СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Уровень образования (класс) основное общее, 5-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

по внеурочной деятельности

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Уровень образования (класс) основное общее,  5-9 классы

 

 

Количество часов  170

 

 

Учителя     Селиванова Анна Михайловна

 

 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с примерными программами Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.: ВАКО, 2018 и

Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность : учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Уровень образования (класс) основное общее, 5-9 классы»

Краснодарский край Абинский район село Светлогорское

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 имени П.Ф. Евдокимова

муниципального образования Абинский район




УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета

от 28 августа 2019 года

протокол № 1

Председатель педсовета

_________________ Е.Н. Черная

подпись руководителя ОУ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по внеурочной деятельности

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ


Уровень образования (класс) основное общее, 5-9 классы



Количество часов 170



Учителя Селиванова Анна Михайловна



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с примерными программами Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.: ВАКО, 2018 и

Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность : учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.





Содержание


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 3

2. Содержание курса внеурочной деятельности 4

3. Тематическое планирование 7









































1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


2. Содержание курса внеурочной деятельности


5 класс (34 часа)


Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое Основы финансовой грамотности (1 час)

Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности».

6 класс (34 часа)


Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).

Деловая игра. Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности».


7 класс (34 часа)


Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов).

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 часов).

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

Раздел 3. Заключение (1 час).


8 класс (34 часа)


Раздел 1. Происхождение денег (4 часа).

Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Раздел 2. Источники денежных средств семьи (4 часа).

Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.

Раздел 3. Контроль семейных расходов (4 часа).

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы».

Раздел 4. Построение семейного бюджета (6 часов).

Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

Раздел 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (4 часа).

Для чего нужны финансовые организаций. Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.

Раздел 6. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния (11 часов).

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Раздел 7. Защита проектов (1 час)


9 класс (34 часа)


Раздел 1. Риски в мире денег (10 часов).

Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Раздел 2. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (12 часов).

Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Раздел 3. Человек и государство: как они взаимодействуют (10 часов).

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать ее достойной.

Раздел 4. Заключительные уроки. Защита проектов (2 часа).


3. Тематическое планирование

5 класс (34 часа)


п/п

Название темы

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

2.

Доклад «Деньги».

3.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

4.

Творческое задание «Доходы семьи».

5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

7.

Викторина «Товары длительного пользования».

8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

(6 часов)

11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

13.

Решение логических задач «Страхование».

14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

17.

Мини-исследование «Налоги».

18.

Аналитическая работа «Виды налогов».

19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

21.

Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)

22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

23.

Творческое задание «Банковские услуги».

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

26.

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

29.

Разработка бизнес-плана.

30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

32.

Мини-проект «Благотворительность».

33.

Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое Основы финансовой грамотности (1 час)

34.

Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности».


6 класс (34 часа)


п/п

Название темы

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа)

1.

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».

2.

Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».

3.

Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа)

4.

Познавательная беседа «Частная собственность».

5.

Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа)

6.

Познавательная беседа «Единоличное владение».

7.

Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».

8.

Ролевая игра «Акционерное общество».

9.

Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов)

10.

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».

11.

Решение практических задач «Организация фирмы».

12.

Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».

13.

Творческое задание «Реклама».

14.

Ролевая игра «Работа фирмы».

15.

Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа)

16.

Работа с документами «Права потребителя».

17.

Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».

18.

Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».

19.

Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа)

20.

Аналитическая работа «Закон спроса».

21.

Решение экономических задач «Кривая спроса».

22.

Практическая работа «Закон предложения».

23.

Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа)

24.

Познавательная беседа «Рыночное равновесие».

25.

Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков (2 часа)

26.

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».

27.

Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа)

28.

Деловая игра «Работа банка».

29.

Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа)

30.

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».

31.

Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа)

32.

Деловая игра

33-34.

Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности».



№ п/п

Наименование разделов

Количе

ство часов

Основные виды учебной деятельности ученика

(УУД)

7 класс (34 часа)


1

Человек и государство: как они взаимодействуют

16

Личностные результаты:

• понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметные результаты:


Познавательные:

• формирование умений представлять информацию в зависимости

от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

диаграммы связей (интеллект-карты);

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


Регулятивные:

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

родителей.


Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог.


Предметные результаты:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества

и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

3

Заключение

1


Итого:

34


8 класс (34 часа)


1

Происхождение денег

4

Личностные результаты:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-

мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони-

мание финансовых связей семьи и государства;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметные результаты:


Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умений представлять информацию в зависимости

от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

родителей.


Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог.


Предметные результаты:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и по-

следствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в

экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества

и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2

Источники денежных средств семьи

4

3

Контроль семейных расходов

4

4

Построение семейного бюджета

6

5

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

4

6

Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния

11

7

Защита проектов

1


Итого:

34


9 класс (34 часа)


1

Риски в мире денег

10

Личностные результаты:

• понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметные результаты:


Познавательные:

• формирование умений представлять информацию в зависимости

от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

диаграммы связей (интеллект-карты);

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


Регулятивные:

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

родителей.


Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог.


Предметные результаты:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества

и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

12

3

Человек и государство: как они взаимодействуют

10

4

Заключительные уроки. Защита проектов

2


Итого:

34



Календарно-тематическое планирование

5 класс (34 часа; 1 час в неделю)




Тема занятия


Кол-во

часов


Основные виды учебной деятельности ученика

(УУД)



Раздел 1. Доходы и расходы семьи

10


1

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1

Личностные результаты:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-

мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони-

мание финансовых связей семьи и государства;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметные результаты:


Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умений представлять информацию в зависимости

от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

родителей.


Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог.


Предметные результаты:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и по-

следствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в

экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества

и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2

Доклад «Деньги».

1

3

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

1

4

Творческое задание «Доходы семьи».

1

5

Работа со статистикой «Расходы семьи».

1

6

Викторина «Предметы первой необходимости».

1

7

Викторина «Товары длительного пользования».

1

8

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

1

9

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

10

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

1


Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

11

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

1

12

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

1

13

Решение логических задач «Страхование».

1

14

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

1

15

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1

16

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

1


Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

5

17

Мини-исследование «Налоги».


1

18

Аналитическая работа «Виды налогов».

1

19

Познавательная беседа «Социальные пособия».

1

20

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1

21

Проект «Государство – это мы».

1


Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

22

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

1

23

Творческое задание «Банковские услуги».

1

24

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

1

25

Деловая игра «Кредит. Залог».

1

26

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

1

27

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

1

28

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1

29

Разработка бизнес-плана.

1

30

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

1

31

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

1

32

Мини-проект «Благотворительность».

1

33

Проект «Личный финансовый план».

1


Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

1

34

Заключительный урок

1


ИТОГО

34



Календарно-тематическое планирование

6 класс (34 часа; 1 час в неделю)




Тема занятия


Кол-во

часов


Основные виды учебной деятельности ученика

(УУД)


Раздел 1. Основная проблема экономики

3


1

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора».

1

Личностные результаты:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-

мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони-

мание финансовых связей семьи и государства;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметные результаты:


Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умений представлять информацию в зависимости

от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,

диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.


Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

родителей.


Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог.


Предметные результаты:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и по-

следствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в

экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества

и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2

Решение экономических задач «Альтернативная стоимость».

1

3

Практическая работа «Сетка принятия решения».

1

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

2

4

Познавательная беседа «Частная собственность».

1

5

Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

1

Раздел 3. Формы организации бизнеса

4

6

Познавательная беседа «Единоличное владение».

1

7

Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)».

1

8

Ролевая игра «Акционерное общество».

1

9

Мини-проект «Организация фирмы».

1

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

6

10

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом».

1

11

Решение практических задач «Организация фирмы».

1

12

Решение экономических задач «Составление бизнес-плана».

1

13

Творческое задание «Реклама».

1

14

Ролевая игра «Работа фирмы».

1

15

Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

1

Раздел 5. Ты – потребитель

4

16

Работа с документами «Права потребителя».

1

17

Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права».

1

18

Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами».

1

19

Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

1

Раздел 6. Законы спроса и предложения

4

20

Аналитическая работа «Закон спроса».

1

21

Решение экономических задач «Кривая спроса».

1

22

Практическая работа «Закон предложения».

1

23

Решение экономических задач «Кривая предложения».

1

Раздел 7. Рыночное равновесие

2

24

Познавательная беседа «Рыночное равновесие».

1

25

Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

1

Раздел 8. Возникновение банков

2

26

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит».

1

27

Практическая работа «Заем, виды займов».

1

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

2

28

Деловая игра «Работа банка».

1

29

Деловая игра «Я хочу взять кредит».

1

Раздел 10. Профессии банковской сферы

2

30

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы».

1

31

Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

1

Раздел 11. Проектная деятельность

3

32

Деловая игра

1

33

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

34

Заключительное занятие

1


ИТОГО

34





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО Заместитель директора по УВР

учителей гуманитарного цикла 27.08.2019 г.

от 27.08.2019 г. № 1 __________Златоуст З.З.

____________ Матюшенко Е.Г.



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!