СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по родному (татарскому) языку для 10-11класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по родному (татарскому) языку для 10-11класса»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по предмету “Родной (татарский) язык”

Увлекательная грамматика татарского языка”

для 10-11 класса

учителя татарского языка и литературы первой квалификационной категории

Гайнутдиновой Алины Рустамовны




















2021 - 2022 учебный год

Пояснительная записка

Изучение курса «Увлекательная грамматика татарского языка» играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Татарский язык – национальный язык татарского народа, а также наряду с русским языком является одним из государственных языков Республики Татарстан.

Можно выделить следующие функции татарского языка:

– татарский язык является средством общения представителей татарского народа и других национальностей, желающих на нем общаться;

– обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития национальной литературы;

– выступает связующим звеном между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта татарского народа.

В результате изучения курса «Увлекательная грамматика татарского языка» обучающиеся научатся использовать татарский язык как средство общения, познания мира и культуры татарского народа в сравнении с культурой других народов. Сравнительное изучение культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей будет способствовать формированию гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой край и многонациональную страну, поможет лучше осознать свою этническую и гражданскую принадлежность, воспитает уважительное отношение к другим народам.

Цель изучения учебного курса «Увлекательная грамматика татарского языка» – обеспечение языковой и культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (татарского) языка на основе изучения материалов по российской культуре, культуре татарского народа, мировой культуре; развитие татарской устной и письменной речи, способностей к взаимопониманию в поликультурном обществе.

Изучение предмета направлено на решение следующих задач:

– достижение умения правильно анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения, оценивать собственную и чужую речь с точки выразительного словоупотребления;

– формирование умений аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

– воспитание интереса и любви к родному татарскому языку, сознательного отношения к нему как к духовному наследию татарского народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность татарского языка.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия

  • семинары;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  • тренинги;

  • круглые столы

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 10-11 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 10–11-х классов.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения.

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн).

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

– экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов.

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи.

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Выпускник получит возможность научиться:

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск с использованием ресурсов библиотек, Интернета и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

–находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Предметные результаты

Основными предметными результатами изучения предмета «Родной (татарский) язык» являются формирование умений в области говорения, слушания, чтения и письменной речи; приобретение обучающимися знаний о фонетике, лексике, грамматике и стилистике татарского языка.

Предметные результаты ориентированы на общую функциональную грамотность, формирование компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Применительно к учебному предмету «Родной (татарский) язык» эта группа результатов предполагает:

– понимание учебного предмета, сформированность понятий о нормах татарского литературного языка и речевого поведения, осознанное применение знаний о них в речевой практике;

– сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях родного (татарского) языка, развитость языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области татарского языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;

– сформированность умений решать основные практические языковые

задачи: включаться в продуктивное общение, работать с текстами, оценивать

собственную и чужую речь с позиции соответствия нормам татарского языка;

– осознание содержательных и инструментальных межпредметных

связей родного (татарского) языка с литературой (татарской и русской),

русским языком и др.

В области слушания и чтения на базовом уровне выпускник научится:

– выборочно понимать детали несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера;

– совершенствовать умение чтения и понимать простые аутентичные тексты различных жанров;

– использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от учебной задачи;

– уметь отделять в прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать свое отношение к прочитанному.

В области говорения на базовом уровне выпускник научится:

– совершенствовать диалогическую речь в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального общения;

–без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу;

–выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку;

– совершенствовать умение формулировать несложные связные высказывания в рамках изученных тем;

– передавать основное содержание текстов;

– уметь кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);

– употреблять в речи основные синтаксические конструкции в соответствии с коммуникативной задачей; коммуникативные типы предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых;

– распознавать в устной и письменной коммуникации различные части речи.

В области письменной речи на базовом уровне выпускник научится:

– составлять связные тексты в рамках изученной тематики;

– уметь писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе;

– описывать явления, события;

– письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.

Основное содержание учебного курса

10-11 класс

Содержание учебного курса отбирается с учетом интересов учащихся в соответствии с их возрастными особенностями. Оно состоит из следующих тем:

Знание и жизнь. Выбор жизненного пути. Желания и возможности. Высшие учебные заведения и выбранные профессии. Проблемы с выбором профессии. Роль изучения языков в современной экономической жизни.

Национальная библиотека Республики Татарстан. Научная библиотека имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.

В мире профессий. Экономическая жизнь, новые профессии. Требования к выбранным профессиям. Проблемы, волнующие молодежь.

Республика Татарстан. Достижения Татарстана в области экономики, культуры и искусства, образования. Межнациональное и межконфессиональное согласие и мир в Республике Татарстан. Выдающиеся личности татарского народа (композиторы, художники, певцы, артисты, поэты, писатели, просветители). Казань – политический, культурный и исторический центр. Вклад Татарстана в развитие мирового спорта. Международные связи Республики Татарстан.

Дружба. Общение. Положительные и отрицательные качества друзей. Умение дружить, секреты общения с друзьями. Первые искренние чувства, бережное отношение к ним.

Семейные ценности. Нормы взаимоотношений среди молодёжи. Ответственное отношение к созданию семьи. Современные проблемы в семейных отношениях. Обязанности родителей перед детьми, детей – перед родителями.

Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

тема урока

количество часов

Форма проведения занятия

дата

план

факт

1 полугодие 16 часов

1.

Глассные и согласные звуки в татарском языке

1




2

Орфографические принципы татарского языка

1




3.

Части речи в татарском языке

1




4.

Имя существительное. Группы имен существительных по значению

1




5.

Употребление имени существительного с аффиксами принадлежности

1




6.

Выражение принадлежности путём добавления к имени существительному аффиксов –ныкы/ -неке

1




7

Склонение имен существительных по падежам

1




8.

Притяжательный падеж

1




9.

Упражнения в составлении небольшого рассказа по вопросам

1




10

Наречие. Общие признаки и отличительные особенности имен прилагательных и наречий

1




11.

Разряды наречий.

1


.


12.

Имя прилагательное. Группы прилагательных по значению.

1




13.

Субстантивация имен прилагательных. Степени прилагательных.

1




14.

Имя числительное. Особенности имен числительных.

1


.


15.

Разряды числительных.

1




16.

Синтаксические функции собирательных числительных.

1




2 полугодие 19 часов

17

Местоимение. Грамматические группы местоимений

1




18

Разряды местоимений.

1




19

Категория времени глаголов изъявительного наклонения.

1




20

Глагол в повелительном наклонения.

1




21

Условное наклонение.

1




22

Инфинитив

1




23

Знчение залогов

1




24

Причастие

1




25

Способ действия глаголов

1




26

Деепричастие.

1




27

Выражение способа действия вспомогательными глаголами

1




28

Характер человека. Упражнения в составлении небольшого рассказа по вопросам

1




29

Категория утверждения-отрицания

1




30

Имя действия.





31

Морфологический разбор глагола





32

Модальные и связывающие части речи.





33

Предикативные слова





34

Повторение пройденного материала

2




35




11 класс

№ п/п

тема урока

количество часов

Форма проведения занятия

дата

план

факт

1 полугодие (беренче яртыеллык)- 16 часов

1.

Звуки в татарском языке.

1




2

Способ действия глаголов. Выражение способа действия вспомогательными глаголами

1




3

Изъявительное наклонения.

1




4

Спряжение глаголов изъявительного наклонения

1




5

Основные понятия морфологии

1




6

Группы имён существительных по значению

1




7

Формы единственного и множественного числа существительного в татарском языке.

1




8

Аффиксы в татарском языке.

1




9

Ударение.

1




10

Структура словообразования

1




11

Части речи в татарском языке.

1




12

Образование частей речи способом конверсии

1




13

Образование имен существительных способом конверсии

2




14




15

Фонетический способ образования слов

2




16

Словообразовательный разбор





17

Члены предложения.

2




18




19

Имя действия. (Исем фигыль)

1




20

1




21

Морфологический разбор глагола

2




22




23

Аффиксы однородных членов предложения.

1




24

Грамматическая категори принадлежности

2




25




26

Простое предложение

1




27

Виды односоставного предложения

2




28

Разбор членов предложения и простого предложения





29

Сложное предложение

1




30

Сложносочинённое предложение

1




31

Разбор сложносочинённого предложения

1




32

Сложноподчинённое предложение

1




33

Повторение пройденного материала

2




34












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!