Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, программы по технологии 5-8 классы авторы А.Т.Тищенко, Н.В.Синица: М. «Вентана-Граф», 2014г.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Рабочая программа предполагает обучение в объеме 68 часов в 6 классе (2 часа в неделю).
№ урока | Разделы и тема урока | Д/З | Тип урока | Форма контроля | Предметное содержание | Планируемые результаты (УУД) |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов |
1 | Вводный инструктаж по охране труда. ИОТ-08- 2015. Заготовка древесины, пороки древесины | | | | Ознакомить учащихся с задачами и программными требованиями по предмету "Технология". Пороки древесины: природные и технологические. Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения | Учащиеся должны воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием | Учащиеся должны выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно») | Учащиеся должны знать: правила внутреннего распорядка в кабинете; содержание и задачи курса; сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской; способы заготовки древесины; виды пиломатериалов; профессии, связанные с заготовкой древесины; физико-механические свойства древесины; правила безопасности труда при обработке древесины. Учащиеся должны уметь читать чертежи деталей, выбирать пиломатериалы и обрабатывать их (пилить, строгать, сверлить и т. д.); соединять детали с помощью гвоздей и шурупов |
2 | Отходы древесины и их рациональное использование | Стр.4-5, 9-12, вопрос №1 | | | Древесные пиломатериалы: фанера, шпон, ДСП, ДВП |
3 | Профессии, связанные с производством древесины, древесных материалов и восстановлением лесных массивов | | | | Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения |
4 | Свойства древесины | Стр. 13-15, вопрос №5 | | | Внешние признаки и причинно-следственные воздействия пороков древесины |
5 | Сушка древесины: естественная, искусственная | | | | Распознавание материалов по внешнему виду |
6 | Общие сведения о сборочных чертежах | Стр. 16-18, вопрос №2 | | | Виды графической документации |
7 | Графическое изображение соединений на чертежах | | | | Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм |
8 | Спецификация составных частей изделия | Стр. 18-21, вопрос №3 | | | Способы отображения графического объекта |
9 | Правила чтения сборочных чертежей | | | | Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки |
10 | Технологическая карта и её назначение. ИОТ- 46-2015 | Стр. 22-29 | | | Составление последовательности выполнения работ |
11 | Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации | | | | Выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки |
12 | Соединение брусков из древесины: внакладку, с помощью шкантов | Стр. 29-36, вопро-сы: №1, 3 | | | Виды соединений брусков. Последовательность выполнения соединений брусков различными способами. Правила безопасной работы |
13 | Изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку | | Практи-ческая работа | | |
14 | Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом | Стр. 36-43, вопрос №2 | | | Инструменты для выполнения данного вида работ |
15 | Изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму | | Практи-ческая работа | | |
16 | Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам | Стр. 40 | | | Уметь проводить технологические операции связанные с обработкой деталей резанием |
17 | Отделка деталей и изделий окрашиванием | | | | Технология подготовки формы поверхности заготовки. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы |
18 | Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение | Стр. 61-65, вопрос №3 | | | Визуальный и инструментальный контроль качества |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов |
19 | Токарный станок для обработки древесины: устройство, назначение | | | | Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая схема токарного станка | Учащиеся должны проявлять технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности | Учащиеся должны выявлять потребности, проектировать и создавать объекты, имеющие потребительную стоимость; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Учащиеся должны знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке. Уметь: организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке |
20 | Оснастка и инструменты для работы на токарном станке | Стр. 43-49, вопрос №1 | | | Виды операций, выполняемые на станке. Правила безопасной работы на станке |
21 | Изготовление деталей и изделий на токарном станке по техническим рисункам | | | | Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приёмы работы на токарном станке. Контроль качества выполняемых операций. Устранение выявленных дефектов |
22 | Точение заготовок на токарном станке для обработки древесины | | Практи-ческая работа | | |
23 | Точение деталей на токарном станке для обработки древесины | | Практи-ческая работа | | |
24 | Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов | Стр. 49 | | | Назначение профессий |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов |
25 | Металлы и их сплавы, область применения | | | | Металлы и сплавы, область их применения | Учащиеся должны воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием. Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; краткие сведения о типовых деталях машин, назначении и устройстве сверлильного станка | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») | Учащиеся должны ознакомиться с металлургической промышленностью; влиянием технологии производства и обработки металлов на окружающую среду; основными свойства металлов и сплавов; правилами поведения в слесарной мастерской и правилами безопасности труда при обработке металла. Учащиеся должны уметь выбирать металл и обрабатывать его (размечать, править, сгибать, резать, сверлить отверстия) |
26 | Свойства чёрных и цветных металлов | Стр. 100-103, вопросы: №2, 3 | | | Основные технологические свойства металлов и сплавов |
27 | Свойства искусственных материалов | | | | Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека |
28 | Сортовой прокат, профили проката | Стр. 104-106, вопрос №4 | | | Понятие о процессе обработки металлов. Виды сортового проката. Процесс изготовления деталей из сортового проката |
29 | Ознакомление с видами сортового проката | | Практи-ческая работа | | |
30 | Чертежи деталей из сортового проката | Стр. 107-109, вопрос №1 | | | Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстие, пазов |
31 | Чтение сборочных чертежей | | | | Графическое изображение деталей из сортового проката |
32 | Устройство штангенциркуля | Стр. 110-112, вопрос №5 | | | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон |
33 | Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля | | Практи-ческая работа | | Назначение и устройство штангенциркуля |
34 | Технология изготовление изделий из сортового проката. ИОТ-41-2015 | Стр. 114-115, вопрос №3 | | | Технологический процесс. Технологическая операция |
35 | Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка | | | | Назначение и устройство слесарной ножовки. Инструменты для рубки металла. |
36 | Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: инструменты и приспособления для данных операций | Стр. 116-121, вопрос №4 | | | Приёмы резания металла слесарной ножовкой, рубки металла в тисках. Правила безопасной работы |
37 | Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой | | Практи-ческая работа | | Приёмы резания металла слесарной ножовкой. Правила безопасной работы |
38 | Рубка металла в тисках на плите | | Практи-ческая работа | | Приёмы рубки металла в тисках. Правила безопасной работы |
39 | Опиливание заготовок из металла и пластмасс | | Практи-ческая работа | | Проведение технологических операций связанные с обработкой деталей резанием |
40 | Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов | Стр. 122-133 | | | Соединение деталей из тонколистового металла несколькими способами |
41 | Отделка поверхности изделий | | Практи-ческая работа | | Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий |
42 | Профессии, связанные с ручной обработкой металлов | Стр.112, 121, 134-135 | | | Назначение профессий |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов |
43 | Элементы машиноведения. Составные части машин | | | | Технологические машины. Составные части машин. Виды зубчатых передач | Учащиеся должны уметь планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность | Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; краткие сведения о типовых деталях машин, основные технологические элементы машиноведения |
44 | Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ | Стр. 96-99, вопрос №2 | | | Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчёт |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов |
45 | Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной | | | | Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов. Художественная резьба | Учащиеся должны идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, применять правила делового сотрудничества. | Познавательные универсальные учебные действия: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Учащиеся должны знать традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Учащиеся должны уметь размечать рисунки для резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу используя безопасные приемы работы. |
46 | Виды резьбы по дереву, оборудование и инструменты | Стр. 66-78, вопрос №1 | | | Виды резьбы |
47 | Технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы по дереву | | | | Виды орнаментов. Инструменты для ручной художественной резьбы |
48 | Выбор материалов и заготовок для резьбы по дереву | | Практи-ческая работа | | Подготовка поверхности для лакирования. Окраска изделия |
49 | Изготовление изделий, содержащих художественную резьбу, по эскизам и чертежам | | Практи-ческая работа | | |
50 | Профессии, связанные с художественной обработкой древесины | Стр. 78 | | | Назначение профессий |
Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними |
51 | Интерьер жилого помещения | | | | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера | Учащиеся должны воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность | Учащиеся должны знать функции жилого дома, способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт, технологию ухода за кухней, средства для ухода, экологические аспекты применения современных химических средств в быту, технологии ухода за одеждой и обувью, профессии в сфере обслуживания и сервиса |
52 | Технология крепления настенных предметов | Стр. 136-137, вопрос №3 | | | Технология закрепления настенных предметов |
Технологии ремонтно-отделочных работ |
53 | Виды ремонтно-отделочных работ | | | | Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях | Учащиеся должны воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | Учащиеся должны уметь сравнивать различные объекты; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) | Учащиеся должны уметь проводить несложные ремонтные штукатурные работы, работать инструментами для штукатурных работ, разрабатывать эскизы оформления стен декоративными элементами, изучать виды обоев, осуществлять подбор обоев по образцам, выполнять упражнения по наклейке образцов обоев |
54 | Основы технологии штукатурных работ | Стр. 138-140, вопро-сы: №2, 3 | | | Виды и назначение штукатурных работ. Виды штукатурных растворов. Инструменты для штукатурных работ. Технология мелкого ремонта штукатурки |
55 | Технология оклейки помещений обоями | | | | Виды обоев | | | |
56 | Разработка эскиза оформления стен декоративными элементами | Стр. 141-146, вопрос №1 | | | Микроклимат в помещении | | | |
Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации |
57 | Простейшее сантехническое оборудование в доме | | | | Виды сантехнического оборудования | Учащиеся должны отвечать на вопросы Развивать на практической работе познавательные интересы и техническое мышление | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность | Учащиеся должны уметь изготовлять резиновые шайбы и прокладки к вентилям и кранам, осуществлять разборку и сборку кранов и смесителей (на лабораторном стенде), заменять резиновые шайбы и уплотнительные кольца, очищать аэратор смесителя |
58 | Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей | Стр. 147-151, вопрос №4 | | | Устройство водопроводного крана и смесителя. Виды неисправностей. Технология ремонта водопроводного крана смесителя. Инструменты для ремонта сантехнического оборудования |
Исследовательская и созидательная деятельность |
59 | Творческий проект | | | | Требования, предъявляемые при проектировании изделий | Учащиеся должны уметь воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность | Учащиеся должны уметь выбирать тему своего творческого проекта, выполнять оценку стоимости материалов, искать источники информации в книгах, журналах, сети Интернет, защитить свой проект |
60 | Понятие о техническом задании | Стр. 6-8, вопрос №3 | | | Назначение текстового редактора. Формирование текстового документа |
61 | Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий | | | | Методы конструирования |
62 | Технические и технологические задачи при проектировании изделия | Стр. 153-156 | | | Технологическая карта проекта |
63 | Выполнение эскиза, модели изделия | | | | .Графическая документация к проекту (чертёж, эскиз, рисунок) |
64 | Разработка чертежей и технологических карт | | Практи-ческая работа | | |
65-66 | Изготовление деталей и контроль их размеров | | Практи-ческая работа | | |
67 | Оценка стоимости материалов для изготовления изделия | | Практи-ческая работа | | Анализ первоначальных идей проектирования и сравнение с конечным продуктом труда |
68 | Презентация проекта | | Практи-ческая работа | | |
ИТО-ГО 68 | | | | | | | | |