Приложение к образовательной программе
основного общего образования 5-8 классы
на 2020/2021 учебный год
Приказ № от 31.08.2019г.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
(Тюменская область)
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покурская общеобразовательная средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по шахматам
для 10 класса
на 2020/2021 учебный год
Составитель: Бахарева З.Л.,
Учитель начальных классов
1 Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 №1/15) , в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года № 1897»); Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.05.2017г. №845 «О реализации шахматного образования в ХМАО-Югра»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.06.2017 № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования ( от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширение вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»»;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Покурской ОСШ. Рабочая программа составлена на основании примерной программы по шахматам к учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебника Е.А. Прудникова Е.И.Волкова Шахматы в школе Пятый год обучения. «Просвещение» Москва 2018г. Курс предполагает 17,5 учебных часа в год.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
3 Содержание учебной программы
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
В основу программы заложен индивидуальный подход. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения, благодаря чему выстраиваются доверительные отношения между тренером и его воспитанниками.
Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут.
Занятие не урок, а творческое общение. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста, партий сыгранных его товарищами, анализа игры великих шахматистов.
Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь практического совершенствования.
На уровне аналитической работы происходит:
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
• понимание того, что нужно сейчас усвоить ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же, но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:
• точные - теоретические;
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
• фрагменты из партий - различное игровое содержание;
• этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
• оперативной памяти;
• оперативного мышления;
• функции внимания;
• восприятия;
• оценочной функции.
4.Календарно тематическое планирование
10 класс
(5-й год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
План | факт |
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам. | 1 | | |
2 | Матование одинокого короля разными фигурами. | 1 | | |
3 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «Сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры». | 1 | | |
4 | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» | 1 | | |
5 | Тактический приём «завлечение», «отвлечение» | 1 | | |
6 | Тактический приём «уничтожение защиты»,«спёртый мат» | 1 | | |
7 | Сочетание тактических приёмов. Борьба за инициативу | 1 | | |
8 | Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля | 1 | | |
9 | Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля | 1 | | |
10 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | 1 | | |
11 | Основы пешечного эндшпеля: проходная пешка, правило квадрата | 1 | | |
12 | Основы пешечного эндшпеля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | 1 | | |
13 | Основы пешечного эндшпеля: оппозиция и ключевые поля | 1 | | |
14 | Основы пешечного эндшпеля: король с пешкой против короля с пешкой | 1 | | |
15 | Основы пешечного эндшпеля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | 1 | | |
16 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | 1 | | |
17 | Шахматный турнир | 1,5 | | |
| Итого | 17.5 | | |