СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Русский язык» предметной области «Язык и речевая практика» (адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Русский язык» предметной области «Язык и речевая практика» (аптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Русский язык» предметной области «Язык и речевая практика» (адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.п. «Поселок Молодежный»

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края

«Согласовано»

Руководитель МО

________/Цимбалист О. В./


Протокол № ___ от

«__»____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ«СОШ с.п. П. Молодежный»

__________/Максимова Н. Е./


«__»____________20___г.


«Согласовано»

Руководитель МБОУ «СОШ с.п. П. Молодежный»

__________/Иваровская О. Е./


Приказ № ___ от «__»____20___г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Русский язык» предметной области «Язык и речевая практика» (аптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


3 класс





Учитель начальных классов

Чернышева Вера Сергеевна












2019/2020 уч. год


Пояснительная записка.


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» предметной области «Язык и речевая практика» (адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее -АООП ), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно - правовую базу разработки рабочей программы «Русский язык» (3 класс) адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3; -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599);

-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 №1015;

-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15, утв. 10.07.2015 № 26);

-Устав МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ;

-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (11.12.2015 г.);

-Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный» Комсомольского муниципального района Хабаровского края;

Рабочая программа по предмету «Русский язык» (3 класс) разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.12.2015 г, в которой отражено содержание программы, определены современные подходы к личностным и предметным результатам освоения учебного предмета, дана система оценки достижения обучающимися легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определены направления программы формирования базовых учебных действий. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.

Обучение по предмету «Русский язык» носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Ученик обучается в общеобразовательном классе.


Цели и задачи обучения русскому языку:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

- развитие навыков устной коммуникации;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.


Проводится работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения русского языка значительное место отводится развитию речи. Ученики учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. Учащиеся учатся различать звуки окружающей действительности.

Учащиеся учатся различать названия предметов, названия действий предметов, названия признаков предметов. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.


КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе обучения русскому языку и развитию речи учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности развития неоднородного состава группы обучающихся. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания - ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, нагляднообразное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактнологического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.

В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоциональноволевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

У обучающихся в зависимости от варианта их интеллектуального нарушения, определяются основные направления коррекционной работы для всех вариантов и индивидуально для каждого обучающегося.


ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»)


Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования рабочей программы по русскому языку адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области».

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьёй.


ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

коррекционно-развивающего обучения; игровые технологии;

Методы обучения:

- словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

- наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр;

- практические - выполнение упражнений, работа с карточками,

Формы обучения:

- фронтальное и индивидуальное обучение

Приемы коррекционной направленности: включение в урок материалов сегодняшней жизни; познавательные вопросы; игровые приемы, призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка деятельности.

Типы уроков:

• УУНЗ - уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знакомятся с новым материалом;

• УКЗНМ - уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходных ситуациях);

• УВПУ - уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА (3 КЛ.)

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Освоение учебного предмета «Русский язык» в 3-а классе является промежуточным и обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных на данный период.

Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для предметной области «Язык и речевая практика»( предмет «Русский язык»), готовность их применения.

Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого- педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.

3 класс

Минимальный уровень:

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2— 4 слова) с изученными орфограммами;

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки с помощью учителя;

- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок с помощью учителя;

- выделение из текста предложений на заданную тему;

- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (25— 30 слов);

- дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов) с частичной помощью учителя;

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения;

- выделение темы текста (о чем идет речь), озаглавливание его с частичной помощью учителя;

- самостоятельная запись 2—3 предложений из составленного текста после его анализа.


ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОИОТСТАЛОСТЬЮ ( ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).


Базовые учебные действия — это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе.

Задачами формирования и развития БУД являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

На уроках русского языка формируются следующие базовые учебные действия:

Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми, договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком, ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью, адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку), работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место, принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов, передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения)

Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Для оценки сформированности каждого действия можно используется следующая система оценки:

0 баллов

действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл

смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла

преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла

способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя

4 балла

способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов

самостоятельно применяет действие в любой ситуации.


Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сформированности БУД обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе.


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача-психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:

0 баллов — нет фиксируемой динамики;

1 балл — минимальная динамика;

2 балла — удовлетворительная динамика;

3 балла — значительная динамика.


Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медикопедагогический консилиум.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика»и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.

-«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает, а дополняет возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.

Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по русскому языку, учебным четвертям. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля определены в тематическом планировании программы.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета


ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

коррекционно-развивающего обучения; игровые технологии;

Методы обучения:

- словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

- наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр; - практические - выполнение упражнений, работа с карточками,

Формы обучения:

- фронтальное и индивидуальное обучение

Приемы коррекционной направленности: включение в урок материалов сегодняшней жизни; познавательные вопросы; игровые приемы, призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка деятельности.

Типы уроков:

• УУНЗ - уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знакомятся с новым материалом;

• УКЗНМ - уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходных ситуациях);

• УВПУ - уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях).


УЧЕБНЫИ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Контрольные работы

Развитие речи

Прим.

1.

Повторение

3

1

2


2.

Звуки и буквы

12

1

11


3.

Гласные Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога

4


4


4.

Ударение в слове

4


4


5.

Слог как часть слова

4


4


6.

Перенос слов при письме

4


4


7.

Твёрдые и мягкие согласные.

5

1

4


8.

Мягкий (ь)знак на конце и в середине слова.

6


6


9.

Гласные после шипящих.

6

1

5


10.

Парные звонкие и глухие согласные

8


8


11.

Разделительный (ь) мягкий знак.

6


6


12.

Слово. Названия предметов

10


10


13.

Названия действий.

6

1

5


14.

Названия признаков.

6

1

5


15.

Предлоги

6


6


16.

Предложение.

8


8


17.

Повторение.

4


4



Итого

106

6

93



Программный материал рассчитан на 102 учебных часов (3 часа в неделю)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Простое предложение. Схема предложения. Распространение предложений.

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке.

Ударение в слове, слог как часть слова.

Перенос слов при письме.

Твёрдые и мягкие согласные.

Мягкий (ь) знак на конце и в середине слова.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные.

Разделительный (ь) мягкий знак.

Названия предметов.

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

Названия действий.

Названия признаков.

Предлоги. Предлог как отдельное слово.

Предложение.

Повторение за год.

Словарь: арбуз, валенки, воскресенье, вторник, вчера, газета, город, дневник, дорога, жёлтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костёр, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, понедельник, пятница, ранец, рассказ, рисовать, родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, четверг, чёрный, шёл, яблоко, язык.

Тематическое планирование.


п/п

Наименование раздела программы и тем урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета, курса

Дата

Повторение

3





1.

Входная контрольная работа. Контрольное списывание.

1

УВПУ

Повторение гигиенических требований при письме. Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Уметь правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями.

02.09.

2.

Выделение предложения из речи и его графическое изображение. Количество слов в предложении

1

УУНЗ

Уточнение знаний о предложении.

Знать определение предложения. Уметь выделять предложение в устной речи.

03.09.

3.

Большая буква в начале предложения

1

УУНЗ

значение большой буквы в начале предложения.

Знать определение предложения. Уметь выделять, считать кол- во слов

04.09.

Звуки и буквы

12





4.

Звуки и буквы. Количество звуков и букв в словах.

1

УВПУ

Формирование представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков. Формирование представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков.

Уметь характеризовать звуки. Знать признаки гласных и согласных.

09.09.

5.

Сходные и различные по написанию слова.

1

УВПУ

Формирование умения выделять предложение и правильно оформлять его на письме

Уметь характеризовать звуки. Знать признаки гласных и согласных.

10.09.

6.

Слова, которые различаются одним звуком.

1

УКЗНМ

Формирование умения выделять предложение и правильно оформлять его на письме.

Знать определение предложения. Уметь сверять написанное с образцом..

11.09.

7.

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

1

УВПУ

Формирование умения выделять предложение и правильно оформлять его на письме.

Знать определение предложения. Уметь сверять написанное с образцом

16.09.

8.

Слова, которые различаются количеством звуков.

1

УВПУ

Уточнение знаний о предложении.

Уметь составлять схему предложения.

17.09.

9.

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

1

УУНЗ

различие между буквой и звуком, алфавит.

Уметь -читать алфавит наизусть характеризовать звуки. Знать признаки гласных и согласных.

18.09.

10.

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

УУНЗ

алфавит

Уметь читать алфавит наизусть. характеризовать звуки. Знать признаки гласных и согласных.

23.09.

11.

Расположение слов в алфавитном порядке

1

УУНЗ

Развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.

Знать гигиенические правила письма Уметь определять и соотносить количество звуков и букв.

24.09.

12.

Гласные звуки и буквы. Словообразующая роль гласных

1

УВПУ

гласные и согласные звуки и буквы, их различение

Знать гигиенические правила письма. Уметь определять и соотносить количество звуков и букв

25.09.

13.

Согласные звуки и буквы

1

УВПУ

Развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ.

Знать согласные звуки и буквы. Уметь определять согласные звуки в слове.

30.09.

14.

Выделение в словах согласных и гласных букв

1

УВПУ

гласные и согласные, буквы, различия, правописание.

Знать гигиенические правила письма. Уметь правильно писать слова , предложения.

01.10.

15.

Контрольное списывание.

1

УУНЗ

Формирование умения различать гласные и согласные буквы.

Знать гигиенические правила письма. Уметь правильно писать слова , предложения

02.10.

Гласные Е, Ё, И,Э? Ю, Я в начале слова или слога

4





16.

Гласные и, е, ё в начале слов и после гласных

1

УУНЗ

значение буквы и,е,ё

Уметь анализировать слова с учителем перед их записью

07.10.

17.

Гласные ю, э в начале слов и после гласных

1

УКЗНМ

значение буквы ю, обозначение буквы ю два звука значение буквы я, обозначение буквы я два звука

Знать гигиенические правила письма Уметь сверять написанное с образцом.

08.10.

18.

Гласные я, э в начале слов и после гласных

1

УКЗНМ

значение буквы я, обозначение буквы я два звука

Знать элементы печатных и письменных букв. Уметь различать в слове звуки.

09.10.

19.

Обобщение по теме.

1

УКЗМ

-знать изучен.материал

Знать правила посадки при письме. Уметь различать звуки в слове

14.10.

Ударение в слове

4





20.

Ударение в словах. Знак ударения.

1

УКЗНМ

значение ударения

Знать правила переноса при письме. Уметь выделять ударный гласный в слове

15.10.

21.

Определение ударных и безударных гласных в словах.

1

УКЗНМ

значение ударения

Знать правила переноса при письме. Уметь выделять ударный гласный в слове

16.10.

22.

Выделение ударного гласного в слове.

1

УКЗНМ

Формирование умения ставить ударение в словах.

Знать ударные и безударные гласные. Уметь определять ударный звук в слове.

21.10.

23.

Ударение в словах контрольное списывание.

1

УВПУ

Формирование умения ставить ударение в словах.

Знать ударные и безударные гласные. Уметь определять ударный звук в слове

22.10.

Слог как часть слова

4





24.

Слог как часть слова. Деление слов на слоги.

1

УВПУ

Уточнение представлений о слоге как части слова.

Знать правила посадки при письме. -Уметь делить слова на слоги.

23.10.

25.

Слова с разным количеством слогов

1

УВПУ

роль гласных в словообразований

Уметь делить слова на слоги

05.11.

26.

Словообразующая роль гласных

1

УКЗНМ

Формирование представлений о слоге как части слова, на которое оно делится.

Знать признаки согласных звуков. Уметь делить слова на слоги.

06.11.

27.

Деление слов на слоги для переноса

1

УКЗНМ

правила переноса слов

Знать признаки согласных звуков. Уметь обозначать согласные звуки на письме.

11.11.

Перенос слов при письме

4





28.

Правила переноса слов.

1

УКЗНМ

правила переноса слов

Знать признаки согласных звуков. Уметь правильно переносить слова.

12.11.

29.

Деление слов на слоги.

1

УКЗНМ

правила переноса слов

13.11.

30.

Упражнения в переносе слов

1

УКЗНМ

правила переноса слов

18.11.

31.

Перенос слов по слогам.

1

УВПУ

правила переноса слов

19.11.

Твёрдые и мягкие согласные

5





32.

Различие на слух и при письме твердых и мягких согласных

1

УВПУ

мягкие и твердые согласные

Знать признаки гласных и согласных звуков. Уметь правильно писать гласные после согласных.

20.11.

33.

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными буквами а, о, у

1

УВПУ

25.11.

34.

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными буквами е. и, ю.

1

УВПУ

26.11.

35.

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными буквами я,ы

1

УВПУ

Закреплять мягкие и твердые со- гласные

27.11.

36.

Определение твердых и мягких согласных в словах.

1

УВПУ

Формирование умения различать гласные звуки в словах

02.12.

Мягкий (ь) знак на конце и в середине слова

6





37.

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1

УВПУ

значение ь знака при обозначении мягкости согласных.

Знать способы обозначения мягкости согласных. Уметь на письме обозначать мягкость согласных.

03.12.

38.

Мягкий знак на конце слова.

1

УУЗН

Формирование знаний об обозначении на письме согласных звуков.

04.12.

39.

Контрольное списывание.

1

УУЗН

Повторение гигиенических требований при письме. Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

09.12.

40.

Правописание слов с мягкими согласными на конце слова.

1

УУЗН

Формирование знаний об обозначении на письме согласных звуков.

10.12.

41.

Правописание слов с мягкими согласными на конце слова

1

УУЗН

Формирование знаний об обозначении на письме согласных звуков.

11.12.

42.

Контрольное списывание.

1

УУЗН

Формирование знаний об обозначении на письме согласных звуков.

16.12.

Гласные после шипящих

6





43.

Шипящие согласные

1

УУЗН

Формирование навыков определения шипящих согласных звуков.

Знать согласных звуков. Уметь определить шипящие согласные звуки в слове или слоге.

17.12.

44.

Правописание сочетаний жи -ши.

1

УКЗНМ

написание сочетаний жи-ши

Знать признаки согласных звуков. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи- ши.

18.12.

45.

Правописание сочетаний ча -ща.

1

УКЗНМ

написание сочетаний ча -щ а.

Знать признаки согласных звуков. Уметь правильно писать слова с сочетаниями ча - щ а.

23.12.

46.

Правописание сочетаний чу -щу.

1

УКЗНМ

Отработка навыков написания сочетаний чу -щу.

Знать признаки согласных звуков. Уметь правильно писать слова с сочетаниями чу - щ у.

24.12.

47.

Контрольная работа.

1

УКЗНМ

Написание сочетаний жи -ши, ча - ща. чу -щу.

Знать правила посадки при письме Уметь правильно писать слова и предложения.

25.12.

48.

Работа над ошибками

1

УКЗНМ

Повторение изученного материала

Знать гигиенические правила при письме Уметь правильно писать слова и предложения.

13.01.

Парные звонкие и глухие согласные

8





49.

Различай Б- П, В-Ф

1

УКЗНМ

Умение различать звуки Б-П, В-Ф и обозначать их на письме..

Знать признаки согласных звуков. Уметь обозначать согласные звуки на письме..


14.01.

50.

Различай Г- К, Д-Т, 3-С.

1

УКЗНМ

Умение различать звуки Г-К„ Д- Т, 3- С и обозначать их на письме..

15.01.

51.

Сравнение слов с парными звонкими и глухими согласными

1

УКЗНМ

Умение различать парные звонкие и глухие согласные и обозначать их на письме..

20.01.

52.

Правила проверки написания слов с парными согласными на конце.

1

УКЗНМ

правила проверки

21.01.

53.

Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

1

УВПУ

Правила проверки парных согласных

22.01.

54.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

1

УВПУ

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова

27.01.

55.

Упражнения в написании слов с парными со- гласными

1

УВПУ

28.01.

56.

Закрепительные упражнения в написании слов с парными согласными

1

УВПУ

29.01.

Разделительный (ь) мягкий знак

6





57.

Понятие о разделительном ь.

1

УВПУ

Формирование умения соотносить произношение слова с его написанием. .

Знать и уметь правильно произносить и писать слова с разделительным (ь).

03.02.

58.

Сопоставление ь разделительного и ь показателя мягкости.

1

УУНЗ

04.02.

59.

Написание слов с раз- делительным мягким знаком

1

УУНЗ

Знать правила. Уметь сравнивать разделительный (ь) и (ь) - как показатель мягкости.

05.02.

60.

Дифференциация слов с мягким знаком для обо- значения мягкости со- гласных и слов с разделительным ь знаком.

1

УУНЗ

Уточнение знаний о разделительном (ь).

Знать отличия. Уметь дифференцировать слова с мягким знаком для обозначения мягкости со- гласных и слов с раздели- тельным ь знаком

10.02.

61.

Упражнения написания слов с разделительным (ь).

1

УУНЗ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Знать и уметь дифференцировать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных и слов с разделительным ь знаком


11.02.

62.

Закрепление знаний о разделительном (ь).

1

УУНЗ

Упражнения в написании слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласных и слов с раз- делительным ь знаком

12.02.

Слово. Названия предметов

10





63.

Названия предметов.

1

УУНЗ

Закреплять навыки определения сходных предметов и их названий.

Знать названия предметов. Уметь определять название предметов по вопросу.

17.02.

64.

Слова, отвечающие на вопросы КТО?

1

УУНЗ

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ К СЛОВАМ.

Знать названия предметов. Уметь определять название предметов по вопросу.

18.02.

65.

Названия частей пред- мета.

1

УКЗНМ

Формирование навыков выделения названия предметов.

Знать правила посадки при письме. Уметь ставить вопросы к словам..

19.02.

66.

Сходные предметы и их названия.

1

УКЗНМ

Умение определять сходные пред- меты и их названия.

Знать названия предметов. Уметь определять название предметов по вопросу.

25.02.

67.

Слова, отвечающие на вопросы ЧТО?

1

УКЗНМ

Формирование навыков выделения названия предметов.

Знать правила списывания с печатного текста. . Уметь сверять написанное по образцу..

26.02.

68.

Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО

1

УКЗНМ

Формирование навыков ставить вопросы к словам.

Знать названия предметов. Уметь определять название предметов по вопросу.

02.03.

69.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

УКЗНМ

Формировать умение составлять по сюжетной картинке рассказ.

Знать названия предметов. Уметь правильно писать предложения.

03.03.

70.

Большая буква в именах и фамилиях людей.

1

УКЗНМ

Формирование умения писать имена и фамилии людей с большой буквы.

Знать гигиенические правила при письме. Уметь писать имена и фамилии людей с большой буквы.

04.03.

71.

Большая буква в назва- ниях городов, деревень, в кличках животных

1

УКЗНМ

Формирование умения писать с большой буквы названия городов, деревень, в кличках животных

Знать гигиенические правила при письме. Уметь названия городов, деревень, кличек животных с большой буквы

10.03.

72.

Обобщение по теме.

1

УКЗНМ

Закрепление изученного материала

Знать названия предметов. Уметь ставить вопросы к словам.

11.03.

Название действий

6





73.

Действие и его название.

1

УКЗНМ

Формирование навыков выделения действия и его названия

Знать действие и его название. Уметь определять название действий по вопросу.

16.03.

74.

Названия действий, от- вечающих на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ?

1

УКЗНМ

Формирование навыков выделения действия и его названия

17.03.

75.

Названия действий, отвечающих на вопросы ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

1

УВПУ

Формирование навыков выделения действия и его названия

18.03.

76.

Названия предметов и названия действий.

1

УВПУ

Формирование навыков выделения действия и его названия

13.04.

77.

Контрольная работа.

1

УВПУ

Формирование навыков выделения действия и его названия, предметов.

Знать предмет, действие и его название. Уметь определять название предметов и действий по вопросу.

14.04.

78.

Обобщение по теме.

1

УВПУ

Формирование навыков выделения действия и его названия, предметов

Знать предмет, действие и его название.

Уметь определять название предметов и действий по вопросу

15.04.

Названия признаков

6ч.





79.

Названия признаков предметов.

1

УВПУ

Формировать навыков выделения признаков предметов.

Знать предмет и его признак. Уметь определять признак предмета по вопросам..

20.04.

80.

Выделение слов, обозначающих признаки предметов: цвет, форму, вкус, величину.

1

УВПУ

Формировать навыков выделения признаков предметов.

21.04.

81.

Слова, обозначающие признаки предмета (материал, черты характера)

1

УУНЗ

Формировать навыков выделения признаков предметов.

22.04.

82.

Сравнение предметов и узнавание их по признакам.

1

УУНЗ

Формирование умения выделять признаки предметов.

27.04.

83.

Составление рассказа по картинкам.

1

УУНЗ

Формирование умения выделять название, действие и признаки предметов.

Знать предмет, действие и его признак. Уметь определять признак предмета по вопросам..

28.04.

84.

Контрольное списывание.

1

УУНЗ

Формирование умения выделять название, действие и признаки предметов.

29.04.

Предлоги





85.

Предлог - как отдельное слово.

1

УУНЗ

Формирование навыков раздельного написания предлогов со словами

Знать правила написания предлогов со словами. Уметь писать предлоги со словами раздельно.

04.05.

86.

Употребление предлогов в предложении.

1

УКЗНМ

Формирование навыков раздельного написания предлогов со словами

05.05.

87.

Составление предложений с предлогами.

1

УКЗНМ

Формирование навыков раздельного написания предлогов со словами

06.05.

88.

Выделение предлогов в речи, в тексте

1

УКЗНМ

Формирование навыков раздельного написания предлогов со словами

11.05.

89.

Раздельное написание предлогов со словами.

1

УКЗНМ

Формирование навыков раздельного написания предлогов со словами

12.05.

90.

Употребление предлогов в речи.

1

УКЗНМ

Правило употребления предлогов

Знать правила написания предлогов со словами. Уметь писать предлоги со словами раздельно.

13.05.

Предложение

8ч.





91.

Предложение. Порядок слов в предложении. 1

1

УКЗНМ

Формирование умения выделять предложение и правильно оформлять его на письме.

Знать и уметь выделять предложения из речи и текста

18.05.

92.

Деление текста на предложения

1

УКЗНМ

Формирование умения выделять предложение и правильно оформлять его на письме.

Знать гигиенические правила при письме. Уметь выделять предложения из речи и текста

19.05.

93.

Составление предложений по предметной картинке

1

УКЗНМ

Развивать умение составлять предложения по предметной картинке.

Знать правила письма. Уметь правильно оформлять предложения на письме

20.05.

94.

Связь слов в предложении

1

УВПУ

-Смысл слова, связывать слова в предложении.,

Знать правила письма. Уметь правильно оформлять предложения на письме

25.05.

95.

Составление и запись предложений по вопросам.

1

УВПУ

Формирование умения выделять предложение и правильно оформлять его на письме.

26.05.

96.

Работа с деформированным текстом

1

УВПУ

Формирование умения выделять предложение и правильно оформлять его на письме.

Знать определение предложения. Уметь правильно писать предложения.

27.05.

97.

Установление порядка предложений в тексте.

1

УВПУ

Порядок предложения.

01.06

98.

Контрольная работа.

1

УУНЗ

Изученные орфограммы

02.06

Повторение за год

4ч.





99.

Мягкий знак (ь) на конце слова.

1

УУНЗ

Формирование знаний об обозначении на письме согласных звуков.

Знать способы обозначения мягкости согласных. Уметь на письме обозначать мягкость согласных.

03.06.

100.

Названия предметов.

1

УУНЗ

Формирование навыков выделения названия предметов.

Знать названия предметов. Уметь определять название предметов по вопросу.


101.

Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных.

1

УКЗНМ

Формировать умение писать с большой буквы имена, фамилию людей, клички животных

Знать признаки гласных Уметь писать большую букву в именах. Фамилиях людей. В кличках животных.


102.

Обобщающий урок.

1

УВПУ

Закрепление изученного материала









СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Всестороння и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагоговпсихологов, социальных педагогов, врача-психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах:

4 баллов — нет фиксируемой динамики;

5 балл — минимальная динамика;

6 балла — удовлетворительная динамика;

7 балла — значительная динамика.

Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медикопедагогический консилиум.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика»и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.

-«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает, а дополняет возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.

Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по русскому языку, учебным четвертям. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля определены в тематическом планировании программы.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета


3.4 СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Учебник: Э.В .Якубовская, А.К. Аксёнова «Русский язык», 3-а класс. Москва «Просвещение» 2016г.

• Пособие для учителя «Методические рекомендации по работе с учебником «Букварик» для подготовительного класса специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида» автора Т.Л.Лещинской. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва, гуманитарный центр «Владос». 2012 год.

• Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для подготовительного класса специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой. Москва, «Просвещение», 2012 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дополнительная литература для учителя:

Учебно-наглядное пособие «Ступеньки к грамоте» (Пропедевтика обучения чтению и письму) авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 4-х альбомах, альбом № I с Приложением «Методическое руководство». Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, Москва. «Просвещение», 2010 год.

MULTIMEDIA - поддержка предмета:

• Сборник компьютерных игр «Несерьёзные уроки», обучающих навыкам чтения и счёта «Учим буквы и цифры».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!