СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Православная гостиная"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Православная гостиная"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области


«Рассмотрена»

протокол № 1

от « ___» августа 2020г.

Руководитель ШМО

_____________/_____________

«Принята»

педагогическим советом


Протокол № 1

от «___» августа 2020г.

«Утверждена»

приказом от «___» августа 2020 г.

№ _____

Директор

___________/Силина Н.В.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Православная гостиная»

для 4 класса В





Составитель:

учитель начальных классов

Воскресенская Н.В.




«Согласована»

Заместитель директора

___________ / _______________

«___» августа






Пояснительная записка

В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры. При знакомстве с историей, традиция­ми, благочестивым укладом жизни православного народа у де­тей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый гражданин России. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем бы­стрее будет его духовное возрастание.

Данная программа разработана для учащихся 4 классов общеобразовательной школы. Программа имеет четыре основ­ных направления, которые преемственно рассматриваются на протяжении всех лет обучения в начальной школе, углубляясь и расширяясь с каждым классом. Таким образом, учебно-воспитательный процесс развивается концентрически.

1-е направление - знакомство с отдельными славными со­бытиями исторического прошлого нашей Родины, имеющими высокий потенциал воспитательного воздействия на детей. В IVклассе авторы большое внимание уделяют подвигу наших со­отечественников в период Великой Отечественной войны.

2-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотноше­ниями между людьми.

3-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных лю­дей.

4-е направление - чтение нравоучительных текстов и бесе­ды на материале близких детям жизненных ситуаций.

Особое внимание в программе уделено развитию и обога­щению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковнославянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка. Цель такой работы со словом - пробудить интерес и любовь к родному языку, повысить общую грамотность учащихся.

Выполнение всех поставленных задач способствует воспи­танию таких качеств личности, как любовь к окружающему ми­ру, к своей Родине, к своим близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание родителей и старших дети должны вос­принимать как качества, необходимые каждому члену общества.

Учебный курс призван помочь школьнику дать правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира, углубить его исторические и культурологические знания, а также повы­сить общий уровень гуманитарного образования.

Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. В конце учебного года предусмотрены итогово-обобщающие уро­ки по изученным темам, один из которых проводится в форме посещения близлежащего храма.

Учитывая нравственный потенциал содержательного мате­риала, рекомендуется оценивать знания учащихся только поло­жительной оценкой.

Предлагаемая учебная программа построена на основе про­граммы учителя МОУ СОШ №19 г. Воронежа ЛИ. Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях областной экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной педагогики.

Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Иными словами, сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа по основам православной культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, любви. Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять точку зрения другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда, взаимопомощи, сострадания. На это и нацелена данная программа, которая должна помощь ребенку ощутить жизнь как реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание свидетельствовать о добре.

Программа разработана в соответствии с "Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура"" и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возможностей обучения младших школьников и предназначена для использования в 3 классе общеобразовательных учебных заведений любого типа.

В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Программа кружка «Православная гимназия» построена в соответствии с требованиями нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания. Предлагаемая учебная программа построена на основе программы учителя МОУ «СОШ №19» г. Воронежа Л.И Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях областной экспериментальной площадки по возрождению духовно- нравственных традиций отечественной педагогики.

Цель программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и Православия.

Целью курса «Православная гимназия» является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.

Задачи:

  • приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

  • укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.


Программа рассчитана на 34ч., (1час в неделю)


Занятия проводятся с обучающимися 4 класса в рамках ФГОС.


Место курса «Православная культура» в учебном плане школы

В содержательном плане курс «Православная культура» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия обучающимся православных представлений о добре и зле, справедливости, религиозных ценностях и смыслах человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как:

• «Литературное чтение»,

• «Окружающий мир»,

• «Изобразительное искусство»,

Содержание кружка «Православная культура» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании обучающихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых духовно-нравственных ценностей культуры Православия.

Курс «Православная культура» создает возможность реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей православной религиозной традиции.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

  • что такое добродетели;

  • повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей;

  • некоторые заповеди и самую общую - о любви к ближним;

понимать:

  • что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;

  • что зло побеждается только добром;

  • что у каждого человека есть совесть;

  • «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

  • что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

  • как важны дела милосердия в любой ситуации;

Проявлять следующие отношения:

  • наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;

  • деятельную помощь ближним.


ТЕМАТИКА ЧТЕНИЙ И БЕСЕД

Наша Родина - православная Русь. Произведения о любви к Родине. Осознание понятий: «Родина». «Отечество», «Право­славие-, «патриотизм», «гражданин».

Народные традиции. Произведения о православных празд­никах. Различение гражданских и церковных праздников. Соот­ветствие народной жизни в прошлом событиям церковной жизни, положительные стороны благочестивого уклада русского народа.

Ими гордится Россия. Произведения о святом равноапо­стольном князе Владимире, благоверных князьях Дмитрии Дон­ском и Александре Невском, первопечатнике И.Федорове, о А.В.Суворове, сестрах милосердия, героях-защитниках Отече­ства.

Моя родословная. Составление своей родословной. Значение самых распространенных на Руси имен и фамилий. Обычай по­миновения усопших предков.

Добро и зло в душе человека. Произведения о нравственной красоте, об очищении души от дурных качеств. Нравственный идеал русских сказок и былин.

СЛОВАРЬ

Учебный курс призван значительно пополнить словарный запас школьников терминами православной культуры, истори­ческой и духовной традиции.

Новые слова и словосочетания: берестяные грамоты, благо­верный, благодатный огонь, благотворительность' блудный сын, воскресение, гордыня, горний мир, дары духовные, игумен, ис­лам, исповедник, канон, канун, католичество, крестный путь, лавра, летопись, литера, малая родина, мироносицы, мусульма­нин, «нести свой крест», новомученик, обет, паломник, палом­ница, паломничество, панихида, первопечатник, пергамент, под­виг, подвижник, праведник, праведная жизнь, родословное де­рево, «Святая Русь», сочельник, сочиво, сребролюбие, столпо­творение, стяжать, таинство причастия, тайная вечеря, терпение, терпимость, типография, «творить молитву», Троица.











Учебно - тематический план (34 часа)


Наименование разделов, блоков, тем.

Дата

Характеристика деятельности обучающихся

план

факт

1

Мы - дети России, Руси Святой.

Имя нашей Родины. Об отношении к Родине.




Рас­сказ о Смоленске, его достопримечательностях и святынях. Стихотворение И.Никитина "Русь"(25, с.165).

Новые слова: малая родина, Православие, православный.

2

Что такое подвиг и подвижничество.Подвиг святого князя Владимира.

Выбор веры. Крещение Руси. Изменение народной жизни.




Чтение отрывка из летописи о крещении Руси (89-90). Беседа о прочитанном.


Новые слова: летопись, католичество, ислам, мусульманин.

3

Святость- что это .Святыни нашей Родины.

Отношение к святыням.




Знакомство с картинами М.Нестерова и К.Савицкого. Значение Московско­го Кремля для нашего народа.

Новые слова: Святая Русь, праведная жизнь, праведник

4

Святость..и свет.

Кого народ называет святым.

Примеры красоты душевной



Рассказ о святителях воронежских: Тихоне Задонском и Антонии (Смирницком). Памятные места Воронежского края.

Новые слова благоверный, исповедник.

5

Полница святостью Земля Русь-Матушка. Понятия о героизме и народных героях. Преподоб­ный Сергий Радонежский и его время. Подвиг свя­того Сергия Радонежского.

Собиратель Земли Русской.




Чтение жития преп. Сергия Радонежского (отрывки по выбору учителя). Беседа о прочитанном.

Новое слово: подвижник.

6-7

Москва - столица России, а Троице-Сергиева лавра- духовная столица,духовный центр России.

Отечества. Паломничество ксвятым местам.




Просмотр видеофильма о Троице-Сергиевой лавре. Устное изложение рассказа "Паломница".

Новые слова: лавра, паломник, паломничество.


7-8

Жит правильно и жить праведно.Законы праведной жизни.

Конституция - главный закон государства.



Правила
дорожного движения, правила поведения школьни­ков, правила жизни. Десять заповедей.
Чтение сказки-загадки «Заповедный путь» (с.
66-67) и беседа о прочитанном.
Новое слово; гордыня.

9

Что такое счастье. Какого человека можно назвать счастливым. Можно ли купить счастье.



Чтение сказки О. Уальда «Счастливый принц» (с. 365-373) и беседа о прочитанном. Что такое сча­стье? Богатство и счастье: это одно и то же?

10

Язык Бога и человека. Наш язык - зеркало духовной жизни.
Значение языка в жизни отдельного человека и цело­го народа. Откуда к нам пришли слова.



Библейский сюжет о строительстве вавилонской башни ( с. 20) Словом можно ранить и словом можно исцелить.
Какое значение словам отводит Библия. Худое слово - погибель для души.
Новое слово; столпотворение.

11

«….Там где был шаг, должен быть след, там где есть тьма должен быть Свет…..» (в. Цой) Не устоять худу против добра.




Чтение Сказки о семиглавом Змее и волшебном щи­те. Беседа о прочитанном.Как возникают злые черты в душе человека? Чем их можно победить.


12

Можно ли не простить…Цена дурного поступка.

Сказка Г.-Х.Андерсена "Девочка, наступившая на
хлеб" ( С. 196-204).



Беседа о прочитанном. В чем
причина зла в душе человека? Время раскаяния. Кто
и что может помочь исправлению души.

13-14

Сочельник…Праздник Рождества Христова.

Зачем родился Христос.



Чтение рассказа В.А. Ники­форова-Волгина «Серебряная метель» (с.56-62) Беседа о прочитанном. Новые слова: Сочельник, сочиво.

15-16

Светлый праздник Рождества Христова. Подарки Рождества Христова.

Чтение легенды «Дары Артабана» (с. 46-48).



Урок-концерт. Песни, стихи, литературно музыкальные композиции о празднике. Конкурс рисунков и ученических поделок.
Новое словосочетание: дары духовные.

17-18

Спеши творит добро! Оглянись вокруг.

Беседа о милосердии и сострадании.



Чтение рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» (с. 80-82). Беседа о прочитанном. Почему никто из людей не помог мальчику? Кто ему помог? Празд­ник и дела милосердия.

Благотворительность в русской истории и в наши дни.

Новые слова: благотворительность, игумен, игуме­нья.


19-20

Живи и помни. Умей благодарить за все.




Чтение басни И.Крылова «Листы и корни» (с.98-100). Новомученики Российские. Знакомство с отрывком из книги «Отец Арсений» (с.36-42). Чтение рассказа "Бабушкины часы" (с.56-58) и беседа о прочитанном. Новые слова; новомгченик. канун, панихида

21

Герои Земли Русской.

Героизм в России сегодня.




Рассказ о жизни и подвиге святого Александра Нев­ского. Девиз Александра Невского. Черты его харак­тера. Нравственный облик князя Дмитрия Донского А.В. Суворова- Заветы АВ. Суворова (с.115-154). Защитники Отечества отфашистской агрессии в голыВеликой Отечественной войны.Воины –интернационалисты, воины чеченцы

Новые слова: обет, подвиг.


22

Любовь всегда жертвенна

Любовь и сила духа




Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная короле­ва», (с.69-96). Что произошло с Каем? Почему Кай совершил предательство? В чем сила Герды? Что ей помогло победить Снежную Короле­ву? Как соотносятся события сказки с современно­стью?

Работы учащихся по иллюстрации сказки.
Новое словосочетание; творить молитву.

23

«Рука дающего не оскудеет».

Отношение к деньгам.




Чтение сказки Н.Лескова

«Неразменный рубль» (с.54-60).

Новое слово: сребролюбие.

24

.

Что такое пост. Почему наш народ соблюдал посты.

Дни очищения души



Рассказ В.А. Никифорова-Волгина "Великий пост" (с. 3-8). Чтение и беседа о прочитанном. Новые слова; стяжать, канон.


25

В чужом глазу…. О своих и чужих недостатках.




Сказка «Волшебные очки»(с. 39-40). Скрытый

смысл сказки. Народная мудрость о скромности итерпимости.

Новые слова; терпение, терпимость.

26

Без раскаяния нет прощения.

Необходимость покаяния. Необходимость уметь прощать.



Знакомство с Притчей о
блудном сыне. (с.320-321) Чтение сказки «Непо­слушные дети» (с.62-65).
Новое словосочетание: блудный сын.

27

Голгофа - крестный путь.

События Страстной недели - уроки послушания, любви, смирения.




Новые словосочетания: тайная вечеря, таинство
причастия, крестный путь.

26

«Христос Воскрес из мертвых! Смертию смерть поправ!!!»Праздник праздников.

Поэты и писатели России о Светлом Воскресении Христовом.



Чтение рассказов и стихов о празднике Пасхи (по выбору учителя). Просмотр видеофильма о сошествии Благодатного огня в Иерусалиме. Новое слово: благодатный огонь.


28

Победа над смертью. «Христос Воскрес из мертвых! Смертию смерть поправ!!!»



Сказка "Сосновое семечко" (с. 72). Уроки при­роды: жизнь и смерть, возрождение, жертвенность. Новое слово: воскресение.

29

Белые платочки.Милосердие женской души. День Жён-мироносиц - православный женский день.



Рассказ о русских женщинах - сестрах милосердия. Любовь, мужество, терпение, трудолюбие сестёр милосердия. Жизнь и подвиг святой княгини Елизаветы Фёдо­ровны. Чтение рассказа Г.Юдина «Святая велико­мученица Елизавета Федоровна» (с. 86-90). Новое слово: мироносицы.

30

Апостолы, их жизненный подвиг. Подвиг ученичества.



Смысл праздников «Вознесение», «Троица». Зна­комство с иконой Андрея Рублева «Троица». Новое слово: горний мир, Троица.

31

Книга и ее создатели. Христианство и книги




Значение церковнославянского языка. Просветите­ли Земли Русской - святые равноапостольные Мефодий и Кирилл. Первые книги Руси, их особенно­сти. Книгопечатник Иван Федоров. Первые учеб­ники.

Новые слова: пергамент, литера, типография первопечатник, берестовые грамоты.

32

Бытьправославным.Сокровища православной культуры. Уважение к культуре других народов.




Итоговое занятие. Игры, шарады, викторины по пройдённому материалу. Составление своей родословной.

Новое слово: родословное дерево.

33-34

Экскурсии в ближайший храм

( Храм п. Кардымово в честь иконы Казанской Божией Матери.)






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!