Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий и примерной основной образовательной программы.
Организация-разработчик: Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж».
Разработчик: Голенок Елена Владимировна преподаватель дисциплин профессионального цикла.
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 18.02.05. Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.
В результате изучения программы профессионального модуля обучающийся должен освоить вид деятельности Хранение и подготовка сырья и соответствующие ему профессиональные компетенции:
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Введение | Содержание | Уровень освоения | 2 |
Содержание и задачи профессионального модуля, его роль в подготовке специалистов. Классификация силикатных материалов по составу, способам производства, назначению. | 1,2 |
Раздел 1. Физико – химические свойства сырьевых материалов | 62 |
МДК 01.01 Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий | |
Тема 1.1 Основы кристаллографии | Содержание | Уровень освоения | 6 |
Кристаллическое и аморфное состояния вещества. Строение кристаллов. Простые формы кристаллов. Низшая, средняя и высшая категория. Понятие о полиморфизме и изоморфизме. Твердые растворы. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 6 |
Кристаллическое и аморфное состояния вещества. Строение кристаллов. | 2 |
Простые формы кристаллов. Низшая, средняя и высшая категория. | 2 |
Понятие о полиморфизме и изоморфизме. Твердые растворы. | 2 |
Тема 1.2 Основы минералогии | Содержание | Уровень освоения | 6 |
Основные сведения о минералогии. Физические свойства минералов. Классификация минералов на основе химических и структурных признаков. Классы минералов. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 6 |
Основные сведения о минералогии. Физические свойства минералов. | 2 |
Классификация минералов на основе химических и структурных признаков. | 2 |
Классы минералов. | 2 |
Тема 1.3. Основы петрографии | Содержание | Уровень освоения | 14 |
Определение горной породы. Разделение пород по генезису. Текстура и структура горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Практическое применение горных пород. Экскурсия в Искитимский краеведческий музей. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 14 |
Определение горной породы. Разделение пород по генезису. | 2 |
Текстура и структура горных пород. | 2 |
Магматические горные породы. | 2 |
Осадочные горные породы. | 2 |
Метаморфические горные породы. | 2 |
Практическое применение горных пород. | 2 |
Практическое занятие №1. Экскурсия в Искитимский краеведческий музей. | 2 |
Тема 1.4. Сырьевые материалы силикатной промышленности | Содержание | Уровень освоения | 14 |
Классификация сырьевых материалов. Значение полезных ископаемых. Комплексное использование минеральных ресурсов. Природные соединения кремния, их характеристика, свойства, применение в силикатной промышленности. Алюмосиликатное сырьё, его характеристика, свойства, применение. Карбонатные породы, их характеристика, применение. Высокоглиноземистые, полевошпатовые, и сульфатные породы. Их характеристика, свойства, применение в силикатной промышленности. Распознавание основных и вспомогательных сырьевых материалов. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 14 |
Классификация сырьевых материалов. Значение полезных ископаемых. | 2 |
Комплексное использование минеральных ресурсов. | 2 |
Природные соединения кремния, их характеристика, свойства, применение в силикатной промышленности. | 2 |
Алюмосиликатное сырьё, его характеристика, свойства, применение. | 2 |
Карбонатные породы, их характеристика, применение. | 2 |
Высокоглиноземистые, полевошпатовые, и сульфатные породы. Их характеристика, свойства, применение в силикатной промышленности. | 2 |
Практическое занятие №2. Распознавание основных и вспомогательных сырьевых материалов. | 2 |
Тема 1.5. Техногенное и синтетическое сырьё, изверженные породы | Содержание | Уровень освоения | 4 |
Техногенные материалы. Изверженные породы: базальты, диабазы, вулканический туф, пемза, пепел. Синтетическое сырьё. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 4 |
Техногенные материалы. Изверженные породы: базальты, диабазы, вулканический туф, пемза, пепел. | 2 |
Синтетическое сырьё. | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 1. ПМ. 01. - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, - оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 18 |
Примерная тематика домашних заданий - работа с книгой, учебно – методическим пособием; - подготовка реферативного сообщения (доклада) по заданной теме; - создание презентации по заданной теме; - подготовка к итоговому занятию по разделу модуля | |
Учебная практика раздела 1 - Для данного раздела ПМ.01. не предусмотрена. | |
Производственная практика раздела 1 - Для данного раздела ПМ.01. не предусмотрена. | |
Раздел 2. Хранение, переработка и обогащение сырьевых материалов | 104 |
МДК 01.01 Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий | |
Тема 2.1. Добыча, транспортирование сырьевых материалов | Содержание | Уровень освоения | 16 |
Вскрышные работы. Экскурсия на ЗАО «Чернореченский карьер». Добыча мягких и твердых пород, способы добычи. Оборудование, используемое для добычи. Транспортировка сырья. Разгрузка и хранение сырья. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 16 |
Вскрышные работы. | 2 |
Практическое занятие № 3. Экскурсия на ЗАО «Чернореченский карьер». | 2 |
Добыча мягких и твердых пород, способы добычи. | 2 |
Оборудование, используемое для добычи. | 2 |
Транспортировка сырья. | 2 |
Практическое занятие № 4. Выбор способа транспортировки сырья. | 2 |
Разгрузка и хранение сырья. | 2 |
Практическое занятие № 5. Определение условия хранения сырья. | 2 |
Тема 2.2. Подготовка сырьевых материалов | Содержание | Уровень освоения | 30 |
Дробление горных пород. Виды дробления. Оборудование. Грохочение добытого или дроблёного материала. Оборудование. Охрана труда при подготовке сырья. Обогащение сырьевых материалов. Способы обогащения. Хранение сырья. Типы складов. Нормативные запасы сырья. Технологические схемы подготовки сырья. Сырьевые материалы для производства гипсовых вяжущих, их характеристика, подготовка. Сырьевые материалы для производства извести, их характеристика, подготовка. Сырьевые материалы для производства керамических изделий. Сырьевые материалы для производства изделий тонкой керамики. Сырьевые материалы для производства стекла. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 30 |
Дробление горных пород. Виды дробления. Оборудование. | 2 |
Грохочение добытого или дроблёного материала. Оборудование. | 2 |
Охрана труда при подготовке сырья. | 2 |
Практическое занятие № 6. Выбор технологии обработки сырьевых материалов. | 2 |
Обогащение сырьевых материалов. Способы обогащения. | 2 |
Практическое занятие № 7. Выбор метода обогащения сырьевых материалов. | 2 |
Хранение сырья. Типы складов. Нормативные запасы сырья. | 2 |
Технологические схемы подготовки сырья. | 2 |
Практическое занятие № 8. Расчёт складов для хранения сырьевых материалов. | 2 |
Сырьевые материалы для производства гипсовых вяжущих, их характеристика, подготовка. | 2 |
Сырьевые материалы для производства извести, их характеристика, подготовка. | 2 |
Сырьевые материалы для производства керамических изделий. | 2 |
Практическое занятие № 9. Составление технологической схемы подготовки сырьевых материалов для производства санитарно-керамических изделий. | 2 |
Сырьевые материалы для производства изделий тонкой керамики. | 2 |
Сырьевые материалы для производства стекла. | 2 |
Тема 2.3. Приготовление сырьевых смесей | Содержание | Уровень освоения | 20 |
Способы производства портландцемента, их характеристика. Приготовление сырьевой смеси по мокрому и сухому способам. Классификация шламов. Корректирование, гомогенизация и хранение шламов. Корректирование, гомогенизация и хранение сырьевой муки. Способы производства керамических изделий. Контрольная работа. Способы производства изделий тонкой керамики. Приготовление сырьевой смеси для производства керамических изделий. Приготовление стекольной шихты. Смешивание, транспортировка и хранение шихты. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 20 |
Способы производства портландцемента, их характеристика. | 2 |
Приготовление сырьевой смеси по мокрому и сухому способам. | 2 |
Классификация шламов. Корректирование, гомогенизация и хранение шламов. | 2 |
Практическое занятие № 10. Составление технологической схемы подготовки шлама для производства портландцемента. | 2 |
Корректирование, гомогенизация и хранение сырьевой муки. | 2 |
Способы производства керамических изделий. Контрольная работа. | 1 1 |
Способы производства изделий тонкой керамики. | 2 |
Приготовление сырьевой смеси для производства керамических изделий. | 2 |
Приготовление стекольной шихты. | 2 |
Смешивание, транспортировка и хранение шихты. | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 2 ПМ. 01. - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 38 |
Примерная тематика домашних заданий - работа с книгой, учебно – методическим пособием; - подготовка реферативного сообщения (доклада) по заданной теме; - создание презентации по заданной теме; - подготовка графических диктантов, кроссвордов, глоссариев. - подготовка к итоговому занятию по разделу модуля | |
Учебная практика раздела 2 - Для данного раздела ПМ.01. не предусмотрена | |
Производственная практика раздела 2 - Для данного раздела ПМ.01. не предусмотрена | |
Раздел 3 Основы расчёта сырьевых смесей | 20 |
МДК 01.01 Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий | |
Тема 3.1 Основы расчёта сырьевых смесей | Содержание | Уровень освоения | 14 |
Методика расчёта состава сырьевых смесей. Методика расчёта удельных расходов сырья. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 14 |
Методика расчёта состава сырьевых смесей. | 8 |
Методика расчёта удельных расходов сырья. | 2 |
Практическое занятие № 11. Расчёт состава сырьевых смесей. | 2 |
Практическое занятие № 11. Расчёт состава сырьевых смесей. | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 3 ПМ. 01. - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 6 |
Примерная тематика домашних заданий - работа с книгой, учебно – методическим пособием; - подготовка к итоговому занятию по разделу модуля; | |
Учебная практика раздела 3 - Для данного раздела ПМ.01. не предусмотрена | |
Производственная практика раздела 3 - Для данного раздела ПМ.01. не предусмотрена | |
Раздел 4 Контроль качества сырья и сырьевых смесей | 79 |
МДК 01.01 Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий | |
Тема 4.1 Контроль качества сырья | Содержание | Уровень освоения | 28 |
Организация контроля качества сырьевых материалов, виды контроля. Методика отбора проб сырьевых материалов для анализа. Методика определения массовой доли влаги в сырье весовым методом, определения водонерастворимого остатка, кислотонерастворимого остатка. Методики разложения проб сырья: кислотные, сплавлением. Методика определения химических компонентов титриметрическим методом. Методика определения химических компонентов комплексонометрическим методом. Методика определения химических компонентов фотоколориметрическим методом. Методика определения потерь массы при прокаливании сырья весовым методом. Методика анализа гранулометрического состава сырья ситовым способом. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 28 |
Организация контроля качества сырьевых материалов, виды контроля. | 2 |
Методика отбора проб сырьевых материалов для анализа. | 2 |
Методика определения массовой доли влаги в сырье весовым методом, определения водонерастворимого остатка, кислотонерастворимого остатка. | 2 |
Лабораторная работа №1. Определение массовой доли влаги в сырье весовым методом. | 4 |
Методики разложения проб сырья: кислотные, сплавлением. | 2 |
Методика определения химических компонентов титриметрическим методом. | 2 |
Методика определения химических компонентов комплексонометрическим методом. | 4 |
Методика определения химических компонентов фотоколориметрическим методом. | 4 |
Методика определения потерь массы при прокаливании сырья весовым методом. | 2 |
Методика анализа гранулометрического состава сырья ситовым способом. | 4 |
Тема 4.2 Контроль качества сырьевых смесей | Содержание | Уровень освоения | 24 |
Контроль качества сырьевых смесей, виды контроля. Методика отбора проб сырьевой смеси. Методика определения весовым методом влажности, водонерастворимости и кислотонерастворимости сырьевой смеси. Контрольная работа. Методика определения содержания карбоната кальция титриметрическим методом в сырьевой смеси. Методика определения содержания оксида кальция и оксида магния в сырьевой смеси комплексонометрическим методом. Методика определения гранулометрического состава сырьевой смеси ситовым способом. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий | 24 |
Контроль качества сырьевых смесей, виды контроля. | 2 |
Методика отбора проб сырьевой смеси. | 2 |
Лабораторная работа № 2. Отбор пробы сырьевой смеси. | 2 |
Методика определения весовым методом влажности, водонерастворимости и кислотонерастворимости сырьевой смеси. | 2 |
Методика определения весовым методом влажности, водонерастворимости и кислотонерастворимости сырьевой смеси. Контрольная работа. | 1 1 |
Лабораторная работа № 3. Определение влажности сырьевой смеси весовым методом. | 2 |
Методика определения содержания карбоната кальция титриметрическим методом в сырьевой смеси. | 4 |
Методика определения содержания оксида кальция и оксида магния в сырьевой смеси комплексонометрическим методом. | 4 |
Методика определения гранулометрического состава сырьевой смеси ситовым способом. | 4 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 4 ПМ. 01. - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 27 |
Примерная тематика домашних заданий - работа с книгой, учебно – методическим пособием; - подготовка к контрольной работе и экзамену по ПМ.01. - решение задач по концентрации растворов. | |
Учебная практика раздела 4 –для данного раздела ПМ.01. не предусмотрена | |
Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ - распознавание основных и вспомогательных сырьевых материалов; - проведение расчётов шихты; - определение однородности сырьевых смесей; - проведение анализа сырья и сырьевых смесей; - приготовление сырьевых смесей. | 60 |
Всего: | 483 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
химического анализа и общей технологии силикатов.
1. Химического анализа:
Весы технические и аналитические, фотоэлектрокалориметр, пламенный фотометр, сушильный шкаф, муфельная печь, химическая посуда и различные приспособления, реактивы, комплект учебно-методической документации.
2. Общая технология силикатов:
Весы технические и аналитические, вискозиметры, прибор Вика, сушильный шкаф, муфельная печь, химическая посуда и различные приспособления, комплект учебно-методической документации.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности), которая проводится сосредоточенно.
В состав данного модуля входит междисциплинарный курс МДК 01.01 «Приготовление и хранение сырьевых смесей производства тугоплавких неметаллических материалов и изделий».
«Метрология, стандартизация и сертификация», «Химия кремния», «Основы автоматизации технологических процессов», «Охрана труда и техника безопасности».
3. ЗАО «Кровельные материалы»
4. ОАО Керамический завод «Универсал»
5. Искитимский завод строительных материалов
6. Завод железобетонных изделий № 5
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Хранение и подготовка сырья» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками Искитимского филиала ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж», а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.046 Специалист производства наноструктурированных сырьевых керамических масс и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. No 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.046 Специалист производства наноструктурированных сырьевых керамических масс, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Руководители практики - представители организации, на базе которой проводится практика, назначаются из числа ведущих специалистов предприятия, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.046 Специалист производства наноструктурированных сырьевых керамических масс и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Наставники - представители организации, на базе которой проводится практика, назначаются из числа наиболее востребованных работников предприятия, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности, вид 40.046 Специалист производства наноструктурированных сырьевых керамических масс и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 1.1. Соблюдать условия хранения сырья ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырьё согласно рецептуре технологического процесса | - знание отличительных особенностей кристаллических и аморфных твёрдых тел; - знание общих свойств кристаллов; - понятия о полиморфизме и изоморфизме кристаллов, - знание физических свойств минералов; - знание классификации минералов по химическому составу и по структуре; - знание условий образования горных пород; - знание свойств и применения горных пород; - знание кремнезёмистого сырья, его характеристика, свойства, применение в силикатной промышленности - знание алюмосиликатного сырья, характеристика отдельных видов, применение; - знание карбонатного сырья, характеристика отдельных видов, применение; - знание глинозёмистого сырья, характеристика отдельных видов, применение; - знание сульфатного сырья, характеристика отдельных видов, применение; - знание техногенного сырья, характеристика отдельных видов, применение; - знание глинозёмистого сырья, характеристика отдельных видов, применение; - знание синтетического сырья, характеристика отдельных видов, применение; - умение распознавать основные и вспомогательные сырьевые материалы; - знание способов добычи мягких горных пород, оборудование, используемое для добычи; - знание способов добычи твёрдых горных пород, оборудование, используемое для добычи; - знание способов транспортировки сырья, их характеристика; - выбор условий хранения отдельных видов сырья - знание нормативных запасов каждого вида сырья - соблюдение правил техники безопасности при работе в лаборатории; - умение работать с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; - знание способов выражения концентрации растворов и умение их приготавливать; - умение брать навески материала с помощью технических и аналитических весов; - умение готовить посуду к работе; - умение пользоваться нагревательными приборами; - умение проводить фильтрование. - уметь выбирать метод обогащения сырья; - знание способов обработки сырья в зависимости от свойств материала; - умение выбирать технологию обработки сырьевых материалов; - умение выбирать схемы приготовления шихты; - знание способов транспортирования шихты. |
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий | -умение отбирать пробы сырья;. -знание методики анализа химического и гранулометрического состава сырьевых материалов; - знание технических требований к химическому составу сырья; - знание технических требований к гранулометрическому составу сырья. |
ПК 1.4. Выполнять технологические расчёты, связанные с приготовлением шихты | - знание методик расчёта шихты; - умение корректировать состав шихты в зависимости от химического состава сырьевых материалов. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | |
ОК 11 Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности | |