Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Особенность выше указанных задач в том, чтобы проводить эту работу ненавязчиво, дать возможность детям отдохнуть, сменить вид деятельности и сделать мягкий переход от классно-урочной системы к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Детям нужна игра в любую пору их жизни. И нужен взрослый, опытный человек, который сумеет заинтересовать игрой не компьютерной, но развивающей точность, подвижность, ловкость, глазомер. Нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей и подростков.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, оказывает товарищескую поддержку, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, направляя к достижению общей цели.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ уро-ка | Тема урока, тип урока | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Форма контроля, контрольные материалы | Учебный материал (№№ страниц, заданий, § и т.п.) |
план | факт | Предметные | Личностные | Метапредметные |
1 четверть (9 часов) |
Раздел программы №1. Русские народные игры (9 часа) |
1 | Русская народная игра «У медведя во бору» | | | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Формирование умений строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Уметь организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры. Уметь соблюдать правила игры Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий. Умение слушать и вступать в диалог. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | | |
2 | Русская народная игра «Филин и пташка». | | | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | | | |
3 | Русская народная игра «Горелки». | | | Правила игры. Проведение игры. | | | |
4 | Русская народная игра «Кот и мышь». | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | | |
5 | Русская народная игра «Блуждающий мяч». | | | Правила игры. Проведение игры. | | | |
6 | Русская народная игра «Зарница» | | | Правила игры. Проведение игры. | | | |
7 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | | |
8 | Русская народная игра «Фанты» | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | | |
9 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | | |
Результаты 1 четверти: из 9 плановых часов проведено . |
2 четверть (7 часов) |
Раздел программы №2. Игры различных народов (7 часов) |
10 | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | | | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | | Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. Выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Формирование установки на здоровый образ жизни. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение применять полученные знания на практике. Анализировать свои поступки и прогнозировать их последствия. | | |
11 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | | | Правила игры. Проведение игры. | | | |
12 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | | |
13 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | | | Правила игры. Проведение игры. | | |
14 | Марийская народная игра «Катание мяча» | | | Правила игры. Проведение игры. | | | |
15 | Татарская народная игра «Серый волк» | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | | |
16 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | | |
Результаты 2 четверти: из 7 плановых часов проведено . | | | | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
3 четверть (9 часов) |
Раздел программы №3. Подвижные игры ( 9 часов) |
17 | Упражнение « Высокие деревья». Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы. | | | Прыжки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. | | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. . Формирование установки на здоровый образ жизни. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки | Строить речевые высказывания в устной форме. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Учиться работать в группах. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Развитие умения обобщать, делать выводы, формирование элементов творческого воображения. Умение слушать и вступать в диалог. | | |
18 | Упражнение «Боксёры». Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта». | | | Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Метание набивного мяча. Развитие скоростно-силовых способностей | | | |
19 | Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». | | | Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Метание набивного мяча. Развитие скоростно-силовых способностей | | | |
20 | Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены». Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». | | | Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры Развитие скоростно-силовых способностей. | | | |
21 | Разучивание игр «Мышеловка», «У медведя во бору».. Самостоятельные игры. | | | Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель Метание набивного мяча. Развитие скоростно-силовых способностей | | | |
22 | Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки». Соревнования по подвижным играм. | | | Равномерный бег. Чередование ходьбы и бега Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры. Развитие скоростно-силовых способностей. | | | |
23 | Комбинированная эстафета. Подвижные игры: «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки». Самостоятельные игры. | | | Равномерный бег . Чередование ходьбы и бега Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры. Развитие скоростно-силовых способностей. | | | |
24 | Разучивание игры «Лягушки-цапли», Быстрее по местам». Самостоятельные игры. | | | Прыжки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. | | |
25 | Разучивание игры «Кенгурбол», «Аисты». Перетягивание каната. | | | Прыжки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. | | | |
Результаты 3 четверти: из 9 плановых часов проведено . |
4 четверть (8 часов) |
Раздел программы №4. Эстафеты (8 часов) |
26 | «Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками. Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол. | | | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель. Эстафеты. | | Формирование установки на здоровый образ жизни.. Научится: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в процессе игровой деятельности; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Получит возможность научиться: технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; Научится: обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; Овладеет способностью понимать учебную задачу урока и стараются ее выполнять. Научится: выполнять беговые, прыжковые, общеразвивающие упражнения; Получит возможность научиться: находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками; соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений, игр, эстафет; организовывать здоровьезберегающую жизнедеятельность. Научится применять полученные знания на практике. Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | | |
27 | «Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки. Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол, баскетбол | | | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель. Развитие скоростно-силовых способностей. | | | |
28 | «Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». Эстафета по кругу. Игры по выбору: ручной мяч. | | | Развитие скоростно-силовых способностей. Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в движении. Броски в цель. | | | |
29 | « Успей поймать», «Космонавты». Соревнования на точность броска мяча в корзину. Самостоятельные игры. | | | Соревнования. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. Подвижные игры. | | | |
30 | «Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай».Эстафета «Паровозик». | | | | |
31 | «Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «через ручеёк». Комбинированная эстафета. Игры по выбору. | | | Подвижные игры. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. | | | |
32 | Упражнение «Силачи». Игры: «День и ночь», «Волк во рву». Комбинированная эстафета. | | | Подвижные игры. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. | | |
33 | Весёлые старты. | | | Подвижные игры. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. | | | |
Результаты 4 четверти: из 8 плановых часов проведено . | | | | Подвижные игры. Развитие глазомера, выносливости, скоростно-силовых способностей. |
1.И.М. Коротков «Подвижные игры во дворе»
2.М.Ф. Литвинов «Русские народные подвижные игры»
3. С.К. Якуб «Старинные русские игры»
4. В.Н. Дмитриев «Игры на открытом воздухе»
1.Мячи: мяч мал. теннисный, мячи волейбольные, баскетбольные.
2. Скакалка детская
3. Мат гимнастический
4. Кегли
6. Кольцеброс
7. Дартс