Рабочая программа
учебного предмета «Информатика и ИКТ»
2-4 классы
Срок реализации: 2019- 2022 г.г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
С учетом специфики внедрения учебного курса в учебный план конкретизируются цели курса «Информатика» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель – ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; 1.3) социальные компетенции; 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – это освоение УУД: 2.1) познавательных; 2.2) регулятивных; 2.3) коммуникативных; 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений – поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения информатики в полном объеме. Эта системность достигается:
Опорой на сквозные содержательные линии:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
раздел «Повторить» – актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» – новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
разделы «Мы поняли», «Мы научились» – рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
«Слова и термины для запоминания» – обобщающее знание. Обобщение и классификация;
практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
учебную мотивацию;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. – для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятия документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа – актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Глава вторая – о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере как системе, об информационных системах.
Содержание четвертого класса – это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.
Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
- выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
- называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
- выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
- сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);
- формулирование суждения и умозаключения.
Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:
- преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.);
- описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
- создание текстовой, математической и графической моделей объекта окружающего мира;
- создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
- сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.);
- обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
- осуществление коммуникативного процесса с помощью программы Skype;
- поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Учебно-тематический план.
2 класс
№ | Название раздела | Количество часов | Планируемые образовательные результаты |
1 | Виды информации человек и компьютер | 8 | Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; -осознавать качество и уровень усвоения. - предвосхищать временные характеристики получения результата. - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи - самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: получит возможность для формирования: - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности - умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». -общей информационной культуры - внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения - широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы -учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи -отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно; - начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Предметные: - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач различных; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
2 | Кодирование информации | 7 | Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; -осознавать качество и уровень усвоения. - предвосхищать временные характеристики получения результата. - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи - самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: получит возможность для формирования: - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности - умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». -общей информационной культуры - внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения - широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы -учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи -отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно; - начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Предметные: - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач различных; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
3 | Информация и данные | 8 | Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; -осознавать качество и уровень усвоения. - предвосхищать временные характеристики получения результата. - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи - самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: получит возможность для формирования: - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности - умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». -общей информационной культуры - внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения - широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы -учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи -отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно; - начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Предметные: -осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач различных; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
4 | Документы и способы его создания | 8 | Регулятивные: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями е решения, в том числе, во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; -осознавать качество и уровень усвоения. - предвосхищать временные характеристики получения результата. - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи - самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней Личностные: - получит возможность для формирования: - адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности - умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». -общей информационной культуры - внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения - широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы -учебно-познавательного интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи -отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно; - начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Предметные: - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач различных; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Календарно-тематическое планирование.
2 класс
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Человек и информация | 1 | | |
2 | Какая бывает информация | 1 | | |
3 | Источники информации | 1 | | |
4 | Приемники информации | 1 | | |
5-6 | Компьютер и его части | 2 | | |
| |
7 | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Работа со словарем. | 1 | | |
8 | Контрольная работа №1 «Виды информации. Человек и компьютер». | 1 | | |
9 | Носители информации | 1 | | |
10-11 | Кодирование информации | 2 | | |
| |
12 | Письменные источники информации | 1 | | |
13 | Языки людей и языки программирования | 1 | | |
14 | Повторение по теме «Кодирование информации». | 1 | | |
15 | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации». | 1 | | |
16 | Текстовые данные | 1 | | |
17 | Графические данные | 1 | | |
18 | Числовая информация | 1 | | |
19 | Десятичное кодирование | 1 | | |
20 | Двоичное кодирование | 1 | | |
21 | Числовые данные | 1 | | |
22 | Повторение по теме «Числовая информация и компьютер». | 1 | | |
23 | Контрольная работа № 3 по теме «Информация и данные». | 1 | | |
24 | Документ и его создание | 1 | | |
25 | Электронный документ и файл | 1 | | |
26 | Поиск документа | 1 | | |
27 | Создание текстового документа | 1 | | |
28-29 | Создание графического документа | 2 | | |
| |
30 | Повторение по теме «Документ и способы его создания». | 1 | | |
31 | Контрольная работа № 4 по теме «Документ и способы его создания». | 1 | | |
32 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
33 | Повторение пройденного за год | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 | | |
Учебно-тематический план.
3 класс
№ | Название раздела | Количество часов | Планируемые образовательные результаты |
1 | Информация, человек и компьютер | 6 | Регулятивные: – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные: – использовать общие приемы решения поставленных задач; – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: - познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. - научиться называть устройства компьютера и их функции; правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью - научиться различать устройства ввода информации в память компьютера, знать назначение клавиш на клавиатуре - научиться правильно располагать пальцы на клавиатуре; вводить прописные и строчные буквы; фиксировать и отменять режим ввода прописных букв - научиться определять программное обеспечение компьютера и его функции - научиться: называть основные объекты Рабочего стола; выделять значок на Рабочем столе; запускать программы с помощью главного меню; изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач; узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе; упорядочивать значки на Рабочем столе. |
2 | Действия с информацией | 9 | Регулятивные: – преобразовывать практическую задачу в образовательную. – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. – формулировать и удерживать учебную задачу. – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: – осознанно строить сообщения в устной форме. – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. – ставить и формулировать проблемы. – использовать общие приемы решения задач. – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: - научиться действиям с окнами программ - научиться управлению компьютером с помощью меню. - научиться сопоставлять действия с информацией человеком и компьютером - научиться приводить примеры носителей информации с древних времен по наши дни - научиться определять программное обеспечение компьютера и его функции - научиться: называть основные объекты Рабочего стола; выделять значок на Рабочем столе; запускать программы с помощью главного меню; изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач; узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе; упорядочивать значки на Рабочем столе. - научиться определять: источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества; |
3 | Мир объектов | 9 | Регулятивные: – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. – преобразовывать практическую задачу в образовательную. – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: – ориентироваться в разнообразии способов решения задач. – осознанно строить сообщения в устной форме. – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: - научиться переходить от одной формы кодирования информации к другой по способу представления графической информации с помощью чисел - научиться отличать тексты один от другого по их виду и форме - научиться решать логические задачи с помощью таблиц - научиться определять: источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества; |
4 | Компьютер, системы и сети | 10 | Регулятивные: – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели Познавательные: – получать и обрабатывать информацию; – ставить и формулировать проблемы. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. – контролировать процесс и результат деятельности. – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: - научиться определять тип обработки информации и приводить примеры; - запускать и завершать работу программы Калькулятор, выполнять отдельные команды с помощью меню, выполнять простые вычисления с помощью программы - научиться запускать приложение WordPad, Создавать документ в приложении WordPad, вводить текст, сохранять - научиться редактировать текст (вставлять пропущенные буквы, удалять лишние буквы, заменять одну букву на другую и т.д.) - научить представлять текстовую информацию в графическом виде |
Календарно-тематическое планирование.
3 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. | 1 | | |
2 | Источники и приемники информации | 1 | | |
3 | Носители информации | 1 | | |
4 | Компьютер | 1 | | |
5 | Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе №1 Тестирование. | 1 | | |
6 | Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер» | 1 | | |
7 | Анализ контрольной работы №1. Получение информации. | 1 | | |
8 | Представление информации | 1 | | |
9 | Кодирование информации | 1 | | |
10 | Кодирование и шифрование данных | 1 | | |
11 | Хранение информации | 1 | | |
12-13 | Обработка информации | 2 | | |
| |
14 | Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе №2 Тестирование | 1 | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». | 1 | | |
16 | Объект и его имя | 1 | | |
17 | Объект и его свойства | 1 | | |
18-19 | Функции объекта | 2 | | |
| |
20 | Отношения между объектами | 1 | | |
21 | Характеристика объекта | 1 | | |
22 | Документ и данные об объекте | 1 | | |
23 | Повторение. Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе №3» | 1 | | |
24 | Контрольная работа №3 «Мир объектов» | 1 | | |
25 | Компьютер – это система | 1 | | |
26 | Системные программы и операционная система | 1 | | |
27 | Файловая система | 1 | | |
28 | Компьютерные сети | 1 | | |
29 | Информационные системы | 1 | | |
30 | Подготовка к контрольной работе №4 | | | |
31 | Контрольная работа №4 «Информационные системы» | 1 | | |
32 | Годовое повторение по теме «Информация, человек и компьютер» | 1 | | |
33 | Годовое повторение по темам «Действия с информацией», «Мир объектов». | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | | |
Учебно-тематический план.
4 класс
№ | Название раздела | Количество часов | Планируемые образовательные результаты |
1 | Повторение | 7 | Регулятивные УУД: Цель, вспомнить, знать, уметь – структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере Познавательные УУД: Общеучебные УУД Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией. Логические УУД: Формирование понятия «Главное» Знаково-символические УУД: Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией Актуализация знаний, полученных во 2, 3 классах, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений Овладение основами пространственного воображения. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры |
2 | Суждение, умозаключение, понятие | 9 | Регулятивные УУД: Цель, понять, знать, уметь – структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере Познавательные УУД: Общеучебные УУД: Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией Логические УУД: Формирование понятия «Главное» Знаково-символические УУД: Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы |
3 | Мир моделей | 8 | РегулятивныеУУД: Цель, понять, знать, уметь – структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере. В текст параграфа включены инструкции-алгоритмы, при помощи которых учитель может организовать формирование понятий «алгоритм – управление – поведение – принятие решения», что способствует формированию целостности понятия «регуляция деятельности» Познавательные УУД: ОбщеучебныеУУД: Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией, описанием компьютерной программы ЛогическиеУУД: Знаково-символические УУД: Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией, описанием компьютерной программы Личностные УУД: Раздел параграфа «Понять» – актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы. |
4 | Управление | 10 | РегулятивныеУУД: Цель, понять, знать, уметь – структура параграфа нацелена на деятельностное обучение. Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере. В текст параграфа включены сведения, при помощи которых учитель может организовать формирование понятий «алгоритм – управление – поведение – принятие решения», что способствует формированию целостности понятия «регуляция деятельности» Познавательные УУД: ОбщеучебныеУУД: Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации ЛогическиеУУД: Знаково-символические УУД: Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, фотографией, схемой |
Календарно-тематическое планирование.
4 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Человек в мире информации | 1 | | |
2 | Действия с данными | 1 | | |
3 | Объект и его свойства | 1 | | |
4 | Отношения между объектами | 1 | | |
5 | Компьютер как система | 1 | | |
6 | Подготовка к контрольной работе № 1 «Повторение» | 1 | | |
7 | Контрольная работа №1 «Повторение» | 1 | | |
8 | Мир понятий | 1 | | |
9 | Деление понятий | 1 | | |
10 | Обобщение понятий | 1 | | |
11 | Отношения между понятиями | 1 | | |
12 | Понятия «истина» и «ложь» | 1 | | |
13 | Суждение | 1 | | |
14 | Умозаключение | 1 | | |
15 | Подготовка к контрольной работе № 2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение». | 1 | | |
16 | Контрольная работа №2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение». | 1 | | |
17 | Модель объекта | 1 | | |
18 | Текстовая и графическая модели | 1 | | |
19 | Алгоритм как модель действий | 1 | | |
20 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов | 1 | | |
21 | Исполнитель алгоритма | 1 | | |
22 | Компьютер как исполнитель | 1 | | |
23 | Подготовка к контрольной работе № 3 «мир моделей» | 1 | | |
24 | Контрольная работа №3 по теме: «Мир моделей». | 1 | | |
25 | Кто кем и зачем управляет | 1 | | |
26 | Управляющий объект и объект управления | 1 | | |
27 | Цель управления. Управляющее воздействие | 1 | | |
28 | Средство управления | 1 | | |
29 | Результат управления | 1 | | |
30 | Современные средства коммуникации | 1 | | |
31 | Подготовка к контрольной работе № 4 «Управление» | 1 | | |
32 | Контрольная работа №4 по теме: «Управление». | 1 | | |
33 | Повторение основных понятий курса | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | | |