РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по предмету “Родной (татарский) язык”
“Увлекательная грамматика татарского языка”
для 10-11 класса
учителя татарского языка и литературы первой квалификационной категории
Гайнутдиновой Алины Рустамовны
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Изучение курса «Увлекательная грамматика татарского языка» играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Татарский язык – национальный язык татарского народа, а также наряду с русским языком является одним из государственных языков Республики Татарстан.
Можно выделить следующие функции татарского языка:
– татарский язык является средством общения представителей татарского народа и других национальностей, желающих на нем общаться;
– обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы;
– выступает связующим звеном между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта татарского народа.
В результате изучения курса «Увлекательная грамматика татарского языка» обучающиеся научатся использовать татарский язык как средство общения, познания мира и культуры татарского народа в сравнении с культурой других народов. Сравнительное изучение культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей будет способствовать формированию гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой край и многонациональную страну, поможет лучше осознать свою этническую и гражданскую принадлежность, воспитает уважительное отношение к другим народам.
Цель изучения учебного курса «Увлекательная грамматика татарского языка» – обеспечение языковой и культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (татарского) языка на основе изучения материалов по российской культуре, культуре татарского народа, мировой культуре; развитие татарской устной и письменной речи, способностей к взаимопониманию в поликультурном обществе.
Изучение предмета направлено на решение следующих задач:
– достижение умения правильно анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения, оценивать собственную и чужую речь с точки выразительного словоупотребления;
– формирование умений аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
– воспитание интереса и любви к родному татарскому языку, сознательного отношения к нему как к духовному наследию татарского народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность татарского языка.
Формы проведения занятий
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 10-11 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 10–11-х классов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения.
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн).
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
– экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов.
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи.
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Выпускник получит возможность научиться:
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск с использованием ресурсов библиотек, Интернета и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
–находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Основными предметными результатами изучения предмета «Родной (татарский) язык» являются формирование умений в области говорения, слушания, чтения и письменной речи; приобретение обучающимися знаний о фонетике, лексике, грамматике и стилистике татарского языка.
Предметные результаты ориентированы на общую функциональную грамотность, формирование компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Применительно к учебному предмету «Родной (татарский) язык» эта группа результатов предполагает:
– понимание учебного предмета, сформированность понятий о нормах татарского литературного языка и речевого поведения, осознанное применение знаний о них в речевой практике;
– сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях родного (татарского) языка, развитость языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области татарского языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;
– сформированность умений решать основные практические языковые
задачи: включаться в продуктивное общение, работать с текстами, оценивать
собственную и чужую речь с позиции соответствия нормам татарского языка;
– осознание содержательных и инструментальных межпредметных
связей родного (татарского) языка с литературой (татарской и русской),
русским языком и др.
В области слушания и чтения на базовом уровне выпускник научится:
– выборочно понимать детали несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера;
– совершенствовать умение чтения и понимать простые аутентичные тексты различных жанров;
– использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от учебной задачи;
– уметь отделять в прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать свое отношение к прочитанному.
В области говорения на базовом уровне выпускник научится:
– совершенствовать диалогическую речь в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального общения;
–без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу;
–выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку;
– совершенствовать умение формулировать несложные связные высказывания в рамках изученных тем;
– передавать основное содержание текстов;
– уметь кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
– употреблять в речи основные синтаксические конструкции в соответствии с коммуникативной задачей; коммуникативные типы предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых;
– распознавать в устной и письменной коммуникации различные части речи.
В области письменной речи на базовом уровне выпускник научится:
– составлять связные тексты в рамках изученной тематики;
– уметь писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе;
– описывать явления, события;
– письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.
Основное содержание учебного курса
10-11 класс
Содержание учебного курса отбирается с учетом интересов учащихся в соответствии с их возрастными особенностями. Оно состоит из следующих тем:
Знание и жизнь. Выбор жизненного пути. Желания и возможности. Высшие учебные заведения и выбранные профессии. Проблемы с выбором профессии. Роль изучения языков в современной экономической жизни.
Национальная библиотека Республики Татарстан. Научная библиотека имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.
В мире профессий. Экономическая жизнь, новые профессии. Требования к выбранным профессиям. Проблемы, волнующие молодежь.
Республика Татарстан. Достижения Татарстана в области экономики, культуры и искусства, образования. Межнациональное и межконфессиональное согласие и мир в Республике Татарстан. Выдающиеся личности татарского народа (композиторы, художники, певцы, артисты, поэты, писатели, просветители). Казань – политический, культурный и исторический центр. Вклад Татарстана в развитие мирового спорта. Международные связи Республики Татарстан.
Дружба. Общение. Положительные и отрицательные качества друзей. Умение дружить, секреты общения с друзьями. Первые искренние чувства, бережное отношение к ним.
Семейные ценности. Нормы взаимоотношений среди молодёжи. Ответственное отношение к созданию семьи. Современные проблемы в семейных отношениях. Обязанности родителей перед детьми, детей – перед родителями.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | тема урока | количество часов | Форма проведения занятия | дата |
план | факт |
1 полугодие 16 часов |
1. | Глассные и согласные звуки в татарском языке | 1 | | | |
2 | Орфографические принципы татарского языка | 1 | | | |
3. | Части речи в татарском языке | 1 | | | |
4. | Имя существительное. Группы имен существительных по значению | 1 | | | |
5. | Употребление имени существительного с аффиксами принадлежности | 1 | | | |
6. | Выражение принадлежности путём добавления к имени существительному аффиксов –ныкы/ -неке | 1 | | | |
7 | Склонение имен существительных по падежам | 1 | | | |
8. | Притяжательный падеж | 1 | | | |
9. | Упражнения в составлении небольшого рассказа по вопросам | 1 | | | |
10 | Наречие. Общие признаки и отличительные особенности имен прилагательных и наречий | 1 | | | |
11. | Разряды наречий. | 1 | | . | |
12. | Имя прилагательное. Группы прилагательных по значению. | 1 | | | |
13. | Субстантивация имен прилагательных. Степени прилагательных. | 1 | | | |
14. | Имя числительное. Особенности имен числительных. | 1 | | . | |
15. | Разряды числительных. | 1 | | | |
16. | Синтаксические функции собирательных числительных. | 1 | | | |
2 полугодие 19 часов |
17 | Местоимение. Грамматические группы местоимений | 1 | | | |
18 | Разряды местоимений. | 1 | | | |
19 | Категория времени глаголов изъявительного наклонения. | 1 | | | |
20 | Глагол в повелительном наклонения. | 1 | | | |
21 | Условное наклонение. | 1 | | | |
22 | Инфинитив | 1 | | | |
23 | Знчение залогов | 1 | | | |
24 | Причастие | 1 | | | |
25 | Способ действия глаголов | 1 | | | |
26 | Деепричастие. | 1 | | | |
27 | Выражение способа действия вспомогательными глаголами | 1 | | | |
28 | Характер человека. Упражнения в составлении небольшого рассказа по вопросам | 1 | | | |
29 | Категория утверждения-отрицания | 1 | | | |
30 | Имя действия. | | | | |
31 | Морфологический разбор глагола | | | | |
32 | Модальные и связывающие части речи. | | | | |
33 | Предикативные слова | | | | |
34 | Повторение пройденного материала | 2 | | | |
35 | | | |
11 класс
№ п/п | тема урока | количество часов | Форма проведения занятия | дата |
план | факт |
1 полугодие (беренче яртыеллык)- 16 часов |
1. | Звуки в татарском языке. | 1 | | | |
2 | Способ действия глаголов. Выражение способа действия вспомогательными глаголами | 1 | | | |
3 | Изъявительное наклонения. | 1 | | | |
4 | Спряжение глаголов изъявительного наклонения | 1 | | | |
5 | Основные понятия морфологии | 1 | | | |
6 | Группы имён существительных по значению | 1 | | | |
7 | Формы единственного и множественного числа существительного в татарском языке. | 1 | | | |
8 | Аффиксы в татарском языке. | 1 | | | |
9 | Ударение. | 1 | | | |
10 | Структура словообразования | 1 | | | |
11 | Части речи в татарском языке. | 1 | | | |
12 | Образование частей речи способом конверсии | 1 | | | |
13 | Образование имен существительных способом конверсии | 2 | | | |
14 | | | |
15 | Фонетический способ образования слов | 2 | | | |
16 | Словообразовательный разбор | | | | |
17 | Члены предложения. | 2 | | | |
18 | | | |
19 | Имя действия. (Исем фигыль) | 1 | | | |
20 | 1 | | | |
21 | Морфологический разбор глагола | 2 | | | |
22 | | | |
23 | Аффиксы однородных членов предложения. | 1 | | | |
24 | Грамматическая категори принадлежности | 2 | | | |
25 | | | |
26 | Простое предложение | 1 | | | |
27 | Виды односоставного предложения | 2 | | | |
28 | Разбор членов предложения и простого предложения | | | | |
29 | Сложное предложение | 1 | | | |
30 | Сложносочинённое предложение | 1 | | | |
31 | Разбор сложносочинённого предложения | 1 | | | |
32 | Сложноподчинённое предложение | 1 | | | |
33 | Повторение пройденного материала | 2 | | | |
34 | | | |