СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная физика» 8 класс 2022-2023

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная физика» 8 класс 2022-2023»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

  1. «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»

  2. Пристенского района Курской области

      1. Согласована Принята МС школы Утверждена

на заседании МО «_____» ____________2022 г. «_____» ____________2022 г.

Учителей ЕМЦ Протокол № _____________ Приказ № _______________

«_____» ____________2022 г. Председатель МС Директор школы

Протокол № __________ _____________/Уколова Н. В./ _____________/Дзюба Л. И./

Руководитель ШМО

___________/Юрьева Л.Д./






      1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Занимательная физика»

основное общее образование

8 класс


количество часов 35 (1 час в неделю)

учитель Бочарова Екатерина Алексеевна







2022-2023

  1. Пояснительная записка

Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ «СОШ №1 п. Пристень» на преподавание внеурочной деятельности «Занимательная физика» в 8 классах отводится 1 час в неделю, всего в год 35 часов. Данная рабочая программа также рассчитана на 35 часов.

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

• Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

• Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;

• Положением о структуре порядка разработки и утверждения рабочих программ МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;

• Учебным планом МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» на 2022-2023 учебный год.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в домашних условиях, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Цели курса:

Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика» для учащихся 8 классов являются:

  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  • формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных;

  • формирование предметных и мета предметных результатов обучения, универсальных учебных действий;

  • воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;

  • реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике;

  • в увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;

  • показать использование знаний в практике, в жизни.

Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.

Задачи курса

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

  • формирование представления о научном методе познания;

  • развитие интереса к исследовательской деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;

  • формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;

  • включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;

  • выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;

  • развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.


2.Планируемые результаты реализации программы ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «занимательная физика»

личностные результаты:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

метапредметные результаты:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, - применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их

реализации;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения научной информации;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение

эвристическими методами решения проблем.

предметные результаты:

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

- умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

- умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

- умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.

- формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;

- формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных ), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

- понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;

- формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники.

В результате изучения курса внеурочной деятельности ученик научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей;

• решать задачи, используя физические законы и формулы, на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;

• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах;

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;

• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность

тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;

  • объяснять физические явления: прямолинейное распространения света,

образование тени и полутени, отражение и преломление света;

  • измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

  • понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света.

Ученик получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины. различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей

линзой;

  • использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;

  • выбирать и изготавливать модели;

  • защищать работы и проекты исследовательского характера.


3.Содержание программы внеурочной деятельности «занимательная физика»

1. Физические методы изучения природы: теоретический и

экспериментальный (3 часа)

Определение цены деления и показаний приборов. Абсолютная и относительная погрешность.

Практические работы

1. Определение цены деления различных приборов, снятие показаний.

2. Определение погрешностей измерений

2. Тепловые явления и методы их исследования (8 часов).

Способы изменения внутренней энергии тел: совершение работы и теплопередача. Виды теплопередачи – теплопроводность, конвекция и излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Удельная теплота плавления и удельная теплота парообразования. Приборы для измерения влажности.

Практические работы:

1.Изучение строения кристаллов и их выращивание.

2. Приборы для измерения влажности. Психрометр, гигрометры. Таблицы.

Решение задач по теме. Составление своих задач.

Изготовление пособий и моделей

1. Термосы, модель печной тяги, модель “Конвекция».

2. Комплекты рисунков-задач по теме

Темы исследовательских работ

1. Экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей и т.д.

2. Применение изменения физических свойств вещества при переходе в другое агрегатное состояние в технике (металлургия, криогенное оборудование и т.д.).

3. Электрические явления и методы их исследования (8 часов)

Электризация тел, два рода зарядов, их взаимодействие. Конденсаторы. Электрический ток. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца. Расчёт

электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

Практические работы

1.Исследование и использование свойств электрических конденсаторов.

2. Составление различных схем электрических цепей.

3. Изучение последовательного, параллельного и смешанного соединения

проводников.

Решение задач: «Электрическая цепь и ее составные части». «Закон Ома». «Параллельное и последовательное соединение проводников», решение задач по рисункам из резисторов.

Темы исследовательских работ

1.Электричество в живых организмах: животные; растения; клеточный уровень.

2. Молния (подборка и обобщение материала).

3. Статическое электричество.

4. Электромагнитные явления (8 часов).

Магнитное поле. Электромагниты электромагнитные реле и их применение.

Постоянные магниты и их применение. Магнитное поле Земли. Его влияние на радиосвязь. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Практические работы.

1.Получение и фиксирование изображения магнитных полей.

2.Изучение свойств электромагнита.

3.Изучение модели электродвигателя.

Творческие работы.

1. Магнитное поле Земли.

2. Применение электромагнитов.

5.Световые явления (8 часов).

Законы отражения и преломления. Полное отражение. Зеркала плоские и сферические. Линзы. Оптическая сила линзы. Очки, лупа, микроскоп, телескоп, фотоаппарат. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Искажение изображений, получаемых с помощью оптических приборов. Спектры и спектральный анализ.

Практические работы.

1.Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы.

2.Наблюдение интерференции и дифракции света.

3.Спектроскоп и методы спектрального анализа.

Изготовление пособий и моделей.

1.Комплект наглядного материала для проекций (по физике, астрономии и другим предметам в рамках межпредметных связей).

2.Комплект рисунков по теме.

Темы исследовательских работ.

1.Глаз – оптический прибор. Микрохирургия глаза. Фасетки насекомых.

2.Информация о звездах, получаемая посредством изучения света,

пришедшего от них.

3. Определение значения скорости света по затмениям спутника Юпитера.






4.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2022-2023 учебный год на уровне основного общего образования.

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений):

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


Дата

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Примечание

1. Физические методы изучения природы:

теоретический и экспериментальный (3 часа)


1

Инструктаж по ТБ. Погрешность, абсолютная и относительная. Цена деления. Определение показания приборов.

1



2

Практическая работа №1

«Определение цены деления различных приборов, снятие показаний».

1



3

Практическая работа №2

«Определение погрешностей измерений»

1


2. Тепловые явления и методы их исследования (8 часов).



4

Способы изменения внутренней энергии тел: совершение работы и теплопередача. Виды теплопередачи – теплопроводность, конвекция и излучение.

1



5

Количество теплоты. Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1



6

Практическая работа №3

«Изучение строения кристаллов и их

выращивание»

1



7

Удельная теплота плавления и удельная теплота парообразования. Приборы для измерения влажности.

1



8

Практическая работа №4

«Приборы для измерения влажности.

Психрометр, гигрометры. Таблицы».

1



9

Решение задач по теме. Составление своих

задач.

1



10

Работа по созданию моделей, творческих работ

1



11

Демонстрация исследовательских работ и моделей

1


3. Электрические явления и методы их исследования (8 часов)


12

Электризация тел, два рода зарядов, их взаимодействие. Конденсаторы.

1



13

Электрический ток. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное).

1



14

Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми

электроприборами.

1



15

Практическая работа №5 «Исследование и использование свойств электрических конденсаторов.

1



16

Практическая работа №6 «Составление различных схем электрических цепей»

1



17

Практическая работа №7 «Изучение последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников. Решение задач по рисункам из резисторов»

1



18

Решение задач: «Электрическая цепь и ее составные части». «Закон Ома».

1



19

Демонстрация творческих работ

1


4. Электромагнитные явления (8 часов).



20

Магнитное поле. Электромагниты электромагнитные реле

и их применение. Постоянные магниты и их применение.

1



21

Практическая работа №8 «Получение и фиксирование изображения

магнитных полей»

1



22

Магнитное поле Земли. Его влияние на радиосвязь

1



23

Практическая работа №9 «Изучение свойств электромагнита»

1



24

Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель

1



25

Практическая работа №10 «Изучение модели электродвигателя»


1




26

Создание творческих работ «Магнитное поле Земли», «Применение электромагнитов»

1



27

Демонстрация творческих работ

1


5.Световые явления (8 часов).


28

Законы отражения и преломления. Полное отражение.

1



29

Зеркала плоские и сферические. Линзы. Оптическая сила линзы. Очки, лупа, микроскоп, телескоп, фотоаппарат.

1



30

Практическая работа №11 «Определение главного фокусного расстояния и

оптической силы линзы»

1



31

Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света

1



32

Практическая работа №12 «Наблюдение интерференции и дифракции

света»

1



33

Искажение изображений, получаемых с помощью оптических приборов. Спектры и спектральный анализ.

1



34

Практическая работа №13 «Спектроскоп и методы спектрального анализа»

1



35

Защита пособий и моделей, выступления с

исследовательскими работами

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!