СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа удивительной физики» Целевая аудитория: 3-4 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа удивительной физики» Целевая аудитория: 3-4 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новозоринская средняя общеобразовательная школа

Забайкальский край

Ононский район


Рассмотрено:

Руководитель МО

______________/Пьянникова О.В./

«___» августа 2021 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_________/Бальжинимаева Ц.Э./

«____» ____________ 2021 г.


Утверждаю:

Директор МБОУ Новозоринская СОШ

_________/Дашинимаева Ц.М./

«____» ____________ 20 21 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Школа удивительной физики»

Целевая аудитория: 3-4 класс

Срок реализации программы: 1 год (34 часов)

"ТОЧКА РОСТА"



Учитель: Бальжинимаева Цыцыгма Эрдынеевна







Новая Заря

2021 г.


Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н).

4. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)


Пояснительная записка

Программа разработана для обучающихся 3-4 классов общеобразовательной школы. В ходе освоения программы учащиеся знакомятся с наукой «Физика» и ее областью изучения, учатся анализировать и понимать физическую природу окружающих явлений. Это поспособствует углублению знаний школьника об окружающем мире и формированию интереса к естественнонаучным дисциплинам, с помощью выполнения физического опыта, проблемного обучения и игровых методик, позволит углубить знания об окружающем мире, а также подготовит школьников к изучению физики в 7 классе.

Учащиеся 3-4 классов получат первоначальные знания об основных физических явлениях, измерительных приборах, известных ученых и изобретениях, научатся наблюдать, проводить измерения и делать выводы в ходе выполнения краткосрочных практических работ.

На реализацию программы отводится 34 часа, 15 из которых являются практическими работами, при реализации которых будет задействовано оборудование «Точка роста».

Цель:

- формирование физической компетентности младших школьников для повышения интереса к изучению естественно направленных дисциплин, а в дальнейшем успешности в процессе обучения физике в основной школе.

Задачи:

- формирование первоначальных знаний о физических явлениях, которые встречаются в повседневной жизни;

- развитие интереса к физике, технике и истории науки;

- развитие мелкой моторики как необходимого компонента развития мыслительной деятельности;

- формирование навыков работы с информацией;

- повышение познавательной и творческой активности учащихся;

- развитие личностных качеств;

- осознание обучающимися роли человека в исследовании природы.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты:

      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

      • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки;

      • уважение к творцам науки и техники;

      • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю;

      • осознание себя как части природы, желание познавать природные объекты и явления.

Предметные результаты:

      • научиться наблюдать и фиксировать природные явления, отличать их, приводить примеры физических и астрономических явлений, выделять их характерные особенности;

      • разбираться в смысле понятий: явление природы, наука о природе, физическое явление, физическое тело, физическая величина, физический закон, Вселенная, планета, звезда;

      • использовать физические приборы и измерительные

инструменты для измерения физических величин;

- овладеть навыками выполнения простейших экспериментальных заданий;

      • следовать инструкциям и правилам техники безопасности во время наблюдений и опытов;

      • применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

      • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, оценки результатов своей деятельности;

      • овладение навыками мыслительной деятельности, необходимыми при изучении явлений природы;

      • формирование умений выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

      • приобретение опыта работы с различными источниками информации;

      • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли;

      • развитие мелкой моторики;

      • формирование умений работать в паре, группе.

Формы контроля

        • видео-отчет по проделанной работе;

        • рассказ от имени исследователя;

        • стенд-газета;

        • демонстрационный опыт.

Необходимые материально-технические ресурсы:

Компьютер, экран, проектор, колонки, выход в глобальную сеть «Интернет»;

- Компьютер для проведения онлайн экскурсии;

- Для практических работ: бруски, рычаги, набор грузов, термометры, зеркала, свечи, штативы, спиртовка, муфты, лапки, компасы, воздушные шары, магниты, пластилин, наклонные плоскости, ведерки Архимеда.

- оборудование «Точка роста».


Содержание курса

Тематическое планирование (3 класс)

Знакомство с наукой «Здравствуй, физика!» (2 часа)

Введение в науку. Обзор физических явлений, физических тел. Демонстрация опытов, имеющих физическое обоснование. Техника безопасности. Измерительные приборы.

Практические работы:

1. «Наш глаз и точное измерение» Пример организации практической работы:

      • Используя линейку, определите расстояние между кончиками расставленных пальцев – указательного и большого: d = см.

      • Зная это расстояние, определите размеры вашей парты, а затем проведите измерения с помощью линейки. Сравните полученные результаты:

  1. Пальцы: а= см, b= см.

  2. Линейка: а= см, b= см.

Определите «на глаз» длину вашей тетради, а затем сравните с размерами линейки.

Сведения о строении вещества «Из чего я, ты и наше окружение»(3

часа)

Молекулы, атомы ионы. Характеристики вещества: форма, объем, цвет,

запах, температура. Растворение, диффузия. Поверхностное натяжение.

Практические работы:

  1. «Вкусное дробление»

  2. «Веселый пузырь»

Пример организации практической работы:

      • Смочите поверхность стола мыльным раствором и с помощью соломинки выдуйте пузырь. Их может быть несколько друг в друге

      • Измерьте диаметр пузыря. Диметру пузыря будет соответствовать след, оставшийся на столе.

      • Сравните диаметры. Пронаблюдайте за пузырем перед разрывом.

Почему диаметры разные? Что происходит с пузырем перед тем, как он лопается?

Световые явления «Окружающий мир и важный орган чувств»(3

часа)

Источники света. Свет и тень. Радуга. Зеркало. Лупа. Глаз.

Характеристики изображений.

Практические работы:

  1. «Наблюдательная труба»

  2. «Радуга своими руками»

Пример организации практической работы: Радуга своими руками [11].

      • Наполните небольшую емкость водой наполовину;

      • Разместите в воде зеркало под наклоном;

      • Направьте свет от источника (фонарик, лучи солнца) в воду на то место, где зеркало уходит под воду;

      • Держите над зеркалом лист белой бумаги, меняя угол до тех пор, пока не появится радуга.

Тепловые явления «Холодно-горячо» (3 часа)

Нагревание, охлаждение. Плавление и отвердевание. Агрегатные состояния вещества. Термометр.

Практические работы:

  1. «Как плавится снег?»

  2. «Моя игрушка»

Пример организации практической работы:

Плавление снега.

      • Вам понадобится комок снега. Поместите его в емкость (стакан, тарелка).

      • Опустите в емкость термометр и пронаблюдайте за его показаниями.

      • Проследите за отдельными этапами опыта и объясните:

  1. Почему на дне появился небольшой слой воды;

  2. Почему после того, как слой воды увеличился, снег всплыл?

Механические явления «Мир вокруг нас» (3 часа)

Движение и взаимодействие. Относительность движения. Скорость, путь, время. Инерция. Энергия. Простые механизмы.

Практические работы:

  1. «Движется или нет?»

  2. « Тяжело вблизи, легко вдали» Пример организации практической работы: Относительность движения [4].

      • Расположите на листке бумаги пенал и медленно потяните за

лист.

      • Пронаблюдайте за явлением и ответьте на вопросы: Движение пенала наблюдается относительно каких тел?

      • Выдерните бумагу резким движением. Двигался ли пенал?

Звуковые явления «Звук. Волна не только в море» (2 часа) Источники звука. Природа происхождения. Эхо. Характеристика звука. Практические работы:

1. «Звук возникает, если…»

Пример организации практической работы:

      • Возьмите в руки линейку. Слышен ли от нее звук?

      • Расположите линейку на краю парты так, чтобы примерно половина линейки оказалась за пределами парты, а другую половину крепко прижмите к парте.

      • Воздействуйте на свободный конец линейки так, чтобы он начал колебаться. Слышен ли звук?

В каком случае тела издают звуки?

Урок-обобщение «Что я знаю, вижу, понимаю» (1 час)

Краткий обзор изученных явлений. Демонстрация опытов школьниками и их обоснование слушателями. Рефлексия.

Тематическое планирование (4 класс)

Урок-повторение. Игра «Морской бой» (1 час) Повторение изученного материала. Техника безопасности.

Электромагнитные явления «Осторожно, электричество и магнетизм»(5 часов)

Электрический ток, возникновение и его источники. Электризация. Разноименность зарядов. Потребители, провода, выключатели. Польза и вред. Магнит и его природа. Намагниченность. Магнитное действие. Применение. Магнитное поле Земли. Компас.

Практические работы

  1. «Куда магнит, туда предмет, но лишь особенный».

  2. Работа с компасом «Земля – огромный магнит». Пример организации практической работы: Электризация.

      • Потрите шар о волосы и преподнесите его к зернам риса и соли, расположенные на бумаге. Что произошло?

      • Снова потрите шар о волосы. Расположите линейку на выпуклой линзе. Преподнесите шарик к концу линейки. Что наблюдаете, как это объяснить?

Урок-игра «Кто хочет разобрать явление?»(1 час) Закрепление сущности физических явлений, умение их отличать. Астрономия «Звезды, солнце, луна» (2 часа)

Введение в науку. Область изучения. Солнечная система. Карта звездного неба, созвездия. Космос, методы изучения.

Практические работы:

1. «Онлайн-экскурсия по звездному небу, определение созвездий».

Силы в природе «Все дело в силе!» (5 часов)

Явление тяготения. Сила тяжести. История открытия, природа происхождения. Сила Ньютона. Легенда о Ньютоне. Проведение экспериментов на силу Ньютона, просмотр видеофильмов. Сила Архимеда. Легенда об Архимеде и его история. Условия возникновения, условия проявления. Плавание тел.

Практические работы:

  1. «Действие силы на различные предметы»

  2. «Когда тонет, когда плавает, когда всплывает»

«Физика в технических устройствах» (2 часа)

Обзор устройств и приборов, работающих на основе законов физики. Двигатель внутреннего сгорания, радио и телевидение, микрофон, электростанции, тепловая машина.

Практические работы:

1. Защита проектов «Физика на работе у папы/мамы/дома».

Обобщающий урок –конференция «Почему нужно изучать физику?» (1 час)

Краткое подведение итогов, обсуждение роли физики в жизни человека.








Учебно-тематическое планирование

(34 часа)

п/п

Название темы

Содержание

Кол-во

часов




1

Знакомство с наукой

«Здравствуй, физика!»

Введение в науку. Обзор физических явлений, физических тел. Демонстрация опытов, имеющих физическое обоснование.

Техника безопасности.



2

Измерительные приборы

.

П/р «Наш глаз и точное измерение»




2


Сведения о строении вещества

«Из чего я, ты и наше окружение»

Молекулы, атомы ионы.

Характеристики вещества: форма, объем, цвет, запах, температура.




3

Растворение, диффузия.


П/р «Вкусное дробление»

Поверхностное натяжение.


П/р «Веселый пузырь»


3


Световые явления

«Окружающий мир и важный орган чувств»

Источники света. Свет и тень.

Радуга. Зеркало. Лупа. Глаз



3

Инверсия.


П/р «Наблюдательная труба»


П/р «Радуга своими руками»




4



Тепловые явления

«Холодно-горячо»

Нагревание, охлаждение. Плавление отвердевание.

Термометр



3

Плавление.


П/р «Как плавится снег?»

Отвердевание.

П/р «Моя игрушка»



5



Механические явления

«Мир вокруг нас»

Движение и взаимодействие. Скорость, путь, время.

Инерция.

Простые механизмы



3

Относительность движения.


П/р «Движется или нет?»


П/р « Тяжело вблизи, легко вдали»


6

Звуковые явления

«Звук. Волна не только в море»

Источники звука. Природа происхождения. Эхо


2



П/р «Звук возникает, если…»


7


Урок-обобщение

«Что я знаю, вижу, понимаю»

Краткий обзор изученных явлений.

Демонстрация опытов школьниками и их обоснование слушателями. Рефлексия


1

8

Урок-повторение

Игра «Морской бой»

Повторение изученного материала.

Техника безопасности.

1

9





Электромагнитные явления

«Осторожно, электричество и магнетизм»

Электрический ток, возникновение и

его источники. Потребители, провода, выключатели. Польза и вред.






5

10

Электризация. Разноименность зарядов.

П/р «Заряженный шар», «Шары в ссоре».

11

Магнит и его природа. Магнитное

действие. Применение. Магнитное поле Земли. Компас.

12

Намагниченность

П/р «Куда магнит, туда предмет, но лишь особенный».

13

Работа с компасом.

П/р «Земля- огромный магнит»

14

Урок-игра

«Кто хочет разобрать явление?»

Закрепление сущности физических

явлений, умение их отличать

1

15


Астрономия

«Звезды, солнце, луна»

Введение в науку. Область изучения. Солнечная система.

Карта звездного неба, созвездия. Как изучается космос.



2

16

П/р «онлайн-экскурсия по звездному небу, определение созвездий»

1

17


Силы в природе

«Все дело в силе!»

Явление тяготения. Сила тяжести.

История открытия, природа происхождения.


5

18

П/р «Действие силы на различные предметы»

19

Сила Ньютона. Легенда о Ньютоне. Проведение экспериментов на силу Ньютона, просмотр видеофильмов

20


Сила Архимеда. Легенда об Архимеде и его история. Условия возникновения, условия проявления.

Плавание тел

Условия плавания тел.

П/р «Когда тонет, когда плавает, когда всплывает»

21

Физика в технических устройствах

Обзор устройств и приборов работающих на основе законов физики.

Двигатель внутреннего сгорания, радио и телевидение,

микрофон, электростанции, тепловая машина

2




Защита проектов

«Физика на работе у папы/мамы/дома

22

Обобщающий урок - конференция

«Почему нужно изучать физику?»

Краткое подведение итогов, обсуждение роли физики в жизни человека

1


Список литературы.

  1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

Интернет ресурсы.

  1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.

  2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.

  3. Физика для самых маленьких WWW yoube.com

         












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!