Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»
Крутихинского района
Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 37 от «22» августа 2018 г. Черепанова Л.Г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР МБОУ «Крутихинская СОШ» Коминар В.В. 30 августа 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Крутихинская СОШ» Палкин С.В. Приказ № 232/2 от «30» августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я - первоклассник»
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Ермакова Ю.В.
учитель начальных классов
с. Крутиха
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Я первоклассник» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Крутихинская СОШ»,
Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189),
Авторской программы Л.В. Мищенковой «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год,
Учебного пособия Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год,
Учебного плана МБОУ «Крутихинская СОШ» на 2018-2019 учебный год,
Годового календарного графика МБОУ «Крутихинская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности...»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей младших школьников.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Сделать актуальной сферу обучения детей - значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствует занятия этого курса, которые представляют собой сочетание коррекционно - развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы первоклассниками.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Я - первоклассник» в 1 классе отводится 33 занятия - по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью 35 минут.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Я первоклассник» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе. На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей танграма или из спичек, перерисовать предмет по клеткам, сочинить небылицу и так далее.
Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге:
Учитывая возраст ребенка, представлены всего два варианта работы по выполнению рисунков на клетчатой бумаге.
Вариант 1.Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует прибегнуть к помощи взрослого.
Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».
Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.
Методика работы с головоломкой «танграм»:
Танграм - древняя китайская головоломка. Существует несколько вариантов работы с ней. Здесь представлен простейший вариант - составление изображения по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры.
Данное упражнение развивает внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию.
Методика работы со спичками:
В течение нескольких секунд обучаемый знакомится с образцом. Затем образец закрывается. Задача ребенка - по памяти воспроизвести рисунок из спичек на столе. После самостоятельного выполнения задания взрослый просит ребенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть. Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации.
В результате прохождения курса у обучающихся развиваются универсальные учебные действия:
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формы и методы работы
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
Без отметочная система обучения
Обогащение окружающей среды ребёнка разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
Использование педагогом личного примера - творческого подхода к решению проблемы.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года.
Итого: 33 часа.
№ п/п | дата | Тема занятия | Кол-во часов | Познавательный и развивающий аспект |
1 | 21.09 | Итак, мы начинаем. | 1 | Что ждет будущих учеников в школе. Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, конструкторских способностей, рефлексии |
2 | 28.09 | Чему учат в школе? | 1 | Зачем нужно учиться. Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии |
3 | 05.10 | Про звонок и про урок. | 1 | Значение школьного звонка и урока. Развитие внимания, мышления, смысловой и зрительной памяти, рефлексии |
4 | 12.10 | Разноцветное путешествие. | 1 | Формирование умений по распознаванию цвета. Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии |
5 | 19.10 | Цветик - семицветик | 1 | Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В. Катаева «Цветик - семицветик». Развитие внимания, мышления, памяти рефлексии |
6 | 26.10 | Увлекательная неделька. | 1 | Закрепление знаний дней недели, понятий «раньше», «позже» и т.д. Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, смысловой памяти, рефлексии |
7 | 09.11 | Поговорим о временах года | 1 | Отличительные особенности четырех времен года. Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображения, речи, рефлексии |
8 | 16.11 | Осень. Зима. | 1 | Отличительные особенности осени и зимы как времени года. Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии |
| 16.11 | | | |
9 | 23.11 | Весна - лето. | 1 | Отличительные особенности весны и лета как времени года. Развитие внимания, мышления, воображения, чувство рифмы, конструкторских способностей, рефлексии |
10 | 30.11 | Школа домашних животных. | 1 | Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, смысловой памяти, рефлексии |
11 | 07.12 | Дикие животные | 1 | Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе и страусе. Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, слуховой памяти, рефлексии |
12 | 14.12 | Геометрическое ассорти. | 1 | Точка, линия, прямая, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Понятия «лево - право», «верх - низ». Виды углов. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, рррррррконструкторских способностей, воображения, |
13 | 21.12 | Наряжаем ёлочку. | 1 | Знакомство с ёлочными украшениями. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
14 | 11.01 | Зимние каникулы. | 1 | Представление о зимних каникулах и празднике Рождества. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
15 | 18.01 | Красная шапочка - 2 | 1 | Понятие о величине предметов. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
16 | 25.01 | Поговорим о наших именах. | 1 | Представление о разнообразии имён. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
17 | 01.02 | Теремок «Смекалка». | 1 | Расширение представлений об обитателях леса. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
18 | 08.02 | Дорогами сказок | 1 | Знакомство с особенностями и разнообразием сказок. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса |
19 | 15.02 | Приглашаем гостей. | 1 | Представление о правилах приёма гостей. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
20 | 01.03 | Школа разведчиков. | 1 | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
21 | 15.03 | Коллекция заморочек. | 1 | Развитие внимания, нестандартного мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
22 | 22.03 | Поезд везёт подарки мамам. | 1 | Занятие способствует развитию внимательного отношения к маме. Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве зрительной памяти, рефлексии, расширение словарного запаса. |
23 | 05.04 | В стране Вообразилии. | 1 | Чем отличается воображение от фантазии. Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, речи рефлексии. |
24 | 12.04 | Учимся пользоваться календарём. | 1 | Способствует развитию временных представлений. |
25 | 19.04 | Клад Кота Леопольда. | 1 | Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, речи рефлексии |
26 | 26.04 | Межпланетное путешествие. | 1 | Первичное представление о космосе, развитие познавательного интереса. |
27 | 03.05 | Забавная гусеница | 1 | Первоначальные представления о насекомых. Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, речи рефлексии. |
28 | 10.05 | В городе лекарственных растений | 1 | Знакомство детей с лекарственными растениями и их использованием. |
29 | 17.05 | Читаем письмо Смекалкина | 1 | Первоначальные требования о письме. Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, речи рефлексии |
30 | 24.05 | Магазин головоломок. | 1 | Развитие внимания, воображения, фантазии, мышления, слуховой памяти, речи рефлексии |
31 | | Развиваем речь. | 1 | Антонимы - слова «наоборот» Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии. |
32 | | Развиваем фонематический слух. | 1 | Что такое фонематический слух. Рифма. Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии. |
33 | | Эстафета занимательных заданий. | 1 | Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских и артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии |
Лист изменений
По календарному планированию вместо 33 занятий вышло 30. Занятия № 28 и 29, 30 и 31, 32 и 33 сдваиваются. № 28 и 29 будут проведены 10.05, № 30 и 31 - 17 05, № 32 и 33 – 24.05.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература для учителя:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. - 3-изд. - М.: Просвещение, 2011.
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. -М.: Издательство РОСТ, 2012.
Авторская программа Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год.
Учебное пособие Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» издательство «Академия развития», Ярославль 2010 год.
«Лесная школа» Панфилова М.А. –сказки для адаптационного периода.
Технические средства
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Набор рисунков, фотографий.
Медиа - проектор.