МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 73»
СОГЛАСОВНА | | Рассмотрена и рекомендована | | УТВЕРЖДЕНА |
руководитель МО | | к утверждению | | и.о. директора |
_________________ | | на педагогическом совете | | ____________С.В. Козинкова |
Е.С. Мифаник | | Протокол № 1 от 30.08.2021 | | Приказ № 317 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«С финансами на ты»
для 6 классов
Учебный год | 2021-2022 |
Учитель | Попова И.С. |
г. Ростов-на-Дону
2021
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы внеурочной деятельности «С финансами на ты 6 класс» (Е. Вигдорчик, И. Липсица, Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность 5-7 класс». Изд. «Вита-Пресс», 2018г.) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (в соответствии с учебным планом 1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «С финансами на ты» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «С финансами на ты» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1. | Доходы и расходы семьи | 13 | Деньги и их функции. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. Уровень жизни и прожиточный минимум. Планирование семейного бюджета. Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. |
2. | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 10 | 2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Вклады. Страхование вкладов. Инвестиции. Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история. Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит. Ролевая игра «Семейный бюджет». |
3. | Взаимодействие человека и государства | 6 | Понятие о налогах и их типах.. Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков. Социальные услуги государства. Проект «Государство — это мы!» |
4. | Финансовый бизнес | 5 | Банковские услуги. Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
6 класс.
Номер занятия | Дата | Тема | Часы |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи . |
1 | 03.09.2021 | Введение. Как исполнить свои мечты. | 1 |
2 | 10.09.2021 | Как появились деньги. Виды денег. | 1 |
3 | 17.09.2021 | Деньги. Функции денег. | 1 |
4 | 24.09.2021 | Инфляция. | 1 |
5 | 01.10.2021 | Доходы семьи. | 1 |
6 | 08.10.2021 | Расходы семьи. | 1 |
7 | 15.10.2021 | Семейный бюджет и его виды. | 1 |
8 | 22.10.2021 | Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. | 1 |
9 | 29.10.2021 | Планирование семейного бюджета. | 1 |
10 | 12.11.2021 | Составление семейного бюджета. | 1 |
11 | 19.11.2021 | Уровень жизни и прожиточный минимум. | 1 |
12 | 26.11.2021 | Личный бюджет. | 1 |
13 | 03.12.2021 | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 1 |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. |
14 | 10.12.2021 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 1 |
15 | 17.12.2021 | Вклады. Сбережения. | 1 |
16 | 24.12.2021 | Страхование как способ защитить свои деньги. | 1 |
17 | 14.01.2022 | Виды страхования. | 1 |
18 | 21.01.2022 | Инвестиции. Как «выращивать» деньги? | 1 |
19 | 28.01.2022 | Возможные риски при сбережениях и инвестировании. | 1 |
20 | 04.02.2022 | Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. | 1 |
21 | 11.02.2022 | Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит. | 1 |
22 | 18.02.2022 | Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество. | 1 |
23 | 25.02.2022 | Практическая работа «Финансовое мошенничество». | 1 |
Раздел 3. Взаимодействие человека и государства. |
24 | 04.03.2022 | Что такое налоги? | 1 |
25 | 11.03.2022 | Типы и виды налогов. | 1 |
26 | 18.03.2022 | Права и обязанности налогоплательщика. | 1 |
27 | 08.04.2022 | Социальные услуги государства. | 1 |
28 | 15.04.2022 | Пенсия. | 1 |
29 | 22.04.2022 | Проект «государство- это мы» | 1 |
Раздел 4. Финансовый бизнес. |
30 | 29.04.2022 | Появление банков. Виды банков. | 1 |
31 | 06.05.2022 | Как банк работает. Банковские услуги. | 1 |
32 | 13.05.2022 | Бизнес. Виды бизнеса. | 1 |
33 | 20.05.2022 | Черты предпринимателя. | 1 |
34 | 27.05.2022 | Валюта. | 1 |
Список учащихся по внеурочной деятельности
«С финансами на ты»
6 класс
№ п/п | ФИО | Класс |
1 | Бурая Виктория Дмитриевна | 6А |
2 | Железняк Анастасия Андреевна | 6А |
3 | Конц Артём Вячеславович | 6А |
4 | Краснов Артём Олегович | 6А |
5 | Кудрявцева Юлия Олеговна | 6А |
6 | Толпинский Арсений Александрович | 6А |
7 | Юношев Александр Станиславович | 6А |
8 | Волкова Евгения Сергеевна | 6Б |
9 | Волошкина Полина Игоревна | 6Б |
10 | Кузнецова Алина Олеговна | 6Б |
11 | Строколис Олеся Александровна | 6Б |
12 | Решетников Андрей Александрович | 6В |
13 | Стрельникова Любава Андреевна | 6А |
14 | Яковенко Анна Валерьевна | 6А |
15 | Чистяков Максим Романович | 6А |