Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
Рассмотрено на заседании МО учителей МИФ МКОУ СОШ № 17 протокол № 1от 29.08.18 г. _______ Пузик И.Н. | Согласовано Зам.директора поУВР МКОУ СОШ № 17 ______Кочергина И.Г. | Утверждено приказом директора МКОУ СОШ №17 № 96 от 30.08.18 г. __________Цаберт И.П. |
| | |
Рабочая программа учебного курса
« Геометрия, 9класс»
МКОУ СОШ № 17р.п. Юрты
на 2018 – 2019 учебный год
Разработчик: Пузик Ирина Николаевна,
учитель математики,
первая квалификационная категория.
2018-2019 учебный год.
Рабочая программа учебного курса «Геометрия, 9 класс» разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ СОШ №17 р.п. Юрты.
Учебник «Геометрия 7 – 9 класс», авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф Кадомцев С.Б., Позняк Э.П., Юдина И.И. Издательство «Просвещение».
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Учебный план МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты, реализующий программы основного общего образования в предметной области «Математика» на изучение учебного предмета «Геометрия 9» отводит 2 часа в неделю в течение года обучения, всего 68 часов.
1. Планируемые результаты изучения курса геометрии в 9 классе.
В результате изучения математики выпускник должен:
знать/понимать:
Уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, и деисимметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
2. Содержание курса.
Геометрические фигуры.
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Теоретико-множественные понятия.
Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Элементы логики.
Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то в том и только в том случае, логические связки и, или.
3. Тематическое планирование учебного предмета «Геометрия 9 класс».
№ | тема | количество часов |
1 | Вводное повторение. | 3 |
2 | Векторы. Метод координат. | 18 |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 |
4 | Длина окружности и площадь круга. | 12 |
5 | Движения. | 8 |
6 | Об аксиомах планиметрии. | 2 |
7 | Начальные сведения из стереометрии. | 8 |
8 | Повторение. Решение задач. | 5 |
| Итого | 68 |
Календарно - тематическое планирование.
«Геометрия 9»
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Примечание | Дата |
план | факт |
| Вводное повторение. | 3 | | |
1 | Вводное повторение: треугольники и четырехугольники. | 1 | | | |
2 | Вводное повторение: площади, окружности. | 1 | | | |
3 | Стартовая контрольная работа. | 1 | | | |
| Векторы. Метод координат. | 18 | | | |
4 | Понятие вектора. Равенство векторов | 1 | | | |
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. | 1 | | | |
6 | Сумма нескольких векторов. | 1 | | | |
7 | Вычитание векторов. | 1 | | | |
8 | Произведение вектора на число. | 1 | | | |
9 | Решение задач. Произведение вектора на число. | 1 | | | |
10 | Применение векторов к решению задач. | 1 | | | |
11 | Средняя линия трапеции. | 1 | | | |
12 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. | 1 | | | |
13 | Координаты векторов. | 1 | | | |
14 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | | | |
15 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | | | |
16 | Уравнение окружности. Уравнение прямой | 1 | | | |
17 | К.р. № 1. «Векторы. Метод координат» | 1 | | | |
18 | Решение задач по теме «Координаты вектора». | 1 | | | |
19 | Решение задач по теме «Координаты вектора». | 1 | | | |
20 | Метод координат в решении задач. | 1 | | | |
21 | Вектора в заданиях ГИА. | 1 | | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11+1 | | | |
22 | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. | 1 | | | |
23 | Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. | 1 | | | |
24 | Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. | 1 | | | |
25 | Теорема косинусов. | 1 | | | |
26 | Решение треугольников. | 1 | | | |
27 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | 1 | | | |
28 | К.р.№ 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | | | |
29 | Решение треугольников. | 1 | | | |
30 | Административная контрольная работа. | 1 | | | |
31 | Измерительные работы. | 1 | | | |
32 | Решение задач. | 1 | | | |
33 | Решение задач из ГИА. | 1 | | | |
| Длина окружности и площадь круга. | 12 | | | |
34 | Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | | | |
35 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | | | |
36 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | | | |
37 | Решение задач по теме. | 1 | | | |
38 | Построение правильных многоугольников. | 1 | | | |
39 | Длина окружности. | 1 | | | |
40 | Площадь круга. | 1 | | | |
41 | Площадь кругового сектора. Решение задач. | 1 | | | |
42 | Решение практических задач. | 1 | | | |
43 | Обобщение по теме «Длина окружности. Площадь круга». | 1 | | | |
44 | Обобщение по теме «Длина окружности. Площадь круга». | 1 | | | |
45 | К.р.№ 3. «Длина окружности. Площадь круга». | 1 | | | |
| Движения. | 8 | | | |
46 | Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. | 1 | | | |
47 | Свойства движений. | 1 | | | |
48 | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрия». | 1 | | | |
49 | Параллельный перенос. Поворот. | 1 | | | |
50 | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот». | 1 | | | |
51 | К.р.№ 4«Движение». | 1 | | | |
52 | Решение задач по теме «Движение». | 1 | | | |
53 | Решение задач по теме «Движение». | 1 | | | |
| Начальные сведения из стереометрии. | 7 | | | |
54 | Предмет стереометрии. Многогранники. | 1 | | | |
55 | Призма. Параллелепипед. | 1 | | | |
56 | Объемы тел. | 1 | | | |
57 | Пирамида. Тетраэдр. | 1 | | | |
58 | Цилиндр Конус. | 1 | | | |
59 | Сфера и шар. | 1 | | | |
60 | Поверхности тел вращения. | 1 | | | |
| Об аксиомах планиметрии. | 2 | | | |
61 | Об аксиомах планиметрии. | 1 | | | |
62 | Об аксиомах планиметрии. | 1 | | | |
| Повторение. Решение задач. | 6 | | | |
63 | Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | 1 | | | |
64 | Треугольники. Окружность. | 1 | | | |
65 | Четырехугольники. Многоугольники. | 1 | | | |
66 | Административная контрольная работа. | 1 | | | |
67 | Площади многоугольников. | 1 | | | |
68 | Решение задач. | 1 | | | |