Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новозоринская средняя общеобразовательная школа
Забайкальский край
Ононский район
Рассмотрено: Руководитель МО ______________/Пьянникова О.В./ «___» августа 2021 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР _________/Бальжинимаева Ц.Э./ «____» ____________ 2021 г. | Утверждаю: Директор МБОУ Новозоринская СОШ _________/Дашинимаева Ц.М./ «____» ____________ 20 21 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа удивительной физики»
Целевая аудитория: 3-4 класс
Срок реализации программы: 1 год (34 часов)
"ТОЧКА РОСТА"
Учитель: Бальжинимаева Цыцыгма Эрдынеевна
Новая Заря
2021 г.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н).
4. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)
Пояснительная записка
Программа разработана для обучающихся 3-4 классов общеобразовательной школы. В ходе освоения программы учащиеся знакомятся с наукой «Физика» и ее областью изучения, учатся анализировать и понимать физическую природу окружающих явлений. Это поспособствует углублению знаний школьника об окружающем мире и формированию интереса к естественнонаучным дисциплинам, с помощью выполнения физического опыта, проблемного обучения и игровых методик, позволит углубить знания об окружающем мире, а также подготовит школьников к изучению физики в 7 классе.
Учащиеся 3-4 классов получат первоначальные знания об основных физических явлениях, измерительных приборах, известных ученых и изобретениях, научатся наблюдать, проводить измерения и делать выводы в ходе выполнения краткосрочных практических работ.
На реализацию программы отводится 34 часа, 15 из которых являются практическими работами, при реализации которых будет задействовано оборудование «Точка роста».
Цель:
- формирование физической компетентности младших школьников для повышения интереса к изучению естественно направленных дисциплин, а в дальнейшем успешности в процессе обучения физике в основной школе.
Задачи:
- формирование первоначальных знаний о физических явлениях, которые встречаются в повседневной жизни;
- развитие интереса к физике, технике и истории науки;
- развитие мелкой моторики как необходимого компонента развития мыслительной деятельности;
- формирование навыков работы с информацией;
- повышение познавательной и творческой активности учащихся;
- развитие личностных качеств;
- осознание обучающимися роли человека в исследовании природы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки;
уважение к творцам науки и техники;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю;
осознание себя как части природы, желание познавать природные объекты и явления.
Предметные результаты:
научиться наблюдать и фиксировать природные явления, отличать их, приводить примеры физических и астрономических явлений, выделять их характерные особенности;
разбираться в смысле понятий: явление природы, наука о природе, физическое явление, физическое тело, физическая величина, физический закон, Вселенная, планета, звезда;
использовать физические приборы и измерительные
инструменты для измерения физических величин;
- овладеть навыками выполнения простейших экспериментальных заданий;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности во время наблюдений и опытов;
применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, оценки результатов своей деятельности;
овладение навыками мыслительной деятельности, необходимыми при изучении явлений природы;
формирование умений выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта работы с различными источниками информации;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли;
развитие мелкой моторики;
формирование умений работать в паре, группе.
Формы контроля
Необходимые материально-технические ресурсы:
Компьютер, экран, проектор, колонки, выход в глобальную сеть «Интернет»;
- Компьютер для проведения онлайн экскурсии;
- Для практических работ: бруски, рычаги, набор грузов, термометры, зеркала, свечи, штативы, спиртовка, муфты, лапки, компасы, воздушные шары, магниты, пластилин, наклонные плоскости, ведерки Архимеда.
- оборудование «Точка роста».
Содержание курса
Тематическое планирование (3 класс)
Знакомство с наукой «Здравствуй, физика!» (2 часа)
Введение в науку. Обзор физических явлений, физических тел. Демонстрация опытов, имеющих физическое обоснование. Техника безопасности. Измерительные приборы.
Практические работы:
1. «Наш глаз и точное измерение» Пример организации практической работы:
Используя линейку, определите расстояние между кончиками расставленных пальцев – указательного и большого: d = см.
Зная это расстояние, определите размеры вашей парты, а затем проведите измерения с помощью линейки. Сравните полученные результаты:
Пальцы: а= см, b= см.
Линейка: а= см, b= см.
Определите «на глаз» длину вашей тетради, а затем сравните с размерами линейки.
Сведения о строении вещества «Из чего я, ты и наше окружение»(3
часа)
Молекулы, атомы ионы. Характеристики вещества: форма, объем, цвет,
запах, температура. Растворение, диффузия. Поверхностное натяжение.
Практические работы:
«Вкусное дробление»
«Веселый пузырь»
Пример организации практической работы:
Смочите поверхность стола мыльным раствором и с помощью соломинки выдуйте пузырь. Их может быть несколько друг в друге
Измерьте диаметр пузыря. Диметру пузыря будет соответствовать след, оставшийся на столе.
Сравните диаметры. Пронаблюдайте за пузырем перед разрывом.
Почему диаметры разные? Что происходит с пузырем перед тем, как он лопается?
Световые явления «Окружающий мир и важный орган чувств»(3
часа)
Источники света. Свет и тень. Радуга. Зеркало. Лупа. Глаз.
Характеристики изображений.
Практические работы:
«Наблюдательная труба»
«Радуга своими руками»
Пример организации практической работы: Радуга своими руками [11].
Наполните небольшую емкость водой наполовину;
Разместите в воде зеркало под наклоном;
Направьте свет от источника (фонарик, лучи солнца) в воду на то место, где зеркало уходит под воду;
Держите над зеркалом лист белой бумаги, меняя угол до тех пор, пока не появится радуга.
Тепловые явления «Холодно-горячо» (3 часа)
Нагревание, охлаждение. Плавление и отвердевание. Агрегатные состояния вещества. Термометр.
Практические работы:
«Как плавится снег?»
«Моя игрушка»
Пример организации практической работы:
Плавление снега.
Вам понадобится комок снега. Поместите его в емкость (стакан, тарелка).
Опустите в емкость термометр и пронаблюдайте за его показаниями.
Проследите за отдельными этапами опыта и объясните:
Почему на дне появился небольшой слой воды;
Почему после того, как слой воды увеличился, снег всплыл?
Механические явления «Мир вокруг нас» (3 часа)
Движение и взаимодействие. Относительность движения. Скорость, путь, время. Инерция. Энергия. Простые механизмы.
Практические работы:
«Движется или нет?»
« Тяжело вблизи, легко вдали» Пример организации практической работы: Относительность движения [4].
лист.
Пронаблюдайте за явлением и ответьте на вопросы: Движение пенала наблюдается относительно каких тел?
Выдерните бумагу резким движением. Двигался ли пенал?
Звуковые явления «Звук. Волна не только в море» (2 часа) Источники звука. Природа происхождения. Эхо. Характеристика звука. Практические работы:
1. «Звук возникает, если…»
Пример организации практической работы:
Возьмите в руки линейку. Слышен ли от нее звук?
Расположите линейку на краю парты так, чтобы примерно половина линейки оказалась за пределами парты, а другую половину крепко прижмите к парте.
Воздействуйте на свободный конец линейки так, чтобы он начал колебаться. Слышен ли звук?
В каком случае тела издают звуки?
Урок-обобщение «Что я знаю, вижу, понимаю» (1 час)
Краткий обзор изученных явлений. Демонстрация опытов школьниками и их обоснование слушателями. Рефлексия.
Тематическое планирование (4 класс)
Урок-повторение. Игра «Морской бой» (1 час) Повторение изученного материала. Техника безопасности.
Электромагнитные явления «Осторожно, электричество и магнетизм»(5 часов)
Электрический ток, возникновение и его источники. Электризация. Разноименность зарядов. Потребители, провода, выключатели. Польза и вред. Магнит и его природа. Намагниченность. Магнитное действие. Применение. Магнитное поле Земли. Компас.
Практические работы
«Куда магнит, туда предмет, но лишь особенный».
Работа с компасом «Земля – огромный магнит». Пример организации практической работы: Электризация.
Потрите шар о волосы и преподнесите его к зернам риса и соли, расположенные на бумаге. Что произошло?
Снова потрите шар о волосы. Расположите линейку на выпуклой линзе. Преподнесите шарик к концу линейки. Что наблюдаете, как это объяснить?
Урок-игра «Кто хочет разобрать явление?»(1 час) Закрепление сущности физических явлений, умение их отличать. Астрономия «Звезды, солнце, луна» (2 часа)
Введение в науку. Область изучения. Солнечная система. Карта звездного неба, созвездия. Космос, методы изучения.
Практические работы:
1. «Онлайн-экскурсия по звездному небу, определение созвездий».
Силы в природе «Все дело в силе!» (5 часов)
Явление тяготения. Сила тяжести. История открытия, природа происхождения. Сила Ньютона. Легенда о Ньютоне. Проведение экспериментов на силу Ньютона, просмотр видеофильмов. Сила Архимеда. Легенда об Архимеде и его история. Условия возникновения, условия проявления. Плавание тел.
Практические работы:
«Действие силы на различные предметы»
«Когда тонет, когда плавает, когда всплывает»
«Физика в технических устройствах» (2 часа)
Обзор устройств и приборов, работающих на основе законов физики. Двигатель внутреннего сгорания, радио и телевидение, микрофон, электростанции, тепловая машина.
Практические работы:
1. Защита проектов «Физика на работе у папы/мамы/дома».
Обобщающий урок –конференция «Почему нужно изучать физику?» (1 час)
Краткое подведение итогов, обсуждение роли физики в жизни человека.
Учебно-тематическое планирование
(34 часа)
№ п/п | Название темы | Содержание | Кол-во часов |
|
1 | Знакомство с наукой «Здравствуй, физика!» | Введение в науку. Обзор физических явлений, физических тел. Демонстрация опытов, имеющих физическое обоснование. Техника безопасности. | 2 |
Измерительные приборы . П/р «Наш глаз и точное измерение» |
2 | Сведения о строении вещества «Из чего я, ты и наше окружение» | Молекулы, атомы ионы. Характеристики вещества: форма, объем, цвет, запах, температура. | 3 |
Растворение, диффузия. П/р «Вкусное дробление» |
Поверхностное натяжение. П/р «Веселый пузырь» |
3 | Световые явления «Окружающий мир и важный орган чувств» | Источники света. Свет и тень. Радуга. Зеркало. Лупа. Глаз | 3 |
Инверсия. П/р «Наблюдательная труба» |
П/р «Радуга своими руками» |
4 | Тепловые явления «Холодно-горячо» | Нагревание, охлаждение. Плавление отвердевание. Термометр | 3 |
Плавление. П/р «Как плавится снег?» |
Отвердевание. П/р «Моя игрушка» |
5 | Механические явления «Мир вокруг нас» | Движение и взаимодействие. Скорость, путь, время. Инерция. Простые механизмы | 3 |
Относительность движения. П/р «Движется или нет?» |
П/р « Тяжело вблизи, легко вдали» |
6 | Звуковые явления «Звук. Волна не только в море» | Источники звука. Природа происхождения. Эхо | 2 |
| П/р «Звук возникает, если…» |
7 | Урок-обобщение «Что я знаю, вижу, понимаю» | Краткий обзор изученных явлений. Демонстрация опытов школьниками и их обоснование слушателями. Рефлексия | 1 |
8 | Урок-повторение Игра «Морской бой» | Повторение изученного материала. Техника безопасности. | 1 |
9 | Электромагнитные явления «Осторожно, электричество и магнетизм» | Электрический ток, возникновение и его источники. Потребители, провода, выключатели. Польза и вред. | 5 |
10 | Электризация. Разноименность зарядов. П/р «Заряженный шар», «Шары в ссоре». |
11 | Магнит и его природа. Магнитное действие. Применение. Магнитное поле Земли. Компас. |
12 | Намагниченность П/р «Куда магнит, туда предмет, но лишь особенный». |
13 | Работа с компасом. П/р «Земля- огромный магнит» |
14 | Урок-игра «Кто хочет разобрать явление?» | Закрепление сущности физических явлений, умение их отличать | 1 |
15 | Астрономия «Звезды, солнце, луна» | Введение в науку. Область изучения. Солнечная система. Карта звездного неба, созвездия. Как изучается космос. | 2 |
16 | П/р «онлайн-экскурсия по звездному небу, определение созвездий» | 1 |
17 | Силы в природе «Все дело в силе!» | Явление тяготения. Сила тяжести. История открытия, природа происхождения. | 5 |
18 | П/р «Действие силы на различные предметы» |
19 | Сила Ньютона. Легенда о Ньютоне. Проведение экспериментов на силу Ньютона, просмотр видеофильмов |
20 | | Сила Архимеда. Легенда об Архимеде и его история. Условия возникновения, условия проявления. Плавание тел |
Условия плавания тел. П/р «Когда тонет, когда плавает, когда всплывает» |
21 | Физика в технических устройствах | Обзор устройств и приборов работающих на основе законов физики. Двигатель внутреннего сгорания, радио и телевидение, микрофон, электростанции, тепловая машина | 2 |
|
Защита проектов «Физика на работе у папы/мамы/дома |
22 | Обобщающий урок - конференция «Почему нужно изучать физику?» | Краткое подведение итогов, обсуждение роли физики в жизни человека | 1 |
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Физика для самых маленьких WWW yoube.com