СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (СИПР) 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (СИПР) 1 класс для детей с выраженным недоразвитием интеллекта (имбецильность) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (СИПР) 1 класс»






Содержание.

Нормативно-правовая база для составления специальной индивидуальной программы развития.

1. Индивидуальные сведения о ребёнке.

2. Психолого-педагогическая характеристика.

3. Индивидуальный учебный план.

4. Расписание индивидуальных занятий.

5. Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3. Нравственное воспитание.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7. Программа сотрудничества с семьей.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

10. Шкала возможного результата личностного развития












Нормативно-правовая база для составления специальной индивидуальной программы развития

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) МОАУ СОШ № 3 г. Шимановска в организации образовательного процесса для Пономарева Арсения, обучающегося по адаптированным основным общеобразовательным программам с нарушением интеллекта составлена в соответствии с нормативными документами

Федерального уровня:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятым Государственной Думой 21.12.2012 г., одобренным Советом Федерации 26.12.2012 г. (с изменениями);

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;

Регионального уровня:

  • Законом Амурской области от 28.11.2006 № 246-ОЗ «О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области»;

  • Приказом Минобрнауки Амурской области от27.07.2016 г. № 1037«Об утверждении «дорожной карты» по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Амурской области»;

Муниципального уровня:

  • Приказом Управления образования администрации г. Шимановска от 08.09.2016 г. № 287 «Об организации эксперимента по введению федерального государствен­ного образовательного стандарта НОО обучающихся с ОВЗ».

Школьного уровня:

  • Уставом МОАУ СОШ № 3;

  • Приказом МОАУ СОШ № 3 от 08.09.2016 г. № 66 «Об организации эксперимента по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и утверждении «дорожной карты»;

  • Основной образовательной программой МОАУ СОШ № 3.

  • Положением об организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, утверждённым приказом МОАУ СОШ № 3 г. Шимановска от 31.08.2016 г. № 60;

  • Учебным планом на 2018/19 учебный год МОАУ СОШ № 3, утверждённым приказом МОАУ СОШ № 3 г. Шимановска от 30.08.2018 за №57


  1. Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Пономарев Арсений

Возраст ребенка:

Место жительства: г.Шимановск, ул. Первомайская 5 кв 76

Мать:

Отец:

Год обучения в МОАУ СОШ №3: 1

Ступень обучения:1

Группа (особые потребности): 2

  1. Психолого-педагогическая характеристика

Арсений до школы посещал детский сад. Семья не полная. Мальчик проживет с бабушкой и дедушкой. Папа с ребенком не проживает, но оказывает помощь в воспитании ребенка. Мама умерла. Семья проживает в многоквартирном доме в благоустроенной квартире. Семья благополучная, атмосфера в семье благоприятная. Бабушка заботливо и доброжелательно относится к внуку, заинтересована в успешном развитии ребенка.

Арсений не владеет сведениями о себе. Не сразу реагирует на своё имя, различает членов своей семьи. Понимает обращённую речь ограниченно (ситуативно). Уровень актуального развития очень низкий.

Работоспособность низкая, утомляемость высокая.

Мальчик самостоятельно передвигается, хорошо развиты хватательные функции рук. Карандаш, ручку не держит. Ведущая рука не определена.

Характерно полное отсутствие словесных средств общения, только некоторые звуковые комплексы. Воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений. Спокойно реагирует на воду, акварельную краску, сыпучие, твердые и вязкие предметы.

Особенности внимания: кратковременное, неустойчивое, не может концентрировать взгляд на предмете дольше нескольких секунд.

Особенности памяти: не развита.

Особенности мышления: не развито, не может переносить полученные знания в новые условия.

Эмоциональное состояние не устойчивое. Учебное поведение не сформировано. Навыки самообслуживания не сформированы. Требуется постоянный контроль и постоянная помощь.

Заключение ПМПК: обучение по адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Взаимоотношения со сверстниками: со сверстникам не контактирует, т.к. находится на домашнем обучении.

Взаимоотношения с педагогом: от общения не отказывается, вступает в тактильный контакт. Инструкции взрослого понимает плохо.

Особенности социальных контактов: низкая познавательная активность, полное отсутствие речи.

Трудности в освоении норм поведения: усвоены недостаточно.

Трудности в обучении: на индивидуальных занятиях работает активно.

Особенности различных видов деятельности:

Игровая деятельность: выполняет простые игровые действия с предметами, но нет усидчивости, игрушками манипулирует, разбрасывает. Не прослеживается положительная динамика в дидактических и подвижных играх.

Продуктивные виды деятельности: навыки и умения не соответствуют возрасту. Во всех видах деятельности требуется помощь и постоянный контроль взрослых.

Навыки самообслуживания: все за ребенка делает бабушка.

Хозяйственно-бытовой труд: участие не принимает.


Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация
2.Сенсорное развитие

3. Математические представления

4. Изобразительная деятельность (аппликация, рисование, лепка).



  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Пономарева Арсения (1класс),

обучающегося по адаптированным основным общеобразовательным

программам с нарушением интеллекта (обучение на дому, 33 учебных недели)

(ФГОС с ОВЗ, 2 вариант)


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в нед.

I.Обязательная часть


1. Речь и альтернативная коммуникация

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

3 (99)

2.Изобразительная деятельность

2.1.Рисование, лепка, аппликация

2(66)

3.Математические представления

3.1. Математические представления

2(66)

Коррекционные курсы

4.1. Сенсорное развитие

1(33)

Итого

8 (264)

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

8 (264)

Всего к финансированию

8 (264)

  1. Расписание индивидуальных занятий.

День недели

Время проведения

Предмет

Форма (очная, дистанционная)

Учитель ФИО

Понедельник

11.10-11.40

Речь и альтернативная коммуникация

очная

Ковалюк Лариса Викторовна

11.50-12.20

Математические представления

12.30-13.00

Изобразительная деятельность

Вторник

10.10-10.40

Речь и альтернативная коммуникация

очная

Ковалюк Лариса Викторовна

10.50-11.20

Сенсорное развитие

Пятница

10.10-10.40

Речь и алтернативная коммуникация

очная

Ковалюк Лариса Викторовна

10.50-11.20

Математические представления


Изобразительная деятельность







5. Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

    1. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени;

          • От начала до конца;

          • С заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

  1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

  2. Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.

  3. Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

  4. Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность.

  5. Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.


Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков-занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками.


Виды деятельности обучающегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ);

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- штриховка с помощью учителя;

- предметно-практическая деятельность: складывание, перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов.


Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладеет полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигнет максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, освоит необходимые формы социального поведения, окажется способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.


Рабочие программы по учебным предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Изобразительная деятельность», «Сенсорное развитиетие», «Математические представления» разработаны на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой, федеральным государственным образовательным стандартом НОО, основной образовательной программой НОО МОАУ СОШ № 3, школьным Положением о структуре, п орядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей), учебным планом МОАУ СОШ № 3.



Развитие речи и коммуникация.

Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа составлена и индивидуализирована для обучающегося Пономарева Арсения, с учётом сложности структуры дефекта мальчика. Обучаемого необходимо научить понимать обращенную к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае, учителя.

Программой определены следующие цели и задачи курса:

Цель: формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации.

Задачи:

  • организовать речевую среду;

  • пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку;

  • сформировать предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;

  • научить понимать соотносящиеся указательные жесты;

  • развивать коммуникативную функцию речи учащегося, удовлетворяя его коммуникативную потребность;

  • создавать условия для пробуждения речевой активности и использования усвоенного речевого материала.





Содержание и структура программы.

Программой предусмотрен курс "Развитие речи и коммуникация" в объёме 99 часов в год, 3 ч в неделю.

Содержание рабочей программы по курсу "Развитие речи и коммуникация"



№ п/п

Учебно-методическое планирование

Сроки

Составляющие качества образования

Педагогические условия и средства реализации

Коррекционная работа

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Целостно-ориентационная

1.

Развитие общих речевых навыков.

сентябрь-октябрь

Развитие кинетической основы движений пальцев рук: "Мячики-ежики", "Волшебник карандаш", "Собери пирамидку", "Мастерим бусы"; развитие мимической мускулатуры по подражанию.

Уметь выполнять движения по подражанию: зажмурить глаза, надуть щеки, втянуть щеки, нахмурить брови. Уметь собирать пирамидку, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять пальчиковую гимнастику.

Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку.

Пирамидка, шнурок и бусинки, мячик-массажер, цветные карандаши.

Развитие мелкой моторики рук. Развитие мимической мускулатуры.

2.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.

октябрь-декабрь

"Время года-осень" -знакомство с основными признаками. Учить упражнениям, имитирующим природные явления "Солнышко и дождик". Чтение сказки "Заюшкина избушка". Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений: "Пальчики здороваются", "Замок". Экскурсия на кухню: знакомство с продуктами питания. "Время года –зима" - знакомство с основными признаками; рассматривание сюжетных картинок "Зимние забавы", "Зима".

Знать основные признаки осени. Выполнять упражнения на развитие мимической мускулатуры: хмуриться, улыбаться. Выполнять упражнения на развитие моторики рук: "Пальчики здороваются, "Замок". Знать названия и качества основных продуктов питания. Знать основные признаки зимы и уметь работать с сюжетными картинками по теме.

Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку, развивать способность к коллективной деятельности (в игре).

Иллюстрации по теме, демонстрацион-ный материал: фигурки овощей и фруктов.

Развитие мелкой моторики рук, развитие кинетической основы движений пальцев рук; мышления при работе с карточками.

3.

Развитие общих речевых навыков.

январь-февраль

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений: "Бегут пальчики по дорожке", "Лодочка". Игровые упражнения для совершенствования движений мимической мускулатуры перед зеркалом и по образцу: "Домашние животные".

Выполнять упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений. Совершенствовать движения мимической мускулатурой: звукоподражание, имитация движений по теме "Домашние животные".

Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку, развивать способность к коллективной деятельности (в игре).

Иллюстрации по теме, зеркало, демонстрационный материал: фигурки домашних животных.

Развитие мелкой моторики рук, развитие кинетической основы движений пальцев рук; мышления при работе с карточками. Развитие мимической мускулатуры.

4.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.

февраль-май

Прослушивание сказки "Теремок" -упражнения на развитие слухового восприятия. Чтение произведения К.Чуковского "Айболит" - игра с предметами-заменителями "У куклы заболели зубы". Игровые упражнения для совершенствования движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.

"Время года – весна"-основные признаки и наблюдения в природе: работа с парными картинками "Что изменилось?". "Время года – лето" - упражнения на определение характерного цвета лета.

Знать содержание сказки "Теремок", произведения "Айболит", соотносить реальные предметы с картинками (в ходе игр). Совершенствовать движения мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, нахмурить брови). Знать основные признаки весны и лета. "Что изменилось?" -выполнять действия по простым речевым инструкциям.

Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку, развивать способность к коллективной деятельности (в игре).

Сказка "Теремок", произведение К.Чуковского "Айболит", детский набор " Больница", кукла, иллюстрации по теме.

Развитие слухового восприятия, развитие мимической мускулатуры.

Планируемые результаты изучения курса

"Развитие речи и коммуникация".

Обучающийся научится:

  • пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, мимика), вербальными (звукоподражание);

  • узнавать и сравнивать предметы по его частям, показывать их;

  • обобщать названия изученных групп предметов;

  • соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;

  • слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • произносить (реагировать) на своё имя, фамилию, возраст;

  • называть (показывать) расположение частей тела, лица;

  • узнавать профессии людей (учитель, врач) - по картинкам, описанию;

  • работать с серией сюжетных картинок.



Развитие жизненной компетенции:

  • развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающегосяся;

  • овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

  • освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.

Математика

Пояснительная записка

Процесс обучения математики неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости.

Адаптированная рабочая программа составлена и индивидуализирована для обучающегосяся Пономарева Арсения.

Содержание учебного материала простое и понятное, взятое из ближайшего окружения и непосредственной ежедневной детской деятельности. На уроках используются разнообразное количество дидактических материалов: цифровые кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счётный раздаточный материал.

Цель – формирование пространственных и временных представлений, умение сравнивать предметы по разным признакам (длине, ширине, количеству, цвету) на наглядной основе.

Задачи:

 развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления;

 обогащение речи учащейся специфическими математическими терминами (больше, меньше, поровну, длинный, короткий высокий, низки й и т.д.);

 коррекция недостатков внимания, памяти, моторики.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на следующих уроках.

Характеристика учебной программы.

Данная программа представляет собой вариант программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью (для обучающихся специальных классов коррекционных школ VIII вида).

Программа рассчитана на 66 ч в год, 2 ч в неделю.

Материал по освоению программы составлен по разделам:

1. Конструирование;

2. Представление о форме;

3. Представление о величине;

4. Представление о форме;

5. Количественное представление.



Требования к результатам освоения учащейся учебного материала предмета "Математика".

Обучающающийся должен уметь:

 выделять 1 и много предметов из группы;

 соотносить количество 1 с количеством пальцев;

 сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;

 различать предметы по цвету, форме, величине;

 соотносить части суток с режимными моментами;

 выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две-три формы (кубик, "кирпичик", "крыша");

 складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;

 складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали;

 чертить прямую, волнистую линию по подражанию;

 понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;

 сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.



Обучающающийсяся должен знать:

 количественные понятия: один, много, поровну;

 цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;

 величину: большой – маленький.

Содержание рабочей программы по курсу "Математика"



1. Конструирование сентябрь

"Дорожка короткая и длинная";"Плывет кораблик по волнам";"Дом с забором", "Осенние листья". Выкладывание прямых линий из счетных палочек по подражанию; выкладывание из шнурков извилистых линий; игры с конструктивным материалом; упражнения с предметными разрезными картинками. Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.

2. Представление о форме октябрь-ноябрь

Рисование на манке – круги, квадрат; выбор круглых предметов из множества других; рисование линий на манке, бумаге, выкладывание с помощью ниток, шнуров – прямой и извилистой линий. Тактильные и визуальные упражнения с методическим материалом. Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. Манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.



3.

Представление о величине ноябрь-декабрь

"Большие-маленькие пирамидки"; "Большой-маленький кубик"; "Больши е и маленькие матрешки"; квадрат большой-маленький; дорожка длинная-короткая; большой-мальнький мяч. Дидактические упражнения, направленные на представления о величине; обводка по опорным точкам; обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины. Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями. Разные по величине матрешки и пирамидки, кубики, шарики; трафареты. Развитие мышления, мелкой моторики рук.

4. Конструирование январь-февраль

"Ёлочка"; "Широкая и узкая дорожка"; "Гирлянда"; "Укрась ёлку"; "Домик для собачки"; "Собери картинку"; "Дорожка длинная-короткая". Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками, манкой; игры со строительным материалом; упражнения на складывание разрезных картинок из 2 частей; рисование по клеткам. Учить различать предметы по форме и величине; осуществлять контроль над своими действиями; развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. Счетные палочки, цветные шнурки, кубики, кирпичики, пазлы из 2 частей, манка, черные листы бумаги, разрезные картинки, шнурки, нитки. Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучим материалом.

5. Количественные представления март-апрель

Учить действиям с непрерывными множествами: один, много; много, мало, пусто. Развивать пространственно-величинные представления о предметах. Учить соотносить пальцы рук с количеством предметов. Уметь выделять много и один предмет из группы; соотносить количество предметов с количеством пальцев "Собери кубики в машинку", "Шарики в коробку". Осуществлять контроль над своими действиями, развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости. Крупа и набор баночек (для пересыпания), кубики, машинка, коробка с шариками, геометрический материал. Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук, при работе с сыпучими материалами.

6. Представления о форме май

Учить моделированию из геометрических фигур: из маленьких квадратов – один большой, из частей круга – круг. Учить рисованию на песке, манке, бумаге и выкладыванию из шнурков и ниток, прямых и извилистых линий. Уметь составлять из частей целое (моделирование из геометрических фигур), уметь рисовать на песке, манке и бумаге линии (прямые и извилистые). Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. Разрезной геометрический материал, цветные шнурки, нитки. Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук.

7. Представления о величине май

Учить обводить и штриховать предметы разной величины: большой-маленький мяч, большая-маленькая Матрёшка. Уметь различать предметы по величине. Развитие личных качеств обучаемой: терпеливости, настойчивости, учить осуществлять контроль над своими действиями. Демонстрационный материал: мячи разные по величине, набор Матрешек. Развитие зрительной памяти, мышления и мелкой моторики рук.

Планируемые результаты по предмету "Математика"

Учащащийся научится:

 выделять 1 и много предметов из группы;

 соотносить количество 1 с количеством пальцев;

 выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две-три формы (кубик, "кирпичик", "крыша");

 складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и показу;

 складывать разрезные картинки из двух-трёх частей, разрез по вертикали и горизонтали;

 чертить прямую, волнистую линию по подражанию;

 понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота.



Обучающийся получит возможность научиться:

 сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение), обозначая словами: "больше", "меньше", "поровну";

 соотносить части суток с режимными моментами;

 складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу.

Развитие жизненной компетенции:

 развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и себя;

 понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, ближайшего окружения обучающейся;

 овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

 освоение своего социального окружения и освоение системы ценностей и социальных ролей.









4. Изобразительная деятельность

(лепка, аппликация, рисование).

Пояснительная записка

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.


Занятия проводятся 2раз в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут.

Продолжительность образовательного процесса – 66 часов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Проблема развития способностей, приобретая в настоящее время особую актуальность. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными способностями в общем цикле развития человека. Особое место среди способностей занимают психические «новообразования», не строго специализированные, а имеющие универсальный характер, что выражается в их влиянии на развитие многих сторон психической жизни и деятельности человека. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом. К числу таких способностей относятся подражательная, коммуникативная, двигательная, языковая, символическая, способность к творческому воображению и др.

Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций детей с отклонениями в умственном развитии выявляют не сформированность ВПФ, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционно-развивающей работы, прямонаправленная на последовательное формирование способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища. Программа «Изобразительная деятельность» может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школ VIII вида к самостоятельной жизни.

На занятиях по аппликации, лепке, рисованию ребенок имеет возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела -подпрограммы: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамки, участвуя в выставках, творческих показах, помогая оформлять классную комнату своими поделками. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.

Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.



ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Характеристика программы

Содержание программы позволяет ознакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Способствует формированию самостоятельного творческого опыта, воспитывает у учащихся художественный вкус, любовь к родному краю, ее истории, формирует у школьников способности осознавать, чувствовать и воспринимать красоту окружающего мира, природы, произведений искусства, воспитывает художественный вкус, развивает воображение, фантазию, побуждает творческую активность.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.

В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению. Постепенно увлечение становится любимым занятием и в свободное время, т.е. формируется правильное социальное поведение. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.

Программа позволяет развивать художественные способности, индивидуальные творческие возможности, накапливать опыт в восприятии художественных работ, развивать полученные знания, умения и навыки, учиться понимать органическую целостность народной культуры.


ЛИЧНОСТНЫЕ, И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

обеспечение целостности развития личности обучающегося. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Подготовительный

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.


Характеристика базовых учебных действий

Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Требования устанавливаются к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения АООП могут включать:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;


Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик)

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;


Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

  • ориентироваться в пространстве комнаты

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать;

  • писать;

  • выполнять арифметические действия;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)


Предметные результаты освоения АООП

  • освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

  • способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

  • готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со взрослыми.


Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

 Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

 Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

 Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

 Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

 Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

 Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

 Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

 Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.


Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для Данила.

Минимальный уровень является обязательным для обучающегося с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием АООП образования для обучающегося с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:


1. Формирование учебного поведения:

 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

 умение выполнять инструкции педагога;

 использование по назначению учебных материалов;

 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

 в течение определенного периода времени,

 от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.


 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА;

Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин (зернистый, восковой, моделин, обычный), тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, обмакивание ворса кисти в краску, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания. цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек.



Календарно-тематическое планирование по курсу

изобразительная деятельность


п/п

Название раздела, темы

Дата

Цель. Задачи

Лепка 25 часов



1-4

« Гусеница»


Учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

5-7

Лепка бублики, баранки


Развивать воображение и творчество. Учить плести из пластилина. Учить катать шарик и расплющивать его. Развивать тактильные ощущения.

Закреплять прием раскатывания прямыми движениями ладоней. Учить по – разному свертывать получившуюся колбаску. Соединять концы.

8-12

Овощи


Закрепление умения лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливать его ладошками.

13-14

«Маленькие лепешки большие блинчики».


Продолжать учить отщипывать комочки пластилина, от большого куска; раскатывать комочки круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Учить украшать вылепленные поделки с помощью палочки.

15

Знакомство с глиной

Лепим по контуру колбасками


Дать представление о том, что глина мягкая, что из неё можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.

16-18

Лепка «Палочки (Конфетки)


Учить отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

19-22

Лепка шары большие и маленькие, разной формы


Закрепить умение раскатывать пластилин прямыми движениями и кругообразными. Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения.

23-25

Лепка «Колобок»


Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилина между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить палочкой рисовать на вылепленном изделии некоторые детали.

Аппликация 19 часов


1-8

Аппликация из кругов – весёлая гусеница


Корректировать недостатки познавательной деятельности обучающихся путем воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;

9-14

Аппликация из бумажных комочков – «Снег идёт».


Развивать интереса к изобразительной деятельности;

Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;

15-19

Аппликация из бумажных комочков «снеговик»


Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;

Использование различных изобразительных технологий;




Рисование 22часа

Развивать навыки рисования песком.

1-4

Знакомство с красками.

Рисование домиков.


Развивать желание рисовать.

Продолжать знакомить с изобразительным искусством (правилами работы с  красками);

Формировать интерес к занятиям;

Воспитывать бережное отношение к материалам.

5-10

Разноцветные мячики (большие и маленькие)


Учить срисовывать с доски. Учить дополнять свои работы подходящим фоном. Закреплять умение узнавать размер (большой – маленький).

Воспитывать терпение при создании своих шедевров.

11-22

Рисование пальчиками




Сенсорное развитие (1 ч. в неделю)

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» составлен на основе: - ФГОС НОО для детей с ОВЗ;

-Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева. Особое значение на ранних этапах развития ребенка с умеренной умственной отсталостью приобретает развитие процесса восприятия, формирование процессов зрения, слуха, осязания. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования внутри определенного анализатора и межанализаторных связей. Начальной ступенью развития ребенка с умеренной умственной отсталостью служит чувственное познание, которое играет огромную роль в его психологическом и социальном развитии. Очень важно организовать вовремя и правильно систему коррекционной работы. Направленный на коррекционные цели комплекс сенсомоторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, интеллектуальное развитие ребенка. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. У ребенка с нарушением интеллектуального развития сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Такой ребенок наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи программы: -коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у ребенка восприятия цвета, формы, величины; -развитие слухового восприятия; -исправление недостатков моторики; -коррекция зрительно-моторной координации; -формирование целенаправленности движений и действий.

Содержание программы

Программа коррекционного курса включает: Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Игры «День и ночь», «Волшебный лес». Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Игра «Что перепутал художник?» Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Зрительная гимнастика. Игры «Найди отличия», «Найди тень белки». Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий). Игра «В стране фигурок». Человечки. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Игры «День и ночь», «Волшебный лес». Восприятие пространства Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Игра «Спрячь мышку» Восприятие времени Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Ожидаемые личностные результаты -целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Возможные результаты Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела.



5.3. Нравственное воспитание

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с ТМНР в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

  • Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

  • Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

  • Отношение к себе и к другим, как к самоценности.

Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Делая выбор, он учится принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить – тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники.


Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.


Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.


Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, досуге.


Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.



  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель – логопед, педагог – психолог.


  1. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и на занятиях;

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия:

Психологическая поддержка семьи, тренинги

  • Психокоррекционные занятия.

  • Индивидуальные консультации родителей со специалистами.

  • Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

  • Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка.

  • Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

  • Консультирование.

  • Ведение дневника наблюдений (краткие записи).

  • Личные беседы.

  • Поощрение активных родителей.


Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей);

  • индивидуальные консультации родителей по темам:

«Организация свободного времени дома », «Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР».


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие родителей в разработке СИПР;

  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы


Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • личные беседы;

  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

  • присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов.



  1. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

  • Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.


  • Формирование доступных представлений об окружающем социальном мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

  • Математические представления происходят с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов.

  • По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.

Информационно-методическое обеспечение.

  • Информационно-методическое обеспечение образования обучающегося с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечения условий его осуществления.


  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.


Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).



2.Активное участие.

Действие выполняется ребёнком:


- со значительной помощью взрослого


- с частичной помощью взрослого


- по последовательной инструкции (изображения или вербально)


- по подражанию или по образцу


- полностью самостоятельно



3.Сформированность представлений

1. Представление отсутствует


2. Не выявить наличие представлений


3. Представление на уровне:


- использования по прямой подсказке


- использование с косвенной подсказкой (изображение)


- самостоятельное использование








10. Шкала возможного результата личностного развития


0 - действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет);

1 – действие выполняется совместно с педагогом с частичной физической помощью;

2 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого;

3 – действие выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 – действие выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной);

5 – выполняет действие самостоятельно







Учитель:

_________________

/_____________




Родители:

_________________

/___________





Учитель – логопед _________________ /____________

Педагог – психолог _________________ /_____________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!