Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей№ 8»
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 5-30-04
E-mail:school8zavuch@mail.
Принято Согласовано Школьным Заместителем директора методическим по УВР объединением Рук ШМО _______________ ___________________________ Протокол № 1 «29» августа 2016 г. «30 » августа 2016 г. | Утверждено Директор ________________________ А.П.Верц Приказ № 132 от «30» августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курс «Я – исследователь»
(направление проектно-исследовательское)
ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2016 / 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,
А. И. Савенков. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников.-
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Учитель начальных классов: Сорокина Галина Фёдоровна,
высшая категория ,педагогический стаж 29 лет
г Назарово
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» автор А.И. Савенкова, составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) МАОУ «Лицей №8», г Назарово, Программой «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ «Лицей №8», г Назарово, программой курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» автор А.И. Савенкова (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»)
Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Цель на 2 класс: - способствовать развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
На реализацию программы во2 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Раздел | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
Тренинг исследовательских способностей | 16 | 10 | 10 | 36 |
Самостоятельная исследовательская практика | 10 | 18 | 16 | 44 |
Мониторинг исследовательской деятельности | 8 | 6 | 8 | 22 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 102 |
Таблица планируемых результатов, содержания, тематического планирования по курсу «Я-исследователь» во 2 классе
Личностные универсальные учебные действия:
-выявляет действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика;
-осуществляет мотивацию к познавательной деятельности;
- учитывает нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений;
-оценивает одноклассников нп основе заданных критериев успешности в учебной деятельности;
Раздел программы | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
Тренинг исследовательских способностей | Беседы. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать, на продуцирование гипотез и провокационных идей, на анализ и синтез. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Работа с приборами для наблюдения. Анализ экспериментов. Классифицирование. Определение понятий. Как подготовить текст выступления. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. | 16 | - видит проблемы; - ставит вопросы; - выдвигает гипотезы; - даёт определение понятиям; - классифицирует; - наблюдает; - проводит эксперименты; - делает умозаключения и выводы; - структурирует материал; - готовит тексты собственных докладов; - объясняет, доказывает и защищает свои идеи. | Регулятивные универсальные учебные действия принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свои действия; адекватно воспринимает оценку учителя; различает способ и результат действия; - вносит коррективы в свои действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполняет учебные действия в материале, речи, в уме; проявляет познавательную инициативу; самостоятельно находи варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия осуществляет поиск нужной информации; использует знаки, символы, модели, схемы; высказывается в устной и письменной формах; осуществляет анализ, синтез; проводит сравнение, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; обобщает, подводить под понятие; видит проблемы, ставит вопросы, выдвигает гипотезы; - планирует и проводит наблюдения и эксперименты; - высказывает суждения, делает умозаключения и выводы, аргументирует (защищает) свои идеи и т.п. строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; использует исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия допускает существование различных точек зрения, учитывает чужое мнение; договаривается, приходит к общему решению; соблюдает корректность в высказываниях; осуществляет взаимный контроль и оказывает партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Самостоятельная исследовательская практика | Коллективное обсуждение проблематики, планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Коллективная игра-исследование. Подготовка детских работ к публичной защите. Представление результатов собственных изысканий и проведение предварительной защиты работ. | 10 | получит опыт проведения самостоятельных исследований и выполнения творческих проектов |
Мониторинг исследовательской деятельности | Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. | 8 | - освоит практику презентаций результатов собственных исследований, - овладеет умениями аргументировать собственные суждения. |
Тематическое планирование
№ занятия | Дата | Тема |
1 | | Научные иследования и наша жизнь. |
2 | | Методы исследования. |
3 | | Наблюдение и наблюдательность. |
4 | | Эксперимент-познание в действии. |
5 | | Гипотезы и провокационные идеи. |
6 | | Анализ и синтез. |
7 | | Как давать определения понятиям. |
8 | | Планирование ипроведение наблюдений и экспериментов. |
9 | | Наблюдение и экспериментирование. |
10 | | Основные логические операции. |
11 | | Гипотезы и способы их конструирования. |
12 | | Искусство задавать вопросы. |
13 | | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
14 | | Ассоциации и аналогии. |
15 | | Суждения, умозаключения, выводы. |
16 | | Искусство делать сообщения. |
17 | | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы |
18 | | Как выбрать тему собствкнного исследования. |
19 | | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. |
20 | | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. |
21 | | Коллективная игра-исследование. |
22 | | Коллективная игра-исследование. |
23 | | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. |
24 | | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. |
25 | | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. |
26 | | Как защитить свою работу. |
27 | | Участие в процедурах защиты исследовательских работ в качестве зрителей. |
28 | | Участие в процедурах защиты исследовательских работ в качестве зрителей. |
29 | | Индивидуальная работа по подготовке к защите собственного исследования. |
30 | | Индивидуальная работа по подготовке к защите собственного исследования. |
31 | | Защита собственных исследований. |
32 | | Защита собственных исследований. |
33 | | Защита собственных исследований. |
34 | | Защита собственных исследований. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Учебные и методические пособия:
Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
Савенков А.И. Развитие логического мышления. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.