СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дружина юных пожарных"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дружина юных пожарных"»

Администрация муниципального образования

«Сафоновский район» Смоленской области


муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия г. Сафоново Смоленской области

Согласовано

Заместитель руководителя по ВР

МБОУ гимназии

_______/ Казакова Н.Н.

ФИО

«__»________2018г.

Утверждаю

Руководитель МБОУ гимназии

______________/ Майорова О.А.

ФИО

Приказ № ___
от «__»______2018г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности


»Дружина юных пожарных»,

преподавателя-организатора ОБЖ

1-ой категории

Головиной Людмилы Ивановны










2018 - 2019 учебный год

г. Сафоново



Пояснительная записка.

Пояснительная записка кружка «Дружина юных пожарных» МБОУ гимназии г. Сафоново составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Санитарно-эпидемиологические требования к общеобразовательным учреждениям СанПиН 2.4.2.2821-10», Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «Положения о дружине юных пожарных МБОУ гимназии г. Сафоново Смоленской области.

Направленность программы дружины юных пожарных — социально-педагогическая (по содержанию), краткосрочная (на 1 год). Она соответствует основным направлениям внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО:

воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой); воспитание социальной ответственности и компетентности ; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Дружина юных пожарных (ДЮП) создана с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации задач, направленных на предупреждение пожаров и умений действовать при пожаре.

Отличительной особенностью данной программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного. Планируется привлечение к проведению занятий работников пожарной охраны, медработников, тренеров по пожарно-спасательному спорту.

Цель программы:

  • создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.

  • Развитие и популяризация Всероссийского общественного детско-юношеского движения «Юный пожарный»;

  • создание условий для творческой самореализации обучающихся;

совершенствование системы обучения основам безопасности жизнедеятельности;

Задачи ДЮП:

  • Подготовка членов ДЮП к безопасной жизнедеятельности на целостной системе мер, направленных на специальную физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку;

  • повышение образовательного уровня детей и подростков и их участие в обеспечении пожарной безопасности, приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения.

  • проведение противопожарной пропаганды.

  • профессиональная ориентация подростков.

  • участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.

  • обучение навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшему на пожаре; знакомство с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;

  • Организация и участие в проведении смотров, конкурсов, олимпиад по пожарной безопасности и военно-спортивных играх различного уровня. Осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении пожара.

  • Организация встреч с работниками и ветеранами пожарной охраны.

Характеристика участников образовательного процесса:

Возраст участников программы — 10-16 лет.

Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:

• Познавательный потенциал: любознательность; изобретательство; инициатива; пытливость ума; желание творчества; стремление к прекрасному.

• Нравственный потенциал: прилежание; упорство и аккуратность; искренность и правди-

вость; внимательность; наблюдательность; готовность помочь; сопереживание; доброта; великодушие; желание разделить боль и радость другого человека; чуткость; почтительное уважение к старшим; любовь к родителям.

• Физический потенциал: интерес к подвижным играм; интерес к занятиям спортом; желание стать сильным, ловким.

Виды деятельности:

 изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;

 организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

 сотрудничество с пожарными организациями в целях просвещения учащихся;

 формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;

 активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;

 формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма.

 развитие творческой инициативы и активности, учащихся в интеллектуальной деятельности;

 создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности' учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;

 стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении;

 участие в массовых мероприятиях;

 формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;

Формирование личностных установок на здоровый образ жизни через воспитание:

 ценностного отношения к здоровью, природе, окружающей среде;

 волевых качеств личности с целью осознанного отказа от действий и поступков, опасных для собственного и общественного здоровья;

В целях достижения наибольшей эффективности, работа по программе ДЮП для обучающихся предполагает соблюдение следующих условий:

 создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в соблюдении принципов здорового поведения;

 оценка здоровьесозидающей и социально-безопасной деятельности обучающихся не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

 создание условий для общения в командных играх, групповых дискуссиях и процедурах, требующих кооперации обучающихся, которые позволяют каждому участнику проявлять инициативу самостоятельности;  использование проблемных творческих заданий;

 создание положительного эмоционального настроя на самовоспитание волевых качеств обучающихся.

Формы внеклассной работы:

 тематические занятия,  тренинги нравственного самосовершенствования; экскурсии;

 дискуссии по нравственной тематике; поисковая работа; шефская работа; конкурсы, викторины противопожарной тематики; интерактивные игры (заочные путешествия, игры-путешествия по станциям, квесты); мероприятия месячника, посвященного противопожарной тематике;конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на противопожарные темы.

Ожидаемые результаты освоения программы:

По окончании обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны:

1. ЗНАТЬ:

 основные правила пожарной безопасности;

 причины возникновения пожаров;

 первичные средства пожаротушения;

 виды огнетушителей и область их применения;

 знаки пожарной безопасности и места их размещения;

 меры предосторожности при обращении с огнём,

 правила поведения в экстремальных ситуациях;

 правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;

 главные исторические события становления пожарной охраны России

2. УМЕТЬ:

 выявлять нарушения правил пожарной безопасности;

 пользоваться огнетушителями;

 работать пожарным инвентарём;

 различать знаки пожарной безопасности;

 оказывать первую медицинскую помощь;

 выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.



Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Организационно-вводное занятие.

Презентация кружка. Формирование отряда ДЮП. Выбор названия и командира. ТБ. Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных. Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Тема 2. Экскурсия в пожарную часть.

Инструктаж по ТБ. Государственная противопожарная служба. Цель её создания.

Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

Тема 3. Подготовка месячника пожарной безопасности в школе.

Творчество на противопожарную тематику (поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее). Работы должны иметь противопожарную направленность. План эвакуации и правила поведения при эвакуации.

Тема 4. Подготовка агитбригады «Нет — пожарам!»

Подбор стихов и песен для сценария. Режессура выступления. Подбор единой формы участников. Репетиции. Знакомство с положением и программой соревнований. Подготовка и отработка практических навыков по пожарно-прикладному спорту

Тема 5. Выступление на районном слёте ДЮП.

Правила построения и поведения на слёте, порядок прохождения этапов, выступление с агитбригадой. Пробные занятия по пожарно-прикладному спорту. Участие в районном мероприятии — конкурсе ДЮП.

Тема 6. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.

Что такое огонь? Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности. Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.

Рассказать о том, какую пользу или вред приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Тема 7. Из истории пожарной охраны

Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы в РФ и Смоленской области.

Тема 8. Отчего происходят пожары.

Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии. Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров.

Возможная вероятность пожара. Пламя. искры, повышенная температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.

Тема 9. Порядок действий при пожаре.

Поведение людей при пожаре. Способы эффективного предупреждения негативных последствий беспорядочного поведения людей при пожаре. Правила поведения при пожаре. Проведение практических тренировок при пожаре. Телефон “ 01 ” .

Тестирование. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Лесные пожары. Способы тушения.

Тема 10. Чтобы ёлка принесла только радость. Агитбригада

Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями Подготовка агитбригады и выступление перед школьниками.

Первичные средства пожаротушения

Вода – основное средство тушения пожара. Опасность использования воды для пожаротушения электросетей и установок, находящихся под напряжением. Взаимодействие воды с калием, натрием, кальцием. Песок – одно из простейших средств тушения небольших очагов пожара. Ломы, багры, топоры, лопаты, кошма – средства для пожаротушения. Пожарные краны – оборудование для тушения пожара внутри зданий. Углекислый газ, пена – химические средства для пожаротушения. Огнетушители — первичные средства пожаротушения.

 Тема 11. Противопожарный режим в гимназии и дома

Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита. Человек сильнее огня. Демонстрация видеофильмов.

Тема 12.Берегите жилище от пожара. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей. Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.

Тема 13. Знаки пожарной безопасности. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему.

Тема 14. Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара. Признаки начинающегося пожара. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе. С огнем не шути. Что делать, если загорелась одежда. Главное - самообладание.Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Тема 15. Труд пожарных. Посещение музея пожарной охраны.

Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением.

 Тема 16. Поведение людей при ЧС. Что нужно делать при пожаре? Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей. Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола.

Тема 17-18. Оказание первой помощи при ожогах, переломах

Первая доврачебная помощь при ожогах. Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах и переломах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Отработка навыка на манекене.

Тема 19. Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ».

Привить интерес и уважение к героической профессии «пожарного». Формирование волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы



Литература:

А.Пиль. Пожарные. (Всё обо всём) — пер. с нем. А.А. Косарев). - М; ООО «Издательство АСТ», 2001.

Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности»

Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. - М; Полиграфлес, 1995.



















































Календарно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Организационно-вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных, их структура и обязанности.

1



2

Экскурсия в пожарную часть.

Инструктаж по ТБ. Государственная противопожарная служба. Цель её создания.

Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор.

2



3

Подготовка месячника пожарной безопасности в гимназии. Оформление уголка ДЮП

2



4

Подготовка агитбригады «Нет — пожарам!»

Подбор стихов и песен для сценария. Режессура выступления. Подбор единой формы участников. Репетиции.

4



5

Выступление на районном слёте ДЮП.

Правила построения и поведения на слёте, порядок прохождения этапов, выступление с агитбригадой. Пробные занятия по пожарно-прикладному спорту.


2



6

Тайны огня. «Огонь - друг, огонь – враг».


1



7

Из истории пожарной охраны. История развития пожарной охраны РФ, Смоленской области


2



8

Отчего происходят пожары?


1



9

Порядок действий при пожаре. Первичные средства пожаротушения, порядок применения. Знаки безопасности и пожарные извещатели, места их установки.

2



10

Чтобы ёлка принесла только радость. Агитбригада


2



11

Противопожарный режим в гимназии и дома Противопожарные требования к территории и помещениям гимназии. План эвакуации при возникновении ЧС. Эвакуация при пожаре из здания школы. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

2



12

Берегите жилище от пожара. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

1



13

Знаки пожарной безопасности


2



14

Спички - детям не игрушка

1



15

Труд пожарных. Посещение музея пожарной охраны.

2



16

Правила поведения при угрозе возникновении пожара. Составление инструкций по мерам пожарной безопасности. Проведение викторины

2



17

Первая медицинская помощь.

2



18

Обучение правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

2



19

Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ».

1





































План занятий «Дружины юных пожарных»

Занятие № 1-2

Положение об отрядах ДЮП. Цели и задачи юных пожарных. Структура: дружина, отряд, звено. Обязанности и права члена кружка.

Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.

Занятие № 3-4

Цели и задачи пожарной охраны. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Доклад (лекция) Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре».

Занятие №5-6

Причины пожаров в жилом доме. Огонь друг и враг человека.

Что такое огонь?

Рассказать о том, какую пользу или вред приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами.

Занятие №7-8

Спички - детям не игрушка. Действия при возникновении пожара.

Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек. Беседа: Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуации из помещения.

Занятие № 9-10

Эвакуация при пожаре из здания школы. Первичные средства пожаротушения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения

Предупреждение пожаров в кабинетах физики, химии, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды и назначение. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный крюк.

Занятие №11-12

Виды и назначение огнетушителей. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре.

Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Травмы, полученные при пожарах. Ожоги. Отравление угарным газом. Поражение электрическим током.

Занятие №13-14

Знаки пожарной безопасности. Противопожарная профилактика.

Знаки для использования на путях эвакуации.

Изготовление стенда «Уголок пожарной безопасности». Проведение бесед о пожарной безопасности с младшими школьниками.

Занятие №15-16

Что нужно делать при пожаре?

Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Проведение круглого стола.

Занятие №17-18

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование

Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.

Занятие №19-20

Участие в конкурсе «Служба спасения 01».

Рисунок. Макетные работы. Литературные работы.

Занятие №21-22

Составление инструкций по мерам пожарной безопасности.

Проведение викторины

Занятие №23-24

Основы профессии «ПОЖАРНЫЙ».

Привить интерес и уважение к героической профессии «пожарного». Формирование волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Занятие №25-26

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

Обучение правилам оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно сосудистая система.

Занятие №27-28

Меры пожарной безопасности при проведении праздников.

Меры пожарной безопасности при проведении праздников. Проверка эвакуационных выходов. Изучение путей эвакуации.

Занятие №29-30

Викторина «Знаешь ли ты?»

Игра на противопожарную тему.

Занятие № 31-32

Берегите жилище от пожаров.

Правила поведения при пожаре (общие).

Правила поведения при пожаре в квартире.

Правила поведения при пожаре на даче.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

Правила поведения при лесных пожарах.

Как вызвать пожарную охрану.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.

Что делать, если на тебе загорелась одежда.

Занятие №33-34

Пожарно-прикладной вид спорта.

Выступление (доклад): Знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета.

Занятие №35-36

Контрольные зачеты. Документы дружины юных пожарных. Документация отряда.

Противопожарная профилактика в летнее время. Проведение беседы с детьми на тему «Огонь друг и враг».




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!