СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельность для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) для 1 дополнительного класса, 2 вариант обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; способствует развитию личности, организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельность для детей с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) для 1 дополнительного класса, 2 вариант обучения»









Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 дополнительного класса,

II вариант обучения.













Составитель: Д.С. Чинных

2019 г.

Оглавление

1. Целевой раздел. 3

1.1. Пояснительная записка. 3

1.2. Нормативно – правовая база 5

1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 6

1.4. Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. 8

1.5. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности. 9

2. Содержательный раздел 12

2.1. Тематическое планирование. 12

Содержание работы по направлениям ( III, IV четверть) 19

2.2. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению 24

Список литературы 26



  1. Целевой раздел.
    1. Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; способствует развитию личности, организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,

  • общекультурное (художественно-эстетическое),

  • социальное,

  • духовно-нравственное.

Участие обучающихся во внеурочной деятельности способствует налаживанию межличностных отношений в группе сверстников, раскрытию творческих способностей обучающихся, личностному развитию детей. В сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности. Педагог выявляет потенциальные возможности и интересы каждого ребенка, помогает ему реализовать их во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с особенностями развития и детей. Мероприятия внеурочной деятельности планируются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития.

Цель программы: обучение обучающимися необходимому для жизни в обществе социальному опытом и формирование системы ценностей, всестороннее развитие и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи программы:

  • развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • формирование умений, навыков;

  • развитие физических качеств, формирование представлений о здоровом образе жизни.

Для реализации программы организуются следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая,

  • познавательная,

  • досугово-развлекательная,

  • творческая,

  • трудовая,

  • спортивно-оздоровительная.

Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в определённом аспекте, что в своей совокупности положительно влияет на эффективность воспитания и обучения детей.

Программа внеурочной деятельности разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на реализацию АООП образования обучающихся с нарушениями интеллекта.

Программа создает условия для социального, культурного, творческого развития личности ребёнка, его включения в активную жизнь общества.

Направления внеурочной деятельности реализуются по следующей циклограмме:

  • Понедельник – спортивно – оздоровительное направление: формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха (спортивные занятия, беседы, просмотр и обсуждение мультфильмов о здоровом образе жизни);

  • Вторник – социальное направление: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни, социальное воспитание (игровая деятельность, глобальное чтение, речевое и социально – коммуникативное развитие через мнемокарточки);

  • Среда – нравственное воспитание: формирование нравственных представлений, принятие социальных норм и правил поведения (прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов и художественных фильмов, беседа, чтение художественных произведений, рисование, аппликация, лепка, декоративно – прикладное искусство);

  • Четверг - общекультурное воспитание: формирование представлений о природе, животных и об окружающем мире (сюжетно – ролевые игры. Просмотр мультфильмов о правильном поведении и этикете, пальчиковый театр, драматизация сказок.


1.2. Нормативно – правовая база

Программа разработана в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Закон об образовании в РФ»;

  • Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказ Минобрнауки России от19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа для умственно отсталых детей (интеллектуальными нарушениями);

  • Учебный план МАОУ «Школа № 20 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом директора СЭД -059-01-07-188 от 18.09.2018

Принципы и подходы

«Программа внеурочной деятельности для учащихся первого (дополнительного) класса, II вариант обучения имеет под собой методологические и теоретические основания под которыми реализуются свои принципы и подходы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

  • Всеобщность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами;

  • Вариативность, коррекционная направленность (организация личностно-ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работы для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • Индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода);

  • Учёт способностей детей с ограниченными возможностями здоровья при организации процесса обучения.


1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Для обучающихся, получающих образование по II варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена.

Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными, для данной категории обучающихся, являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и -гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.


1.4. Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

У группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. Также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Дети не владеют речью, могут осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов.

Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)

Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.

Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. К примеру, формирование навыков социальной коммуникации необходимо осуществлять в естественных условиях: в магазине, поликлинике, общественном транспорте и др.


    1. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения программы представляют собой описание возможных результатов.

В результате освоения курса внеурочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью формируются (возможные) следующие определенные личностные результаты:

  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • принятие и освоение различныхсоциальных ролей;

  • принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия;

Личностные результаты освоения программы по внеурочной деятельности образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

  • Формирование уважительного отношения к окружающим;

  • Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности;

  • Формирование эстетических потребностей, чувств;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоций, нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Циклограмма внеурочной деятельности

Направления

Дни недели

Спортивно-оздоровительное

Нравственное

Общекультурное

Социальное

Понедельник

1 ч.




Вторник




1 ч.

Среда


2 ч.



Четверг



1 ч.




Общее количество часов за учебный год

Направления

Четверть

Спортивно-оздоровительное

Нравственное

Общекультурное

Социальное

I четверть

8

16

8

8

II четверть

8

16

8

8

III четверть

8

16

8

8

IV четверть

9

18

9

9



  1. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование.

(5ч. в неделю, 165 ч. в уч. год.)


Содержание урока.

Количество часов.

Приложение.


1 четверть.

40 ч.


1.

«Знакомство со школой»

1 ч.

Адаптация в школе, умение ориентироваться в новом здании.

2.

«Знакомство с одноклассниками»

1 ч.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с одноклассником.

3.

«Школа – наш дом»

1ч.

Знакомство с правилами поведения школе, просмотр и обсуждение познавательного видеофильма.

4.

«Как нужно вести себя в школе?»

1ч.

Обсуждение правил поведения в школе.

5.

«Игровая деятельность на сплочение коллектива»

1ч.

«Услышь свое имя», «Невербальное приветствие», «Поменяетесь местам».

6.

«Осень к нам пришла»

1ч.

Выполнение аппликации на белом картоне, (знакомство с природными явлениями (ветер, дождь)).

7.

«Наблюдение за погодой»

1ч.

Контурные изображения предметов (листья разной формы), знакомство с природными явлениями (листопад).

8.

«Природные явления осенью»

1ч.

Аппликация с использованием природных материалов.

9.

«Природные явления осенью»

1ч.

Аппликация с использованием круп.

10.

«Осень»

1ч.

Прогулка – экскурсия. Беседа о приметах осени и ее особенностях.

11.

«Осень». Живая природа

1ч.

Создание зоопарка на бумаге.

12.

«Осень». Неживая природа

1 ч.

Создание картины неживая природа.

13.

«Осень». Птицы. Перелетные и неперелетные птицы.

1 ч.

Знакомство с перелетными и неперелетными птицами осенью.

14.

«Осень». Птицы. Перелетные и неперелетные птицы.

1 ч.

Аппликация птиц из цветной бумаги.

15.

«Осень». Закрепление знаний о цветах осени (красный, желтый)

1 ч.

Аппликация из природных материалов (листья деревьев).

16.

«Работа с бумагой». Путешествие в бумажную страну

1 ч.

Игра по станциям.

17.

«Знакомство со свойствами бумаги»

1 ч.

Знакомство со свойствами и качествами бумаги.

18.

«Знакомство с поделками из бумаги»

1 ч.

Изготовление поделки.

19.

«Знакомство с правилами безопасности и приемы

работы с ножницами, бумагой»


Изготовление поделки из бумаги.

20.

«Знакомство с правилами безопасности и приемы работы с клеем, бумагой»

1 ч.

Организация рабочего места.

21.

«Оригами. Составление простых поделок на тему Осень»

1 ч.

Игра: «Осенние забавы».

22.

«Оригами. Составление простых поделок на тему Осень»

1 ч.

Знакомство с простыми поделками из оригами и как их изготовлять.

23.

«Оригами. Составление простых поделок на тему Осень»

1 ч.

Особенности работы при выполнении поделок по технике оригами

24.

«Выставка бумажных поделок на тему Осень»

1 ч.

Обсуждение и сравнение поделок.

25.

«Составление картины Осенний листопад»

1 ч.

Применение природных материалов.

26.

«Составление картины Осенний листопад»

1 ч.

Применение цветной бумаги и подручных материалов

27.

«Трансформация плоского листа бумаги – смятие»

1 ч.

Изготовление аппликации «Осенний лес».

28.

«Практическая деятельность – волшебные комочки

(колобок)»

1 ч.

Изготовление поделки «Колобок»

29.

«Практическая деятельность – волшебные комочки

(колобок)»

1 ч.

Изготовление поделки: сказка – «Колобок»

30.

«Выставка и итоговая беседа по проделанной работе»

1 ч.

Выставка всех работ.

31.

«Аппликация из бумаги». Правила вырезания.

1 ч.

Мнемокарточки.

32.

«Аппликация из бумаги». Правила приклеивания.

1 ч.

Мнемокарточки.

33.

«Плоскостная клеевая аппликация на тему Осень»

1 ч.

Аппликация.

34.

«Плоскостная клеевая аппликация на тему Осень»

1 ч.

Аппликация.

35.

Выставка работ на тему Осень»

1 ч.

Обсуждение работ

36.

«Познавательная беседа тему Оригами»

1 ч.

Повторение материала

37.

«Ознакомление с правилами изготовления поделок из бумаги в технике «Оригами»

1 ч.

Поделка в технике оригами из бумаги.

38.

«Изготовление поделок в технике оригами на тему Осень»

1 ч.

Прогулка в осеннем лесу

39.

«Изготовление поделок в технике оригами на тему Осень»

1 ч.

Животные в осеннем лесу.

40.

«Выставка поделок в технике оригами на тему Осень»

1 ч.

Подведение итогов.


2 четверть

40 ч.


1.

«Веселые старты»



2.

«Труд людей осенью»

1 ч.

Ознакомление детей с трудом людей осенью через мнемокарточки

3.

«Осень»

1 ч.

Подготовка заготовок из цветной бумаги

4.

«Трудовая деятельность людей осенью»

1 ч.

Аппликация картины «Труд людей осенью».

5.

«Осенняя сказка»

1 ч.

Прослушивание аудиокниги

6.

«Здоровый образ жизни»

1 ч.

Беседа по укреплению здоровья

7.

«В мире животных»

1ч.

Ознакомление детей с животными, глобальное чтение.

8.

«Осенние краски»

1 ч.

Подготовка заготовок для рисования

9.

«Краски осени»»

1 ч.

Рисование осенних листьев по шаблону

10.

«Звери и птицы осенью»

1 ч.

Просмотр мультфильма, беседа о сравнительных признаках между зверями и птицами.

11.

«Правила умывания»

1 ч.

Ознакомление с правилами умывания.

12.

«Время года – Зима»

1 ч.

Ознакомление с признаками зимы через мнемокарточки

13.

«Зимняя сказка»

1 ч.

Подготовка заготовок для поделки из пластилина

14.

«Изготовление поделки»

1 ч.

Изготовление поделки

15.

«Зимние чудеса»

1 ч.

Прослушивание аудиокниги

16.

Игра на двигательное развитие

1 ч.

Сенсорно-двигательные игры «Медведь в берлоге», «Зимняя прогулка».

17.

«Зимняя обувь»

1 ч.

Ознакомление детей с зимней обувью, глобальное чтение.

18.

«Снежинки»

1 ч.

Подготовка заготовок из цветной бумаги

19.

«Снегопад»

1 ч.

Аппликация картины «Снежинки».

20.

«Что такое снег?»

1 ч.

Изучение свойств снега.

21.

Игра на двигательное развитие

1 ч.

Игра «Снежный ком», «Меняемся местами».

22.

Зимние развлечения детей

1 ч.

Ознакомление с зимними развлечениями через мнемокарточки

23.

«Катание с горки»

1 ч.

Изготовление заготовок для картины из пластилина.

24.

«Катаемся с высокой горки»

1 ч.

Составление картины из пластилина «Катаемся с высокой горки».

25.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

1 ч.


26.

«Закаливание тела зимой»

1 ч.

Ознакомление с правилами закаливания организма зимой.

27.

«Растения зимой»

1 ч.

Мнемокартинки: растения зимой.

28.

«Елочка пушистая»

1 ч.

Подготовка заготовок из пластилина для поделки.

29.

«Изготовление картины Зима»

1 ч.

Составление картины из пластилина.

30.

«Теремок»

1 ч

Пальчиковый театр.

31.

Игры на внимание и скорость

1 ч.

Игра «Кто быстрее».

32.

«Новый год»

1 ч.

Мнемокарточки.

33.

«Новогодняя игрушка»

1 ч.

Изготовление заготовок и необходимого материала.

34.

«Елочка пушистая»

1 ч.

Изготовление поделки.

35.

«В гостях у сказки»

1 ч.

Пальчиковый театр.

36.

«Веселые старты»

1 ч.


37.

«В зимнем лесу»

1 ч.

Сюжетно – ролевая игра (птицы, животные зимнего леса).

38.

«Медведь готовится к зиме»

1 ч.

Изготовление заготовок и необходимого материала.

39.

«Бурый мишка»

1 ч.

Изготовление поделки.

40.

«Снеговик – почтовик»

1 ч.

Обведение шаблона снеговика.


3 четверть

40 ч.


1.

«Веселые старты»

1 ч.


2.

«Домашние животные мои друзья»

1 ч.

Домашние животные (кошка, собака), мнемокарточки.

3.

«Акварель – рисуем вместе»

1 ч.

Знакомство с правилами рисования акварелью, рассматривание картинок с изображением животных.

4.

«Кошка»

1 ч.

Рисование акварельными красками сухой кистью (Кошка).

5.

«Кошкин дом»

1 ч.

Пальчиковый театр.

6.

«Лохматый пес»

1 ч.

Подвижная игра.

7.

Домашние животные в квартире

1 ч.

Домашние животные (кошка, собака), мнемокарточки.

8.

«Лиса, заяц, петух»

1 ч.

Чтение сказки «Лиса, заяц, петух».

9.

«Лиса, заяц, петух»

1 ч.

Обведение по шаблону героев сказки.

10.

Правила безопасности поведения на дороге

1 ч.

Аппликация «Правила безопасности для пешеходов!»

11.

Развитие внимания и зрительного восприятия

1 ч.

Игра «Угадай, что исчезло», «Подбери пару по цвету», «Найди цвет».

12.

«Комнатные растения»

1 ч.

Формирование экологической культуры воспитанников

посредством работы с комнатными растениями.

13.

«Комнатные цветы»

1 ч.

Аппликация « Комнатные растения».

14.

«Я ухаживаю за растением»

1 ч.

Мнемокарточки.

15.

«Уход за цветами»

1 ч.

Правила ухода за комнатными цветами.

16.

«Что бывает зимой?»

1 ч.

Игра «Что бывает зимой?»

17.

«Снегопад, метель, гололед»

1 ч.

Работа по мнемокарточкам на закрепление знаний по зимним явлениям природы.

18.

«Рисуем вместе»

1 ч.

Подготовка материалов для работы

19.

«Зимнее явление природы»

1 ч.

Совместная картина всех детей «Зимнее явление природы»

20.

«Бережное отношение к природе»

1 ч.

Беседа, просмотр обучающего видео.

21.

«Путешествие в страну зимних видов спорта»

1 ч.

Знакомство детей с зимними видами спорта для расширения кругозора.

22.

«Природа – наш общий дом»

1 ч.

Воспитание экологической культуры.

23.

Подарок папе на День защитника Отечества

1 ч.

Подготовка материала для поделки.

24.

Подарок папе на День защитника Отечества

1 ч.

Изготовление поделки из подручных материалов.

25.

«У папы праздник»

1 ч.

Сюжетно-ролевая игра.

26.

«Веселые старты»

1 ч.


27.

«Волшебницы вода»

1 ч.

Глобальное чтение.

28.

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

1 ч.

Подготовка заготовок для аппликации.

29.

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

1 ч.

Совместная аппликация.

30.

«Вода – необходимый источник для жизни»

1 ч.

Обсуждение с детьми, почему нельзя загрязнять воду.

31.

«Веселые старты»

1 ч.


32.

«Весна пришла»

1 ч.

Мнемокарточки.

33.

«Подарок маме»

1 ч.

Подготовка материала для поделки.

34.

«8 марта!»

1 ч.

Изготовление поделки.

35.

«Весенняя сказка»

1 ч.

Рисование по мокрому листу.

36.

«Веселые старты»

1 ч.


37.

«Признаки весны»

1 ч.

Мнемокарточки.

38.

«Звуки весны»

1 ч.

Соотнесение звуков с разными цветами (красный, желтый, синий).

39.

«Звучание весны»

1 ч.

Сравнение и узнавание звуков.

40.

«Весенние гости»

1 ч.

Совместная аппликация.


4 четверть.

45ч.


1.

«Животные весной»

1 ч.

Узнавание животных по звукам.

2.

«Солнышко и дождик»

1 ч.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

3.

«Признаки весны»

1ч.

Глобальное чтение.

4.

«Времена года». «Весна».

1 ч.

Мнемокарточки

5.

«Весна»

1 ч.

Рисование акварелью по мокрой бумаге.

6.

«Магазин»

1 ч.

Сюжетно – ролевая игра.

7.

«Веселые старты»

1 ч.


8.

«Весенние явления природы»

1 ч.

Глобальное чтение.

9.

«Труд людей весной»

1 ч.

Просмотр картинок, что делают люди весной.

10.

«Труд людей весной»

1 ч.

Рисование акварелью занятия человека весной

11.

«Правила поведения на дорогах весной»

1 ч.

Формирование экологической культуры воспитанников

посредством работы с комнатными растениями.

12.

Подвижная игра

1 ч.

Игра «Угадай. Кто зовет», « Третий лишний».

13.

«Труд людей в саду»

1 ч.

Мнемокарточки.

14.

«Животные в весеннем лесу»

1 ч.

Подготовка материла для аппликации

15.

«Животные в весеннем лесу»

1 ч.

Аппликация «Животные в весеннем лесу

16.

«Весенние мелодии»

1 ч.

Аппликация «Весенние мелодии».

17.

Веселые старты

1 ч.


18.

«Весенняя одежда»

1 ч.

Мнемокарточки.

19.

«Подснежник»

1 ч.

Подготовка материала (крупы, цветная бумага, клей).

20.

«Первые цветы»

1 ч.

Изготовление поделки.

21.

«Весеннее представление»

1 ч.

Пальчиковый театр.

22.

Здоровый образ жизни

1 ч.

Аппликация «Спорт – здоровый образ жизни».

23.

«Овощи»

1 ч.

Работа по мнемокарточкам.

24.

«Труд людей весной»

1 ч.

Подготовка материала

25.

«Труд людей весной»

1 ч.

Аппликация

26.

«Весенние приметы»

1 ч.

Глобальное чтение

27.

«Веселые старты»

1 ч.


28.

«Путешествие в страну овощей»

1 ч.

Глобальное чтение.

29.

«Великая отечественная война»

1 ч.

Подготовка материала, заготовок.

30.

«Великая отечественная война»

1 ч.

Изготовление поделки из бумаги.

31.

«9 мая!»

1 ч.

Мнемокарточки

32.

«Мышеловка»

1 ч.

Подвижная игра.

33.

«Явления природы»

1 ч.

Глобальное чтение, повторение изученного материала.

34.

«Радуга»

1 ч.

Подготовка материала для рисования картины, рассматривания картинок.

35.

«Радуга»

1 ч.

Рисование по мокрому листу.

36.

«Отличительные признаки времен года»

1 ч.

Экскурсия по весеннему лесу.

37.

«Веселые старты»

1 ч.


38.

«Птицы»

1 ч.

Мнемокарточки, повторение изученного материала.

39.

«Птицы в лесу»

1 ч.

Обведение по контуру.

40.

«Птицы в лесу»

1 ч.

Раскрашивание мелками, цветными карандашами.

41.

«Гуси-лебеди»

1 ч.

Работа по трафаретам.

42.

«Веселые старты»

1 ч.


43.

«Растения»

1 ч.

Мнемокарточки.

44.

«Растительный мир»

1 ч.

Подготовка материала для аппликации.

45.

«Растительный мир»

1 ч.

Сборка аппликации.




Содержание работы по направлениям (III, IV четверть)

Спортивно – оздоровительное направление

16 часов

«Веселые старты»


1 ч.

«Лохматый пес»

Подвижная игра

1 ч.

Развитие внимания и зрительного восприятия

Игра «Угадай, что исчезло», «Подбери пару по цвету», «Найди цвет».

1ч.

«Что бывает зимой?»

Игра «Что бывает зимой?»

1 ч.

Путешествие в страну зимних видов спорта

Знакомство детей с зимними видами спорта для расширения кругозора

1 ч.

«Веселые старты»

Подвижные игра с кубиками

1 ч.

«Веселые старты»

Подвижные игры с мячами

1 ч.

«Солнышко и дождик»

Подвижная игра.

1 ч.

«Веселые старты»

Подвижные игры с мячами

1 ч.

Подвижная игра

Игра «Угадай. Кто зовет», « Третий лишний».

1 ч.

«Веселые старты»

Эстафета

1 ч.

Здоровый образ жизни

Аппликация «Спорт – здоровый образ жизни».

1 ч.

«Веселые старты»

Эстафета

1 ч.

«Мышеловка»

Подвижная игра

1 ч.

«Веселые старты»

Подвижные игры

1 ч.

«Веселые старты»

Подвижные игры

1 ч.

Нравственное направление

32 часа

«Акварель – рисуем вместе»

Знакомство с правилами рисования акварелью, рассматривание картинок с изображением животных.

1 ч.

«Кошка»

Рисование акварельными красками сухой кистью (Кошка)

1 ч.

«Лиса, заяц, петух»

Чтение сказки «лиса, заяц, петух»

1 ч.

«Лиса, заяц, петух»

Обведение по шаблону героев сказки

1 ч.

«Комнатные цветы».

Аппликация « Комнатные растения».

1 ч.

«Я ухаживаю за растением»

Мнемокарточки.

1 ч.

«Рисуем вместе»

Подготовка материалов для работы. Организация рабочего места

1 ч.

«Зимнее явление природы»

Совместная картина всех детей «Зимнее явление природы»

1 ч.

Подарок папе на День защитника отечества

Подготовка материала для поделки

1 ч.

Подарок папе на День защитника отечества

Изготовление поделки из подручных материалов

1 ч.

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

Подготовка заготовок для аппликации.

1 ч.

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

Совместная аппликация.

1 ч.

«Подарок маме»

Подготовка материала для поделки

1 ч.

«8 марта!»

Изготовление поделки

1 ч.

«Звуки весны»

Соотнесение звуков с разными цветами (красный, желтый, синий)

1 ч.

«Звучание весны»

Сравнение и узнавание нужных звуков.

1 ч.

«Времена года». «Весна».

Мнемокарточки.

1 ч.

«Весна»

Рисование акварелью по мокрой бумаге.

1 ч.

«Труд людей весной»

Просмотр картинок, что делают люди весной.

1 ч.

«Труд людей весной»

Рисование акварелью занятия человека весной

1 ч.

«Животные в весеннем лесу»

Подготовка материала для аппликации

1 ч.

«Животные в весеннем лесу»

Аппликация «Животные в весеннем лесу»

1 ч.

«Подснежник»

Подготовка материала (крупы, цветная бумага, клей).

1 ч.

«Первые цветы»

Изготовление поделки

1 ч.

«Великая отечественная война».

Подготовка материала, заготовок.

1 ч.

«Великая отечественная война»

Изготовление поделки из бумаги.

1 ч.

«Радуга»

Подготовка материала для рисования картины, рассматривания картинок.

1 ч.

«Радуга»

Рисование по мокрому листу.

1 ч.

«Птицы в лесу»

Обведение по контуру

1 ч.

«Птицы в лесу»

Раскрашивание мелками, цветными карандашами

1 ч.

«Растительный мир»

Подготовка материала для аппликации

1 ч.

«Растительный мир»

Сборка аппликации

1 ч.

Общекультурное направление

16 часов

«Кошкин дом»

Пальчиковый театр

1 ч.

Правила безопасности поведения на дороге

«Правила безопасности для пешеходов!»

1 ч.

«Уход за цветами»

Правила ухода за комнатными цветами.

1 ч.

«Бережное отношение к природе».


Беседа, просмотр обучающего видео.

1 ч.

«У папы праздник»


Сюжетно-ролевая игра


1 ч.

«Зачем нужно беречь воду?»

Обсуждение с детьми, почему нельзя загрязнять воду

1 ч.

«Весенняя сказка»

Рисование по мокрому листу.

1 ч.

«Весенние гости»

Совместная аппликация.

1 ч.

«Животные весной»

Узнавание животных по звукам.

1 ч.

«Магазин»

Сюжетно – ролевая игра

1 ч.

«Правила поведения на дорогах весной»


Формирование экологической культуры воспитанников

посредством работы с комнатными растениями

1 ч.

«Весенние мелодии»

Аппликация

1 ч.

«Весеннее представление»

Пальчиковый театр

1 ч.

«9 мая!»

Мнемокарточки

1 ч.

«Отличительные признаки времен года»

Обсуждение и ответы детей на вопросы педагога

1 ч.

«Гуси-лебеди»

Работа по трафаретам.

1 ч.

Социальное направление

17 часов

«Домашние животные мои друзья»

Домашние животные (кошка, собака), мнемокарточки

1ч.

Домашние животные в квартире

Домашние животные (кошка, собака), мнемокарточки

1 ч.

«Комнатные растения».

Формирование экологической культуры воспитанников

посредством работы с комнатными растениями.

1 ч.

«Снегопад, метель, гололед»

Работа по мнемокарточкам на закрепление знаний по зимним явлениям природы

1 ч.

«Природа – наш общий дом»

Воспитание экологической культуры

1 ч.

«Волшебницы вода»

Глобальное чтение

1 ч.

«Весна пришла»

Мнемокарточки

1 ч.

«Признаки весны»

Мнемокарточки

1 ч.

«Признаки весны»

Глобальное чтение

1 ч.

«Весенние явления природы»

Глобальное чтение

1 ч.

«Труд людей в саду»

Мнемокарточки.

1 ч.

«Весенняя одежда»

Мнемокарточки

1 ч.

«Овощи»

Глобальное чтение

1 ч.

«Путешествие в страну овощей»

Глобальное чтение

1 ч.

«Явления природы»

Глобальное чтение, повторение изученного материла

1 ч.

«Птицы»

Мнемокарточки, повторение изученного материала

1 ч.

«Растения»

Мнемокарточки

1 ч.




2.2. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы «Внеурочная деятельность» для первого дополнительного (I') класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • В.С. Попов, О.А. Сидоренко, И.В. Хабарова, В.Н. Бутенко, А.В. Чистохина, Л.А. Гринькина. Варианты программ курсов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Технические средства:

  • компьютер, персональный компьютер (ноутбук).

3. Учебно-практическое оборудование:

  • раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных, пльчиковых игр);

  • наборы предметных и сюжетных картинок, мнемокарточки;

  • книги (сказки), аудиозаписи, видеоматериал.


Планируемые результаты обучения учебного предмета

Планируемые результаты усвоения после обучения в первом дополнительном классе:

Достаточный уровень:

  • выполнять простые задания по словесной инструкции;

  • называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

  • внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;

  • правильно здороваться и прощаться;

  • знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество учителя;

  • слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства.

Минимальный уровень:

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции;

  • показывать и называть хорошо знакомые предметы и соотносить их с картинками;

  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя и с опорой на наглядные средства (возможно способом показа без речи);

Список литературы


  1. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.

  2. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. - 2012. - № 9. - С. 88-90.

  3. Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной деятельности : опыт инструментально-диагностического измерения // Воспитание и дополнительное образование. - 2013. - № 2. - С. 25-30.

  4. Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : две большие разницы // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 59-62.

  5. Науменко Ю. В. Образовательная программа для младших школьников "Мое здоровье" // Народное образование. - 2013. - № 8. - С. 193-200.

  6. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.

  7. Удалова Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 8. - С. 19-21.

  8. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!