СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Шахматы" 10 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Шахматы" 10 класс»

Приложение к образовательной программе

основного общего образования 5-8 классы

на 2020/2021 учебный год

Приказ № от 31.08.2019г.


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская общеобразовательная средняя школа»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по шахматам

для 10 класса

на 2020/2021 учебный год
















Составитель: Бахарева З.Л.,

Учитель начальных классов
















1 Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 №1/15) , в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010года № 1897»); Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.05.2017г. №845 «О реализации шахматного образования в ХМАО-Югра»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.06.2017 № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования ( от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширение вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»»;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Покурской ОСШ. Рабочая программа составлена на основании примерной программы по шахматам к учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебника Е.А. Прудникова Е.И.Волкова Шахматы в школе Пятый год обучения. «Просвещение» Москва 2018г. Курс предполагает 17,5 учебных часа в год.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

3 Содержание учебной программы

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

- структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между  его темами;

- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника. 
В основу программы заложен индивидуальный подход. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения, благодаря чему выстраиваются доверительные отношения между тренером и его воспитанниками.

Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут. 

Занятие не урок, а творческое общение. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста, партий сыгранных его товарищами, анализа игры великих шахматистов.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь практического совершенствования.

На уровне аналитической работы происходит: 
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; 
• понимание того, что нужно сейчас усвоить ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же, но по-разному.  Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. Метод упражнения.  Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: 
• точные - теоретические; 

• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; 

• фрагменты из партий - различное игровое содержание;

• этюды - аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: 

• оперативной памяти; 

• оперативного мышления; 

• функции внимания; 

• восприятия; 

• оценочной функции. 


4.Календарно тематическое планирование

10 класс

(5-й год обучения)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

факт

1

Из истории возникновения соревнований по шахматам.

1



2

Матование одинокого короля разными фигурами.

1



3

Тактические комбинации и приёмы «связка», «Сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры».

1



4

Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах»

1



5

Тактический приём «завлечение», «отвлечение»

1



6

Тактический приём «уничтожение защиты»,«спёртый мат»

1



7

Сочетание тактических приёмов. Борьба за инициативу

1



8

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

1



9

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

1



10

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

1



11

Основы пешечного эндшпеля: проходная пешка, правило квадрата

1



12

Основы пешечного эндшпеля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

1



13

Основы пешечного эндшпеля: оппозиция и ключевые поля

1



14

Основы пешечного эндшпеля: король с пешкой против короля с пешкой

1



15

Основы пешечного эндшпеля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

1



16

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

1



17

Шахматный турнир

1,5




Итого

17.5











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!