СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Программирование на языке Паскаль». 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Программирование на языке Паскаль». 10 класс»



Рабочая программа

учебного курса

«Программирование на языке Паскаль»

10 класс






Составил:

Ларина Оксана Валерьевна –

учитель информатики высшей квалификационной категории



Рабочая программа учебного курса «Программирование на языке Паскаль» (10 класс) (далее – Рабочая программа) составлена в соответствии с ФГОС СОО, на основании ООП СОО МБОУ СОШ № 13.

Рабочая программа конкретизирует содержание и особенности реализации программы учебного курса «Программирование на языке Паскаль» на уровне СОО в 10 классе.

Целью реализации рабочей программы по учебному курсу «Программирование на языке Паскаль» (10 класс) является усвоение содержания курса и достижение учащимися планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ООП СОО школы.

Цель введения курса: содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Раскрытие значения программирования и сути профессии программиста; подготовка к практическому использованию полученных знаний при решении учебных задач, а затем – в профессиональной деятельности. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.


Задачами учебного курса являются:

- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;

- знакомство с типовыми алгоритмами: ввод-вывод данных, использование циклов, работа с массивами;

- знакомство со структурированными типами данных;

- профессиональное самоопределение;

- развитие алгоритмического мышления;

- решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач.


На реализацию Рабочей программы отводится 35 часов (1 час в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного курса «Программирование на языке Паскаль» (10 класс)

Требования к результатам освоения учебного курса «Программирование на языке Паскаль» (10 класс)


Планируемые результаты

Личностные


Л-1.1.Ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы

Л-4.5.Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

Л-5.2.Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности


Метапредметные


Р-1. Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута.

Р-4. Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Р-7. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

П-1. Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.

П-6. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

К-1. Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий.

К-3. Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

ИКТ-9.3. моделировать с использованием средств программирования.

ИКТ-10.4.соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.




Предметные

Выпускник научится:

ИНФ.Б.-4. определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

ИНФ.Б.-5. выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

ИНФ.Б.-6. создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

Выпускник получит возможность:

ИНФ.Б.-20. использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

ИНФ.Б.-23. классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;


Содержание учебного курса «Программирование на языке Паскаль» (10 класс)


Тематическое планирование учебного курса «Программирование на языке Паскаль» (10 класс)


Часть 1. Теоретическая

 

  1. Язык программирования Pascal (5 часов)

Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

 

2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм (4 часа)

Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.

 

3. Условный оператор (7 часов)

Условный оператор. Оператор выбора.

 

4. Алгоритмы с повторениями (6 часов)

Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

 

5. Массивы (6 часов)

Понятие массива. Двумерные массивы.

 

6. Графика в Pascal (6 часов)

Графика.


7. Зачёт (1 час)

Часть 2. Практическая


1. Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка.

2. Структура программы. Разделы описания.

3. Основные математические функции. Моя первая программа.

4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.

5. Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.

6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.

7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

8. Условный оператор. Структура условного оператора.

9. Условный оператор. Простые условия.

10. Условный оператор. Составные условия.

11. Операторные скобки.

12. Составной оператор.

13. Оператор выбора.

14. Алгоритмы с повторениями.

15. Цикл с параметром.

16. Цикл с предусловием.

17. Цикл с постусловием.

18. Вложенные циклы.

19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.

20. Задание массива в разделе констант.

21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.

22. Поиск максимального (минимального) элемента массива.

23. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.

24. Графические примитивы.

25. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.

26. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.

27. Графика. Закрашивание.

28. Построение графиков на экране.

29. Построение поверхностей.


Тематическое планирование учебного курса «Программирование на языке Паскаль» (10 класс)


Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Язык программирования Pascal

5


ТБ. Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.

1


П.р. №1. Язык программирования Pascal . Текстовый редактор языка.

1


П.р. №2 . Структура программы. Разделы описания.

1


П.р. №3. Основные математические функции. Первая программа.

1


П.р. №4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода.

1

2

Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм

4


Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.

1


П.р. №5 . Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.

1


П.р. №6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.

1


П.р. №7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.

1

3

Условный оператор

7


Условный оператор. Оператор выбора.

1


П.р. №8. Условный оператор. Структура условного оператора.

1


П.р. №9. Условный оператор. Простые условия.

1


П.р. №10. Условный оператор. Составные условия.

1


П.р. №11. Операторные скобки.

1


П.р. №12. Составной оператор.

1


№13. Оператор выбора.

1

4

Алгоритмы с повторениями

6


Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.

1


П.р. №14. Алгоритмы с повторениями.

1


П.р. №15. Цикл с параметром.

1


П.р. №16. Цикл с предусловием.

1


П.р. №17. Цикл с постусловием.

1


№18. Вложенные циклы.

1

5

Массивы

6


Понятие массива. Двумерные массивы.

1


П.р. №19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.

1


П.р. №20. Задание массива в разделе констант.

1


П.р. №21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.

1


П.р. №22. Поиск максимального (минимального) элемента массива.

1


П.р. №23. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.


6

Графика в Pascal

6


Графика. П.р. №24. Графические примитивы.

1


П.р. №25. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.

1


П.р. №26. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.

1


П.р. №27. Графика. Закрашивание.

1


П.р. №28. Построение графиков на экране.

1


П.р. №29. Построение поверхностей.

1

7

Зачёт

1


Итого

35



Формы контроля

Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.

Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:

        • знание основных алгоритмических конструкций;

        • умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;

        • умение найти более эффективный способ решения задачи;

        • умение тестировать программу.

В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.

Методы обучения

Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

  Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.

  Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.

  2. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal».

  3. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .

  4. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил.

  5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.

  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.

  7. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.

  8. Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!