. Традиции, обычаи, обряды народов Крыма. Быт и народная культура.

Просмотр презентации. Исследование изделий народных промыслов.


Раздел 1. Работа с природным материалом

Знакомство с изделиями из природного материалаТехнология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

Флористика.

Понятия «флористика». Икебана. Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала. Правила построения цветочной композиции. Разнообразие технологий.

Практическая работа: изготовление панно, оформление работ к школьной выставке.

Лепка. Соленое тесто, холодный фарфор

Понятие «фарфор». История создания фарфора и изделия из него. Что такое «холодный фарфор», способ его приготовления. Техника работы с холодным фарфором. Технология покраски изделий.

Практическая работа: изготовление цветов и украшений (заколок, брошей, брелоков).


Раздел 2. Декупаж

История создания бумаги. Разнообразие видов бумаги. Салфетки. Знакомство с техникой декупажа. Технология изготовления изделий в технике декупажа, дукупаж на скорлупе.

Практическая работа: изготовление сувенира.


Раздел 3. Художественная обработка бросового материала

Понятие «бросовый материал, технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. Примеры утилизации бросового материала в декоративные изделия.

Практическая работа: Проект: «Бросовый материал в творческих руках».


Раздел 4. Работа с текстильными материалами

Аппликация из ткани и ниток

Краткие сведения из истории создания аппликации. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве народов Крыма. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Художественное оформление изделия различными материалами: бисером и блестками, кожей, мехом, пухом, шерстью, вышивкой гладью, крестом и др. Съемная аппликация.

Создания игрушек из ткани.

История создания игрушек из ткани. Разнообразие материала. Знакомство с техникой примитивизм. Значение народной куклы в жизни человека. Одежда народных кукол. Технология изготовления

Практическая работа: Изготовление тканевой игрушки, народной куклы.

Раздел 5. Организация исследовательской работы и творческого проекта «Мой оберег»

Анализ проблемы. Составление поэтапного плана. Определение источников информации. Самостоятельное выполнение изделия проекта по технологической карте.

Подведение итогов. Выставка творческих работ.



Список использованных источников


  1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.

  2. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.

  3. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.

  4. Зайцева О.В. Декоративные куклы. – М.: АСТ, 2010.

  5. Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.

  6. Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  7. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.

  8. Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп, 2011.

  9. Расина Е.Г. Валяние. Практичные и забавные вещи. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.

  10. Скляренко О.А. Шьём Тедди-малышей и их друзей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  11. Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.

  12. Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.

  13. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  14. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2012.

















Календарно-тематическое планирование курса ВД «Ремесла Крыма»

5 класс 34 часа в год

урока

Раздел

Тема учебного занятия (урока)

Сроки проведения

Примечание

План

Факт


1

Вводное занятие

«Путешествие по народным промыслам Республики Крым и г. Севастополя».




2

Раздел 1. Работа с природным материалом

Флористика.

Экскурсия. Сбор природного материала. Правила сбора




3


Правила подготовки и хранения материала. Понятие «флористика». Икебана.




4


Правила, техника работы с сухими листьями Изготовление «сухого» букета




5


Декоративное панно с использованием круп, зерен кофе, орехов и прочих. Основы композиции.




6


Изготовление поделок из природного материала ( морские камни, ракушки)




7


Лепка. Соленое тесто, холодный фарфор.

Путешествие в тестопластику: знакомство с содержанием и ТБ при работе с соленым тестом и холодным фарфором.




8


Эскиз – начальный этап выполнения работы. Выполнение эскиза к плоскостной работе из соленого теста.




9


Знакомство с рецептом соленого теста. Выполнение творческой работы по эскизу.




10


Декорирование изделия из соленого теста.




11


Принцип приготовления холодного фарфора. Изготовление цветов из холодного фарфора.




12


Декорирование готового изделия. Оформление цветочных композиций.




13

Раздел 2. Декупаж

Что такое – декупаж? Где применяется. Материалы и аксессуары.




14


Декупаж по стеклу, по дереву. Декорирование стеклянных форм (банок, бутылок) декупажем.




15


Декупаж на яичной скорлупе. Изготовление панно.




16


Декорирование творческих работ. ТБ при работе с красками и лаком.




17

Раздел 3. Художественная обработка бросового материала

Понятие «технологические отходы». Разнообразие технологических отходов. История возникновения и развития конструирования из бросового материала.




18


Понятие «панно». Идеи для поделок из бросового материала. Проект: «Бросовый материал в творческих руках».




19


Создание рисунка будущего панно в технике ассамбляж. Отбор, сортировка материала. Подготовка основы для панно.




20


Изготовление шаблонов. Перенос рисунка на основу.

Приклеивание пуговиц, бусин, пряжи по рисунку.




21


Изготовление объемных деталей по эскизу.




22


Покраска готового панно. Контроль качества.




23


Защита творческого проекта. Анализ проделанной работы.




24

Раздел 4. Работа с текстиль- ными материалами

Аппликация из ткани и ниток

Основы цветоведения. Зарисовка эскизов для творческих работ «Аппликация на пенопласте».





25


Перенос рисунка на пенопласт. Подбор лоскутков.




26


Нанести углубления резаком. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. 




27


Заполнение элементов рисунка цветными лоскутками.




28


Оформление рамки. Декорирования готовой работы.




29


Создания игрушек из ткани

История создания игрушек из ткани. Разнообразие игрушек.




30


Создание рисунка, выкраивание деталей и их сшивание. Краевые швы




31


Виды отделки (бисер, пуговицы, бусины, вышивка). Оформление готового изделия.




32

Раздел 5. Организация исследовательской работы и творческого проекта «Мой оберег».

Разработка идеи, сбор материала: «Народная кукла в жизни человека».




33


Изготовления народной куклы-оберега по выбору.




34


Выставка творческих работ. Защита проекта.





ИТОГО


34










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!