Рабочая программа
Индивидуального обучения по физической культуре
«Русская лапта»
на 2021-2023 учебный год
Возраст детей: 10-17 лет
Срок реализации: 2 года
Общее количество часов:70ч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Русская лапта» модифицированная, имеет физкультурно-спортивную направленность, составлена на основе программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ.
Срок реализации программы – 2 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 10-17 лет.
Цель программы: формирование и развитие физических способностей и навыков учащихся, формирование моральных и волевых качеств через занятия русской лаптой в доступной для них форме, без спортивного совершенствования.
Развивающие задачи
-- развитие потребности в социальной деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
-- формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
-- формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы;
-- развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений
Предметные задачи
-- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
-- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
-- знакомство с основными правилами игры в русскую лапту;
-- обучение технике и тактике игры, правилам игры;
-- обучение элементам специализации по игровым функциям (защитники, нападающие);
-- применение полученных знаний в игровой деятельности;
-- научить организовывать и проводить школьные соревнования по русской лапте.
Метапредметные задачи
- формирование первичных организаторских умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
- развитие уверенности в себе;
- дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств; - расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных соци-
альных категорий
- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Личностные задачи
- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, городе, стране; воспитание активной гражданской позиции;
- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- развивать активную деятельность;
- формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Актуальность программы
В настоящее время существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности являются социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
В том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности учащихся, одним из самых любимых и полезных занятий детей любого возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС. Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания. Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания, развития чувства коллективизма и ответственности перед командой. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. На занятиях лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а так же комплекса положительных психологических качеств. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в определённых условиях играет немаловажную роль. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач — физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.
Новизна программы заключается в мало изученности лапты как вида спорта, в отсутствии на сегодняшний день научно обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации.
Педагогическая целесообразность программы «Русская лапта» состоит в том, что обучение технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей детей, их ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Отличительные особенности программы. Основным преимуществом программ дополнительного образования является предоставление обучающимся широкого спектра форм и видов деятельности, занятий по интересам, направленных на их развитие. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный и компетентностный подход. Именно на это и направлена программа «Русская лапта».
Адресат программы
Программа «Русская лапта» адресована учащимся в возрасте 10-17 лет, занимающихся в системе дополнительного образования.
Условия реализации программы:
Условия набора и режим занятий:
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формирование групп производится с учетом способностей и физической подготовленности детей. В начале и в конце учебного года проводится медицинский осмотр, по итогам которого даются рекомендации по оздоровлению детей. Форма обучения – очная.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения
Форма организации занятий: групповая и индивидуально-групповая.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Фронтальная - одновременная работа всех учащихся.
Индивидуальная, фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповая - организация работы по малым группам.
В парах - организация работы по парам.
Индивидуальная
Возможные формы занятий:
учебно-тренировочные занятия,
игры,
эстафеты,
соревнования.
Программа подготовки предусматривает этапы:
Организация и проведение тренировочного процесса на этапе начальной подготовки предполагает систематический учет динамики возрастного индивидуального развития учащихся.
На начальном этапе подготовки игроков в лапту решаются следующие задачи:
– укрепление здоровья;
– всестороннее физическое развитие;
– привитие интереса к занятиям по русской лапте;
– приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
– обучение основам техники и тактики;
– привитие навыков участия в игровом процессе и соревновательной деятельности;
– отбор способных детей в учебно-тренировочные группы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
учащиеся познакомятся с историей возникновения русской лапты;
учащиеся познакомятся с правилами игры в русскую лапту,
учащиеся овладеют различными приемами владения мячом.
учащиеся получат возможность научиться:
применять тактические и стратегические приемы организации игры в русскую лапту;
применять во время игры в русскую лапту все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу);
применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении и защите;
организовывать и судить школьные соревнования.
Метапредметные
учебно-интеллектуальные:
учащиеся научатся:
выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
учебно-коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.
учащиеся получат возможность научиться:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учебно-организационные
учащиеся научатся:
работать с информацией;
применять правила и пользоваться инструкциями;
использовать знаки, символы, схемы;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и поаналогии) и выводы.
Личностные
у учащихся будут сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений,
рассуждений;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания.
Способы проверки результативности
Педагогическое наблюдение.
Контрольное тестирование.
Участие в играх, соревнованиях.
Способы фиксации результата
Формы подведения итогов реализации программы:
-игры, турниры,
-соревнования;
Материально-техническое оснащение занятий
Игровая площадка – прямоугольник, имеющий твердую поверхность, свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину;
маты;
волейбольная сетка;
мячи волейбольные;
баскетбольные мячи;
насос ручной, иглы;
держатель для мяча;
гимнастические скамейки;
мячи набивные весом 3 кг и 5 кг;
скакалки;
обручи;
теннисные мячи (вес до 60 г);
биты.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.
Учебно - тематический план 1 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Комплектование групп. Вводное занятие | 4 | 4 | |
2 | Теоретическая подготовка | 6 | 6 | |
3 | Общая физическая подготовка (ОФП): | 60 | | |
3.1 | Акробатические упражнения | 20 | 2 | 18 |
3.2 | Легкоатлетические упражнения | 20 | 2 | 18 |
3.3 | Подвижные игры | 20 | 2 | 18 |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП): | 42 | | |
4.1 | Специальные подготовительные физические упражнения | 14 | 2 | 12 |
4.2 | Упражнения по овладению техникой игры | 8 | 2 | 6 |
4.3 | Упражнения по формированию тактических приемов игры | 14 | 2 | 12 |
4.4 | Специальные подготовительные игры | 6 | 2 | 4 |
5 | Техническая и тактическая подготовка (ТТП) | 28 | 6 | 22 |
6 | Контрольные игры и соревнования | 10 | 2 | 8 |
7 | Итоговое занятие. Контрольные испытания | 6 | 2 | 4 |
| Итого: | 156 | 34 | 122 |
2 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Теоретическая подготовка | 6 | 4 | 2 |
2 | Общая физическая подготовка (ОФП): | 36 | | |
2.1 | Легкоатлетические упражнения | 12 | 2 | 10 |
2.2 | Акробатические упражнения | 12 | 2 | 10 |
2.3 | Подвижные игры | 12 | 2 | 10 |
3 | Специальная физическая подготовка (СФП): | 56 | | |
3.1 | Специальные подготовительные физические упражнения | 16 | 2 | 14 |
3.2 | Упражнения по овладению техникой игры | 16 | 2 | 14 |
3.3 | Упражнения по формированию тактических приемов игры | 12 | 2 | 10 |
3.4 | Специальные подготовительные игры | 12 | | 12 |
4 | Техническая и тактическая подготовка (ТТП): | 32 | | |
4.1 | Техника и тактика нападения | 16 | 2 | 14 |
4.2 | Техника и тактика защиты | 16 | 2 | 14 |
5 | Интегральная подготовка. | 10 | 2 | 8 |
6 | Контрольные игры и соревнования | 10 | 2 | 8 |
7 | Итоговое занятие. Контрольные испытания | 6 | 2 | 4 |
| Итого:: | 156 | 26 | 130 |
Содержание программы.
1 год обучения
Комплектование групп. Вводное занятие.
Теория: Комплектование групп; знакомство с детьми. Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
Теоретическая подготовка.
Теория:
Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русской лапты.
Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.
Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные правила игры. Судейская терминология.
Общая физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
Специальная физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
то же на расстоянии 15-20 м;
Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей ко- лонны;
Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2 м;
То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
Контрольные игры и соревнования.
Теория: Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде. и с учетом этого индивидуализация видов подготовки
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
Контрольно-переводные испытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся. Учет полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапе обучения.
Практика: Сдача контрольно-переводных нормативов.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка.
Теория:
Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
Правила игры в русскую лапту. Судейская терминология.
Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.
Развитие русской лапты в России.
Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.
Общая физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
Специальная физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
Техническая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
Техника и тактика нападения
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
то же на расстоянии 15-20 м;
Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей ко- лонны;
Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой
То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2 м;
То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
Техника и тактика защиты
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
Интегральная подготовка.
Теория: Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков в лапту.
Практика: Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключе ния в выполнение технических приемов и тактических действий. Учебные игры (см. Приложение 3).
Контрольные игры и соревнования.
Теория: Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.
Практика: Участие в школьных, муниципальных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.
Контрольно-переводные испытания.
Теория: Анализ результатов. Рекомендации.
Практика: Сдача контрольно-переводных нормативов.
Оценочные и методические материалы Формы подведения итогов:
Медицинский контроль в начале учебного года оценивает состояние здоровья учащихся –нулевая аттестация.
Участие в соревнованиях различного уровня по русской лапте – промежуточная аттестация (декабрь).
Система тестирования позволит оценить динамику развития физических качеств учащихся – итоговая аттестация(апрель).
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. | - Беседы групповые и индивидуальные; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Список литературы:
Для педагога:
Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт и здоровье. – М., 1989.
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – Москва: Просвещение, 1990.
Валиахметов P.M. Народная игра лапта. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2003.
Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. – Волгоград: Учитель, 2004.
Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г. Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.
Кузнецов В.С., Г.А. Колодницкий Методика обучения основным видам движений на уроках физкультуры в школе. – М.: Владос, 2002.
Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей. Лапта: пособие для учителей физической культуры. – М.: Школьная пресса, 2004.
Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей. Пособие для учителя физкультуры. – М.: «Школьная пресса, 2004.
Погадаев М.Е., Плотников В.В. Русская лапта: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009.
Электронная энциклопедия спорта Кирилла и Мефодия.
Для детей:
Валиахметов P.M. Народная игра лапта – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2003.
Электронная энциклопедия спорта Кирилла и Меф