Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 села Синегорск
РАССМОТРЕНО на заседании МО «Обществознание» Протокол от «31»августа_ 2022 №1 Руководитель_________/Ткаленко Г.А./ | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы от «____»__________ №_______ |
Рабочая программа
предмета
Основы духовно – нравственной культуры
народов России
6 класс
2022 – 2023 учебный год
Составлена на основе федерального общеобразовательного стандарта основного общего образования, 2010; программы «Основы духовно -нравственной культуры народов России» Н. Ф. Виноградова, Н.Ф. Виноградовой. 5 класс - М.: Вентана - Граф, 2013.
Составитель программы : Ткаленко Г.А. учитель
ОДНКНР высшей квалификационной категории
Синегорск
2022
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Основы духовно – нравственной культуры народов России
Требования к личностным результатам:
– осознание себя ответственным членом общества и государства (российская идентичность);
– привитие любви к Родине, её истории, культуре, традициям,
а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– воспитание на основе уважения к традициям своего народа уважительного отношения к людям других верований, другой национальной культуры.
Метапредметные результаты:
– развитие познавательной деятельности в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.
Предметные результаты:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками родной православной истории и культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с
основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства
с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
-Содержание Основы духовно – нравственной культуры народов России
6 класс – 17 часов
Раздел 1. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 2. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 3. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Раздел 4. Региональный компонент. Краеведение. Культура коренных народов Сахалина и Курил. 3часа.
Традиции нивхов и уйльта. Верования нивхов и уйльта.
Тематический план «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры». 6 класс. – 17 часов
Наименование раздела | Количество часов |
Раздел 1. Религия и культура | 10 |
Раздел 2. Как сохранить духовные ценности | 2 |
Раздел 3. Твой духовный мир. | 2 |
Раздел 4. Региональный компонент. Краеведение. Культура коренных народов Сахалина и Курил. | 3 |
Календарно - тематический план «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 6 класс. 17 часов
№ урока | Тема урока | Форма контроля | Планируемые результаты | Дата | Коррек тировка |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные |
| Раздел 1. Религия и культура (10 часов) |
1,2 | Роль религии в развитии культуры | Устный опрос. Дискуссия | Знать: первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, религии и истории Уметь: понимать религиозные образы и сюжеты в искусстве Понимать: значение религии в развитии культуры | Регулятивные : умение выбирать способы и приёмы работы, совершенствование метода обобщения при выполнении практических заданий Познавательные: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонационально й культуре, отдельных особенностях традиционных религий России Коммуникативные: - развитие умения проводить анализ художественных произведений, натуры, отмечать выразительные средства изображения | проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности | 509 12.09 .2022 | |
3,4 | Культурное наследие христианской Руси | Устный опрос; проблемные задания. | Знать: о принятии христианства на Руси, исторических личностей Уметь: понимать влияние церкви на образование и культуру народа Понимать: основные нормы религиозной морали | Регулятивные : освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и интерпретации Познавательные: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонационально й культуре, отдельных особенностях традиционных религий России Коммуникативные: развитие умения проводить анализ художественных произведений, натуры, отмечать выразительные средства изображения | формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям | 19.09 26.09 | |
5,6 | Культура ислама | Устный опрос. Дискуссия | Знать: об исламе, исторических личностях Уметь: понимать роль ислама в развитии культуры Понимать: основные нормы религиозной морали | Регулятивные : умение выбирать способы и приёмы работы, освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий Познавательные: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонационально й культуре, отдельных особенностях традиционных религий России Коммуникативные: развитие умения проводить анализ художественных произведений, натуры, отмечать выразительные средства изображения | проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности | 3.10 10.10 | |
7,8 | Иудаизм и культура | Практическая работа | Знать: об иудаизме, исторических личностях Уметь: пониматьроль истории иудеев в сюжетах мировой культуры Понимать: основные нормы религиозной морали | 17.10 24.10 | |
9, 10 | Культурные традиции буддизма | Устный рассказ, практическая работа с картой | Знать: о возникновении буддизма, исторических личностях Уметь: понимать влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры Понимать: основные нормы религиозной морали | 31.10 14.11 | |
Как сохранить духовные ценности (2 часа) |
11 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | Фрон- тальный опрос. | Знать: как сохраняются духовные ценности в нашем государстве Уметь: понимать значение сохранности духовных ценностей Понимать: основные нормы религиозной морали | Регулятивные : умение выбирать способы и приёмы работы, освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий Познавательные: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонационально й культуре, отдельных особенностях традиционных религий России Коммуникативные: развитие умения проводить анализ художественных произведений, натуры, отмечать выразительные средства изображения | | 21.11 | |
12 | Хранить память предков | Задания по группам. | Знать: понятие - нравственность Уметь: понимать значение нравственности в формировании общества Понимать: духовные ценности нравственности | Регулятивные : умение выбирать способы и приёмы работы, освоение творческого, вариативного подхода к выполнению практических заданий Познавательные: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Коммуникативные: развитие умения проводить анализ художественных произведений, натуры, отмечать выразительные средства изображения | формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям; | 28.11 | |
Твой духовный мир (2 часа) |
13,14 | Твой духовный мир | Совместная деятельность в группах. Задание по группам | Знать: что такое духовный мир, из каких характеристик он складывается Уметь: понимать значение духовного мира человека в формировании и жизни общества Понимать: что составляет твой духовный мир | Регулятивные : умение выбирать способы и приёмы работы, творческого похода. Познавательные: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Коммуникативные: умение выбирать выразительные средства изображения. | понимание своей роли в многонационально й России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества; - формирование | 5.12 12.12 | |
Региональный компонент. Краеведение. Культура коренных народов Сахалина и Курил. Нивхи и уйльта. 2 часа. |
15 | Традиции нивхов и уйльта.. | Устный опрос | Знать: что такое духовный мир нивухов и уйльта , из каких характеристик он складывается Уметь: понимать значение духовного мира человека в формировании и жизни общества Понимать: что составляет твой духовный мир аборигенов Сахалина и Курил | Регулятивные : умение выбирать способы и приёмы работы, творческого похода. Познавательные: расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Коммуникативные: умение выбирать выразительные средства изображения. | расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | 19.12 | |
16 | Верования нивхов и уйльта. | Беседа по вопросам | Знать: о возникновении верований у нивхов и уйльта , исторических личностях Уметь: понимать влияние верований на развитие культуры Понимать: основные нормы религиозной морали | 26.12 | |
17 | Обобщающее повторение. | Защита творческих работ | Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы. | Воспитание умения адекватно оценивать свои способности и успехи, давать справедливую оценку собственным ЗУН. | | |