Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа № 2»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО Руководитель ШМО Бедоцерковская Ю.Е. | Заместитель директора по УВР Довгаль Г.А. | Директор МБОУ «Черноморская средняя школа №2» |
Протокол №1 | | Гаглоева О.А. |
от ___________2020 г. | _____________________ 2020 г. | Приказ от ___________ 2020г. № ______ |
Рабочая программа Наименование учебного предмета Русский язык Класс 7-Б Учитель Дерусова Елена Петровна Срок реализации программы, учебный год 2020 / 2021 Количество часов по учебному плану Всего в год - 136, в неделю - 4 |
Рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014. Планирование составлено для учащихся 6 классов и рассчитано на 136 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
владение всеми видами речевой деятельности;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
В результате изучения русского языка ученик должен уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
2. Содержание учебного курса
1.Введение. 1 ч.
2. Речь. Речевая деятельность. 9 ч.
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Морфология. 121 час
Система частей речи в русском языке
Причастие- 27 часов
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с причастиями.
3.2 Деепричастие. 17 ч.
Понятие о деепричастии. Способы образования деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия. НЕ с деепричастиями.
3.3Наречие. 26 ч.
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
3.4 Предлог. 16 ч.
Предлог как часть речи. Предлог как часть речи. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Правописание предлогов. Морфологический разбор предлога.
3.5 Союз. 18 ч.
Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза.
3.6 Частица-14 ч.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни.
3.7 Междометие. 2 ч.
4. Повторение в конце года. 5 ч.
Морфология, орфография, пунктуация. Самостоятельные и служебные части речи. Повторение тем «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог».
3.Тематическое планирование
| Темы | Количество часов | В том числе |
сочинения | изложения | К/р | диктанты |
1 | Введение | 1 | | | | |
2 | Речь. Речевая деятельность. | 9 | | | | 1 |
3 | Морфология | 121 | | | | |
3.1 | Причастие | 27 | | 1 | 1 | |
3.2 | Деепричастие | 17 | 1 | | | 1 |
3.3 | Наречие | 26 | | 1 | 1 | |
3.4 | Предлог | 16 | | | 1 | |
3.5 | Союз | 18 | 1 | | 1 | |
3.6 | Частица | 14 | | | | 1 |
3.7 | Междометие | 2 | | | | |
4 | Повторение | 4 | | | | |
5 | Итоговый урок | 1 | | | | |
| Итого | 136 | 2 | 2 | 4 | 3 |
Календарно-тематическое планироване |
| | | | 7-Б |
| № | Раздел. Тема урока | Колич. часов | план | факт |
1 | | Введение. Общие сведения о языке 1 ч. | | | |
| 1 | Русский язык в современном мире | 1 | | |
2 | | Речь. Речевая деятельность 9 ч. | 1 | | |
| 2 | Речь. Речевое общение. Речевая ситуация | 1 | | |
| 3 | Диалогическая речь. Монологическая речь | 1 | | |
| 4 | Речевой этикет | 1 | | |
Д1 | 5 | Диагностический диктант №1 | 1 | | |
| 6 | Работа над ошибками | 1 | | |
| 7 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь | 1 | | |
| 8 | Функциональные разновидности языка. Книжная речь | 1 | | |
| 9 | Текст. Основные признаки текста | 1 | | |
| 10 | Текст. Основная и дополнительная информация. Тезисы | 1 | | |
3 | | Морфология 121 ч. | | | |
| 11 | Система частей речи в русском языке | 1 | | |
3.1 | | Причастие 27 ч. | | | |
| 12 | Понятие о причастии | 1 | | |
| 13 | Роль причастия в предложении | 1 | | |
| 14 | Признаки глагола у причастия | 1 | | |
| 15 | Признаки прилагательного у причастия | 1 | | |
| 16 | Причастный оборот | 1 | | |
| 17 | Знаки препинания при причастном обороте | 1 | | |
| 18 | Действительные и страдательные причастия | 1 | | |
| 19 | Полные и краткие формы причастий | 1 | | |
| 20 | Полные и краткие формы причастий. Практическая работа | 1 | | |
| 21 | Причастия настоящего и прошедшего времени | 1 | | |
| 22 | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | | |
| 23 | Образование действительных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| 24 | Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | | |
| 25 | Образование страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| 26 | Правописание гласных перед Н и НН в причастиях | 1 | | |
| 27 | Правописание Н и НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | | |
| 28 | Правописание Н и НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных. Самостоятельная работа | 1 | | |
| 29 | Правописание Н и НН в кратких причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | | |
| 30 | Морфологический разбор причастия | 1 | | |
| 31 | Правописание НЕ с причастиями | 1 | | |
| 32 | Правописание НЕ с причастиями. Проверочная работа | 1 | | |
И1 | 33 | Сжатое изложение | 1 | | |
| 34 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
| 35 | Повторение темы «Причастие» | 1 | | |
| 36 | Подготовка к контрольному диктанту | 1 | | |
К1 | 37 | Контрольная работа №1 по теме «Причастие» | 1 | | |
| 38 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
3.2 | | Деепричастие 17 ч. | | | |
| 39 | Понятие о деепричастии. Орфографический практикум | 1 | | |
| 40 | Деепричастный оборот | 1 | | |
| 41 | Знаки препинания при деепричастном обороте | 1 | | |
| 42 | Практикум « Знаки препинания при деепричастном обороте» | 1 | | |
| 43 | Тезисный план текста | 1 | | |
| 44 | Правописание НЕ с деепричастиями | 1 | | |
| 45 | Практикум правописание НЕ с деепричастиями | 1 | | |
| 46 | Деепричастия совершенного вида | 1 | | |
8 | 47 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | | |
| 48 | Практикум «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида» | 1 | | |
С1 | 49 | Подготовка к классному сочинению-описанию картины Б. Кустодиева «Сирень» | 1 | | |
| 50 | Классное сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» | 1 | | |
| 51 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | | |
| 52 | Повторение темы «Деепричастие» | 1 | | |
Д2 | 53 | Диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | 1 | | |
| 54 | Работа на ошибками | 1 | | |
| 55 | Защита проекта «Роль причастий и деепричастий в произведениях художественной литературы» | 1 | | |
3.3 | | Наречие 26 ч. | | | |
| 56 | Наречие как часть речи | 1 | | |
| 57 | Разряды наречий по значению | 1 | | |
| 58 | Практикум. «Разряды наречий по значению». | 1 | | |
| 59 | Степени сравнения наречий | 1 | | |
| 60 | Степени сравнения наречий. Практическая работа | 1 | | |
| 61 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) | 1 | | |
| 62 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) | 1 | | |
| 63 | Практикум. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) | 1 | | |
| 64 | Морфологический разбор наречия | 1 | | |
| 65 | Одна и две буквы н в наречиях на о (е) | 1 | | |
| 66 | Одна и две буквы н в наречиях на о (е). Самостоятельная работа | 1 | | |
| 67 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| 68 | Буквы о и а на конце наречий | 1 | | |
| 69 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | | |
| 70 | Дефис между частями слова в наречиях. Самостоятельная работа | 1 | | |
И2 | 71 | Подробное изложение (по тексту упр. 241) | 1 | | |
| 72 | Слитное и раздельное написание наречий | 1 | | |
| 73 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
| 74 | Практикум. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | |
| 75 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| 76 | Практикум. Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | | |
| 77 | Речевая характеристика героя | 1 | | |
| 78 | Повторение темы «Наречие». | 1 | | |
| 79 | Подготовка к контрольной работе по теме «Наречие» | 1 | | |
К2 | 80 | Контрольная работа №2 по теме «Наречие» | 1 | | |
| 81 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
3.4 | | Предлог 16 ч. | | | |
| 82 | Предлог как часть речи | 1 | | |
| 83 | Предлоги непроизводные | 1 | | |
| 84 | Предлоги производные | 1 | | |
| 85 | Практикум. «Производные предлоги» | 1 | | |
С2 | 86 | Подготовка к домашнему сочинению на свободную тему | 1 | | |
| 87 | Предлоги простые и составные | 1 | | |
| 88 | Слитное правописание предлогов | 1 | | |
| 89 | Раздельное правописание предлогов | 1 | | |
| 90 | Правописание предлогов через дефис | 1 | | |
| 91 | Практикум. «Слитное , раздельное написание предлогов» | 1 | | |
| 92 | Употребление предлогов в речи | 1 | | |
| 93 | Употребление предлогов в речи. Практическая работа | 1 | | |
| 94 | Морфологический разбор предлога | 1 | | |
| 95 | Повторение темы «Предлог» | 1 | | |
К3 | 96 | Контрольная работа №3 по теме «Предлог» | 1 | | |
| 97 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
3.5 | | Союз 18 ч. | | | |
| 98 | Союз как часть речи | 1 | | |
| 99 | Разряды союзов | 1 | | |
| 100 | Сочинительные союзы | 1 | | |
| 101 | Подчинительные союзы | 1 | | |
| 102 | Практикум. Подчинительные союзы | 1 | | |
| 103 | Правописание союзов | 1 | | |
| 104 | Правописание союзов. Самостоятельная работа | 1 | | |
С3 | 105 | Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению | 1 | | |
| 106 | Контрольное сочинение-рассуждение (по тексту у.316) | 1 | | |
| 107 | Анализ контрольного сочинения | 1 | | |
| 108 | Союзы и союзные слова | 1 | | |
| 109 | Союзы и союзные слова. Практическая работа | 1 | | |
| 110 | Союзы в простых и сложных предложениях | 1 | | |
| 111 | Союзы в простых и сложных предложениях. Орфографический практикум | 1 | | |
| 112 | Морфологический разбор союза | 1 | | |
| 113 | Повторение темы «Союз» | 1 | | |
К4 | 114 | Контрольная работа №4 по теме «Союз» | 1 | | |
| 115 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
3.6 | | Частица 14 ч. | | | |
| 116 | Частица как часть речи | 1 | | |
| 117 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | | |
| 118 | Смысловые частицы | 1 | | |
| 119 | Правописание частиц | 1 | | |
| 120 | Правописание частицы не | 1 | | |
| 121 | Правописание частицы не. | 1 | | |
| 122 | Разграничение не и ни | 1 | | |
| 123 | Разграничение не и ни. Практикум | 1 | | |
| 124 | Устное высказывание на тему «Моя малая родина» | 1 | | |
| 125 | Повторение темы «Частица» | 1 | | |
Д3 | 126 | Диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи» | 1 | | |
| 127 | Работа над ошибками | 1 | | |
| 128 | Работа над проектом «Праздник служебных частей речи» | 1 | | |
| 129 | Защита проекта «Праздник служебных частей речи» | 1 | | |
3.7 | | Междометие 2 ч. | | | |
| 130 | Междометие | 1 | | |
| 131 | Морфологический разбор междометия | 1 | | |
4 | | Повторение 5 ч. | | | |
| 132 | Повторение темы «Причастие» | 1 | | |
| 133 | Повторение темы «Деепричастие» | 1 | | |
| 134 | Повторение темы «Наречие» | 1 | | |
| 135 | Повторение темы «Производные предлоги» | 1 | | |
| 136 | Итоговый урок | 1 | | |
1