СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Юный математик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Юный математик» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Юный математик»»

Пояснительная записка

Статус документа

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Юный математик» для общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Структура документа

Календарно-тематическое планирование включает: Пояснительную записку, раскрывающую цели и задачи его изучения, место курса в учебном плане; Виды деятельности; Результаты обучения; Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели данного курса: математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике.

Задачи:

-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познаниями окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;

- формирование графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами; овладение учащимися различными способами моделирования,

- воспитание стремления к расширению математических знаний.


Место курса в учебном плане. На изучение курса «Юный математик» в учебном плане отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).


Виды деятельности:

  • учебные занятия;

  • практические работы;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • олимпиада;

  • работа со стенгазетой;

  • моделирование объектов и процессов;

  • творческие работы;

  • индивидуальная, групповая, фронтальная работа;

  • работа в парах.


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, оканчивающих 4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты

В результате освоения курса обучающиеся:

  • научатся использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • приобретут начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • приобретут умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.

научатся:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (отрезок, ломаная, разные виды углов, многоугольники);

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника;

  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;

  • вычислять периметр многоугольника;

  • решать уравнения; числовые головоломки, лабиринты, цепочки, ребусы, кроссворды, задания «Расшифруй», «Магические квадраты»;

  • решать задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задания на выявления закономерностей; задачи на внимание, задачи-шутки; кроссворды; старинные задачи;

Выпускник получит возможность научиться достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

  • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Темы занятий

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

  1. Числа от 1 до 1000 и более

1-3

Арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки».

Уметь составлять числовые выражения с заданным числовым значением; классифицировать числа, числовые выражения по заданным условиям; решать уравнения арифметические игры, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные

рамки». Сравнивать математические понятия, выражения по разным основаниям.

Анализировать различные способы хода рассуждения.

Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.


4-6

Арифметические игры, фокусы, головоломки, цепочки, «Магические квадраты» и «Занимательные рамки».

7-9

Составление числовых выражений с заданным числовым значением.

10-12

Составление числовых выражений с заданным числовым значением. Творческая работа.

13-15

Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям.

16-18

Практическая работа. Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям.

19-21

Решение уравнений.

22-24

Решение уравнений.

25-27

Решение уравнений. Самостоятельная работа.

  1. Логические задачи (Логика и смекалка)

28-30

Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях.

Уметь решать. задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; старинные задачи, задачи-шутки. Планировать поиск пути решения задачи. Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному. Объяснять выполнение задания. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.


10н

31-33

Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях.

11н

34-36

Практическая работа: Задачи повышенного уровня сложности: на применение знаний в изменённых условиях.

12н

37-39

Комбинаторные задачи.

13н

40-42

Комбинаторные задачи.

14н

43-45

Сюжетные логические задачи.

15н

46-48

Сюжетные логические задачи. Подготовка к выполнению проекта.

16н

49-51

Защита проекта. «Составляем Сборник математических задач и заданий»

17н

52-54

Старинные задачи, задачи – шутки.

18н

55-57

Старинные задачи, задачи – шутки.

19н

58-60

Старинные задачи, задачи – шутки.

20н

  1. Геометрия на плоскости и в пространстве

61-63

Деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов: взаимное расположение фигур на плоскости; деление фигур на заданные части и составление фигур из заданных частей; преобразование фигур по заданным условиям; ориентирование в пространстве: вычерчивание по рисунку маршрута движения с использованием составленного плана передвижений; вид одного и того же пейзажа с разных позиций (вид слева, вид справа, прямо)

Конструировать модели геометрических фигур.

Преобразовывать модели.

Обобщать данные.

  • Конструировать геометрические фигуры из подручного материала.

Вычислять периметр и площадь различных фигур; решать головоломки с палочками; выполнять построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.); знать что такое масштаб, план. Моделировать изучение зависимости.

21н

64-66

Вычисление периметра и площади различных фигур.

22н

67-69

Вычисление периметра и площади различных фигур.

23н

70-72

Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры.

24н

73-75

Головоломки с палочками одинаковой длины, из которых составлены геометрические фигуры.

25н

76-78

Построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.).

26н

79-81

Построения с помощью циркуля и линейки (прямого угла, середины отрезка, вписанного в окружность прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата и др.).

27н

82-84

Геометрические игры. КВН.

28н

85-87

Масштаб, план.

29н

88-90

Масштаб, план.

30н

  1. Разные задачи

91-93

Обучение игре в шашки.

Контролировать правильность выполнения задания. Использовать различные способы решения: правильности выполнения

Высказывать прогнозы. Формулировать выводы. Находить решение разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. Знать правила игры в шашки.

31н

94-96

Турнир по игре в шашки.

32н

97-99

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

33н

100-102

Час весёлой математики. Коллективный выпуск математической газеты.

34н


Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Книгопечатная продукция

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. — 111с.

Моро М. И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Дополнительная литература:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. Эксмо, 2013. - 144 с.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедиа. Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер, сканер, планшет. Фотокамера цифровая. Видеокамера

Учебно-практическое оборудование

Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп (цифровой).

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по курсу (в том числе в цифровом формате)

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровом формате)

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2013

ПервоЛого 4.0 интегрированная среда

Сетевой набор ЦОР на компакт-дисках для поддержки работы учащихся при обучении

Интернет – ресурсы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Цифровые образовательные ресурсы региональное хранилище Мурманской области http://cor.iro51.ru/ Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/ "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Телевизор. Моноблок. Принтер.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!