Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с письмами Министерства образования МО от 12.09.2012 г. № 9542-08о/07, от 06.09.2017 г № 125770/09о. Внеурочная деятельность организуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей района. Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире права» для обучающихся 9 ласса составлена на основе учебно-методический комплекса Певцовой Е.А., Микова П.В., Лимоне П., Ансалони Д. «Право в нашей жизни. 9 класс (учебник для общеобразовательных учебных заведений.
Цель курса: формирование правовой компетентности обучающихся.
Задачи курса: -Формирование представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в обществе, освоение правовой системы России и международного права;
- освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- развитие способности строить собственное правосообразное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
Программа по внеурочной деятельности «В мире права» рассчитана на 35 ч., 1 час занятий в неделю.
Тематическое планирование.
№/п | Раздел, тема программы | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Вводное занятие. Понятие и признаки права. | | |
2 | Социальная норма | | |
3 | Формы (источники) права. | | |
4 | Система законодательства. | | |
5 | Правовая норма. | | |
6 | Гражданин как субъект административных правоотношений. | | |
7 | Основные права и свободы граждан. Обязанности граждан. | | |
8 | Административное правонарушение | | |
9 | Уголовная ответственность. | | |
10 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | | |
11 | Вина. Формы вины. | | |
12 | Понятие правоотношения. | | |
13 | Юридические факты. События и действия. | | |
14 | Понятие субъекта права. Виды субъектов права. | | |
15 | Правоспособность и дееспособность физических лиц и юридических лиц. Дееспособность несовершеннолетних. | | |
16 | Гражданские правоотношения. | | |
17 | Административные правоотношения. | | |
18 | Трудовые правоотношения. | | |
19 | Уголовные правоотношения. | | |
20 | Преступление. Проступок. Юридическая ответственность | | |
21 | Правовое положение человека и гражданина | | |
22 | Права несовершеннолетних. | | |
23 | Понятие основ конституционного строя. Правовое государство. | | |
24 | Государственный аппарат. | | |
25 | Президент РФ — глава государства. Органы государственной власти субъектов РФ. | | |
26 | Законодательная власть. Судебная власть. | | |
27 | Правоохранительные органы. | | |
28 | Понятие брака. Условия заключения брака. | | |
29 | Гражданские правоотношения: понятие, виды. Основные элементы гражданского правоотношения. | | |
30 | Что такое собственность. Субъекты права собственности. | | |
31 | Субъекты права собственности. | | |
32 | Понятие налога. Налоговая система. | | |
33 | Источники трудового права. Трудовой договор. | | |
34 | Международные организации, защищающие права человека. | | |
35 | Подведение итогов курса. | | |
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат более углубленное и расширенное представление: о роли права и в жизни человека и общества; о структуре системы права; о Семейном и Трудовом кодексах РФ; о системе судопроизводства в РФ; о системе мировой защиты прав человека.
Обучающиеся получат опыт: самостоятельной работы с юридическими документами; поиска информации по заданному юридическому вопросу; выделять противоречия, лежащие в юридической области; выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы.
Обучающиеся научатся: объяснять роль права в жизни общества; различать правоспособность и дееспособность субъектов права; сравнивать преступление и административный проступок; характеризовать права человека; составлять важные документы: заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.
В области предметной компетенции обучающиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей).
В области коммуникативной компетенции обучающиеся овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и процессов).
В области социальной компетенции обучающиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. В современное время существующая проблема правового обучения и воспитания подрастающего поколения актуализировало проблему организации системной предпрофильной правовой подготовки школьников, которая позволит учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем.
Литература.
С.И.Володина, А.М.Полиевктова, В.В.Спасская «Основы правовых знаний» 8-9 классы в 2-х частях – М., Академкнига/учебник, 2018
Задачник по обществознанию/А.И. Кравченко. – М.: Русское слово, 2012.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М., 2011.
Комментарий к Трудовому кодексу РФ.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ.
Комментарий к Семейному кодексу РФ.
Лукашева Е.А., Права человека: учебник – М.: Норма, 2018.
Мавлютова Е.А., Основы правовых знаний: интерактивные методы преподавания права – Волгоград: Учитель, 2015
Конституция РФ – Омега-Л, 2019.
Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
●allpravo.ru - сайт "Право России" Разделы сайта: Электронная библиотека, Дипломные, Тесты on-line, Юридические словари, Рекомендации (студенту, начинающему юристу), Судебная практика, Каталог ресурсов.
● oprave.ru Юридический портал "Правопорядок" - Статьи, Новости, Судебная практика, Курсовые, Доклады, Книги и др.
●yurclub.ru ЮрКлуб - виртуальный клуб юристов. В разделе "Материалы" публикации по двум десяткам тем.