3
Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики дагестан
«аграрно-экономический КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
______________ Мусаев Р.Р.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «Психология общения» 2 курс
код и название по ФГОС
10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем»
код и наименование специальности
квалификация выпускника: техник по защите информации
Хасавюрт 2022 г.
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Психология общения» разработана на основе требований:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1553
(ред. от 17.12.2020)
Приказа Министерства просвещения РФ от 8 апреля 2021 г. N 153 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования";
в соответствии с учебным планом образовательной организации на 2022/2023 учебный год.
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан « Аграрно-экономический колледж»
Разработчик: Сатиаджиева Мадина Асламбековна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ГБПОУ РД «Аграрно-экономический колледж»
Рецензенты / эксперты: Вазиров А. - заместитель начальника МКУ «УИТ» администрации МО «Хасавюртовский район»
Рекомендовано методическим советом
Протокол №____ от_____________ 2022г.
Методист качества ___________________ Ильясова Б.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 13
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология общения»
(наименование дисциплины)
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.03 «Психология общения» _ является обязательной частью общеобразовательного цикла_ примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ОК 07 ,ЛР 7, ЛР 9, ЛР 14, ЛР 19, ЛР 21, ЛР 22
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины студентами осваиваются следующие умения и знания.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ЛР 7 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 9 | Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». |
ЛР 14 | Способный ставить перед собой цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием цифровых средств; содействующий поддержанию престижа своей профессии и образовательной организации. |
ЛР 19 | Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить |
ЛР 21 | Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 22 | Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Обьем образовательной программы учебной дисциплины | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа | 4 |
Консультации | 6 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 6 экзамен |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем ОП в часах | Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | | ОК.03 ЛР 19 |
1.Психология, как наука. | 2 |
| Раздел 1.Классификация общения | 22/ 18 | |
Тема 1.1 Средства общения | Содержание учебного материала | 6 | ОК.04 ОК.05 ЛР 7 ЛР 19 ЛР 21 |
1. Виды общения. Структура общения. Функции общения. | 2 |
2. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения: кинесика, экстралингвистика, паралингвистика, такесика, проксемика. | 2 |
3.Практическое занятие №1 Техника и приемы эффективного общения | 2 |
Тема 1.2.Общение как обмен информацией (коммуникативная | Содержание учебного материала | 4 | ОК.04 ОК.05 ЛР 7 ЛР 19 ЛР 21 |
1. Основные элементы коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникативные барьеры. | 2 |
2.Практическое занятие №2 Техника общения, тренинг. Коммуникативные барьеры в общении | 2 |
сторона общения) | | | |
Тема 1.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) | Содержание учебного материала | 4 | ОК 03 ОК 04 ЛР 14 ЛР 22 |
1. Понятие социальной перцепции. Механизмы восприятия. Эффекты восприятия | 2 |
2.Практическое занятие №3 Самодиагностика по теме «Механизмы восприятия» | 2 |
Самостоятельная работа. Техника восприятитя | 2 |
Тема 1.4. Техники активного слушания | Содержание учебного материала | 4 | ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ЛР7 ЛР19 ЛР21 |
1. Виды, правила и техники слушания. Методы развития коммуникативных способностей. | 2 |
Практическое занятие №4 Приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | 2 |
Самостоятельная работа.Техника межличностного общения | 2 |
Раздел 2 Деловое общение | | |
| Содержание учебного материала | 16 | |
Тема 2.1 Проявление индивидуальных особенностей в деловом общении | Деловое общение. Виды делового общения. Культура делового спора. | 2 | ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ЛР7 ЛР19 ЛР21 |
| Искусство публичного выступления. | 2 |
Имидж как средство делового общения | 2 |
4. . Индивид, личность как объект и субъект общения и деятельности. | 2 |
5. Практическое занятие №5 эмоциональное состояние. Управления эмоциями | 2 |
Тема 2.2 Темперамент в деловом общении | 6. Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента. | 2 | ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ЛР 7 ЛР19 ЛР 21 |
7. «Деловой этикет в деловых отношениях». Практическое занятие №6 Техника делового общения. Тренинг. | 2 2 |
Раздел 3. Конфликты в деловом общении | 12 | |
| Содержание учебного материала | | ОК.03 ОК.04 ОК.05 ОК.06 ЛР 14 ЛР 19 ЛР 21 |
Тема 3.1. Конфликт его сущность | 1. Понятие конфликта и его структура. Динамика конфликта. Виды конфликтов. | 2 |
| 2.Практическое занятие №7 Самодиагностика по теме «Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации» | 2 |
Тема 3.2.конфликты в деловом общении | Профилактика стрессов в деловом общении | 2 | ОК.03 ОК.04 ОК.05 ОК.06 ЛР 14 ЛР 19 ЛР 21 |
2.Эмоциональное реагирование в конфликтах. Способы разрешения конфликтов... «Формулы конфликта» (проводится на примере решения ситуационных задач) | 2 |
| Практическое занятие №8 «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования) | 2 |
Практическое занятие №9 Техника решения конфликтов. Игра-тренинг: «Внутриличностные конфликты». | 2 |
| |
Дифференцированный зачет | | |
Всего: | 48 | |
| | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Психология общения»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2.2821-10, СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, СанПин СП3.1/2.4.2.3598-20) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по числу студентов,
рабочее место преподавателя,
рабочая доска,
комплект наглядных пособий по предмету «Астрономия»
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор,
ноутбук,
экран,
интерактивная доска,
аудиосистема,
видеофильмы, слайды по темам курса дисциплины.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
-план работы кабинета математики;
-правила техники безопасности и производственной санитарии;
-инструкции по эксплуатации компьютерной техники;
-паспорт кабинета математики.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Психология общения» входят:
проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Психология общения», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
процессе освоения программы учебной дисциплины «Психология общения» имеется возможность доступа к Znanium.com — электронно-библиотечной системе (ЭБС), в которой сформированы коллекции электронных версий книг, журналов, статей и пр., сгруппированных по тематическим и целевым признакам.
3.2.1 Основные источники:
- Корягина, Н. А. Психология общения: [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М. : Юрайт, 2018. — 437 с. – Режим доступа: http://biblio-online.ru
- Садовская, В. С. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 169 с. – Режим доступа: http://biblio-online.ru
3.2.2.Интернет ресурсы:
Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Изд – во ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет. http://psyedu.ru/
Психологические исследования: электрон. науч. журн. URL:http://psystudy.ru
http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html.
http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm. 10.http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm. 11.http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html
3.2.3 (дополнительная литература)
(дополнительная литература)
- Бороздина, Г. В. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Юрай Юрайт, 2018. — 463 с. – Режим доступа: http://biblio-online.ru
- Коноваленко, М. Ю. Психология общения [Электронный ресурс]: учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М. : Юрайт, 2019. — 468 с. – Режим доступа: http://biblio-online.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска определять актуальность нормативно- правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности описывать значим ость своей профессии (специальности) | «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые | • Самостоятельна я работа. практического задания. (деятельностью студента) Оценка выполнения практического задания(работы) Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией ситуационной задачи |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для |
решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации содержание актуальной нормативно- правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) | из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | |