СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "История 7 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "История 7 класс"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» п. Зарево








Согласовано: Утверждаю:


Зам. Директора по УВР Директор школы МБОУ СОШ № 5


Рудик С.И. Вирская И.П.

От ________ 2022г. Приказ № от______г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ИСТОРИЯ»

7 класс





Составитель:

учитель истории и обществознания

Коблева Марет Батырбиевна


2022г



Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения истории в 7 классе обучающиеся научится :


- Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

- Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

- Характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

- Читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

- Рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

- Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

обучающиеся получит возможность научиться:


- Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- Раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

- Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

- Давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- Оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

- Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 ч.)


Раздел 1. Введение. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация 17 ч.

Понятие о Новом времени, определение его хронологических рамок. Разрушение традиционного общества. Эпоха «пробуждения умов». Человек Нового времени. Зарождение нового видения мира. Что связывает нас с Новым временем.

Великие географические открытия: их причины, основные события и герои (Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498 г., Магеллан – 1519–1522 гг.), последствия (крах средневековой картины мира, начало создания мирового рынка). Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий. Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.1517 г. – М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация. Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма. Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И. Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба протестантских и католических стран.


Раздел 2. Первые революции Нового Времени. Международные отношения 5 ч.


Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими, развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие Нового времени. Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах. Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I. Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических отношений), основные события и лидеры (1640 г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688 г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Англии (Великобритании). Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы разрушения аграрного общества. Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение. Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных, рабовладельческих колоний).


Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 6ч.


Европейская культура XVI–XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVI–XVII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Проникновение европейцев в страны Востока. Знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и дальневосточной цивилизаций. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. 


ИСТОРИЯ РОССИИ – 40 часов


Раздел 1. Введение. Создание Московского царства. 13 ч.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Реформы Елены Глинской. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Правление Ивана IV. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. РН и ЭО. Социальная структура адыгского общества.

РН и ЭО. Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в 17- 18вв.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Расширение территории России в годы правления Ивана Грозного.

Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Васильевича. Царь Фёдор Иоаннович. Развитие русской культуры в XVI в. Борьба за власть. Учреждение патриаршества.

Избрание на царство Бориса Годунова. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Тильзитский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Раздел 2. Смута в России. 5 ч.

Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Его внутренняя и внешняя политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. РН и ЭО. Экономическая жизнь адыгов.

РН и ЭО. Политическое развитие адыгов.

Боярский царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Начало царствования династии Романовых.

Раздел 3. «Богатырский век». 7 ч.

Россия при первых Романовых.: усиление самодержавной власти. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения.

Духовенство. Казачество. Усиление роли барщины и оброка. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. РН и ЭО. Появление казачества. РН и ЭО. Российское государство и адыги.


Раздел 4. «Бунташный век». 7 ч.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Церковный собор 1666—1667 гг.


Раздел 5. Россия на новых рубежах. 4 ч.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты.

Русско-турецкие отношения. Конфликты с Османской империей. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Раздел 6. В канун великих реформ. 4ч.


Политика Федора Алексеевича Романова. Борьба за власть в конце XVII в. Регентство Софьи Алексеевны. Хованщина. Россия накануне петровского правления. Просвещение и образование.Развитие литературы, архитектуры, изобразительного искусства. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.

Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.


Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Тема разделов

Количество часов


РНиЭО

Обоб.

Пов.


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 28 ч.




1

Введение. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

17


1


2

Первые революции Нового Времени. Международные отношения

5


1


3

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

5


1


4

Итоговая контрольная работа

1




История России 40ч.




1

Создание Московского царства

13

2

1


2

Смута в России

5


1


3

«Богатырский век»

7

2



4

«Бунташный век»

7

2



5

Россия на новых рубежах

4

1



6

В канун великих реформ.

3




7

Итоговая контрольная работа

1




Итого 68














Приложение 1


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 часов)


ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ – 28 часов

п/п

Тема и тип урока

Домашнее задание

Кол.во

часов

Дата проведения урока

Раздел 1. Мир вначале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

1

От Средневековья к Новому времени


Стр. 5-8



2

Технические открытия и выход к мировому океану

§ 1 стр. 9-19



3

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

§ 2 стр. 20-28



4

Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе.

§ 3 стр. 31-40



5

Дух предпринимательства преобразует экономику

§ 4 стр. стр. 42-49



6

Европейское общество в раннее Новое время.

§ 5 стр. 53-58



7

Повседневная жизнь. Менялись эпохи – менялась мода

Стр. 59-62



8

Великие гуманисты Европы

Стр. 69-78



9

Мир художественной культуры Возрождения

§ 6 стр. 78-90



10

Мир художественной культуры Возрождения

§ 6 стр. 78-90



11

Рождение новой европейской науки


Стр. 94-102



12

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

§ 7 стр. 102-111



13

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

§ 8 стр. 113-119.



14

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

§ 8 стр. 113-119



15

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.


§ 9 стр. 121-129



16

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции


§ 10 стр. 130-139





17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир вначале Нового времени»


Повторить

§ 1-10





Раздел 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения

18

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.

§ 11 стр. 145-155



19

Парламент против короля. Революция в Англии.

§ 12 стр. 156-166



20

Путь к парламентской монархии.

§ 13 стр. 167-175



21

Международные отношения в XV-XVII вв.

§ 14 стр. 176-187



22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения в XVI-XVIII вв.»

Повторить §11-14



Раздел 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Итоговое занятие по курсу История Нового времени

23

Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка

Стр. 192-200



24

Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка

Стр. 192-200



25

Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

§ 15 стр. 200-210



26

Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации

§ 16 стр.211-220



27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации»

§ 15-16



28

Итоговая контрольная №1 по «Истории Нового времени»

Не задано







История России XVI – конец XVII века(42 ч.)




Название темы урока

Домашнее задание

Кол-во часов

Дата проведения урока

Раздел 1. Создание Московского царства

29

Введение.

стр.3-5

1


30

 Василий III и его время

§ 1-2 стр. 6-15.

1


31

 Василий III и его время

§ 1-2 стр. 6-15.

1


32

Русское государство и общество: трудности роста.

§ 3 стр. 16-24.

1


33

Начало реформ . Избранная рада

§ 4 стр.25-31.

1


34

Строительство царства

§ 5-6 стр. 32-40.

1


35

Строительство царства

§ 5-6 стр. 32-40.

1


36

Внешняя политика Ивана IV

§ 7 стр.41-50.

1


37

Опричнина. Итоги правления Ивана IV

§ 8-9. стр.51-63.

1


38

Русская культура в XVI веке

§ 10 стр.63.

1


39

РН и ЭО.

Социальная структура адыгского

общества

§ 6-8 вопросы. (История Адыгеи)

1


40

РН и ЭО.

Роль и место Западной Черкессии в международных отношениях в 17-18вв.

§ 11-14 вопросы. (История Адыгеи).

1


41

Обобщение по теме «Создание Московского царства»

§ 1-10 повторить

1


Раздел 2. Смута в России

42

Кризис власти на рубежеXVI-XVII веков

§ 11 стр. 76-83 .

1


43

Начало Смуты. Самозванец на престоле

§12 стр. 84-91.

1


44

Разгар Смуты. Власть и народ

§13стр. 92-100.

1


45

Окончание Смуты. Новая династия

§14 стр. 101-112.

1


46

Обобщение по теме «Смута в России»

§11-14 повторить.

1


Раздел 3 « Богатырский век»

47

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

§15 стр. 112-120.



48

РН и ЭО. Экономическая жизнь адыгов.

§ 9 (История Адыгеи)

1


49

РН и ЭО. Политическое

развитие адыгов

§ 10(История Адыгеи)


1


50

Сословия XVII века: «верхи» общества

§ 16 стр. 121-127.

1


51

Сословия XVII века: «низы» общества

§ 17 стр. 128-135.

1


52

Государственное устройство России в XVII веке

§ 18 стр. 136-145.

1


53

Обобщение по теме «Богатырский век»

§15-18 Отвечать на вопросы.

1


Раздел 4. «Бунташный век»

54

Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

§19 стр. 146-153.

1

55

Формирование абсолютизма

§20 стр. 154-161.

1


56

Церковный раскол

§21-22 стр. 162-172.

1


57

Церковный раскол

§21-22 стр. 162-172.

1


58

Народный ответ

§23стр. 173-183.

1


59

РН и ЭО. Появление казачества.

Дополнительная литература.


1



60

РН и ЭО. Появление казачества.

Дополнительная литература.


1


Раздел 5. Россия на новых рубежах

61

Внешняя политика России в XVII веке

§24-25 стр. 184-194.

1


62

Внешняя политика России в XVII веке

§24-25 стр. 184-194.

1


63

Освоение Сибири и Дальнего Востока

§26 стр. 195-205.

1


64

РН и ЭО. Российское государство и адыги.

§24-26.

1


Раздел 6. В канун великих реформ

64

Политика Фёдора Алексеевича Романова

§27 стр. 206-212.

1


66

Борьба за власть в конце. XVII века. Культура Руси в XVII веке

§28 стр. 213-219. § 29 стр. 220-227.

1


67

Мир человека XVII века

§ 30 стр. 228-236.



68

Итоговая контрольная работа №2 по курсу «История России»

Не задано

1






















Приложение 2






Графиик контрольных работ





Тема контрольной работы

Количество часов


Дата проведения


1

Итоговая контрольная №1 по «Истории Нового времени»

1



2


Итоговая контрольная работа №2 по курсу «История России»


1













14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!