СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Театральное искусство"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Театральное искусство» имеет художественную направленность и ориентирована на развитие творческих способностей и эстетической культуры детей, художественных способностей и склонностей, предусматривает возможность творческого самовыражения и импровизации через изучение основ театрального искусства, постижение азов актёрского исполнительского мастерства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Театральное искусство» имеет художественную направленность и ориентирована на развитие творческих способностей и эстетической культуры детей, художественных способностей и склонностей, предусматривает возможность творческого самовыражения и импровизации через изучение основ театрального искусства, постижение азов актёрского исполнительского мастерства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Театральное искусство"»
















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Театральное искусство» Художественная направленность Возраст обучающихся: 7 – 11 лет

Срок реализации: 1 год



Автор–составитель: Пиманенко Анна

Викторовна










Екатеринбург 2020

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Театральное искусство» имеет художественную направленность и ориентирована на развитие творческих способностей и эстетической культуры детей, художественных способностей и склонностей, предусматривает возможность творческого самовыражения и импровизации через изучение основ театрального искусства, постижение азов актёрского исполнительского мастерства.

Новизна программы

Новизна программы «Театральное искусство» состоит в системном, комплексном подходе к театральному образованию учащихся через использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного похода, применения игровых и здоровье сберегающих технологий, информационных технологий.

Актуальность программы

В настоящее время занятия театральным творчеством не потеряли своей актуальности. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: формированию и развитию творческих способностей дошкольников, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что обучение театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания детей через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, любящего свое Отечество.

Реализация программы направлена, в том числе, на формирование и развитие творческих способностей детей, и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.

Педагогическая целесообразность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Театральное искусство» педагогически целесообразна, так как направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в ребёнке, на выражение его личного «Я» и помогает решить следующие проблемы:

  1. занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей;

  2. обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и духовного здоровья;

  3. знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников, представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление, приобщают учащихся к музыке, литературе, изобразительному искусству;

  4. театр помогает социальной и психологической адаптации школьников, их личностному росту.

Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик учащегося на всю жизнь.

Цели и задачи

Цель программы: создание условий для личностного развития обучающихся, формирования творческих способностей, удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, выявления и поддержки талантливых детей средствами театрального искусства.

Задачи программы

обучающие:

-познакомить с историей театрального искусства;

-помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности;

воспитательные:

-приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству;

-воспитать эстетический вкус;

-сформировать у учащихся нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности;

-сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе;

развивающие:

-развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление;

-развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику;

-развить творческие и организаторские способности;

-активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Отличительные особенности

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Данная дополнительная общеобразовательная программа даёт возможность каждому учащемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение. Объем вариативных форм освоения программы в содержании, которое предполагает творческие задания, помогает каждому учащемуся идти в образовательной деятельности по собственной траектории. Именно это позволит ему быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности. Вариативность программы направлена на развитие эмоционально- эстетических, сенсорных, познавательных способностей, обеспечивающих более глубокое освоение разных видов искусства, на формирование общей и художественной культуры. Программа предполагает демонстрацию освоенных знаний театрального искусства в творческих продуктах (концертных выступлениях, театральных постановках) детской деятельности.

Категория и возраст детей.

Программа рассчитана на возраст детей 7 11 лет. Набор детей в группы осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных умений. Главным условием является желание ребёнка заниматься театральной деятельностью. При комплектовании детей учитывается возраст, при этом в группу могут войти дети разного опыта сценической деятельности.

Уровни сложности

Программа реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, основана на реализации общедоступных и универсальных форм организации материала, что обеспечивает минимальную сложность содержания и соответствует

«стартовому уровню» сложности, который предполагает первоначальное знакомство с театральным искусством, приобретение первоначального актёрского опыта, формирование интереса к сценической деятельности.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральное искусство» - 1 год.

Количество обучающихся в группе – 15 человек. Режим занятий

Занятия проходят 3 раза в неделю.

Продолжительность занятий – 2 академических часа по 40 мин с обязательным перерывом 10 мин.

Форма обучения – очная.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Количество часов в неделю: 6 академических часов Учебных недель: 36

№ п.п.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3


3

Игра, этюдные





показы.





Конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза).

Творческое

2

Основы театральной культуры

15

4

11

3

Техника и культура

Речи

44

4

40

4

Ритмопластика

27

2

25

задание.

5

Актёрское

51

3

48

Викторины.


мастерство




Игровые

программы. Спектакль

6

Работа над пьесой и

спектаклем.

60

6

54

7

Итоговое занятие

4


4


8.

Умные каникулы.

12


12



ИТОГО

216

19

197


Содержание
  1. Вводное занятие.

Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. График занятий и репетиций. Этюдные показы «Летние наблюдения».


  1. Основы театральной культуры.

    1. Виды театрального искусства.

Теория. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности и история развития. Эстрада. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира. Лучшие театральные постановки. Просмотр записей спектаклей.

Практика. Проектная работа-презентация «Музыкальный театр»,

«Кукольный театр» (по группам, индивидуально).


    1. Театральное закулисье.

Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.

Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».


    1. Театр и зритель.

Теория. Театральный этикет (повторение). Культура восприятия и анализ театральной постановки музыкального спектакля.

Практика. Просмотр записи: оперный спектакль, балет. Обсуждение. Делимся впечатлениями.


    1. История русского театра.18 -19 в.

Теория. Русский Театр 18 века – начала 19 века. Крепостные театры. Профессиональные театры. Провинциальные театры. Особенности репертуара. Драматургия. Известные русские актеры. «Театральные перекрестки Екатеринбурга».

Практика. Проектная работа «История театрального движения» (групповая работа). Оформление буклета «Театральные перекрестки Екатеринбурга».


  1. Техника и культура речи. 3.1.Речевой тренинг.

Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.

Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная

гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения на полетность голоса. Упражнения на развитие диапазона голоса. Упражнения на выбор адекватной громкости голоса.


3.2.Работа над литературно-художественным произведением. Прочтение текста. Основной сюжет. Главные герои.

Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: Басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста. Индивидуальная работа. Работа

В малой группе. Аудиозапись и прослушивание.


  1. Ритмопластика.

    1. Пластический тренинг.

Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление — напряжение. Упражнения на Внимание, Воображение, Ритм, Пластику.


    1. Пластический образ персонажа.

Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности в работе над сказочным персонажем. Походка, жесты, пластика тела.

Этюдные пластические зарисовки «Заколдованный лес», «Гадкий утенок», «Зимнее королевство».


    1. Элементы танцевальных движений.

Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.

Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный танец. Танцевальные этюды.


  1. Актерское мастерство.

    1. Организация внимания, воображения, памяти.

Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.

    1. Сценическое действие.

Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия.

«Вес». «Оценка». «Пристройка». (Повторение). Словесные действия. 11 способов словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства»,

«простые словесные действия».

Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью. Творческая мастерская.

Практика. Конкурсно-игровая программа. Проведение конкурсов и общение со зрительным залом. Игры с залом. Ведущие конкурсной программы. Особенности написания сценария. Выбор темы конкурсно- игровой программы. Работа над сценарием. Распределение ролей и обязанностей. Музыкальное и сценическое оформление, костюмы, реквизит. Выступление перед выбранной аудиторией. Творческий проект.


  1. Работа над пьесой и спектаклем.

    1. Выбор пьесы.

Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».


    1. Анализ пьесы по событиям.

Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Театральные термины: «событие», «конфликт».


    1. Работа над отдельными эпизодами.

Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.


    1. Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа»,

«замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».


    1. Закрепление мизансцен.

Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Театральные термины: «мизансцена».


    1. Изготовление реквизита, декораций.

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.


    1. Прогонные и генеральные репетиции.

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.


    1. Показ спектакля.


Практика. Премьера. Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр».


  1. Итоговое занятие.

Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по курсу обучения. Основы театральной культуры - викторина по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Анализ работы коллектива. Награждение.


  1. Умные Каникулы

    1. Театрализованная программа «Юные Экологи». Организация и проведение мероприятия по правилам дорожного движения.

    2. Театрализованная программа «Эколята». Организация и проведения мероприятия о школе.

    3. Театрализованная программа «Эколяндия». Организация и проведение программы с играми и конкурсами.

    4. Театрализованная программа «Экологический бум». Организация и проведение познавательной программы про лето.

Планируемые результаты реализации программы


Учащиеся будут знать:

  • историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства, театральные профессии, устройство театра;

  • театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ»,

«темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа»,

«замысел отрывка, роли», «образ как логика действий»;

  • этику поведения в театре и в обществе.

Учащиеся будут уметь:
  • управлять своим дыханием и голосом; поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно;

  • формулировать и выражать свою мысль;

  • использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке;

  • свободно общаться с партнером на сцене;

  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

  • выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале;

  • выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира;

  • передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела;

  • использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание,

«включать» эмоциональную память;

  • оправдывать установленные мизансцены;

  • точно соблюдать авторский текст;

  • анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.

Формы контроля

Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот, фотографий, видео (результат участия в конкурсах, фестивалях и мероприятиях).

Формы подведения итогов реализации программы: участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно -игровых программ; участие в

районных, областных конкурсах и фестивалях; проектная и социально- творческая деятельность.

Оценочные материалы

Формами подведения итогов по образовательной программе выбраны спектакль, участие в конкурсах, фестивалях.

Эффективным способом проверки реализации программы является творческая работа каждого учащегося (проза, стихотворение, монолог), выполнение этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях общеобразовательной организации, викторина (уровень и объем знаний о театре).

Критерии усвоения образовательной программы:

  • владение теоретическими знаниями и специальной терминологией;

  • владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи);

  • активность участия в творческих проектах и разработках;

  • креативность в выполнении творческих заданий;

  • умение взаимодействовать с товарищами и педагогом;

  • умение организовать свое время и деятельность.


Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

В рамках реализации программы предусматривается материально- техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы:

  • помещение для занятий – актовый зал;

  • элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы;

  • компьютер, проектор, экран;

  • звуковая аппаратура: динамики, микрофоны. Информационное обеспечение: интернет- ресурсы, видеоматериал. Методическое обеспечение программы:

  • наглядные пособия (иллюстрации, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий);

  • музыкальная фонотека: классическая и современная музыка,

театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр;

  • видеотека: записи спектаклей;

  • методическая копилка: разработки занятий, сценарии.

Формы и методы организации занятий

Основными формами организации образовательной деятельности являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия, проектная деятельность.

В процессе обучения используются следующие методы

Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.

Наглядный - демонстрация наглядных пособий, просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.

Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы.

Данный метод является основным.

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям школьников по программе.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Список литературы


Список литературы для педагога

  1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб.пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние, 2010. - 238 с.

  2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты

/ Н. Бауэн. - М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.

  1. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В зеркале Праж.Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2011. - 807 с.

  2. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2013. - 187 с.

  3. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С. 52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерством или содержательным элементом спектакля.

  4. Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. - 81 с.

  5. Буйлова, Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России, 2015. – 272с.

  6. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школа сценического мастерства).

  7. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. - 400 с.

  8. Карпов Н. В. Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов / Н. В. Карпов. - М., 2015. - 200с.

  9. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.

  10. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя. Богослужебные и сценические древности, 2007 - 317 с.

  11. Медведева И. А. Улыбка судьбы. Роли и характеры. [Текст]: пособие для вузов / И. А. Медведева.- М.: Линка - ПРЕСС, 2012. - 240с.

  12. Никитина А. Б. Театр, где играют Учащиеся [Текст]: учебно- методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.

  13. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]:пособие для пед. доп. обр. / Н. Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2012. - 208с.


Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей
  1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2015. - 126 с.

  2. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3

  3. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] - М., 2016. - 483 с.

  4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2015.

  5. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2015. - 154 с.

  6. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.

  7. Жуковская, Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. [Текст] - М., 2015.

  8. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. - М., 2016. Т. 1. - 682 с.

  9. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.

  10. Макаренко, Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007.

- № 1. - С.39-44.

  1. Маханева, М.Д. Театральная деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.6-14.с.

  2. Неменова, Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С.19.

  3. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 2008. - 28 с.

  4. Прохорова, Л.Н. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по

развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-

пресс,2009. - 160 с.

  1. Рогов, Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 2009. - 320 с.

  2. Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание.

- 2011. - № 12.Томчикова, С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 69 с.

  1. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А.

Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 2009 – 113с. Аудиоиздания

1. Шедевры классической музыки [Звукозапись] / Фрагменты из произведений, исполненных симфоническими оркестрами Лондона, Вены - М.: "Весть - ТДА", 2012 - 92. - 5 мк.

1. Волшебная флейта [Звукозапись] / классика для детей - СПб.: Лаборатория звука, 2015. - 1 мк.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Продолжительность учебного года – 36 недель.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа



№ п.п.

Месяц/неделя

Форма занятия

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1-2

сентябрь/1

Игра

Вводное занятие

Игра «Что я знаю о театре» (по типу

«Снежный ком»). Обсуждение плана работы на год.

Требования к знаниям и

умениям. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. График занятий и репетиций.

Этюдные показы

«Летние наблюдения».

2


2

Наблюдение




Основы театральной культуры

16

5

11


3-6


Комбинирован

Виды театрального

4

2

2

Проект


ное занятие

искусства




(презентация)



Музыкальный театр:







Опера, Балет, Мюзикл.







Особенности и







история развития.







Эстрада. Театр кукол.







Самые знаменитые







театры мира. Лучшие







театральные

постановки. Просмотр







записей спектаклей.







Проектная работа-







презентация







«Музыкальный театр»,

«Кукольный театр»





7-8

сентябрь/2

Комбинирован ное занятие

Театральное закулисье

Сценография. Театральные

2

1

1

Проект (презентация)



декорации и







бутафория. Грим.







Костюмы.







Творческая мастерская:







«Грим сказочных

персонажей».





9-

12


Комбинирован

ное занятие

Театр и зритель

Театральный этикет

4

1

3

Проблемные

ситуации



(повторение).




«Этикет в



Культура восприятия

и анализ театральной




театре»



постановки

музыкального







спектакля.







Просмотр записи:







оперный спектакль,







балет. Обсуждение.







Делимся впечатлениями





13-

сентябрь/3

Комбинирова

История русского театра

6

1

5

Викторина.

18

ное занятие

18 – 19 веков







Русский Театр 18 века –







начала 19 века.







Крепостные театры.







Профессиональные







театры. Провинциальные







театры. Особенности







репертуара. Драматургия.







Известные русские







актеры. «Театральные







перекрестки







Екатеринбурга».








Техника и культура

речи

44

4

40


19-

сентябрь-октябрь/4-7

Тренинг

Речевой тренинг

4

1

3

Тренировоч

40


Орфоэпия. Свойства




ные



голоса.




упражнения



Речевые тренинги.

2

0

2




Постановка дыхания.







Артикуляционная

2

0

2




гимнастика. Речевая







гимнастика. Дикция.







Интонация.

4

0

4




Полетность. Диапазон







голоса.







Выразительность

4

1

3




речи. Работа над







интонационной







выразительностью.







Упражнения на

2

0

2




полетность голоса.







Упражнения на

2

0

2




развитие диапазона







голоса.







Упражнения на выбор

2

0

2




адекватной громкости







голоса.





41-

октябрь-ноябрь/7-10

Конкур

Работа над

4

1

3

Наблюдение

62

с

литературно-






чтецов

художественным






(басня,

произведением.






стихот







ворени







е,







проза).






Прочтение текста.

2

0

2



Основной сюжет.







Главные герои.







Особенности работы

2

0

2




над стихотворным и







прозаическим текстом.







Выбор произведения:

4

0

4




Басня, стихотворение,







отрывок из







прозаического







художественного







произведения.







Тема. Сверхзадача.

4

1

3




Логико-







интонационная







структура текста.







Индивидуальная

2

0

2




работа.







Работа

в

малой

2

0

2




группе.









Аудиозапись и

2

0

2




прослушивание.








Ритмопластика

28

2

26


63-

ноябрь/11-12

Тренинг

Пластический тренинг

2


2

Тренировоч

70


Работа над



ные



освобождением мышц



упражнения



от зажимов.






Развитие пластической

2


2




выразительности.






Разминка, настройка,

2


2




релаксация,






расслабление —






напряжение.







Упражнения на внимание,

воображение, ритм, пластику

2


2


71-

80

ноябрь-декабрь/12-13

Учебный

показ

Пластический образ персонажа

2

1

1

Этюдные

зарисовки.



Музыка и движение.

2


2




Приемы пластической

2


2




выразительности в






работе над сказочным






персонажем.






Походка, жесты,

2


2




пластика тела.






Этюдные

2


2




пластические






зарисовки






«Заколдованный лес»,






«Гадкий утенок»,






«Зимнее королевство».




81-

декабрь/14-15

Практическа

Элементы танцевальных

2

1

1

Танцеваль

90

я работа

движений




ные







этюды

Танец как средство

2


2



выразительности при






создании образа






сценического






персонажа.






Народный танец.

2


2




Современный






эстрадный танец.






Русский народный






танец. Эстрадный






танец.






Основные

2


2




танцевальные






элементы.






Танцевальные этюды.

2


2







Актёрское мастерство



50



3



47


91-

дек-ян/15-17

Тренинг

Организация внимания,

2

1

1

Игровые

102


воображения, памяти




упражнения



Актерскийтренинг.

2

0

2




Упражнения на

4

0

4




раскрепощение и







развитие актерских







навыков.







Коллективные

4

0

4




коммуникативные







игры





103

январь-февраль/17-20

Учебный

Сценическое действие

2

1

1

Этюды

-

показ

Элементы





120


сценического







действия.







Бессловесные

2


2




элементы действия.






«Вес». «Оценка».






«Пристройка».






(Повторение).






Словесные действия.

2


2




11способов






словесного действия.






Логика действий и

2


2




предлагаемые






обстоятельства. Связь






словесных элементов






действия с






бессловесными






действиями.






Составные

образа

2


2




роли.







Драматургический

2


2




материал как канва






для выбора логики






поведения.






Театральные термины:

2


2




«действие»,






«предлагаемые






обстоятельства»,






«простые словесные






действия».







Практическое освоение словесного и бессловесного

действия.

2


2


Упражнения и этюды. Работа над

индивидуальностью.

2


2

121

февраль-март/20-24

Игровая

Творческая мастерская

2

1

1

Наблюден

-

140

программа

Конкурсно-игровая программа.




ие



Проведение конкурсов

2


2




и общение со






зрительным залом.






Игры с залом.






Ведущие конкурсной

2


2




программы.






Особенности

2


2




написания сценария.






Выбор темы

2


2




конкурсно-игровой






программы. Работа






над сценарием.






Распределение ролей и

2


2




обязанностей.






Музыкальное и

4


4




сценическое






оформление,






костюмы, реквизит.






Выступление перед

4


2




выбранной






аудиторией.






Творческий проект.







Работа над пьесой и спектаклем.

60

6

54


141

март/24

Собеседовани

Выбор пьесы

4

4



-

е

Выбор пьесы. Работа



144


за столом. Чтение.





Обсуждение пьесы.





Анализ пьесы.





Определение темы





пьесы. Анализ





сюжетной линии.





Главные события,





событийный ряд.





Основной конфликт.





«Роман жизни героя».



145

март/24-25

Собеседование

Анализ пьесы по

2

2


Упражнение

-


событиям



«Событийн

146


Анализ пьесы по



ый ряд»



событиям. Выделение






в событии линии






действий.






Определение мотивов






поведения, целей






героев. Выстраивание






логической цепочки.






Театральные термины:






«событие»,






«конфликт»




147

март/25-28

Учебный показ

Работа над отдельными

4


4

Сцена из

-


эпизодами



спектакля

166



Творческие пробы.

4


4



Показ и обсуждение.

4


4




Распределение ролей.






Работа над созданием

4


4




образа,






выразительностью и






характером






персонажа.






Репетиции отдельных

4


4




сцен, картин




167

апр ель/

Практическое

Выразительность речи,

2


2

Наблюдение

-

занятие

мимики, жестов.




174



Работа над характером

2


2



персонажей.




Поиск выразительных

2


2


средств и приемов.




Театральные термины:

2


2


«образ», «темпоритм»,




«задача персонажа»,




«замысел отрывка,




роли», «образ как




логика действий».



175

апрель/29

Практическое

Закрепление мизансцен

4


4

Творческие

-

занятие

Репетиции.



упражнения

178


Закрепление






мизансцен отдельных






эпизодов.






Театральные термины:






«мизансцена».




179

- 188

апрель/30-31

Творческий проект

Изготовление реквизита, декораций.

4


4

Проект

Изготовление

4


4



костюмов, реквизита,






декораций.






Выбор музыкального

2


2




оформления




189

-

апрель-май.\31-33

Самостоятель

ная работа

Прогонные и

генеральные репетиции

4


4

Видеозапис

и

196






Репетиции как

4


4



творческий процесс и






коллективная работа






на результат с






использованием всех






знаний, навыков,






технических средств и






таланта.




197

- 200

май.\33

Учебный показ

Показ спектакля Премьера. Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля.

Оформление альбома

«Наш театр»

4


4

Презентация проекта (спектакль)

201

май/33-34

Обсуждение

Итоговое занятие

4


4

Анализ

-


Конкурс



результатов

204


«Театральный

калейдоскоп».



проекта (спектакля)



Творческие задания по






курсу обучения.






Основы театральной






культуры - викторина






по истории театра и






театральной






терминологии.






Чтецкий отрывок






наизусть. Этюд на






взаимодействие.






Отрывки из спектакля.






Анализ работы






коллектива.






Награждение







Умные каникулы

12


12


205

май/35

Игра

Театрализованная

4


4

Наблюдение

-


программа




208


«Светофорчик»




209


Игра

Театрализованная

2


2

Наблюдение

-


программа «Киндер-




210


сюрприз»




211

май/36

Игра

Театрализованная

4


4

Конкурс

-


программа




214


«Каникуляндия»




215

- 216


Познаватель ная игра

Театрализованная

программа «Летний бум»

2


2

Конкурс




ИТОГО

216

19

197


Аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театрального кружка предполагает поэтапную систему занятий и рассчитана на 1 год обучения детей 7-11 лет. Форма занятий – групповая, очная.

Программа направлена на первоначальное знакомство с театральным искусством, приобретение первоначального актёрского опыта, формирование интереса к сценической деятельности в условиях общеобразовательной организации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!