Пояснительная записка
Статус документа
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Юный математик» для общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Структура документа
Календарно-тематическое планирование включает: Пояснительную записку, раскрывающую цели и задачи его изучения, место курса в учебном плане; Виды деятельности; Результаты обучения; Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Цели данного курса: математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике.
Задачи:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познаниями окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
- формирование графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами; овладение учащимися различными способами моделирования,
- воспитание стремления к расширению математических знаний.
Место курса в учебном плане. На изучение курса «Юный математик» в учебном плане отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Виды деятельности:
учебные занятия;
практические работы;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
олимпиада;
работа со стенгазетой;
моделирование объектов и процессов;
творческие работы;
индивидуальная, групповая, фронтальная работа;
работа в парах.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, оканчивающих 4 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
В результате освоения курса обучающиеся:
научатся использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
приобретут начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
приобретут умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
научатся:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (отрезок, ломаная, разные виды углов, многоугольники);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
вычислять периметр многоугольника;
решать уравнения; числовые головоломки, лабиринты, цепочки, ребусы, кроссворды, задания «Расшифруй», «Магические квадраты»;
решать задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задания на выявления закономерностей; задачи на внимание, задачи-шутки; кроссворды; старинные задачи;
Выпускник получит возможность научиться достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Темы занятий | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата |
Числа от 1 до 1000 и более |
1-3 | Арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки». | Уметь составлять числовые выражения с заданным числовым значением; классифицировать числа, числовые выражения по заданным условиям; решать уравнения арифметические игры, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки». Сравнивать математические понятия, выражения по разным основаниям. Анализировать различные способы хода рассуждения. Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу. | 1н |
4-6 | Арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки». | 2н |
7-9 | Составление числовых выражений с заданным числовым значением. | 3н |
10-12 | Составление числовых выражений с заданным числовым значением. Творческая работа. | 4н |
13-15 | Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям. | 5н |
16-18 | Практическая работа. Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям. | 6н |
19-21 | Решение уравнений. | 7н |
22-24 | Решение уравнений. | 8н |
25-27 | Решение уравнений. Самостоятельная работа. | 9н |
Логические задачи (Логика и смекалка) |
28-30 | Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях. | Уметь решать. задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; старинные задачи, задачи-шутки. Планировать поиск пути решения задачи. Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному. Объяснять выполнение задания. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки. | 10н |
31-33 | Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях. | 11н |
34-36 | Практическая работа: Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях. | 12н |
37-39 | Комбинаторные задачи. | 13н |
40-42 | Комбинаторные задачи. | 14н |
43-45 | Сюжетные логические задачи. | 15н |
46-48 | Сюжетные логические задачи. Подготовка к выполнению проекта. | 16н |
49-51 | Защита проекта. «Составляем Сборник математических задач и заданий» | 17н |
52-54 | Старинные задачи, задачи – шутки. | 18н |
55-57 | Старинные задачи, задачи – шутки. | 19н |
58-60 | Старинные задачи, задачи – шутки. | 20н |
Геометрия на плоскости и в пространстве |
61-63 | Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов: взаимное расположение фигур на плоскости; деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; ориентирование в пространстве: вычерчивание по рисунку маршрута движения с использованием составленного плана передвижений; вид одного и того же пейзажа с разных позиций (вид слева, вид справа, прямо) Конструировать модели геометрических фигур. Преобразовывать модели. Обобщать данные. Вычислять периметр и площадь различных фигур; решать головоломки с палочками; выполнять построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.); знать что такое масштаб, план. Моделировать изучение зависимости. | 21н |
64-66 | Вычисление периметра и площади различных фигур. | 22н |
67-69 | Вычисление периметра и площади различных фигур. | 23н |
70-72 | Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры. | 24н |
73-75 | Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры. | 25н |
76-78 | Построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.). | 26н |
79-81 | Построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.). | 27н |
82-84 | Геометрические игры. КВН. | 28н |
85-87 | Масштаб, план. | 29н |
88-90 | Масштаб, план. | 30н |
Разные задачи |
91-93 | Обучение игре в шашки. | Контролировать правильность выполнения задания. Использовать различные способы решения: правильности выполнения Высказывать прогнозы. Формулировать выводы. Находить решение разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. Знать правила игры в шашки. | 31н |
94-96 | Турнир по игре в шашки. | 32н |
97-99 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 33н |
100-102 | Час весёлой математики. Коллективный выпуск математической газеты. | 34н |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Книгопечатная продукция |
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. — 111с. |
Моро М. И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) |
Дополнительная литература: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. Эксмо, 2013. - 144 с. |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедиа. Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер, сканер, планшет. Фотокамера цифровая. Видеокамера |
Учебно-практическое оборудование |
Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп (цифровой). |
Экранно-звуковые пособия |
Видеофильмы по курсу (в том числе в цифровом формате) Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровом формате) Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2013 ПервоЛого 4.0 интегрированная среда Сетевой набор ЦОР на компакт-дисках для поддержки работы учащихся при обучении |
Интернет – ресурсы: |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы региональное хранилище Мурманской области http://cor.iro51.ru/ Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/ "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/ |
Оборудование класса |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Телевизор. Моноблок. Принтер. |