СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Юный биолог" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности кружок "Юный биолог" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Юный биолог" 5 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Свердловская средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Лосино-Петровский Московской области






УТВЕРЖДЕНО

Приказом МАОУ Свердловская СОШ №2

г.о. Лосино-Петровский Московской области

от 31 августа 2021 г. № 206 о/д





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

(экологическое направление)

клуб «Юный биолог»

2021 – 2022 учебный год






Составитель

Учитель начальных классов

Воропаева Марина Сергеевна







рп. Свердловский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе естественно - научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в воспитании экологической культуры людей. Программа внеурочной деятельности клуб « Юный биолог» разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе. Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, что соответствует Учебному плану внеурочной деятельности МАОУ Свердловская СОШ №2.

Программа обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей:

— умение проводить наблюдения в природе;

— овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,

проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

— овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические

знания с объективными реалиями жизни;

— соблюдать правила поведения в мире природы и правила здорового образа жизни.

Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде.

Цель программы:

Воспитать экологическую культуру личности подростков, вооружить их практическими умениями и навыками по изучению и охране природы, а так же по выращиванию растений и уходу за животными.

Задачи:

— расширить и углубить знания ребят о ценностном восприятии живой природы;

— формировать знания о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— развивать у учащихся устойчивый интерес к биологии как науке;

— способствовать любознательности, расширять кругозор учащихся;

— формировать бережное отношение к живой природе;

— воспитывать у учащихся культуру труда.

На внеурочную деятельность по программе отводится 34 часа – по 1 часу в неделю. Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе, проходят инструктаж. В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях.

Программа соответствует требованиям ФГОС и позволяет получить результат соответствующий результатам изучения предметной области «Естественнонаучные предметы», которые в соответствии с ФГОС должны содержать:

1) формирование системы научных знаний о живой природе,

закономерностях её развития исторически быстром сокращении

биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности

человека, для развития современных естественно - научных представлений о

картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений

о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об

основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о

взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и

изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и

проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых

организмов и человека, проведения экологического мониторинга в

окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности

оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов

риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в

своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью

своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению

5) формирование представлений о значении биологических наук в

решении проблем необходимости рациональпого природапользования

защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического

качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной

организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных

растений и домашних животных, ухода за ними.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

— Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

— Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

— умение работать с разными источниками информации;

— овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

— умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

— выделение особенностей строения и процессов жизнедеятельности растений;

— приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

— объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

— сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

— выявление приспособлений растений к среде обитания;

— овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

— знание основных правил поведения в природе;

— анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

— знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

— соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

— освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

— овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие(1ч.)

Знакомство с программой внеурочной деятельности. Диагностическое анкетирование. Собеседование с учащимися. Инструктаж по технике безопасности.

2. Сбор семян цветочно-декоративных и овощных культур (2ч.)

Изучение правил сбора семян цветочно-декоративных и овощных культур. Преимущества семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях. Признаки созревания плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.

Практические работы: Технология сбора семян цветочно-декоративных и овощных культур. Сбор, сушка, маркировка семян. Изготовление пакетиков для семян.

3. Работа с природным материалом (3 ч.)

Беседа о природе родного края. Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Сбор природного материала (плоды, листья, побеги растений). Инструменты для изготовления поделок.

Практические работы:

Изготовление поделок и панно из природного материала.

Экскурсия на пришкольный участок для сбора листьев, трав и др.

4. Фенологические наблюдения (3 ч.)

Знакомство с понятием «Фенология». Методы наблюдений в природе – измерение температуры, атмосферного давления, влажности воздуха и скорости ветра. Фенологические наблюдения в природе. Изучение народных примет времён года.

Практические работы:

Природа осенью. Создание проектов: «Подготовка к зиме у плодовых деревьев».

5. Оформление календаря природы по временам года (3 ч.)

Знакомство с правилами оформления календаря природы. Разделы календаря.

Практические работы: Выпуск календарей природы «Осень» «Зима» «Весна» «Лето»

6. Комнатные растения ( 5 ч.)

Классификация комнатных растений. История их происхождения. Требования комнатных растений к условиям содержания (свет, влажность). Питание растений. Минеральные и органические удобрения. Подкормка комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Размножение.

Практические работы:

Создание паспортов комнатных растений.

Пересадка растений.

Размножение растений черенками.

Уход за растениями (полив, рыхление, подкормка)

7. Мир домашних животных (5 ч.)

Кошки. Происхождение домашних кошек. Породы кошек и особенности ухода за ними.

Собаки. Происхождение домашних собак. Породы собак, особенности содержания и ухода за ними.

Аквариум в доме. Приборы и материалы, необходимые для создания аквариума. Методика закладки аквариума. Виды рыб для содержания в аквариуме их классификация. Виды водных растений и их классификация. Уход за аквариумом.

Практические работы:

Создание проектов «Мир кошек» «Породы собак»

Исследования «Влияние кормов на рост и развитие котят»

Закладка аквариума. Уход за аквариумом.

8. Сельскохозяйственные животные (4 ч.)

Крупный рогатый скот. Продуктивность и цели разведения. Молочная продукция.

Свиноводство. Основная продукция. Современные животноводческие комплексы.

Пушные звери. Звероферма её устройство.



9. Лекарственные растения нашей местности (5 ч.)

Знакомство с многообразием лекарственных растений произрастающих на территории посёлка. История использования лекарственных растений. Календарь сбора лекарственных трав. Изучение сборов лекарственных растений, используемых в медицине.

Практические работы:

Составление картотеки лекарственных растений нашей местности.

Изучение биологической активности лекарственных растений и их действующих веществ.

Составление календаря сбора лекарственных трав.

Экскурсия: Зелёная аптека.

10. Весенне-летние работы на пришкольном участке (3 ч.)

Цветочно-декоративные культуры, их назначение. Однолетние и многолетние культуры. Видовое и сортовое разнообразие. Использование в озеленении пришкольной территории. Выращивание лекарственных растений. Правила выращивания рассады цветочно-декоративных культур. Сроки посева семян и высадки рассады.

Практические работы:

Посев семян цветочно-декоративных и лекарственных растений на рассаду и в грунт. Уход за посевами и посадками.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Обучающиеся должны знать:

— правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

— условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы, в искусственных условиях фермы;

— окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, многообразие лекарственных растений, разнообразие цветочно-декоративных растений;

— существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

— технологию изготовления поделок из природного материала;

— правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:


— общаться с природой;

— видеть и понимать красоту живой природы;

— воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

— проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

— составлять план исследования и проводить исследовательскую работу в соответствии с планом;

— оформлять исследовательскую работу;

— распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

— сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

— самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

— вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

— текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

— рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;

— итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.

Результативность:

Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.


Литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. .- Вып. З.-М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2007.416с.

2., Клёнова организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с.

3. «Школа жизни - окружающий мир». Программно - методическое обеспечение туристко - краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.-60с.

4.Теплов воспитание в дополнительном образовании.-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-64с.

5., Жиренко - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с.

6.Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/Сост. . –М.: АРКТИ, 2006.-88с.

7.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План - программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / , , и др. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009.-304с.

8.Николаева эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168с.: цв. вкл.

9.Николаева эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. -112с.

10.Жадько Самоделкин/ Серия «Мир вашего ребёнка».- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-256с.,илл.

Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе:

1. Гурков театр. Классные шоу-программы!!!/ Серия «Здравствуй, школа!».-Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 320с.

2. Оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: « Валери СПД», 2001. -400с.,ил.

3.Прекрасное – своими руками / Сост. ; Белова ; Цв. Зимина. – М.: Дет. Лит., 1989. – 157 с. , ил. – ( Библиотека для родителей ).

4.Нагибина дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. (Серия: «Вместе учимся мастерить»)

5.Перевертень из ракушек. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 14,(2) с. - (Поделки своими руками).


Календарное тематическое планирование

Клуб «Юный биолог»

5 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

Наименование, раздел тем

Плановые сроки

1

Знакомство с программой внеурочной деятельности. Инструктаж по технике безопасности.

1 неделя

2

Изучение правил сбора семян цветочно-декоративных и овощных культур. Преимущества семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях.

2 неделя

3

Признаки созревания плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.

3 неделя

4

Беседа о природе родного края.

4 неделя

5

Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Практические работы: Изготовление поделок и панно из природного материала.

5 неделя

6

Сбор природного материала (плоды, листья, побеги растений). Инструменты для изготовления поделок.Экскурсия на пришкольный участок для сбора листьев, трав и др.

6 неделя

7

Знакомство с понятием «Фенология». Методы наблюдений в природе – измерение температуры, атмосферного давления, влажности воздуха и скорости ветра.

7 неделя

8

Фенологические наблюдения в природе.

8 неделя

9

Изучение народных примет времён года.Практические работы: Природа осенью. Создание проектов: «Подготовка к зиме у плодовых деревьев».

9 неделя

10

Знакомство с правилами оформления календаря природы.

10 неделя

11

Разделы календаря.

11 неделя

12

Практические работы: Выпуск календарей природы «Осень» «Зима» «Весна» «Лето»

12 неделя

13

Классификация комнатных растений. История их происхождения.

13 неделя

14

Требования комнатных растений к условиям содержания (свет, влажность). Питание растений. Минеральные и органические удобрения.

14 неделя

15

Подкормка комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Размножение.


15 неделя

16

Практические работы:

Создание паспортов комнатных растений.

Пересадка растений.


16 неделя

17

Размножение растений черенками.

Уход за растениями (полив, рыхление, подкормка)

17 неделя

18

Кошки. Происхождение домашних кошек. Породы кошек и особенности ухода за ними.

18 неделя

19

Собаки. Происхождение домашних собак. Породы собак, особенности содержания и ухода за ними.

19 неделя

20

Аквариум в доме. Приборы и материалы, необходимые для создания аквариума. Методика закладки аквариума.

20 неделя

21

Виды рыб для содержания в аквариуме их классификация. Виды водных растений и их классификация. Уход за аквариумом.

21 неделя

22

Практические работы:

Создание проектов «Мир кошек» «Породы собак»

Исследования «Влияние кормов на рост и развитие котят»

Закладка аквариума. Уход за аквариумом.

22 неделя

23

Крупный рогатый скот. Продуктивность и цели разведения. Молочная продукция.

23 неделя

24

Свиноводство. Основная продукция. Современные животноводческие комплексы.

24 неделя

25

Пушные звери. Звероферма её устройство.

25 неделя

26

Знакомство с многообразием лекарственных растений произрастающих на территории посёлка.

26 неделя

27

История использования лекарственных растений. Календарь сбора лекарственных трав.

27 неделя

28

Изучение сборов лекарственных растений, используемых в медицине.


28 неделя

29

Практические работы:

Составление картотеки лекарственных растений нашей местности.

29 неделя

30

Практические работы:

Изучение биологической активности лекарственных растений и их действующих веществ.

30 неделя

31

Цветочно-декоративные культуры, их назначение. Однолетние и многолетние культуры.


31 неделя

32

Видовое и сортовое разнообразие. Использование в озеленении пришкольной территории.

32 неделя

33

Выращивание лекарственных растений. Правила выращивания рассады цветочно-декоративных культур. Сроки посева семян и высадки рассады.

33 неделя

34

Практические работы:

Посев семян цветочно-декоративных и лекарственных растений на рассаду и в грунт. Уход за посевами и посадками.

34 неделя










ПРИЛОЖЕНИЕ №1

от «31» августа 2021г.

к рабочей программе

по внеурочной деятельности Клуб «Юный биолог»

для 5 класса

к разделу «Календарно -тематическое планирование»



ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Название раздела

Форма контроля

Сроки проведения (№ недели)

1.


НЕ ПРЕДУСМОТРЕН


2.




3.




4.




5.




6.




























ПРИЛОЖЕНИЕ №2

от «31» августа 2021г.

к рабочей программе

по внеурочной деятельности Клуб «Юный биолог»

для 5 класса

к разделу «Календарно -тематическое планирование»



Лист коррекции программы на 2021-2022 учебный год



Учитель


Внеурочная деятельность Клуб «Юный биолог»



п/п


Даты по плану

Темы по плану

Скорректиро-

ванная дата

Причины коррекции






































































ПРИЛОЖЕНИЕ №3

от «31» августа 2021г.

к рабочей программе

по внеурочной деятельности Клуб «Юный биолог»

для 5 класса

к разделу «Календарно -тематическое планирование»



недели

Периоды учебных недель в соответствии с рабочим календарем 2021-2022 учебного года

1 неделя

01.09.-03.09.

2 неделя

6.09.-10.09

3 неделя

13.09-17.09

4 неделя

20.09.-24.09

5 неделя

27.09.-01.10

6 неделя

11.10.-15.10

7 неделя

18.10.-22.10

8 неделя

25.10.-29.10

9 неделя

1.11.-5.11

10 неделя

8.11.-12.11

11 неделя

22.11.-26.11

12 неделя

29.11.-3.12

13 неделя

6.12.-10.12

14 неделя

13.12.-17.12

15 неделя

20.12.-24.12

16 неделя

27.12.-31.12

17 неделя

10.01.-14.01

18 неделя

17.01.-21.01

19 неделя

24.01.-28.01

20 неделя

31.01-4.02

21 неделя

7.02.-11.02

22 неделя

14.02.-18.02

23 неделя

28.02.-4.03

24 неделя

7.03.-11.03.

25 неделя

14.03.-18.03

26 неделя

21.03.-25.03

27 неделя

28.03.-1.04

28 неделя

11.04.-15.04

29 неделя

18.04.-22.04

30 неделя

25.04.-29.04

31 неделя

2.05.-6.05

32 неделя

9.05.-13.05

33 неделя

16.05.-20.05

34 неделя

23.05.-27.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!