СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я - первоклассник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Я первоклассник» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно­ - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я - первоклассник»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»

Крутихинского района

Алтайского края


«РАССМОТРЕНО»


на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 37

от «22» августа 2018 г.

Черепанова Л.Г.



«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по ВР МБОУ «Крутихинская СОШ»


Коминар В.В.


30 августа 2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Крутихинская СОШ»


Палкин С.В.

Приказ № 232/2

от «30» августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я - первоклассник»

на 2018-2019 учебный год


Составитель: Ермакова Ю.В.

учитель начальных классов










с. Крутиха

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Я первоклассник» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Крутихинская СОШ»,

  • Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189),

  • Авторской программы Л.В. Мищенковой «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия раз­вития», Ярославль 2010 год,

  • Учебного пособия Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год,

  • Учебного плана МБОУ «Крутихинская СОШ» на 2018-2019 учебный год,

  • Годового календарного графика МБОУ «Крутихинская СОШ» на 2018-2019 учебный год.


Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образо­вательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умею­щий учиться, способный к организации собственной деятельности...»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекци­онно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.

  2. Развитие творческих способностей младших школьников.

  3. Расширение кругозора учащихся.

  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

  5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Сделать актуальной сферу обучения детей - значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно это­му способствует занятия этого курса, которые представляют собой сочетание коррекционно - развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы перво­классниками.

На изучение курса по внеурочной деятельности «Я - первоклассник» в 1 классе отводится 33 занятия - по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью 35 минут.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс «Я первоклассник» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно­ - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательно­сти, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуника­бельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, уста­новление логических связей, способность к конструированию. Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию ум­ственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию позна­вательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе. На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей та­ков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей танграма или из спичек, перерисовать предмет по клеткам, сочинить небылицу и так далее.

Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге:

Учитывая возраст ребенка, представлены всего два варианта работы по выполнению рисунков на клетчатой бумаге.

Вариант 1.Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует прибегнуть к помощи взрослого.

Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования поня­тиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».

Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.

Методика работы с головоломкой «танграм»:

Танграм - древняя китайская головоломка. Существует несколько вариантов работы с ней. Здесь представлен простей­ший вариант - составление изображения по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры.

Данное упражнение развивает внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию.

Методика работы со спичками:

В течение нескольких секунд обучаемый знакомится с образцом. Затем образец закрывается. Задача ребенка - по памяти воспроизвести рисунок из спичек на столе. После самостоятельного выполнения задания взрослый просит ре­бенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть. Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации.

В результате прохождения курса у обучающихся развиваются универсальные учебные действия:

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способ­ность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к воспри­ятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формы и методы работы

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

  2. Без отметочная система обучения

  3. Обогащение окружающей среды ребёнка разнообразными новыми для него предметами с целью развития его лю­бознательности.

  4. Поощрение высказывания оригинальных идей.

  5. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

  6. Использование педагогом личного примера - творческого подхода к решению проблемы.

  7. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.



























КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года.

Итого: 33 часа.

№ п/п

дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Познавательный и развивающий аспект

1

21.09

Итак, мы начинаем.

1

Что ждет будущих учеников в школе. Развитие внимания, зрительной памя­ти, логического мышления, конструкторских способностей, рефлексии

2

28.09

Чему учат в школе?

1

Зачем нужно учиться. Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии

3











05.10

Про звонок и про урок.

1

Значение школьного звонка и урока. Развитие внимания, мышления, смыс­ловой и зрительной памяти, рефлексии

4

12.10

Разноцветное путешествие.

1

Формирование умений по распознаванию цвета. Развитие внимания, мыш­ления, памяти, рефлексии

5

19.10

Цветик - семицветик

1

Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В. Катаева «Цветик - се­мицветик». Развитие внимания, мышления, памяти






рефлексии

6

26.10

Увлекательная неделька.

1

Закрепление знаний дней недели, понятий «раньше», «позже» и т.д. Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысло­вой памяти, рефлексии

7

09.11

Поговорим о временах года

1

Отличительные особенности четырех времен года. Развитие внимания, слу­ховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии

8

16.11

Осень. Зима.

1

Отличительные особенности осени и зимы как времени года. Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии


16.11




9

23.11

Весна - лето.

1

Отличительные особенности весны и лета как времени года. Развитие внимания, мышления, воображения, чувство рифмы, конструкторских спо­собностей, рефлексии

10

30.11

Школа домашних живот­ных.

1

Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей, во­ображения, речи, фонематического слуха, смысловой памяти, рефлексии

11

07.12

Дикие животные

1

Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жира­фе и страусе. Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, слуховой па­мяти, рефлексии

12

14.12

Геометрическое ассорти.

1

Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево - право», «верх - низ». Виды углов. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, рррррррконструкторских способностей, воображения,

13

21.12

Наряжаем ёлочку.

1

Знакомство с ёлочными украшениями. Развитие внимания, мышления, ори­ентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение сло­варного запаса.

14

11.01

Зимние каникулы.

1

Представление о зимних каникулах и празднике Рождества. Развитие вни­мания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлек­сии, расширение словарного запаса.

15

18.01

Красная шапочка - 2

1

Понятие о величине предметов. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного за­паса.

16

25.01

Поговорим о наших име­нах.

1

Представление о разнообразии имён. Развитие внимания, мышления, ориен­тации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словар­ного запаса.

17

01.02

Теремок «Смекалка».

1

Расширение представлений об обитателях леса. Развитие внимания, мыш­ления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расшире­ние словарного запаса.

18

08.02

Дорогами сказок

1

Знакомство с особенностями и разнообразием сказок. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса



19

15.02

Приглашаем гостей.

1

Представление о правилах приёма гостей. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса.

20

01.03

Школа разведчиков.

1

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной па­мяти, рефлексии, расширение словарного запаса.

21

15.03

Коллекция заморочек.

1

Развитие внимания, нестандартного мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса.

22

22.03

Поезд везёт подарки ма­мам.

1

Занятие способствует развитию внимательного отношения к маме. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, ре­флексии, расширение словарного запаса.

23

05.04

В стране Вообразилии.

1

Чем отличается воображение от фантазии. Развитие внимания, воображе­ния, фантазии, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, речи рефлек­сии.

24

12.04

Учимся пользоваться ка­лендарём.

1

Способствует развитию временных представлений.

25

19.04

Клад Кота Леопольда.

1

Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, речи рефлексии

26

26.04

Межпланетное путеше­ствие.

1

Первичное представление о космосе, развитие познавательного интереса.

27

03.05

Забавная гусеница

1

Первоначальные представления о насекомых. Развитие внимания, вообра­жения, фантазии, мышления, слуховой памяти, речи рефлексии.

28

10.05

В городе лекарственных растений

1

Знакомство детей с лекарственными растениями и их использованием.

29





17.05





Читаем письмо Смекалкина





1







Первоначальные требования о письме. Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, речи рефлексии










30

24.05

Магазин головоломок.

1

Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, речи рефлексии

31


Развиваем речь.

1

Антонимы - слова «наоборот» Развитие внимания, мышления, ориента­ции в пространстве, воображения, речи, рефлексии.

32


Развиваем фонематический слух.

1

Что такое фонематический слух. Рифма. Развитие внимания, фонематиче­ского слуха, мышления, воображения, рефлексии.

33








Эстафета занимательных заданий.

1

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских и артистических способ­ностей, воображения, фантазии, рефлексии



Лист изменений

По календарному планированию вместо 33 занятий вышло 30. Занятия № 28 и 29, 30 и 31, 32 и 33 сдваиваются. № 28 и 29 будут проведены 10.05, № 30 и 31 - 17 05, № 32 и 33 – 24.05.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимо­феев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколе­ния)

  2. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Ра­ботаем по новым стандартам).

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учи­теля /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. - 3-изд. - М.: Просвещение, 2011.

  4. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. -М.: Издательство РОСТ, 2012.

  5. Авторская программа Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год.

  6. Учебное пособие Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год.

  7. «Лесная школа» Панфилова М.А. –сказки для адаптационного периода.

Технические средства

  1. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Набор рисунков, фотографий.

  2. Медиа - проектор.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!