СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"»



Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего обра­зования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-­нравственного развития и воспитания гражданина России.

Преподавание внеурочной деятельности «Шахматы» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно методическими материалами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государ­ственный образовательный стандарт основного общего обра­зования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644)

  • Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы Чернышева П. А. Шахматы. Начальный курс. Тактика. 3 - 9 классы : методическое пособие к учебникам П. А. Чернышева, М. И. Викерчука, И. В. Глека, А. С. Виноградова «Шахматы. Начальный курс. 5—6 классы» и «Шахматы. Тактика. 7—10 классы» / П. А. Чернышев, И. В. Глек, М. И. Викерчук ; под ред. международного гроссмейстера, заслуженного тренера ФИДЕ И. В. Глека. — М. : Дрофа, 2019. — 276, [4] с. — (Российский учебник).

  • В соответствии с ООП ООО МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»



Планируемые результаты освоения курса


Программа курса предполагает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты освоения курса

1. Сформированность у обучающихся социально значимых понятий:

— о взаимосвязи человека с природной и социальной средой; о свободе личности в условиях личного и общественного пространства, правилах межличностных отношений; о субъективном и историческом времени в сознании человека; о чувстве личности; о формировании уникальной внутренней позиции личности каждого обучающегося;

— об обществе и его членах, роли различных социальных институтов в жизни человека (семья, школа, государственные органы и учреждения); об основных правах, свободах и обязанностях гражданина демократического общества, социальных нормах отношений и поведения (гуманизм, толерантность, дружба и др.); о положительном влиянии богатого внутреннего духовного мира на личность человека, его трудовую

деятельность и выбор профессии; о правилах безопасности для сохранения жизни и физического, психического и социального развития личности;

— о сущности, месте и роли человека в природной среде, соблюдении экологически ценных отношений с объектами природы как источником материального блага и объектам трудовой деятельности людей;

— о научной картине мира, раскрывающей основные закономерности развития природы и общества;

— о взаимосвязи природы, общества и человека, их целостности;

— о художественно-эстетической картине мира как отражении субъективного его восприятия в произведениях искусства; о прекрасном и безобразном в окружающем мире и критериях их оценки; о роли искусства в жизни общества и каждого его члена, значимости художественной культуры народов России и стран мира.

2. Сформированность у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков и умений в соответствии с направлениями: патриотическое воспитание и осознание российской идентичности:

— проявление ценностного отношения к достижениям своей Родины — России в науке, искусстве, к трудовым подвигам народа; уважение к символам России, историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов, проживающих в родной стране;

— понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной), необходимости познания истории, языка, культуры этноса, своего края, народов России и человечества;

— готовность к активному участию в жизни родного края, страны (общественный труд; создание социальных и экологических проектов; помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

— гражданское воспитание;

— проявление толерантного отношения к правам,

потребностям и интересам других людей, к их поведению, не нарушающих законы Российского государства;

— способность проявлять коммуникативные компетенции — стремление к успешному межличностному общению на основе равенства, гуманизма, стремления к взаимопониманию;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебных исследовательских, проектных и других творческих работах;

— способность воспринимать и оценивать отдельные наиболее важные общественно-политические события, происходящие в стране и мире;

— готовность участвовать в школьном самоуправлении, в решении конкретных проблем, связанных с организацией учебной и внеклассной работы, с поддержанием прав и интересов обучающихся с учетом принципов социальной справедливости, правосознания, правил учебной дисциплины, установленных в образовательной организации; духовно-нравственное воспитание:

— неприятие любых нарушений нравственных и правовых норм отношения к человеку, в том числе несправедливости, коррупции, эгоизма;

— осуждение любых искаженных форм идеологии — экстремизма, национализма, дискриминации по расовым, национальным, религиозным признакам;

— проявление компетенций в решении моральных проблем — ориентировка на нравственно-этические нормы в ситуациях выбора; оценочное отношение к собственным поступкам и поведению других, готовность прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, в случае необходимости отказаться от собственного блага в пользу другого;

— соблюдение правил этического поведения по от- ношению к лицам другого пола, старшего возраста, с особенностями физического развития и состояния здоровья; приобщение к культурному наследию:

— осознание важности освоения художественного наследия народов России и мира, эстетического восприятия окружающей действительности, понимания этнических культурных традиций и народного творчества;

— принятие необходимости следовать в повседневной жизни эстетическим ценностям, активное участие в разнообразной творческой художественной деятельности;

— понимание важности: владения языковой культурой; читательской деятельности как средства познания окружающего мира, рефлексии себя и окружающих; популяризация научных знаний:

— освоение основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню наук о природе и обществе и общественной практике;

— проявление заинтересованности в расширении своих знаний о природе и обществе, о странах мира и их народах; готовность к саморазвитию и самообразованию:

— способность к адаптации с учетом изменяющейся природной, социальной и информационной среды;

— физическое воспитание и культура здоровья, включая правила оказания первой помощи пострадавшему;

— проявление ответственного отношения к жизни и установке на здоровый образ жизни — правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических правил, организация жизни;

— неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и других проявлений вреда для физического и психического здоровья, в том числе самозащита от непроверенной информации

в интернет-среде;

— готовность к физическому совершенствованию, соблюдению подвижного образа жизни, к занятиям физической культурой и спортом, развитию физических качеств; трудовое воспитание:

— проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

— стремление к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с учетом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к профориентационной деятельности;

— участие в социально значимом общественном труде на благо ближайшего окружения, образовательной организации, родного края; экологическое воспитание:

— овладение основами экологической культуры, проявление нетерпимого отношения и осуждение действий, приносящих вред экологии окружающего

мира;

— участие в практической деятельности экологической направленности; проведение рефлексивной оценки собственного экологического поведения.


Метапредметные результаты освоения курса

1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:

— переводить практическую задачу в учебную;

— формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;

— выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;

— самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;

— выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,

причинно-следственных связей и зависимостей между объектами;

— формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;

— уместно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;

— осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению и группировке понятий по объему и содержанию;

— выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;

— осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

— распознавать ложные и истинные утверждения;

— устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения, критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;

— приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

— использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

— преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

— строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленную в письменном источнике, диалоге, дискуссии.

2. Овладение регулятивными действиями:

— самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

— оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

— осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

— владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

— оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;

— осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

— устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

— владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;

— владеть умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

— определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;

— соблюдать нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;

— формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и

структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

4. Овладение навыками работы с информацией:

— выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного поиска;

— находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых систем Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

— характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;

— самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер

полученного задания;

— работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

— определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;

— подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

— соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

— участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.

Предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Шахматы. Начальный курс» учащийся научится:

правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.; определять ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а другие —

слабее;

понимать цель игры;

ставить мат;

элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;

разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;

составлять простейшие планы в миттельшпиле, например, матовая атака на короля или размены с переходом в выигранное окончание;

ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,

двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;

записывать шахматную партию;

пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;

понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.

В результате изучения курса «Шахматы. Тактика» учащийся научится:

создавать и парировать многочисленные угрозы

(например, вилки, связки или открытое нападение);

использованию понятий темпа и промежуточного хода;

различным дебютным ловушкам;

сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;

использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях на большее количество ходов вперед;

основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;

простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

решению сложных творческих задач по тактике, соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).


Содержание курса: 3 класс


Введение. Немного истории

История шахмат, их эволюция. Многовековой опыт и культурное наследие игры.

Шахматная доска и шахматное войско

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центр шахматной доски, центральные поля. Края доски.

Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.

Ходы фигур и пешек

Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.

Король: ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знания правил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.

Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигур соперника своей ладьей за минимальное количество ходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьей до определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).

Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поля на другое.

Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.

Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поиск оптимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое.

Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки от остальных фигур. Тематические задачи на закрепление темы.

Цель шахматной игры

Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха. Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.

Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.

Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другие фигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,

когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.

Ничья

Все варианты, при которых в шахматной партии фиксируется ничья. Пат как одна из разновидностей ничьей. Недостаток материала для матования (напри-

мер, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шах как частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур

Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.

Элементарные шахматные приемы

Вилка: определение, примеры применения вилки.

Связка: определение, тематические примеры применения связки.


Содержание курса: 4 класс


Введение. Немного истории

История шахмат, их эволюция. Многовековой опыт и культурное наследие игры.

Шахматная доска и шахматное войско

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центр шахматной доски, центральные поля. Края доски.

Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.

Ходы фигур и пешек

Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.

Король: ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знания правил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.

Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигур соперника своей ладьей за минимальное количество ходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьей до определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).

Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поля на другое.

Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.

Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поиск оптимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое.

Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки от остальных фигур. Тематические задачи на закрепление темы.

Цель шахматной игры

Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха. Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.

Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.

Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другие фигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,

когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.

Ничья

Все варианты, при которых в шахматной партии фиксируется ничья. Пат как одна из разновидностей ничьей. Недостаток материала для матования (напри-

мер, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шах как частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур

Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.

Элементарные шахматные приемы

Вилка: определение, примеры применения вилки.

Связка: определение, тематические примеры применения связки.



Содержание курса,

5 класс

Введение. Немного истории

История шахмат, их эволюция. Многовековой опыт и культурное наследие игры.

Шахматная доска и шахматное войско

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центр шахматной доски, центральные поля. Края доски.

Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.

Ходы фигур и пешек

Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.

Король: ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знания правил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.

Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигур соперника своей ладьей за минимальное количество ходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьей до определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).

Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поля на другое.

Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.

Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поиск оптимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое.

Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки от остальных фигур. Тематические задачи на закрепление темы.

Цель шахматной игры

Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха. Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.

Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.

Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другие фигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,

когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.

Ничья

Все варианты, при которых в шахматной партии фиксируется ничья. Пат как одна из разновидностей ничьей. Недостаток материала для матования (напри-

мер, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шах как частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур

Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.

Элементарные шахматные приемы

Вилка: определение, примеры применения вилки.

Связка: определение, тематические примеры применения связки.









6 класс


Стадии партии

Дебют (начало игры). Определение, виды дебютов,

примеры открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Основные принципы игры в начале партии, типичные ошибки начинающих. Значение захвата центра доски в дебюте. Популярные ловушки в дебюте: «детский» и «дурацкий» маты. Примеры ловушек в открытых дебютах.

Миттельшпиль (середина игры). Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды планов. Разбор возможных планов на примерах тематических партий.

Эндшпиль (окончание игры). Определение, виды эндшпилей.

Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций

Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции.

Линейный мат: определение и теоретический разбор.

Мат ферзем: определение и теоретический разбор.

Мат ладьей: определение и теоретический разбор.

Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор.

Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов и открытие новых шаблонов.

Игра в турнирах

Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы. Разновидности шахматных игр. Шахматные турниры. Шахматные звания и рейтинги.

Время для проведения турниров


7 класс

Введение в тактическую игру

Угроза: определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от различных угроз.

Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша времени в развитии фигур и пешек. Значение темпа в различных стадиях игры. Особое значение темпа в дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких темпов соперником в начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику. Примеры передачи темпа на основе простейших окончаний.

Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода. Пересечение промежуточного хода с тактическими приемами (например, вилкой или связкой). Примеры промежуточного хода в дебюте партии.

Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты игры, длина расчета, тематические примеры. Условно форсированная игра (случай, когда у соперника есть несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому практический смысл в расчете остальных вариантов отсутствует).

Дебютные катастрофы. Тематические разборы учебных партий.

Тактические приемы

Вилка: определение, примеры.

Связка: определение, тематические примеры.

Отвлечение: определение, тематические примеры.

Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).

Время для проведения турниров


8 класс

Тактические приемы

Мат в один ход. Мат и его разновидности. Приметы матирования.

Открытое нападение: определение, тематические примеры. Открытый шах как частный случай открытого нападения. Случаи, в которых открытое нападение применяется в качестве защиты от атак соперника.

Рентген: определение, типовые примеры. Атака посредством рентгена. Защита собственных фигур через рентген.

Завлечение: определение, тематические примеры. Связь завлечения с тактическим приемом «промежуточный ход». Форсированная игра при использовании завлечения.

Перекрытие: определение, учебные примеры. Перекрытие в миттельшпиле и эндшпиле как способ проведения пешки в ферзи.

Блокировка: определение, назначение. «Вредный шах», выпускающий короля соперника из матовой сети, как частая ошибка начинающих шахматистов.

Применение блокировки в конструкциях типа спертого мата. Пересечение блокировки с другими тактическими приемами.

Мат в два хода. Поиск мата в два хода (развитие комбинационного зрения).

Завоевание поля: определение, тематические примеры. Шах при матировании. Определение правильной последовательности действий фигур. Завоевание поля при соотношении атаки/защиты поля: 2 атаки против 1 защиты, 3 против 2 или 4 против 3.

Время для проведения турниров


9 класс

Тактические приемы

Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары.

Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции.

Мат в три хода. Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения). Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий.

Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.

Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.

Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.

Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний.

Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.

Время для проведения турниров


10 класс



Тактические приемы

Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары.

Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в ферзи, получения лучшей позиции.

Мат в три хода. Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения). Ограничение подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий.

Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.

Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.

Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.

Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний.

Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.

Время для проведения турниров


Поурочное планирование


№ п.п.

Дата

Дата

Тема урока

Формы организации урока

Виды учебной деятельности

план

факт



3 класс





Введение. Немного истории

1



История шахмат

Комбинируемый урок

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.



Шахматная доска и шахматное войско.

2



Шахматная доска

Урок-практика

Знать игровые пути шахматной доски, обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации, ходы фигур, когда поле под ударом.

3



Начальная расстановка фигур на доске

1



Ходы фигур и пешек.

4



Король — самая важная фигура. Ходы и взятия короля

Комбинируемый урок

Знать: Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Знать: Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Выполнять: Практическое управление по основам стратегии.


5



Ладья — тяжелая артиллерия. Ходы и взятия ладьи

Урок-практика

6



Как ходит слон: ходы и взятия

Урок-практика

7



Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя

Урок-практика

8



Ходы и взятия коня

Урок-практика

9



Закрепление темы «Ходы и взятия коня»

Комбинируемый урок

10



Правила ходов и взятия пешки

1

11



Взятия фигурами и пешками. Повторение изученного материала в главе 2 «Ходы фигур и пешек»

Комбинируемый урок



Цель шахматной игры.

12



Шах, способный защитить от шаха

Урок-практика

Знать Двойной, вскрытый шах. Выполнять: Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

13



Вскрытый шах. Как защититься от вскрытого шаха. Повторение всей темы «Шах»

Урок-практика

14



Мат. Определение, простейшие примеры

Урок-практика

Знать, что такое Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат.

15



Закрепление темы «Мат». Решение задач в классе

Комбинируемый урок



Необычные ходы шахматных фигур и пешек.

16



Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры

Урок-практика

Знать: Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Разучивание партий , дебютов, гамбитов.

17



Рокировка. Случаи, когда невозможно сделать рокировку

Урок-практика

18



Взятие на проходе

Урок-практика

19



Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя: повторение. Самостоятельная работа по этим трем темам

Урок-практика



Ничья.

20



Пат. Определение, примеры, отличие от мата

Комбинируемый урок

Знать, что такое пат, патовая ситуация, вечный шах. Уметь сводить игру на ничью. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

21



Недостаток материала для достижения победы (мата)

Комбинируемый урок

22



Троекратное повторение позиции. Вечный шах

Комбинируемый урок

23



Повторение темы «Троекратное повторение позиции». Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей

Урок-практика

24



Повторение темы «Ничья

Урок-практика



Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур.

25



Шахматная нотация. Короткая и длинная нотации. Примеры записи шахматных

партий

Урок-практика

Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Практикуют различные системы проведения шахматных турниров. Выстраивают особенности шахматной борьбы


26



Игровой день. Игра с записью партий с помощью короткой или длинной нотации

Комбинируемый урок

27



Ценность шахматных фигур

Урок-практика

28



Проверочная работа по темам «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур»

Урок-практика



Элементарные шахматные приемы.

29



Вилка. Определение, примеры применения на практике

Урок-практика

Знать: Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.


30



Связка. Определение, примеры применения на практике

Урок-практика

31



Самостоятельная работа по темам «Вилка» и «Связка»

Урок-практика

32



Разбор самостоятельной работы. Подготовка к

итоговой контрольной работе и разбор типовых примеров по всем темам весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок

33



Итоговая контрольная работа за учебный год Весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок

34



Разбор итоговой контрольной работы Весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок




№ п.п.

дата

дата

Тема урока

Формы организации урока

УУД (учебные действия)







4 класс



план

факт

Введение. Немного истории

1



История шахмат

Урок-практика

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.



Шахматная доска и шахматное войско.

2



Шахматная доска

Урок-практика

Знать игровые пути шахматной доски, обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации, ходы фигур, когда поле под ударом.

3



Начальная расстановка фигур на доске

Урок-практика



Ходы фигур и пешек.

4



Король — самая важная фигура. Ходы и взятия короля

Урок-практика

Знать: Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Знать: Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Выполнять: Практическое управление по основам стратегии.


5



Ладья — тяжелая артиллерия. Ходы и взятия ладьи

Урок-практика

6



Как ходит слон: ходы и взятия

Урок-практика

7



Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя

Урок-практика

8



Ходы и взятия коня

Урок-практика

9



Закрепление темы «Ходы и взятия коня»

Урок-практика

10



Правила ходов и взятия пешки

Урок-практика

11



Взятия фигурами и пешками. Повторение изученного материала в главе 2 «Ходы фигур и пешек»

Комбинируемый урок



Цель шахматной игры.

12



Шах, способный защитить от шаха

Урок-практика

Знать Двойной, вскрытый шах. Выполнять: Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

13



Вскрытый шах. Как защититься от вскрытого шаха. Повторение всей темы «Шах»

Комбинируемый урок

14



Мат. Определение, простейшие примеры

Урок-практика

Знать, что такое Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат.

15



Закрепление темы «Мат». Решение задач в классе

Комбинируемый урок



Необычные ходы шахматных фигур и пешек.

16



Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры

Урок-практика

Знать: Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Разучивание партий , дебютов, гамбитов.

17



Рокировка. Случаи, когда невозможно сделать рокировку

Комбинируемый урок

18



Взятие на проходе

Урок-практика

19



Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя: повторение. Самостоятельная работа по этим трем темам

Комбинируемый урок



Ничья.

20



Пат. Определение, примеры, отличие от мата

Урок-практика

Знать, что такое пат, патовая ситуация, вечный шах. Уметь сводить игру на ничью. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

21



Недостаток материала для достижения победы (мата)

Урок-практика

22



Троекратное повторение позиции. Вечный шах

Урок-практика

23



Повторение темы «Троекратное повторение позиции». Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей

Урок-практика

24



Повторение темы «Ничья

Комбинируемый урок



Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур.

25



Шахматная нотация. Короткая и длинная нотации. Примеры записи шахматных

партий

Урок-практика

Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Практикуют различные системы проведения шахматных турниров. Выстраивают особенности шахматной борьбы


26



Игровой день. Игра с записью партий с помощью короткой или длинной нотации

Комбинируемый урок

27



Ценность шахматных фигур

Комбинируемый урок

28



Проверочная работа по темам «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур»

Комбинируемый урок



Элементарные шахматные приемы.

29



Вилка. Определение, примеры применения на практике

Урок-практика

Знать: Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.


30



Связка. Определение, примеры применения на практике

Урок-практика

31



Самостоятельная работа по темам «Вилка» и «Связка»

Комбинируемый урок

32



Разбор самостоятельной работы. Подготовка к

итоговой контрольной работе и разбор типовых примеров по всем темам весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок

33



Итоговая контрольная работа за учебный год Весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок

34



Разбор итоговой контрольной работы Весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок



№ п.п.

Дата

Дата

Тема урока

Формы организации урока

УУД (учебные действия)







5 класс



план

факт

Введение. Немного истории

1



История шахмат

Комбинируемый урок

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.



Шахматная доска и шахматное войско.

2



Шахматная доска

Комбинируемый урок 1

Знать игровые пути шахматной доски, обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации, ходы фигур, когда поле под ударом.

3



Начальная расстановка фигур на доске

Комбинируемый урок 1



Ходы фигур и пешек.

4



Король — самая важная фигура. Ходы и взятия короля

Комбинируемый урок 1

Знать: Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Знать: Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Выполнять: Практическое управление по основам стратегии.


5



Ладья — тяжелая артиллерия. Ходы и взятия ладьи

Комбинируемый урок

6



Как ходит слон: ходы и взятия

Комбинируемый урок

7



Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя

Комбинируемый урок

8



Ходы и взятия коня

Комбинируемый урок

9



Закрепление темы «Ходы и взятия коня»

Комбинируемый урок

10



Правила ходов и взятия пешки

Комбинируемый урок

11



Взятия фигурами и пешками. Повторение изученного материала в главе 2 «Ходы фигур и пешек»

1



Цель шахматной игры.

12



Шах, способный защитить от шаха

Урок-практика

Знать Двойной, вскрытый шах. Выполнять: Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар.

13



Вскрытый шах. Как защититься от вскрытого шаха. Повторение всей темы «Шах»

Урок-практика

14



Мат. Определение, простейшие примеры

Урок-практика

Знать, что такое Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат.

15



Закрепление темы «Мат». Решение задач в классе

Урок-практика



Необычные ходы шахматных фигур и пешек.

16



Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры

Урок-практика

Знать: Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Разучивание партий , дебютов, гамбитов.

17



Рокировка. Случаи, когда невозможно сделать рокировку

Урок-практика

18



Взятие на проходе

Урок-практика

19



Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя: повторение. Самостоятельная работа по этим трем темам

Урок-практика



Ничья.

20



Пат. Определение, примеры, отличие от мата

Урок-практика

Знать, что такое пат, патовая ситуация, вечный шах. Уметь сводить игру на ничью. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

21



Недостаток материала для достижения победы (мата)

Урок-практика

22



Троекратное повторение позиции. Вечный шах

Урок-практика

23



Повторение темы «Троекратное повторение позиции». Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей

Комбинируемый урок

24



Повторение темы «Ничья

Комбинируемый урок



Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур.

25



Шахматная нотация. Короткая и длинная нотации. Примеры записи шахматных

партий

Урок-практика

Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Практикуют различные системы проведения шахматных турниров. Выстраивают особенности шахматной борьбы


26



Игровой день. Игра с записью партий с помощью короткой или длинной нотации

Урок-практика

27



Ценность шахматных фигур

Урок-практика

28



Проверочная работа по темам «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур»

Урок-практика



Элементарные шахматные приемы.

29



Вилка. Определение, примеры применения на практике

Урок-практика

Знать: Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.


30



Связка. Определение, примеры применения на практике

Комбинируемый урок

31



Самостоятельная работа по темам «Вилка» и «Связка»

Комбинируемый урок

32



Разбор самостоятельной работы. Подготовка к

итоговой контрольной работе и разбор типовых примеров по всем темам весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок

33



Итоговая контрольная работа за учебный год Весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок

34



Разбор итоговой контрольной работы Весь изученный ранее материал.

Комбинируемый урок

п,п


Дата


Дата



6 класс


план

факт

Стадии партии.

1



Три стадии шахматной партии. Что такое дебют?

Урок-практика

Знать принципы развития дебюта. Объяснять основные цели дебюта. Знать классификацию дебютов. Уметь применить дебют, с которого нередко делается мат. Знать: Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Уметь разыгрывать Основные виды дебютов (не менее 7).

2



Грубые ошибки в дебюте. «детский» и «дурацкий» маты. Игра в паре 10—15 ходов с последующей оценкой позиции после дебюта

Урок-практика

3



Популярные ловушки, возникающие в известных открытых дебютах (русская,

итальянская, испанская партии)

Урок-практика

4



Миттельшпиль — середина игры. Какие бывают планы в миттельшпиле

Урок-практика

Знать: Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Активный король. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия.

5



Миттельшпиль — середина игры. Игра в паре

Урок-практика

6



Игра в паре с последующим анализом тренера

Урок-практика

7



Эндшпиль. Связь окончаний с другими стадиями игры

Урок-практика

8



Самостоятельная работа на тему «Три стадии шахматной партии»

Комбинируемый урок 1



Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций.

9



Линейный мат

Урок-практика

Знать простейшие схемы достижения матовых ситуаций, мат в один ход и несколько ходов, Двойной, вскрытый шах. Выполнять: Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Выдеть: Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. Знать: О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

10



Техника матования ферзем одинокого короля

Урок-практика

11



Техника матования ладьей одинокого короля

Комбинируемый урок

12



Повторение изученного материала. Мат ферзем, ладьей, линейный мат

Комбинируемый урок

13



Мат двумя слонами одинокому королю

Комбинируемый урок

14



Самостоятельная работа на тему «Мат одинокому королю»

Комбинируемый урок

15



Разнообразие матовых конструкций

Комбинируемый урок

16



Закрепление темы «Разнообразие матовых конструкций»

Комбинируемый урок

17



Игровое занятие. Игра всем классом с учителем. Последующий разбор партии Весь изученный ранее материал

Комбинируемый урок

18



Конкурс по решению задач по изученным темам

Комбинируемый урок



Игра в турнирах.

19



Шахматный этикет

Урок-практика 1

Этика поведения шахматиста во время игры. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Практикуют различные системы проведения шахматных турниров. Выстраивают особенности шахматной борьбы

Знать шахматные разряды и звания, рейтинг-лист,

Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

20



Шахматные часы (Фишера и механические)

Комбинируемый урок

21



Разновидности шахматного контроля времени на партию: блиц, рапид, классические шахматы

Комбинируемый урок

22



Игровое занятие. Игра в быстрые шахматы с записью первых 15 ходов

Комбинируемый урок

23



Шахматные турниры. Разновидности схем проведения соревнований

Комбинируемый урок

24



Система званий, разрядов и рейтингов в шахматах

Комбинируемый урок

25



Самостоятельная работа на тему «Правила поведения на соревнованиях, различные системы проведения турниров, контроль времени на партию, системы званий, разрядов и рейтингов»

Комбинируемый урок

26



Повторение изученного материала. Разбор задач

Комбинируемый урок

27



Игровое занятие «Кто знает и умеет объяснить значения шахматных терминов?»

Комбинируемый урок

28



Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам (по 15 мин каждому) с записью первых 15 ходов партии. День 1-й

Комбинируемый урок

Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции.

Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

29



Разбор партий шахматного турнира на первенство класса

Комбинируемый урок

30



Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам с записью первых 15 ходов партии. День 2-й

Комбинируемый урок

31



Разбор партий шахматного турнира на первенство класса

Комбинируемый урок

32



Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам с записью первых 15 ходов партии. День 3-й

Комбинируемый урок

33



Разбор партий шахматного турнира на первенство класса

Комбинируемый урок

34



Шахматный турнир на первенство класса по быстрым шахматам с записью первых 15 ходов партии. Последний тур и подведение итогов турнира по швейцарской системе

Урок-практика

п,п



дата


дата


7 класс


план

факт

Введение в тактическую игру.

1



Что такое угроза? Разновидности угроз. Как создавать и защищаться от угроз?

Урок-практика

Знать: Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Разучивание партий , дебютов, гамбитов. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

2



Повторение темы «Угроза»

Урок-практика

3



Темп в шахматах. Темп в дебюте

Урок-практика

4



Темп в эндшпиле. Передача темпа

Урок-практика

5



Промежуточный ход в шахматах

Урок-практика

6



Форсированная игра

Урок-практика

7



Закрепление темы «Форсированная игра»

Урок-практика

8



Дебютные катастрофы

Урок-практика

9



Продолжение изучения основных ошибок в дебюте

Комбинируемый урок 1

10



Закрепление темы «Дебютные катастрофы»

Комбинируемый урок 1

11



Дебютные катастрофы. Продолжение

Комбинируемый урок 1

12



Дебютные катастрофы. Заключение

Комбинируемый урок 1

13



Контрольная работа по главе «Введение в тактическую игру»

Комбинируемый урок 1

14



Проверка контрольной работы

Комбинируемый урок 1

15



Игровое занятие

1

16



Разбор сыгранных партий Разбор партий, сыгранных учениками на предыдущем

занятии

Комбинируемый урок 1



Тактические приемы

17



Вилка

Урок-практика

Анализ партий лучших шахматистов. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач Практикуют различные системы проведения шахматных турниров. Выстраивают особенности шахматной борьбы


18



Вилка. Продолжение

Урок-практика

19



Вилка. Продолжение

Урок-практика

20



Вилка. Заключение

Урок-практика

21



Вилка. Самостоятельная работа

Урок-практика

22



Связка. Основные понятия

Урок-практика

23



Связка. Продолжение

Урок-практика

24



Связка. Продолжение

Урок-практика

25



Связка. Продолжение

Урок-практика

26



Самостоятельная работа по темам «Связка» и «Вилка»

Урок-практика

27



Разбор самостоятельной работы по темам «Связка» и «Вилка»

Урок-практика

28



Отвлечение

Урок-практика

Выполнять тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций.

29



Отвлечение. Продолжение

Комбинируемый урок 1

30



Отвлечение. Закрепление

Комбинируемый урок 1

31



Подготовка к итоговой контрольной работе

Комбинируемый урок 1

32



Итоговая контрольная работа. Первая часть. Практика

Комбинируемый урок

33



Контрольная работа. Вторая часть. Теория

Комбинируемый урок

34



Результаты итоговой контрольной работы

Комбинируемый урок

№п,п


дата


дата



8 класс

план

факт

1



Повторение изученного материала

1 Комбинируемый урок

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.



Тактические приемы

2



Мат в один ход

1 Комбинируемый урок

Знать простейшие схемы достижения матовых ситуаций, мат в один ход и несколько ходов, Выполнять: Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Выдеть: Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. Знать: О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Способы защиты. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций.

Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

3



Решение задач на мат в один ход

Урок-практика

4



Решение задач на мат в один ход

Урок-практика

5



Открытое нападение

Урок-практика

6



Открытое нападение. Продолжение

Урок-практика

7



Открытое нападение. Заключение

Урок-практика

8



Рентген. Основные понятия

Урок-практика

9



Рентген. Продолжение

Урок-практика

10



Рентген. Заключение

Урок-практика

11



Завлечение. Основные понятия

Урок-практика

12



Завлечение. Продолжение

Урок-практика

13



Завлечение. Продолжение

Урок-практика

14



Завлечение. Продолжение

Урок-практика

15



Завлечение. Закрепление

Урок-практика

16



Самостоятельная работа

Комбинируемый урок

17



Разбор самостоятельной работы

Комбинируемый урок

18



Игровое занятие

Урок-практика 1

19



Анализ сыгранных партий

Комбинируемый урок

20



Перекрытие. Основные понятия

Комбинируемый урок

21



Перекрытие. Продолжение

Комбинируемый урок

22



Перекрытие. Закрепление

Комбинируемый урок

23



Проверочная работа по теме «Перекрытие». Новая тема «Блокировка»

Комбинируемый урок

24



Блокировка. Продолжение

Комбинируемый урок

25



Мат в два хода. Повторение ранее изученных тем

Комбинируемый урок

Комбинируемый урок

26



Мат в два хода. Продолжение

Комбинируемый урок

27



Завоевание поля. Основные понятия

Комбинируемый урок

28



Завоевание поля. Подготовка к итоговой контрольной работе

Комбинируемый урок

29



Подготовка к итоговой контрольной работе

Комбинируемый урок

30



Итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

31



Результаты итоговой контрольной работы

Комбинируемый урок

32



Игровое занятие Весь ранее пройденный материал

Комбинируемый урок

33



Урок-практика

Урок-практика 1

34


Турнир по быстрым шахматам на первенство класса. День 2-й. Подведение итогов

Урок-практика





дата

дата




9 класс


план

факт

Формы организации урока

1



Повторение изученного материала

Комбинируемый урок

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.



Тактические приемы.

2



Уничтожение защиты

Урок-практика

Решение задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей. Разбор и проигрывание с партнером Практикуют различные системы проведения шахматных турниров. Выстраивают особенности шахматной борьбы специально подобранных позиций, решение задач

3



Уничтожение защиты. Продолжение

Урок-практика

4



Освобождение линии действия

Урок-практика

5



Освобождение линии действия. Продолжение

Урок-практика

6



Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты»

Комбинируемый урок

7



Итоги самостоятельной работы. Задачи на мат в три хода

Комбинируемый урок

8



Мат в три хода. Конкурс по решению задач

Урок-практика

Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

9



Ограничение подвижности фигуры

Урок-практика

10



Пат (ничья)

Урок-практика

11



Пат. Продолжение

Урок-практика

12



Вечный шах

Урок-практика

13



Вечный шах. Закрепление

Урок-практика

15



Самостоятельная работа по

темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат (ничья)» и «Вечный шах»

Комбинируемый урок

16



Итоги самостоятельной работы по темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат (ничья)» и «Вечный шах»

Комбинируемый урок

17



Основы эндшпиля

Урок-практика

Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций,

18



Основы эндшпиля. Продолжение

Урок-практика

19



Основы эндшпиля. Закрепление

Урок-практика

20



Основы эндшпиля. Закрепление

Урок-практика

21



Основы эндшпиля. Заключение

Урок-практика

22



Сочетание тактических ударов

Урок-практика

23



Сочетание тактических ударов. Продолжение

Урок-практика

24



Сочетание тактических ударов. Продолжение

Урок-практика

25



Подготовка к итоговой контрольной работе Весь ранее пройденный материал

Комбинируемый урок

Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

26



Подготовка к итоговой контрольной работе

Комбинируемый урок

27



Пробная итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

28



Пробная итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

29



Итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

30



Итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

31



Результаты итоговой работы

Комбинируемый урок

32



Игровой урок

Комбинируемый урок

Участие в сеансы одновременной игры.

33



Игровой урок

Комбинируемый урок



дата


дата



10 класс



план

факт


Формы организации урока


1



Повторение изученного материала

Комбинируемый урок

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.




Тактические приемы.

2



Уничтожение защиты

Урок-практика

Решение задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей. Разбор и проигрывание с партнером Практикуют различные системы проведения шахматных турниров. Выстраивают особенности шахматной борьбы специально подобранных позиций, решение задач

3



Уничтожение защиты. Продолжение

Урок-практика

4



Освобождение линии действия

Урок-практика

5



Освобождение линии действия. Продолжение

Урок-практика

6



Самостоятельная работа по темам «Освобождение линии действия» и «Уничтожение защиты»

Комбинируемый урок

7



Итоги самостоятельной работы. Задачи на мат в три хода

Комбинируемый урок

8



Мат в три хода. Конкурс по решению задач

Урок-практика

Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

9



Ограничение подвижности фигуры

Урок-практика

10



Пат (ничья)

Урок-практика

11



Пат. Продолжение

Урок-практика

12



Вечный шах

Урок-практика

13



Вечный шах. Закрепление

Урок-практика

15



Самостоятельная работа по

темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат (ничья)» и «Вечный шах»

Комбинируемый урок

16



Итоги самостоятельной работы по темам «Ограничение подвижности фигуры», «Пат (ничья)» и «Вечный шах»

Комбинируемый урок

17



Основы эндшпиля

Урок-практика

Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций,

18



Основы эндшпиля. Продолжение

Урок-практика

19



Основы эндшпиля. Закрепление

Урок-практика

20



Основы эндшпиля. Закрепление

Урок-практика

21



Основы эндшпиля. Заключение

Урок-практика

22



Сочетание тактических ударов

Урок-практика

23



Сочетание тактических ударов. Продолжение

Урок-практика

24



Сочетание тактических ударов. Продолжение

Урок-практика

25



Подготовка к итоговой контрольной работе Весь ранее пройденный материал

Урок-практика

Участие в сеансы одновременной игры. Участие в проведении руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий

26



Подготовка к итоговой контрольной работе

Урок-практика

27



Пробная итоговая контрольная работа

Урок-практика

28



Пробная итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

29



Итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

30



Итоговая контрольная работа

Комбинируемый урок

31



Результаты итоговой работы

Комбинируемый урок

32



Игровой урок

Комбинируемый урок

Участие в сеансы одновременной игры.

33



Игровой урок

Комбинируемый урок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!