СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Учебного курса Развитие естественнонаучной грамотности (для 9 классов образовательных организаций)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа нацелена на развитие: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Учебного курса Развитие естественнонаучной грамотности (для 9 классов образовательных организаций)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Оренбургской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска" Оренбургской области

РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей

________ Карабутова Л.Т.
Протокол №
от "___" _________г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

__________ Никитина Г.М.
Протокол №
от "___" _______ г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______ Корчажникова И.В.

Приказ №

от "___" _______ г.



Рабочая программа

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебного курса

Развитие естественнонаучной грамотности

(для 9 классов образовательных организаций)



















Медногорск, 2023









Пояснительная записка

Актуальность программы определяется изменением требо­ваний реальности к человеку, получающему образование и реа­лизующему себя в современном социуме. Эти изменения вклю­чают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и на­выки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анали­зировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо пла­нировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оцен­ку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации не­определенности.

Рабочая программа по естественнонаучной грамотности на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно - нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания.

Программа соответствует требованиям к структуре про­грамм, заявленным в ФГОС.

Согласно учебному плану на изучение учебного курса «Естественнонаучная грамотность» в 9 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Основной целью программы является развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 клас­сов.

Программа курса рассчитана на пять лет с проведением за­нятий 1 раз в неделю.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, со­ставляющих основу функциональной грамотности.

В 9 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение мате­риалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.

В целях развития познавательной активности обучающихся на заняти­ях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело­вые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны по­иска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg resh edu ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv instrao ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу


ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ


Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения являются:

  • сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности; развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных мероприятиях научного профиля.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • выявлять причины и следствия простых явлений.

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • осваивать основные методики учебно-исследовательской деятельности; осваивать основы смыслового чтения и работа с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств в соответствии с целями коммуникации;

  • умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогами;

  • готовность и способность учитывать мнения других в процессе групповой работы;

  • способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности; находить общее решение;

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).




ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ

Программа курса разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания

Согласно Примерной программе воспитания у современно­го школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты .

Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направ­лениям функциональной грамотности, вносящим вклад в вос­питание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового обра­за жизни, эмоционального благополучия.

Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – пол­ноценному личностному развитию школьников и созданию ус­ловий для их позитивной социализации.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, ма­тематическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креатив­ное мышление.

Естественнонаучная грамотность

Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной гра­мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по обществен­но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями Естественнонаучно грамотный человек стремится участво­вать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле­дующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественнонауч­ного исследования; 6 интерпретировать данные и использовать научные доказа­тельства для получения выводов»

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет допол­нительные возможности с точки зрения вариативности содер­жания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предме­тов, регламентируется образовательным стандартом Учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеу­рочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор­мах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспе­чения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методи­ческих предпочтений учителя и познавательной активности учащихся



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название изучаемых разделов

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1: «Живые системы»

20

3

Раздел 2. «Физические системы»

5

4

Раздел 3: «Земля и космические системы»

7

5

Подведем итоги

1

6

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34







Поурочное планирование занятий курса

Тема занятия

кол-во часов

дата занятия

(план.)

Планируемый образова­тельный результат

1

Введение

Понятие о естественнонаучной функциональной грамотности

1

01/9


2

Раздел 1: «Живые системы»

Вездесущий йод

1

02/9

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

3

Накопление токсинов в водной фауне

1

03/9

Применяет информацию, из­влечённую из текста, для ре­шения разного рода проблем

4

Миграции птиц

1

04/9

Анализирует и интегрирует

информацию для принятия

решения

5

Теория флогистона и открытие кислорода

1

01/10

Принимает решение на ос­нове оценки и интерпрета­ции информации

6

Борщевик Сосновского

1

02/10

Оценивает информацию и принимает решение

7

Живой кефир

1

03/10

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

8

Экологические системы

1

04/10

Применяет информацию, из­влечённую из текста, для ре­шения разного рода проблем

9

Клонирование

1

02/11

Анализирует и интегрирует

информацию для принятия

решения

10

Инсектициды

1

03/11

Принимает решение на ос­нове оценки и интерпрета­ции информации

11

Вода в жизни человека

1

04/11

Оценивает информацию и принимает решение

12

Соль на раны

1

01/12

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

13

Лекарство в кармане

1

02/12

Применяет информацию, из­влечённую из текста, для ре­шения разного рода проблем

14

Грипп и антибиотики

1

03/12

Анализирует и интегрирует

информацию для принятия

решения

15

Здоровье человека

1

04/12

Принимает решение на ос­нове оценки и интерпрета­ции информации

16

Красота и здоровье

1

02/01

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

17

Питание для здоровья

1

03*01

Применяет информацию, из­влечённую из текста, для ре­шения разного рода проблем

18

Спать пора?

1

04/01

Анализирует и интегрирует

информацию для принятия

решения

19

Испарение в жизни человека

1

01/02

Принимает решение на ос­нове оценки и интерпрета­ции информации

20

Новое время – новые потребности?

1

02/02

Оценивает информацию и принимает решение

21

Истории мировых эпидемий

1

03/02

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

22

Раздел 2. «Физические системы»

Всегда природа звуками полна

1

04/02

Применяет информацию, из­влечённую из текста, для ре­шения разного рода проблем

23

Шум и его воздействие на человека

1

01/03

Анализирует и интегрирует

информацию для принятия

решения

24

Трудности покорения глубин

1

02/03

Принимает решение на ос­нове оценки и интерпрета­ции информации

25

Физика сёрфинга

1

03/03

Оценивает информацию и принимает решение

26

Батарейки: польза и вред

1

04/03

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

27

Раздел 3: «Земля и космические системы»

Лесные пожары и климат

1

01/04

Применяет информацию, из­влечённую из текста, для ре­шения разного рода проблем

28

Углекислый газ в природе и его значение

1

02/04

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

29

Парниковый эффект: действительность или вымысел?

1

03/04

Применяет информацию, из­влечённую из текста, для ре­шения разного рода проблем

30

Цунами

1

04/04

Анализирует и интегрирует

информацию для принятия

решения

31

Байкал

1

01/05

Принимает решение на ос­нове оценки и интерпрета­ции информации

32

Колумб или как избежать цинги

1

02/05

Оценивает информацию и принимает решение

33

Превращая, сохраняем

1

03/05

Находит и извлекает инфор­мацию из различных текстов

34

Подведем итоги.

1

04/05









Методические материалы для учителя

1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.

2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.

3. Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.

4. Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.

5. Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

1.Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/

2. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/

3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VIIIX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti

4. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!