Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»
Пристенского района Курской области
Согласована Принята МС школы Утверждена
на заседании МО «_____» ____________2022 г. «_____» ____________2022 г.
Учителей ЕМЦ Протокол № _____________ Приказ № _______________
«_____» ____________2022 г. Председатель МС Директор школы
Протокол № __________ _____________/Уколова Н. В./ _____________/Дзюба Л. И./
Руководитель ШМО
___________/Юрьева Л.Д./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная физика»
основное общее образование
8 класс
количество часов 35 (1 час в неделю)
учитель Бочарова Екатерина Алексеевна
2022-2023
Пояснительная записка
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ «СОШ №1 п. Пристень» на преподавание внеурочной деятельности «Занимательная физика» в 8 классах отводится 1 час в неделю, всего в год 35 часов. Данная рабочая программа также рассчитана на 35 часов.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
• Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;
• Положением о структуре порядка разработки и утверждения рабочих программ МКОУ «СОШ № 1 п. Пристень»;
• Учебным планом МКОУ «СОШ №1 п.Пристень» на 2022-2023 учебный год.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в домашних условиях, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы познания.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Цели курса:
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика», можно достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности. Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика» для учащихся 8 классов являются:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных;
формирование предметных и мета предметных результатов обучения, универсальных учебных действий;
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике;
в увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни.
Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Задачи курса
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
2.Планируемые результаты реализации программы ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «занимательная физика»
личностные результаты:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
метапредметные результаты:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, - применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения научной информации;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем.
предметные результаты:
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
- умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
- формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;
- формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных ), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
- формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники.
В результате изучения курса внеурочной деятельности ученик научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей;
• решать задачи, используя физические законы и формулы, на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах;
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
объяснять физические явления: прямолинейное распространения света,
образование тени и полутени, отражение и преломление света;
измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины. различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей
линзой;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
выбирать и изготавливать модели;
защищать работы и проекты исследовательского характера.
3.Содержание программы внеурочной деятельности «занимательная физика»
1. Физические методы изучения природы: теоретический и
экспериментальный (3 часа)
Определение цены деления и показаний приборов. Абсолютная и относительная погрешность.
Практические работы
1. Определение цены деления различных приборов, снятие показаний.
2. Определение погрешностей измерений
2. Тепловые явления и методы их исследования (8 часов).
Способы изменения внутренней энергии тел: совершение работы и теплопередача. Виды теплопередачи – теплопроводность, конвекция и излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Удельная теплота плавления и удельная теплота парообразования. Приборы для измерения влажности.
Практические работы:
1.Изучение строения кристаллов и их выращивание.
2. Приборы для измерения влажности. Психрометр, гигрометры. Таблицы.
Решение задач по теме. Составление своих задач.
Изготовление пособий и моделей
1. Термосы, модель печной тяги, модель “Конвекция».
2. Комплекты рисунков-задач по теме
Темы исследовательских работ
1. Экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей и т.д.
2. Применение изменения физических свойств вещества при переходе в другое агрегатное состояние в технике (металлургия, криогенное оборудование и т.д.).
3. Электрические явления и методы их исследования (8 часов)
Электризация тел, два рода зарядов, их взаимодействие. Конденсаторы. Электрический ток. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца. Расчёт
электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.
Практические работы
1.Исследование и использование свойств электрических конденсаторов.
2. Составление различных схем электрических цепей.
3. Изучение последовательного, параллельного и смешанного соединения
проводников.
Решение задач: «Электрическая цепь и ее составные части». «Закон Ома». «Параллельное и последовательное соединение проводников», решение задач по рисункам из резисторов.
Темы исследовательских работ
1.Электричество в живых организмах: животные; растения; клеточный уровень.
2. Молния (подборка и обобщение материала).
3. Статическое электричество.
4. Электромагнитные явления (8 часов).
Магнитное поле. Электромагниты электромагнитные реле и их применение.
Постоянные магниты и их применение. Магнитное поле Земли. Его влияние на радиосвязь. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Практические работы.
1.Получение и фиксирование изображения магнитных полей.
2.Изучение свойств электромагнита.
3.Изучение модели электродвигателя.
Творческие работы.
1. Магнитное поле Земли.
2. Применение электромагнитов.
5.Световые явления (8 часов).
Законы отражения и преломления. Полное отражение. Зеркала плоские и сферические. Линзы. Оптическая сила линзы. Очки, лупа, микроскоп, телескоп, фотоаппарат. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Искажение изображений, получаемых с помощью оптических приборов. Спектры и спектральный анализ.
Практические работы.
1.Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы.
2.Наблюдение интерференции и дифракции света.
3.Спектроскоп и методы спектрального анализа.
Изготовление пособий и моделей.
1.Комплект наглядного материала для проекций (по физике, астрономии и другим предметам в рамках межпредметных связей).
2.Комплект рисунков по теме.
Темы исследовательских работ.
1.Глаз – оптический прибор. Микрохирургия глаза. Фасетки насекомых.
2.Информация о звездах, получаемая посредством изучения света,
пришедшего от них.
3. Определение значения скорости света по затмениям спутника Юпитера.
4.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания школы на 2022-2023 учебный год на уровне основного общего образования.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений):
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Дата | № п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
1. Физические методы изучения природы: теоретический и экспериментальный (3 часа) |
| 1 | Инструктаж по ТБ. Погрешность, абсолютная и относительная. Цена деления. Определение показания приборов. | 1 | |
| 2 | Практическая работа №1 «Определение цены деления различных приборов, снятие показаний». | 1 | |
| 3 | Практическая работа №2 «Определение погрешностей измерений» | 1 | |
2. Тепловые явления и методы их исследования (8 часов). |
| 4 | Способы изменения внутренней энергии тел: совершение работы и теплопередача. Виды теплопередачи – теплопроводность, конвекция и излучение. | 1 | |
| 5 | Количество теплоты. Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | |
| 6 | Практическая работа №3 «Изучение строения кристаллов и их выращивание» | 1 | |
| 7 | Удельная теплота плавления и удельная теплота парообразования. Приборы для измерения влажности. | 1 | |
| 8 | Практическая работа №4 «Приборы для измерения влажности. Психрометр, гигрометры. Таблицы». | 1 | |
| 9 | Решение задач по теме. Составление своих задач. | 1 | |
| 10 | Работа по созданию моделей, творческих работ | 1 | |
| 11 | Демонстрация исследовательских работ и моделей | 1 | |
3. Электрические явления и методы их исследования (8 часов) |
| 12 | Электризация тел, два рода зарядов, их взаимодействие. Конденсаторы. | 1 | |
| 13 | Электрический ток. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное). | 1 | |
| 14 | Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. | 1 | |
| 15 | Практическая работа №5 «Исследование и использование свойств электрических конденсаторов. | 1 | |
| 16 | Практическая работа №6 «Составление различных схем электрических цепей» | 1 | |
| 17 | Практическая работа №7 «Изучение последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников. Решение задач по рисункам из резисторов» | 1 | |
| 18 | Решение задач: «Электрическая цепь и ее составные части». «Закон Ома». | 1 | |
| 19 | Демонстрация творческих работ | 1 | |
4. Электромагнитные явления (8 часов). |
| 20 | Магнитное поле. Электромагниты электромагнитные реле и их применение. Постоянные магниты и их применение. | 1 | |
| 21 | Практическая работа №8 «Получение и фиксирование изображения магнитных полей» | 1 | |
| 22 | Магнитное поле Земли. Его влияние на радиосвязь | 1 | |
| 23 | Практическая работа №9 «Изучение свойств электромагнита» | 1 | |
| 24 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель | 1 | |
| 25 | Практическая работа №10 «Изучение модели электродвигателя» | 1 | |
| 26 | Создание творческих работ «Магнитное поле Земли», «Применение электромагнитов» | 1 | |
| 27 | Демонстрация творческих работ | 1 | |
5.Световые явления (8 часов). |
| 28 | Законы отражения и преломления. Полное отражение. | 1 | |
| 29 | Зеркала плоские и сферические. Линзы. Оптическая сила линзы. Очки, лупа, микроскоп, телескоп, фотоаппарат. | 1 | |
| 30 | Практическая работа №11 «Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы» | 1 | |
| 31 | Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света | 1 | |
| 32 | Практическая работа №12 «Наблюдение интерференции и дифракции света» | 1 | |
| 33 | Искажение изображений, получаемых с помощью оптических приборов. Спектры и спектральный анализ. | 1 | |
| 34 | Практическая работа №13 «Спектроскоп и методы спектрального анализа» | 1 | |
| 35 | Защита пособий и моделей, выступления с исследовательскими работами | 1 | |