СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа пропедевтического курса химии "Старт в химию"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа рассматривает основные понятия химии, что поможет в дальнейшем учащимся 8х классов более глубоко освоить курс химии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа пропедевтического курса химии "Старт в химию"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна «Химия. Водный курс», издательство «Дрофа» 2017г.

В самом начале изучения химии есть вопросы, которым необходимо отвести больше времени на изучение, отработать более полно отдельные понятия, необходимо затратить больше времени на отработку навыка проведения химического эксперимента, проведения исследовательской работы. Решить часть этих проблем и одновременно пробудить интерес к химии можно через пропедевтический курс для учащихся 7-го класса “Химия. Вводный курс”. Именно этот возраст 12-13 лет является благоприятным для изучения химии, имеет наибольший познавательный интерес к экспериментам, хотя базы знаний учащихся еще мало для введения систематического курса. В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ.


Программа рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 урок в неделю. В программе предусмотрено проведение 6 практических работ (из них 2- домашний эксперимент) и 2 контрольных работ.


Цель курса:

Сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету и интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.


Основные задачи курса:

1.Дать учащимся представление о химии, о ее первоначальных понятиях на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов);

2.Сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

3.Сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

4.Воспитывать элементы экологической культуры;

5.Развивать логику химического мышления.

6.Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.

7.Решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.

Исходя из задач обучения, курс с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.

Данная дисциплина, наряду с биологией, географией, физикой и т.п., входит в образовательную область «Естествознание».

Данная программа не только обеспечивает наглядность в ходе процесса обучения, но и, прежде всего, создает необходимые условия для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Она предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, биологии, математики.

По окончанию изучения пропедевтического курса обучающийся должен применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа составлена с учетом требований к оснащенности образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Изучение курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения.

Результаты обучения контролируются с помощью самостоятельных работ, тестов и двух контрольных работ.

Тестовые контрольные работы оцениваются в 50 баллов, которые переводятся в пятибалльную систему по следующей шкале:

0 – 17 баллов – «2» (0 – 34%)

18 – 30 баллов – «3» (36 – 60%)

31 – 43 балла – «4» (62 – 86%)

44 – 50 баллов – «5» (88 – 100%)



СОДЕРЖАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА


Химия в центре естествознания

Химия как часть естествознания. Предмет химии.

Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)».

Практическая работа «Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами».

Моделирование. Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения).

Химическая символика. Химические знаки. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Химия и физика. Агрегатные состояния вещества. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.

Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе.

Биологическое значение жиров, бел- ков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения роли на противоположную. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

Демонстрации. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, стекла  — лабораторная посуда). Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. Электрофорная машина в действии. Географические моде- ли (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Три агрегатных состояния воды. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галлит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на известковую воду.

Лабораторные опыты. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. Строение пламени (свечи, спиртовки, сухо- го горючего). Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом. Изучение гранита с по- мощью увеличительного стекла. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

Математические расчеты в химии

Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительной атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Нахождение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.  И.  Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле ( ⱷ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.

Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.

Демонстрации. Минералы куприт и тенорит. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.). Диаграмма объемного состава воздуха. Диаграмма объемного состава природного газа. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

Лабораторные опыты. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей по их этикеткам.

Явления, происходящие с веществами

Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

Дистилляция. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Практическая работа «Очистка поваренной соли».

Практическая работа (домашний эксперимент) «Выращивание кристаллов соли»

Практическая работа (домашний эксперимент) «Коррозия металлов»


Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа.

Демонстрации. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошков серы и железа. Разделение смеси порошков серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование. Фильтрование. Коллекция респираторных масок и марлевых по- вязок. Адсорбционные свойства активированного угля. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. Противогаз и его устройство. Получение дистиллированной воды с по- мощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. Взаимодействие раствора перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. По- лучение осадка гидроксида меди (II) или гидроксида железа (III) реакцией обмена. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов кислотой. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

Лабораторные опыты. Разделение смеси сухого молока и речного песка. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.

Рассказы по химии

Рассказы об ученых. Выдающиеся русские ученые- химики: жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.

Рассказы об элементах и веществах. Металлы: алюминий, железо, золото. Неметаллы: азот, водород. Вода. Хлорид натрия. Карбонат кальция.

Рассказы о реакциях. Фотосинтез. Горение. Коррозия металлов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Курс состоит из четырех частей (тем).

Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - актуализирует химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значении этого предмета для успешного усвоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается. Что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7-м классе рассматриваются такие понятия как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Для отработки практических умений и навыков отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы, которые знакомы им по начальному курсу естествознания и по другим естественным дисциплинам: знакомство с несложным лабораторным оборудованием (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения), проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами. Семиклассники обучаются приемам фиксации результатов наблюдения и их анализа. Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы «лонготуденального» (продолжительного по времени) характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).


Вторая тема курса – «Математика в химии» - позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых не хватает времени в основной школе, в первую очередь задач на часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доли примесей).


Третья тема курса – «Явления, происходящие с веществами» - актуализирует сведения учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на старшей ступени образования.


Четвертая тема курса – «Рассказы по химии» - призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Она содержит этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.

Изучение курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения.


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч.)

Номер урока

Тема урока

Основное содержание урока

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)

1

Химия как часть естествознания. Предмет химии

Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения. Демонстрации. Коллекция разных тел из одного вещества или материала (например, из стекла — лабораторная посуда). Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия

Интегрировать частные предметные знания в систему знаний о естественном мире. Объяснять диалектику взаимоотношений человека и природы, иллюстрировать ее примерами. Характеризовать предмет химии. Различать тела и вещества. Характеризовать свойства веществ как их индивидуальные признаки. Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами веществ и областями их применения. Описывать свойства некоторых веществ по определенному плану с помощью русского (родного) языка

2

Методы изучения естествознания

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии.

Демонстрации. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии.

Лабораторные опыты. 2. Строение пламени (свечи, спиртовки, сухого горючего)

Характеризовать основные методы изучения естествознания: наблюдение, гипотезу, эксперимент. Предлагать способы фиксирования результатов эксперимента. Наблюдать за горением свечи и изучать строение пламени. Формулировать правила оптимально- го нагревания с использованием пламени. Соблюдать правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами

3

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)»

4

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами»

5

Моделирование

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения). Демонстрации. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток

Объяснять, что такое модель. Классифицировать модели на материальные и знаковые. Приводить примеры различных типов моделей, используемых при изучении различных естественнонаучных предметов

6

Химическая символика

Химические знаки. Их обозначение,

произношение и информация, которую они несут.

Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.

Демонстрации. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

Лабораторные опыты. 3. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина

Переводить названия химических элементов в символьную систему знаков и наоборот.

Характеризовать химические формулы как знаковые модели состава химических веществ.

Различать индексы и коэффициенты.

Сообщать с помощью русского языка информацию, которую несет химический язык: знаки и формулы.

Моделировать молекулы химических веществ

7

Химия и физика.


Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества.

Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Демонстрации. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

Лабораторные опыты. 4. Наблюдение

броуновского движения частичек черной туши под микроскопом

Объяснять, что такое атом, молекула, ион.

Характеризовать кристаллическое

состояние веществ и кристаллические решетки.

Аргументировать реальность молекул явлениями диффузии и броуновского движения.

Моделировать броуновское движение и описывать эту модель

8

Агрегатные

Состояния вещества

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества.

Физические и химические явления.

Демонстрации. Три агрегатных состояния воды. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий

из них

Характеризовать газообразные, жидкие и твердые вещества.

Различать кристаллические и аморфные твердые вещества; физические и химические явления.

Устанавливать взаимосвязи между переходами агрегатных состояний одного вещества.

Наблюдать химический эксперимент,

описывать его и делать выводы на его основе

9

Химия и география

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты.

Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Демонстрации. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Лабораторные опыты. 5. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла

Характеризовать геологическое строение планеты Земля.

Различать минералы и горные породы; магматические и осадочные породы.

Изучать состав горной породы с помощью оптических приборов

10

Химия и биология

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.

Простые и сложные вещества, их роль в Биологическая роль воды в живой клетке.

Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе.

Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Демонстрации. Спиртовая экстракция

хлорофилла из зеленых листьев.

Лабораторные опыты. 6. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 7. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. 8. Обнаружение крахмала и белка

(клейковины) в пшеничной муке

Устанавливать межпредметные связи между биологией и химией на основе химического состава клетки.

Классифицировать вещества клетки и описывать их роль в ней.

Характеризовать биологическую роль воды.

Описывать явление фотосинтеза и

раскрывать роль хлорофилла в этом процессе.

Характеризовать биологическую роль важнейших классов органических соединений для жизнедеятельности организмов.

Экспериментально доказывать наличие тех или иных органических соединений в растительных клетках

11

Качественные реакции в химии

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

Демонстрации. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на известковую воду.

Лабораторные опыты. 9. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду

Объяснять, что такое качественные реакции и аналитический эффект.

Различать определяемое вещество и реактив на него.

Проводить качественную реакцию на

углекислый газ.

Описывать качественную реакцию на кислород


Тема 2. Математика в химии (9 ч)

12

Относительные атомная и

молекулярная массы

Понятие об относительной атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной

молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов

Объяснять, что такое относительная атомная масса и относительная молекулярная масса.

Определять относительную атомную массу по таблице Д. И. Менделеева.

Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле

13

Массовая доля химического

элемента в сложном веществе

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по

значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).

Демонстрации. Минералы куприт и тенорит

Характеризовать массовую долю химического элемента в сложном веществе и рассчитывать ее по его формуле

14

Чистые вещества и смеси

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Демонстрации. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. Смесь речного и сахарного песка и ее разделение. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.).

Лабораторные опыты. 10. Изучение состава бытовых, кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам

Различать чистые вещества и смеси, гомогенные и гетерогенные смеси.

Приводить примеры смесей различного агрегатного состояния и описывать их роль и значение.

Исследовать состав бытовых, кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам

15

Объемная доля компонента

газовой смеси

Понятие об объемной доле (j)

Характеризовать объемную долю компонента газовой смеси и рассчитывать ее по объему этой смеси.

Описывать объемный состав атмосферного воздуха и понимать значение постоянства этого состава для здоровья

16

Массовая доля вещества в

растворе

Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и

массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

Характеризовать массовую долю вещества в растворе и рассчитывать ее по массе раствора.

Предлагать другие модификационные расчеты с использованием этих понятий

17

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

18

Массовая доля примесей

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего

определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Демонстрации. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

Лабораторные опыты. 11. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей, по их этикеткам

Различать чистое вещество и вещество, содержащее примеси.

Количественно характеризовать массовую долю примеси (w) в образце исходного вещества.

Производить расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Исследовать по этикеткам состав некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей

19

Решение задач и упражнений

по теме «Математические расчеты в химии»

Подготовка к контрольной работе № 1

Решать задачи и упражнения по теме.

Определять пробелы в личных знаниях и расчетных умениях.

Выстраивать образовательную траекторию для ликвидации этих пробелов и получения желаемого

результата

20

Контрольная работа № 1 «Математические расчеты в химии»


Тема 3. Явления, происходящие с веществами (11 ч)

21

Разделение смесей

Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Демонстрации. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошков серы и железа. Разделение смеси порошков серы и песка Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Центрифугирование.

Лабораторные опыты. 12. Разделение смеси сухого молока и речного песка

Объяснять физическую сущность, лежащую в основе разделения смесей и очистки веществ.

Характеризовать простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков

железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Наблюдать химический эксперимент, описывать его и делать выводы на его основе. Предлагать способы разделения смеси сухого молока и речного песка и экспериментально подтверждать

истинность предложенного способа

22

Фильтрование

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

Демонстрации. Фильтрование. Коллекция респираторных масок и марлевых повязок.

Лабораторные опыты. 13. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки. 14. Изготовление марлевых повязок

как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа

Характеризовать способ фильтрования.

Изготавливать бумажный фильтр и собирать установку для фильтрования.

Приводить примеры использования бытовых и производственных фильтров.

Понимать важность использования марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа и изготавливать их

23

Адсорбция

Понятие об адсорбции и адсорбентах.

Активированный уголь как важнейший

адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

Демонстрации. Адсорбционные свойства активированного угля. Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. Противогаз и его устройство

Объяснять, что такое адсорбции и адсорбенты.

Характеризовать адсорбирующие свойства активированного угля и его применение на этой основе в быту, на производстве и в военном деле.

Описывать устройство противогаза

24

Дистилляция

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание.

Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого

воздуха.

Демонстрации. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Коллекция «Нефть и нефтепродукты»

Объяснять, что такое дистилляция и

дистиллированная вода, описывать области ее применения.

Характеризовать кристаллизацию.

Собирать установку для выпаривания растворов.

Описывать перегонку нефти и фракционную перегонку жидкого воздуха

25

Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов соли»

26

Практическая работа № 5 «Очистка поваренной соли»

27

Химические реакции

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. Демонстрации. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой

и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор — диоксид марганца). Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия.

Лабораторные опыты. 15. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы

Объяснять, что такое химическая реакция.

Характеризовать условия течения и

прекращения химических реакций

Наблюдать химический эксперимент,

описывать его и делать выводы на его основе.

Исследовать состав и применение синтетических моющих средств, содержащих энзимы, по этикеткам и в процессе выполнения домашней стирки

28

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа.

Демонстрации. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. Взаимодействие раствора перманганата и дихромата калия с раствором сульфита натрия. Получение осадка гидроксида меди (II) или гидроксида железа (III) реакцией обмена. Растворение полученных осадков гидроксидов металловв кислоте. Получение углекислого газа

взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

Лабораторные опыты. 16. Изучение устройства зажигалки и ее пламени

Характеризовать признаки химических реакций.

Наблюдать химический эксперимент,

описывать его и делать выводы на его основе.

Изучать устройство зажигалки и ее пламя

29

Практическая работа № 6 «Коррозия металлов».

30

Обобщение знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»

Подготовка к контрольной работе № 2

Выполнять задания и упражнения по теме.

Определять пробелы в личных знаниях и расчетных умениях.

Выстраивать образовательную траекторию для ликвидации этих пробелов и получения желаемого

результата

31

Контрольная работа № 2 по теме «Явления, происходящие с веществами»


Рассказы по химии (3 ч)

32

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики»

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». О жизни и деятельности М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова


33

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество»

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» об открытии, получении и значении выбранного химического вещества


34

Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций

Интегрированный урок «Фотосинтез и горение»





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.



№ темы

Название темы

Количество часов

Из них количество практических работ

Из них количество контрольных работ

1.

Химия в центре естествознания.

11

2


2.

Математические расчеты в химии.

9

1

1

3.

Явления, происходящие с веществами.

11

3

1

4.

Рассказы по химии.

3


Итого:


34

6

2










Календарно-тематическое планирование



п/п Тема урока

Количество

часов

Основное содержание

урока (вид занятия)

Химический

эксперимент,

демонстрации

Формы и методы контроля

Домашнее задание

Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч)


1

Вводный инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания. Предмет химии.

1

Беседа

Естествознание – комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Д. 1. Коллекция разных тел из стекла (лабораторная посуда). 2. Коллекция из алюминия.

Л. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия.

Фронтальный опрос

§1


2

Методы изучения естествознания.

1

Беседа

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза, как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Д. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии.

Л. Строение пламени (свечи, спиртовки, сухого горючего).

Фронтальный опрос

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

§2


3

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)»»

1

Практикум


Проверка выполнения практической работы по записям в рабочей тетради


4

Практическая работа № 2 «Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами»

1

Практикум

ЭД. Продолжительность горения свечи в зависимости от объема воздуха

Проверка выполнения практической работы по записям в рабочей тетради


5

Моделирование

1

Конструирование

Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов.

Модели в физики. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии.

Модели в биологии. Биологические муляжи.

Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения).

Д. 1. Электрофорная машина в действии. 2. Географические модели (глобус, карта). 3. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). 4. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток.

ЭД. Изготовление моделей молекул химических веществ.

Фронтальный опрос. Оценка моделей

§3


6

Химическая символика

1

Беседа

Химические знаки. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут.

Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.

Д. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.


Письменный опрос.


§4


7

Химия и физика.

1

Исследование

Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Д. 1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии. 2. Образцы твердых веществ кристаллического строения. 3. Модели кристаллических решеток.

Л. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

ЭД. 1. Диффузия ионов перманганата калия в воде. 2. Изучение скорости диффузии аэрозолей. 3. Диффузия сахара в воде.

Фронтальный опрос

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

§5


8

Агрегатные состояния вещества

1

Исследование

Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества.

Физические и химические явления.

Д. 1. Три агрегатные состояния воды. 2. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. 3. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.

ЭД. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.

Фронтальный опрос

§6


9

Химия и география

1

Беседа

Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты.

Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Д. 1. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). 2. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита – мел, мрамор, известняк). 3. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

Л. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

Фронтальный опрос

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

§7


10

Химия и биология

1

Исследование

Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.

Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов.

Биологическая роль воды в живой клетке.

Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе.

Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Д. 1. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 2. Прокаливание сухой зелени растений в муфельной печи для количественного определения минеральных веществ в них.

Л. 1. Обнаружение жира в семенах подсолнечника и грецкого ореха. 2. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. 3. Обнаружение крахмала и белка (клейковины) в пшеничной муке.

ЭД. 1. Количественное определение содержания воды в свежей зелени. 2. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом. 3. Изучение состава поливитаминов из домашней аптечки.

Фронтальный опрос

Оценка ЭД.

§8


11

Качественные реакции в химии

1

Исследование

Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

Д. 1. Качественная реакция на кислород. 2. Качественная реакция на углекислый газ. 3. Качественная реакция на известковую воду.

Л. Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

ЭД. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Фронтальный опрос

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

§9


Тема 2. Математические расчеты в химии (9 ч)


12

Относительные атомная и молекулярная массы

1

Урок – открытие

Понятие об относительной атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д.И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.


Фронтальный опрос

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, индивидуальная работа с карточками.

§10 №4


13

Массовая доля химического элемента в сложном веществе

1

Урок – открытие

Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-х часового изучения курса).

Д. 1. Минералы куприт и тенорит. 2. Оксид ртути (II).

Фронтальный опрос.

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, индивидуальная работа с карточками.

§11 №3


14

Чистые вещества и смеси

1

Практикум

Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и СМС).

Смеси гомогенные и гетерогенные.

Д. 1. Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 2. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 3. Коллекция нефти и нефтепродуктов. 4. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, СМС, шампуней, напитков и др.).

ЭД. Изучение состава бытовых кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам.

Фронтальный опрос.

Индивидуальная работа с карточками.

§12


15

Объемная доля компонента газовой смеси.

1

Семинар

Понятие об объемной доле () компонента газовой смеси.

Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот.

Д. 1. Диаграмма объемного состава воздуха. 2. Диаграмма объемного состава природного газа.

Фронтальный опрос.


§13 №5


16

Массовая доля вещества в растворе

1

Семинар

Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Д. Приготовление концентрации с заданной массой и w растворенного вещества.

ЭД. Приготовление раствора соли, расчет w и опыты с полученным раствором.

Письменный опрос.

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

§14 №6


17

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

1

Практикум


Проверка выполнения практической работы по записям в рабочей тетради


18

Массовая доля примесей

1

Семинар

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий.

Д. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей.

ЭД. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей по их этикеткам.

Фронтальный опрос.

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, индивидуальная работа с карточками.

§15 №4


19

Решение задач и упражнений

по теме «Математические расчеты в химии»

1

Подготовка к контрольной работе


Фронтальный опрос.

Индивидуальная работа с карточками.

Задание в тетради

20

Контрольная работа №1 «Математические расчеты в химии»

1

Урок - зачет


Проверка выполнения контрольной работы


Тема 3. Явления, происходящие с веществами (11 ч)


21

Разделение смесей

1

Исследование

Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Д. 1. Просеивание смеси муки и сахарного песка. 2. Разделение смеси порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4 Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Центрифугирование.

ЭД. Разделение смеси сухого молока и речного песка.

Фронтальный опрос.


§16


22

Фильтрование

1

Исследование

Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате.

Д. 1. Фильтрование. 2. Респираторные маски и марлевые повязки.

Л. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги или бумажной салфетки.

ЭД. 1. Изготовление марлевых повязок как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа. 2. Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.

Фронтальный опрос.


§16


23

Адсорбция

1

Исследование

Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и военном деле. Устройство противогаза.

Д. 1. Адсорбционные свойства активированного угля. 2 Силикагель и его применение в быту и легкой промышленности. 3 Противогаз и его устройство.

ЭД. 1. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 2. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

Фронтальный опрос.


§16


24

Дистилляция

1

Исследование

Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.

Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Д. 1. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. 2. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. 3. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Фронтальный опрос.

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

§17


25

Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов соли» (обсуждение результатов домашнего эксперимент)

1

Подведение итогов конкурса на лучший выращенный кристалл


Проверка выполнения практической работы по записям в рабочей тетради


26

Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли»

1

Практикум


Проверка выполнения практической работы по записям в рабочей тетради


27

Химические реакции

1

Исследование

Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Д. 1. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. 2. Получение углекислого газа взаимодействие мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. 3. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца). 4. Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы. 5. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия.

ЭД. Изучение состава и применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы.

Фронтальный опрос.

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, индивидуальная работа с карточками.

§18


28

Признаки химических реакций

1

Урок – практикум

Признаки химических реакций: изменение цвета, выпадение осадка, растворение полученного осадка, выделение газа.

Д. 1. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. 2. Взаимодействие раствора перманганата и дихромата калия калия с раствором сульфита натрия. 3. Получение осадка гидрокида меди (II) или гидроксида железа (III) реакцией обмена. 4. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 5. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

Л. Изучение устройства зажигалки и ее пламени.

ЭД. 1. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. 2. Растворение в воде таблетки аспирина-УПСА. 3. Приготовление известковой воды и опыты с ней. 4. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

Фронтальный опрос.

Выборочная проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

§19


29

Практическая работа №6 «Коррозия металлов». (обсуждение результатов домашнего эксперимента)

1

Подведение итогов конкурса на лучшее проведение домашнего эксперимента по теме исследования


Проверка выполнения практической работы по записям в рабочей тетради


30

Обобщение знаний по теме «Явления, происходящие с веществами»

1

Обобщение


Фронтальный опрос

Индивидуальная работа с карточками

повт. §16-19


31

Контрольная работа №2 «Явления, происходящие с веществами»






1

Урок - зачет


Проверка выполнения контрольной работы.



Тема 4. Рассказы по химии (3 ч)

32

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики»

1

Урок - проект


Оценка проектов



33

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество»

1

Урок - конкурс


Оценка проектов



34

Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций

1

Урок - проект


Оценка проектов









ЛИТЕРАТУРА.


  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002-2003.

  2. Примерная программа основного общего образования по химии.

  3. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб.пособие / О.С Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. М: Дрофа,2011.

  4. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс: рабочая тетрадь / О.С. Габриелян, Г.А. Шиповалова. М.: Дрофа, 2011.

  5. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  6. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  7. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8» / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др.-М.: Дрофа, 2003-2005.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!