Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочному курсу «Как хорошо уметь читать» для обучающихся 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в ФГОС НОО» от 31.12.2015 №1576.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011;
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30 августа 2013.
Общие цели образования с учетом специфики учебного курса
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
2 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном самостоятельном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• знакомиться с различными типами текстов;
3 год
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов.
4 год
• развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.
Формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится литературный праздник, литературная игра.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны научиться:
узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
отвечать на вопросы по содержанию текста.
воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны научиться:
понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны научиться:
самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
словесно рисовать картины к художественным текстам.
составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
понимать образные выражения, используемые в книге.
ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
коллективная драматизация художественных произведений.
введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны научиться:
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы внеурочного курса «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Содержание учебного предмета, курса В содержании программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или, о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы «Как хорошо уметь читать…»:
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематический план учебного предмета
1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
№ | Тема занятия | Кол - во часов |
1 | Литературные сказки В. Берестов «Мастер птица» | 1 |
2 | Из серии «Мои первые книжки» С. Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | 1 |
3 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | 1 |
4 | Русские народные потешки и прибаутки. | 1 |
5 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | 1 |
6 | «О хороших людях» С.Сахарнов «Самый лучший пароход». Р. Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | 1 |
7 | Русские народные игры. | 1 |
8 – 9 | Ш.Перро «Красная шапочка» | 2 |
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» |
10 | «Лес не школа, а всему учит» Ю. Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». | 1 |
11 - 12 | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | 2 |
13 | Угадай - ка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова | 1 |
14 | Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | 1 |
15 | Из серии «Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 |
16 | Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» | 1 |
17 - 19 | О наших сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | 3 |
20 | Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | 1 |
21 | О героях. А.Митяев «Богатыри» | 1 |
22 - 23 | О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | 2 |
24 | «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др. | 1 |
25 | «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 |
26 | Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | 1 |
27 - 28 | Книги о животных. Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». | 2 |
29 | О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | 1 |
30 | О чем я мечтаю. В. Катаев «Цветик – семицветик» | 1 |
31 | Про школу. С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело» | 1 |
32 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 |
33 | Итоговое занятие. Игра – викторина «Угадай сказку» | 1 |
класс
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ | Тема занятия | Кол - во часов |
1 | Стихи о школе и детях С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» | 1 |
2 | Сказки о животных В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» | 1 |
3 | Загадки о животных. Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки. | 1 |
4 | Учись дружить. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» | 1 |
5 | Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» | 1 |
6 - 7 | Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осёл петь перестал», С. Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» и др. | 2 |
8 | Стихи о Родине. Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине. | 1 |
9 | Весёлые стихи. Д.Хармс «Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» | 1 |
10 | «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. | 1 |
11 | Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» | 1 |
12 | Рассказы о животных.М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» | 1 |
13 | Забавные стихи. А.Барто «Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», «Иван Торопышкин» Э. Мошковская «Хитрые старушки» | 1 |
14 - 16 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве. Е.Благинина «Чудесные часы», «Стихи о ёлке». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 3 |
17 - 18 | Рассказы и стихи о подвигах. М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» и др. | 2 |
19 | Тебе смешно, а мне до сердца дошло. Е. Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева «Кто всех глупее». | 1 |
20 | Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка «Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» | 1 |
21 - 22 | О героизме и трусости. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Артюхова «Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» | 2 |
23 | Нет лучше дружка, чем родимая матушка. Е.Благинина «Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов «Рассказы о маме» Панькин «Легенда о матерях» Трутнева «Проталинки» | 1 |
24 | Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков «Помощь идет» Е.Пермяк «Пичугин мост» | 1 |
25 - 26 | Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев «Мальчик Огонек», С. Михалков «Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» | 2 |
27 | Родину – мать учись защищать. А.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне» С. Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | 1 |
28 | Книги о ребятах и их делах. А. Барто «Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» | 1 |
29 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум. Китайская народная сказка «Ребёнок и мудрец», «Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов «Почему у лягушки нет хвоста» | 1 |
30 | Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э. Шим «Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». | 1 |
31 | Знай и люби родную природу! Е. Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев «Про пингвинов» Г. Скребицкий «Колючая семейка» | 1 |
32 | Произведения о растениях. Э. Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова «Живая бусина» | 1 |
33 | Сказки народов родного края. | 1 |
34 | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» | 1 |
класс
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ | Тема занятия | Кол - во часов |
1. | Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 |
2. | Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. | 1 |
3. | Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев | 1 |
4. | Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» | 1 |
5 - 6 | Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | 2 |
7 | Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело» | 1 |
8 - 9 | Книги о природе и человеке. М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | 2 |
10 | Рассказы о животных. Л.Толстой «Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос» | 1 |
11 | Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». | 1 |
12 | Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» | 1 |
13 | Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» | 1 |
14 | Сказки о приключениях детей. И. Сигсгорд «Палле один на свете» и др. | 1 |
15 | Весёлые истории.М.Зощенко «Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник» | 1 |
16 | Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» | 1 |
17 | Книги о дружбе и взаимопомощи.Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. | 2 |
18 | Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин | 1 |
19 | Как рождается герой. Б.Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин», Л.Яхнин «Лесные жуки» | 1 |
20 | Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | 1 |
21 | По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» | 1 |
22 - 23 | Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | 2 |
24 - 26 | Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | 3 |
27 | Стихи о родине поэтов родного края. | 1 |
28 | Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». | 1 |
29 - 30 | Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | 2 |
31 | Мифы и легенды древней Греции.Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. | 1 |
32 - 33 | Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» | 2 |
34 | КВН «В стране Читалии» | 1 |
4 класс
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
№ | Тема занятия | Кол - во часов |
1 | О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. | 1 |
2 | «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии | 1 |
3 | «Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях | 1 |
4 | «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ. | 1 |
5 | «Из истории нашей Родины» Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. | 1 |
6 - 7 | «В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | 2 |
8 - 10 | «Обыкновенная биография в необыкновенное время» Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | 3 |
11 - 13 | «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. | 3 |
14 - 16 | «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы» - повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» - повесть о детстве.) | 3 |
17 - 19 | «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» | 3 |
20 - 22 | «От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | 3 |
23 - 24 | «Современные писатели - детям» Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» | 2 |
25 | Мир детства в рассказах А. П. Чехова «Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка» | 1 |
26 - 28 | «С моей книжной полки» В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» | 3 |
29 | Путешествие по сказкам братьев Гримм. Сказки братьев Гримм | 1 |
30 | Картины русской природы в произведениях писателей родного края | 1 |
32 - 33 | Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый пудель», К. Станюкович «Максимка» | 2 |
34 | Викторина «По страницам любимых книг». | 1 |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета
Учебники, учебные пособия | 1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6 2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. 3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. 4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. 5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. 8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. 9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985. 10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991. 11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. 12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 13. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html |
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
| Полное наименование программы | Рабочая программа внеурочного курса «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов, реализующая требования ФГОС НОО |
| Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы | Учебный курс «Как хорошо уметь читать» включён в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана ООП НОО ГБОУ г Москвы «Школа № 1534». |
| Нормативная основа разработки программы | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в ФГОС НОО» от 31.12.2015 №1576. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011; 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30 августа 2013 |
| Количество часов для реализации программы | 1класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа |
| Цель реализации программы | Расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. |
| Используемые учебники и пособия | Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг. |
| Требования к уровню предметной подготовки обучающихся | В результате реализации программы учащиеся 4 класса научатся: понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы внеурочного курса «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию. |
| Методы и формы оценки результатов освоения программы | Формы организации занятий: занятие-диспут, занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературная игра В конце учебного года проводится литературный праздник, литературная игра. |
19