Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МКУ «Муниципальный орган управления образования» администрации МР «Сунтарский улус (район)»
МБОУ «Арылахская агротехнологическая средняя общеобразовательная школа им.Л.Попова»
Рассмотрено на заседании МО руководитель ___________________ /__________________/ от «___» августа 2022г. | Согласовано: зам.директора по УВР ____________ /Никифорова Л.С/ от «_____» августа 2022г. | Утверждаю: Директор ОУ ____________________ /Никитина Л.Г./ Приказ №___от «___» августа 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Баскетбол »
для 5-11 класса
на 2022-2023 учебный год
Класс: 5-11
Учитель: _Петров Никифор Павлович _
Количество часов в неделю: 3 ч
Количество часов по программе: 102 учебных часа
| 1 четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть |
Всего часов по программе | | | | |
Дано уроков фактически | | | | |
Не выполнено (указать причину) | | | | |
Пояснительная записка
Физическое воспитание - одно из необходимых условий полноценного развития обучающих. Двигателем физического развития являются спортивные игры. Игра в баскетбол популярна во многих странах мира и в России. Баскетбол вышел вперед среди игровых видов спорта. Упражнения с мячом дает обучаемому физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, является необходимой чертой в облике российского гражданина.
При разработке программы за основу была принята программа по баскетболу для спортивных школ. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках образовательной организации. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической; физической; теоретической; интегральной подготовке; распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года; нормативные требования: приемные и выпускные.
Программа рассчитана обучающихся от 14 до 17 лет. Срок реализации программы - 3 года. Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта. Количество учащихся в группах 10 – 15 человек. Учебно-тренировочная нагрузка на группу 6 часов в неделю.
Цели и задачи работы секции
Цели:
• подготовка резерва юных обучающихся
• Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности
Задачи
• Развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств.
• Обучение основам техники перемещения и стоек, ловли, передачи, ведения мяча, броска мяча в корзину.
• Обучение тактическим действиям в нападении и защите.
• Приучение к игровым условиям.
• Привитие занимающимся стойкого интереса к занятиям баскетболом.
Методическое обеспечение программы
Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем обучающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого обучающегося. Основная тенденция программы - обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения юных обучающихся, широкому технико- тактическому арсеналу, достижение высокого уровня специальной физической подготовленности в процессе подготовки на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. Особое внимание нужно уделить физической и технической подготовке обучающихся. На протяжении годичного цикла удельный вес отдельных видов подготовки меняется. Если в начале года превалирует физическая подготовка, объем которой может доходить до 60-70% всего времени, то в начале второй половине года, примерно соответствующей по времени соревновательному периоду в старших группах рекомендуется увеличение количества часов, отводимых в недельном цикле на техническую, тактическую и интегральную подготовку.
Группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы логически связаны между собой. Занятия в учебно-тренировочных группах продолжают развитие и совершенствование навыков, заложенных в ходе занятий в группах начальной подготовки.
Основное внимание сосредотачивается на физической и технической подготовке; происходит некоторое уменьшение времени, отводимого на занятия общей и специальной физической подготовкой, в связи с увеличением количества часов на тактическую и интегральную подготовку.
Значительно расширяется арсенал изучаемых технических умений и тактических действий. Увеличивается количество игр до 20. Педагогический работник, учитывая уровень подготовленности обучаемых и состав групп, предлагает материал для повторения по своему усмотрению с учетом поурочного распределения техники нападения и техники защиты, тактики нападения и тактики защиты. Для обучающихся учебно-тренировочных групп проводятся занятия следующих видов направленности: комбинированное по технической и физической подготовке, целенаправленное по технической и интегральной подготовке.
На занятиях группы рекомендуется сочетание средств технической, тактической и интегральной подготовки в условиях совершенствования ранее изученного материала. При этом продолжительность занятий может меняться от 1,5 до 3 часов.
Диагностика результативности учебно-тренировочного процесса.
Основной показатель работы секции по баскетболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности обучающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагогические работники секции баскетбола используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.. В конце учебного года (в мае месяце) все обучающиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие обучающих в учебных, контрольных и календарных играх. В систему заданий учебных игр последовательно включается программный материал данного года обучения по тактической и технической подготовке В эту систему вводятся задания на переключение в тактических. действиях с игры в нападении и защите на другую систему. Задания дифференцируются также с учетом игровых функций учащихся. Применяются игры уменьшенным составом. (4*4, 3*3, 2*2, 4*3, 2*3 и т. д.)
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.
Краткое содержание изучаемого курса.
Правила игры в баскетбол Правила игры в баскетбол и стрит-бол.
Общая и специальная физическая подготовка
Значение общей физической подготовки для развития обучаемого. Гимнастический упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Прыжки, бег, подвижные игры.
Основы техники и тактики игры
Техника – основа спортивного мастерства. Классификация техники и тактики игры. Целесообразность применения отдельных технических и тактических приемов.
Техника нападения – техника передвижения, стойка баскетболиста, ходьба, бег, передвижение приставными шагами, остановки, повороты на месте. Техника владения мячом: ловля мяча на уровне груди, ловля высокого мяча, ловля низкого мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, двумя руками с верху, одной рукой от плеча. Броски мяча. Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком.
Техника защиты – техника передвижений. Стойка защитника: с выставленной в перед ногой, со ступнями на одной линии.
Тактика нападения – индивидуальные действия: атака противника, получение мяча. Групповые действия: взаимодействие двух и более игроков. Командные действия: организация командных действий.
Тактика защиты - индивидуальные действия: выбор места организации защиты. Групповые действия: подстраховка как взаимодействие двух игроков. Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям в защите.
Контрольные игры и соревнования
Участие в соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе
Контрольные испытания
Проводятся в течении учебного года
Экскурсии и посещения соревнований
Посещение соревнований и анализ просмотренных игр
Работа учебно-тренировочных групп
При условии выполнения программного материала первого года занятий в группах начальной подготовки, занимающиеся достигают достаточно высокого уровня физической подготовленности, прочно овладевают основами техники и тактики игры, приобретают определенные игровые навыки, что позволяет ставить вопрос о достижении высокой спортивной формы в учебно-тренировочных группах. На данный период обучения предусмотрено иное соотношение видов подготовки на общую физическую подготовку отводится 17% времени, а на специальную - 21%, на техническую подготовку без ее включения в тактическую и интегральную подготовку отводится до 25%. Тактическая подготовка занимает 16% времени, интегральная 21%.
Краткое содержание изучаемого курса
Общая физическая подготовка
Значение общей физической подготовки для развития обучаемого. Характеристика основных средств достижения спортивно-технического мастерства
Парные и групповые упражнения :с сопротивлением, перетягиванием, переталкиванием. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки. Акробатические упражнения: кувырки, стойки. Бег: стартовые рывки ,бег со сменой направления, ускорение. Прыжки: с трамплина ,в длину. Подвижные игры.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения (для мышц рук и плечевого пояса, без предметов индивидуальные в парах; с набивными мячами, с гимнастическими палками, гантелями, с резиновыми амортизаторами).
Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения для мышц ног и таза.
Спортивная игра: баскетбол.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты (рывки 5; 10; 15 м.; и т. д. до 30 м.). Стартовые рывки с мячом, с партнером, челночный бег.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.
Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной или двумя руками подвешенных предметов. (сетки, щита, кольца)
Упражнения с отягощениями.
Упражнения с набивными мячами (2-5 кг.); передачи различными способами одной и двумя руками с местами в прыжке (20-50 раз)
Ходьба в полуприсяде с набивными мячами (50-100 м.)
Упражнения с мешками (вес до 10 кг).
Упражнения с грифом штанги на плечах.
Подвижные игры.
Упражнения для развития спец. выносливости.
Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и спец. циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности.
Для воспитания спец. выносливости в состоянии эмоционального напряжения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.
Упражнения для воспитания специфической координации. Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков.
Упражнения с баск. мячами у стены.
Ловля мяча после поворота, преодоление препятствия, дополнительной ловли и передачи, смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180 градусов (360 градусов).
Упражнения с выполнением кувырков.
Передача мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания.
Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием.
Подвижные игры: "ловля парами", "вертуны", "ловкие руки", "бег пингвинов".
Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.
Упражнения для кистей рук с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Передачи набивного мяча (стоя, сидя, лежа).
Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед вверх, прямо вверх, с правой руки на левую.
Основы техники и тактики игры
Техника нападения – техника передвижения. Техника владения мячом: ловля катящегося мяча, передача мяча двумя руками снизу, с отскоком от пола. Броски мяча одной рукой от плеча, сверху.
Техника защиты – техника передвижения в защитной стойке. Техника овладения мячом: вырывание, выбивание, перехват.
Тактика нападения – индивидуальные действия: выбор способа ловли мяча, передача мяча, применение способов на площадке. Групповые действия. Командные действия.
Тактика защиты –индивидуальные действия: применение изученных стоек и передвижений, противодействие нападающего. Групповые действия. Командные действия.
Контрольные игры и соревнования.
Участие в играх и соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе
Контрольные испытания
Проводятся в течении учебного года
Посещение соревнований
Посещение соревнований различного уровня. Анализ просмотренных игр.
Календарно – тематическое планирование.
№ | Содержание материала. | Кол-во | Дата | | | | |
план | факт | | | | |
1-3 | Упражнения для развития быстроты (рывки 5; 10; 15 м.; и т. д. до 30 м.). Стартовые рывки с мячом, с партнером, челночный бег. Техника нападения – техника передвижения. | 3 | 02.09 05.09 06.09 | | | | | |
4-6 | Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Техника владения мячом | 3 | 09.09 12.09 13.09 | | | | | |
7-9 | Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной или двумя руками подвешенных предметов. (сетки, щита, кольца)Броски мяча одной рукой от плеча, сверху. | 3 | 16.09 19.09 20.09 | | | | | |
10-12 | Упражнения с набивными мячами (2-5 кг.); передачи различными способами одной и двумя руками с местами в прыжке (20-50 раз) П/и Баскетбол. | 3 | 23.09 26.09 27.09 | | | | | |
13-15 | Ходьба в полуприсяде с набивными мячами (50-100 м.) Техника защиты – техника передвижения в защитной стойке. | 3 | 30.09 03.10 04.10 | | | | | |
16-18 | Упражнения с мешками (вес до 10 кг). Техника овладения мячом: вырывание, выбивание, перехват. | 3 | 07.10 10.10 11.10 | | | | | |
19-21 | Упражнения с грифом штанги на плечах. Подвижные игры. | 3 | 14.10 17.10 18.10 | | | | | |
22-24 | Упражнения для развития спец. выносливости. П/и Баскетбол. | 3 | 21.10 24.10 25.10 | | | |
25-27 | Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и спец. циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности. Тактика нападения – индивидуальные действия. | 3 | 28.10 31.10 01.11 | | | |
28-30 | Упражнения для воспитания специфической координации. Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков. Выбор способа ловли мяча, передача мяча, применение способов на площадке. | 3 | 11.11 14.11 15.11 | | | |
31-33 | Упражнения с баск. мячами у стены. Групповые действия. | 3 | 18.11 21.11 22.11 | | | |
34-36 | Ловля мяча после поворота, преодоление препятствия, дополнительной ловли и передачи, смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180 градусов (360 градусов). П/и Баскетбол. | 3 | 25.11 28.11 29.11 | | |
37-39 | Упражнения с выполнением кувырков. Командные действия. | 3 | 02.12 05.12 06.12 | | |
40-42 | Передача мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания. Тактика защиты –индивидуальные действия. | 3 | 09.12 12.12 13.12 | | |
43-45 | Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием. применение изученных стоек и передвижений, противодействие нападающего. | 3 | 16.12 19.12 20.12 | | |
46-48 | Подвижные игры: "ловля парами", "вертуны", "ловкие руки", "бег пингвинов". П/и Баскетбол. | 3 | 23.12 26.12 27.12 | | | |
49 | Подвижные игры | 1 | 13.01 | | | |
50-52 | Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча. П/и Баскетбол. | 3 | 16.01 17.01 20.01 | | | |
53-55 | Упражнения для кистей рук с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. П/и Баскетбол. | 3 | 23.01 24.01 27.01 | | |
56-58 | Упражнения с резиновыми амортизаторами. Передачи набивного мяча (стоя, сидя, лежа). П/и Баскетбол. | 3 | 30.01 31.01 03.02 | | |
59-61 | Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед вверх, прямо вверх, с правой руки на левую. П/и Баскетбол. | 3 | 06.02 07.02 10.02 | |
62-64 | Упражнения для развития быстроты (рывки 5; 10; 15 м.; и т. д. до 30 м.). Стартовые рывки с мячом, с партнером, челночный бег. Техника нападения – техника передвижения. | 3 | 13.02 14.02 17.02 | |
65-67 | Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.Техника владения мячом | 3 | 20.02 21.02 24.02 | |
68-70 | Ходьба в полуприсяде с набивными мячами (50-100 м.) Техника защиты – техника передвижения в защитной стойке. | 3 | 27.02 28.02 03.03 | | | | |
71-73 | Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча. П/и Баскетбол. | 3 | 06.03 07.03 10.03 | | | | |
74-76 | Упражнения с выполнением кувырков. Командные действия. | 3 | 13.03 14.03 17.03 | | | | |
77-79 | Ловля мяча после поворота, преодоление препятствия, дополнительной ловли и передачи, смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180 градусов (360 градусов). П/и Баскетбол. | 3 | 20.03 21.03 24.03 | | | | |
80-81 | Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и спец. циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности. Тактика нападения – индивидуальные действия. | 2 | 03.04 04.04 | | | | |
82-84 | П/и Баскетбол. | 3 | 07.04 10.04 14.04 | | | | |
85-87 | Упражнения для кистей рук с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. П/и Баскетбол. | 3 | 17.04 18.04 21.04 | | | | |
88-90 | Подвижные игры: "ловля парами", "вертуны", "ловкие руки", "бег пингвинов". П/и Баскетбол. | 3 | 24.04 25.04 28.04 | | | | |
91-93 | Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед вверх, прямо вверх, с правой руки на левую. П/и Баскетбол. | 3 | 02.05 05.05 08.05 | | | | |
94-96 | П/и Баскетбол. | 3 | 12.05 15.05 16.05 | | | | |
97-99 | П/и Баскетбол. | 3 | 19.05 22.05 23.05 | | | | |
100-102 | П/и Баскетбол. | 3 | 26.05 29.05 30.05 | | | | |