Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» п. Зарево
Согласовано: Утверждаю:
Зам. Директора по УВР Директор школы МБОУ СОШ № 5
Рудик С.И. Вирская И.П.
От ________ 2022г. Приказ № от______г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ИСТОРИЯ»
7 класс
Составитель:
учитель истории и обществознания
Коблева Марет Батырбиевна
2022г
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения истории в 7 классе обучающиеся научится :
- Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
- Характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
- Читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
- Рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
- Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
обучающиеся получит возможность научиться:
- Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- Раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
- Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- Оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
- Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 ч.)
Раздел 1. Введение. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация 17 ч.
Понятие о Новом времени, определение его хронологических рамок. Разрушение традиционного общества. Эпоха «пробуждения умов». Человек Нового времени. Зарождение нового видения мира. Что связывает нас с Новым временем.
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519–1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка). Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий. Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.1517 г. – М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма. Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.
Раздел 2. Первые революции Нового Времени. Международные отношения 5 ч.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени. Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах. Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение. Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний).
Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 6ч.
Европейская культура XVI–XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVI–XVII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Проникновение европейцев в страны Востока. Знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае.
ИСТОРИЯ РОССИИ – 40 часов
Раздел 1. Введение. Создание Московского царства. 13 ч.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. РН и ЭО. Социальная структура адыгского общества.
РН и ЭО. Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в 17- 18вв.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного.
Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Васильевича. Царь Фёдор Иоаннович. Развитие русской культуры в XVI в. Борьба за власть. Учреждение патриаршества.
Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тильзитский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Раздел 2. Смута в России. 5 ч.
Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Его внутренняя и внешняя политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. РН и ЭО. Экономическая жизнь адыгов.
РН и ЭО. Политическое развитие адыгов.
Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Начало царствования династии Романовых.
Раздел 3. «Богатырский век». 7 ч.
Россия при первых Романовых.: усиление самодержавной власти. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения.
Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. РН и ЭО. Появление казачества. РН и ЭО. Российское государство и адыги.
Раздел 4. «Бунташный век». 7 ч.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Церковный собор 1666—1667 гг.
Раздел 5. Россия на новых рубежах. 4 ч.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.
Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.
Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Раздел 6. В канун великих реформ. 4ч.
Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование.Развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема разделов | Количество часов | РНиЭО | Обоб. Пов. | |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 28 ч. | | | |
1 | Введение. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 17 | | 1 | |
2 | Первые революции Нового Времени. Международные отношения | 5 | | 1 | |
3 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 5 | | 1 | |
4 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
История России 40ч. | | | |
1 | Создание Московского царства | 13 | 2 | 1 | |
2 | Смута в России | 5 | | 1 | |
3 | «Богатырский век» | 7 | 2 | | |
4 | «Бунташный век» | 7 | 2 | | |
5 | Россия на новых рубежах | 4 | 1 | | |
6 | В канун великих реформ. | 3 | | | |
7 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
Итого 68 |
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 часов)
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – 28 часов
№ п/п | Тема и тип урока | Домашнее задание | Кол.во часов | Дата проведения урока |
Раздел 1. Мир вначале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация |
1 | От Средневековья к Новому времени | Стр. 5-8 | | |
2 | Технические открытия и выход к мировому океану | § 1 стр. 9-19 | | |
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | § 2 стр. 20-28 | | |
4 | Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе. | § 3 стр. 31-40 | | |
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику | § 4 стр. стр. 42-49 | | |
6 | Европейское общество в раннее Новое время. | § 5 стр. 53-58 | | |
7 | Повседневная жизнь. Менялись эпохи – менялась мода | Стр. 59-62 | | |
8 | Великие гуманисты Европы | Стр. 69-78 | | |
9 | Мир художественной культуры Возрождения | § 6 стр. 78-90 | | |
10 | Мир художественной культуры Возрождения | § 6 стр. 78-90 | | |
11 | Рождение новой европейской науки | Стр. 94-102 | | |
12 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | § 7 стр. 102-111 | | |
13 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | § 8 стр. 113-119. | | |
14 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | § 8 стр. 113-119 | | |
15 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | § 9 стр. 121-129 | | |
16 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | § 10 стр. 130-139 | | |
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир вначале Нового времени» | Повторить § 1-10 | | |
Раздел 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения |
18 | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. | § 11 стр. 145-155 | | |
19 | Парламент против короля. Революция в Англии. | § 12 стр. 156-166 | | |
20 | Путь к парламентской монархии. | § 13 стр. 167-175 | | |
21 | Международные отношения в XV-XVII вв. | § 14 стр. 176-187 | | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв.» | Повторить §11-14 | | |
Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации Итоговое занятие по курсу История Нового времени |
23 | Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка | Стр. 192-200 | | |
24 | Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка | Стр. 192-200 | | |
25 | Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | § 15 стр. 200-210 | | |
26 | Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации | § 16 стр.211-220 | | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» | § 15-16 | | |
28 | Итоговая контрольная №1 по «Истории Нового времени» | Не задано | | |
История России XVI – конец XVII века(42 ч.)
| | |
№ | Название темы урока | Домашнее задание | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Раздел 1. Создание Московского царства |
29 | Введение. | стр.3-5 | 1 | |
30 | Василий III и его время | § 1-2 стр. 6-15. | 1 | |
31 | Василий III и его время | § 1-2 стр. 6-15. | 1 | |
32 | Русское государство и общество: трудности роста. | § 3 стр. 16-24. | 1 | |
33 | Начало реформ . Избранная рада | § 4 стр.25-31. | 1 | |
34 | Строительство царства | § 5-6 стр. 32-40. | 1 | |
35 | Строительство царства | § 5-6 стр. 32-40. | 1 | |
36 | Внешняя политика Ивана IV | § 7 стр.41-50. | 1 | |
37 | Опричнина. Итоги правления Ивана IV | § 8-9. стр.51-63. | 1 | |
38 | Русская культура в XVI веке | § 10 стр.63. | 1 | |
39 | РН и ЭО. Социальная структура адыгского общества | § 6-8 вопросы. (История Адыгеи) | 1 | |
40 | РН и ЭО. Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в 17-18вв. | § 11-14 вопросы. (История Адыгеи). | 1 | |
41 | Обобщение по теме «Создание Московского царства» | § 1-10 повторить | 1 | |
Раздел 2. Смута в России |
42 | Кризис власти на рубежеXVI-XVII веков | § 11 стр. 76-83 . | 1 | |
43 | Начало Смуты. Самозванец на престоле | §12 стр. 84-91. | 1 | |
44 | Разгар Смуты. Власть и народ | §13стр. 92-100. | 1 | |
45 | Окончание Смуты. Новая династия | §14 стр. 101-112. | 1 | |
46 | Обобщение по теме «Смута в России» | §11-14 повторить. | 1 | |
Раздел 3 « Богатырский век» |
47 | Социально-экономическое развитие России в XVII веке | §15 стр. 112-120. | | |
48 | РН и ЭО. Экономическая жизнь адыгов. | § 9 (История Адыгеи) | 1 | |
49 | РН и ЭО. Политическое развитие адыгов | § 10(История Адыгеи) | 1 | |
50 | Сословия XVII века: «верхи» общества | § 16 стр. 121-127. | 1 | |
51 | Сословия XVII века: «низы» общества | § 17 стр. 128-135. | 1 | |
52 | Государственное устройство России в XVII веке | § 18 стр. 136-145. | 1 | |
53 | Обобщение по теме «Богатырский век» | §15-18 Отвечать на вопросы. | 1 | |
Раздел 4. «Бунташный век» |
54 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | §19 стр. 146-153. | 1 | |
55 | Формирование абсолютизма | §20 стр. 154-161. | 1 | |
56 | Церковный раскол | §21-22 стр. 162-172. | 1 | |
57 | Церковный раскол | §21-22 стр. 162-172. | 1 | |
58 | Народный ответ | §23стр. 173-183. | 1 | |
59 | РН и ЭО. Появление казачества. | Дополнительная литература. | 1 | |
60 | РН и ЭО. Появление казачества. | Дополнительная литература. | 1 | |
Раздел 5. Россия на новых рубежах |
61 | Внешняя политика России в XVII веке | §24-25 стр. 184-194. | 1 | |
62 | Внешняя политика России в XVII веке | §24-25 стр. 184-194. | 1 | |
63 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | §26 стр. 195-205. | 1 | |
64 | РН и ЭО. Российское государство и адыги. | §24-26. | 1 | |
Раздел 6. В канун великих реформ |
64 | Политика Фёдора Алексеевича Романова | §27 стр. 206-212. | 1 | |
66 | Борьба за власть в конце. XVII века. Культура Руси в XVII веке | §28 стр. 213-219. § 29 стр. 220-227. | 1 | |
67 | Мир человека XVII века | § 30 стр. 228-236. | | |
68 | Итоговая контрольная работа №2 по курсу «История России» | Не задано | 1 | |
Приложение 2
Графиик контрольных работ
№ | Тема контрольной работы | Количество часов | Дата проведения |
1 | Итоговая контрольная №1 по «Истории Нового времени» | 1 | |
2 | Итоговая контрольная работа №2 по курсу «История России» | 1 | |
| | | |
14