Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №28» г. Брянска, разработана на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»), учебного плана МБОУ «СОШ №28» г. Брянска.
Цели предмета:
• формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
• развитие личности учащихся средствами искусства;
• получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения предмета:
• воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
• развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Концепция предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
Программа составлена в полном соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 28» г.Брянска на 2019-2020 учебный год и на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
− чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
− уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
− понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
− сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
− сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
− овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
− умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
− умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
− овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
− овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
− использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
− умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
− умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
− осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт третьеклассников в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Содержание учебного предмета
(34 ч, 1ч в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
3 | Художник и зрелище | 10 |
4 | Художник и музей | 9 |
| Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. Искусство в твоем доме (8 ч.) | |
1 | Вводный инструктаж. Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете” | 1 | | |
2 | Твои игрушки. Рисование акварелью. | 1 | | |
3 | Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. | 1 | | |
4 | Мамин платок. Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка «Платок для своей мамы» | 1 | | |
5 | Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета. | 1 | | |
6 | Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. | 1 | | |
7 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). | 1 | | |
8 | Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. | 1 | | |
2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.) | |
9 | Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания. | 1 | | |
10 | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. | 1 | | |
11 | Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решётки для ворот. | 1 | | |
12 | Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. | 1 | | |
13 | Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. | 1 | | |
14 | Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки. | 1 | | |
15 | Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города. | 1 | | |
3. Художник и зрелище (10 ч.) | |
16 | Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. | 1 | | |
17 | Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы | 1 | | |
18 | Театральные маски. Изготовление эскиза маски | 1 | | |
19 | Театр кукол. Изготовление головы куклы из пластилина. | 1 | | |
20 | Театр кукол. Изготовление костюма куклы | 1 | | |
21 | Художник в театре. Изготовление эскиза декораций | 1 | | |
22 | Художник в театре. Рисование маски. | 1 | | |
23 | Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | 1 | | |
24 | Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица. | 1 | | |
25 | Место художника в зрелищных искусствах. Школьный карнавал. Обобщение темы | 1 | | |
4. Художник и музей (9 ч.) | |
26 | Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея. | 1 | | |
27 | Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы. | 1 | | |
28 | Рисование натюрморта. | 1 | | |
29 | Рисование пейзажа. | 1 | | |
30 | Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета. | 1 | | |
31 | Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”. | 1 | | |
32 33 | Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина . | 2 | | |
34 | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 | | |
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство»
3 класс.
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №28» г. Брянска, разработана на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»), учебного плана МБОУ «СОШ №28» г. Брянска.
Цели предмета:
• формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
• развитие личности учащихся средствами искусства;
• получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения предмета:
• воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
• развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа составлена в полном соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 28» г.Брянска на 2019-2020 учебный год и на изучение предмета «Изобразительное искусство» в3 классе отводится 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Искусство в твоем доме | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
3 | Художник и зрелище | 10 |
4 | Художник и музей | 9 |
| Итого | 34 |
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры; оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка за данной теме, название рисунка).