МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска" Оренбургской области
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей ________ Карабутова Л.Т. Протокол № от "___" _________г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Никитина Г.М. Протокол № от "___" _______ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ______ Корчажникова И.В. Приказ № от "___" _______ г. |
Рабочая программа
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебного курса
Развитие естественнонаучной грамотности
(для 9 классов образовательных организаций)
Медногорск, 2023
Пояснительная записка
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Рабочая программа по естественнонаучной грамотности на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно - нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.
Согласно учебному плану на изучение учебного курса «Естественнонаучная грамотность» в 9 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основной целью программы является развитие естественнонаучной грамотности обучающихся 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие: способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность).
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 9 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg resh edu ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv instrao ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media prosv ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения являются:
сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
повышение мотивации к научно-исследовательской деятельности; развитие организаторских, лидерских и коммуникативных способностей детей через участие в совместных мероприятиях научного профиля.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
осваивать основные методики учебно-исследовательской деятельности; осваивать основы смыслового чтения и работа с текстом.
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств в соответствии с целями коммуникации;
умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и педагогами;
готовность и способность учитывать мнения других в процессе групповой работы;
способность осуществлять взаимный контроль результатов совместной учебной деятельности; находить общее решение;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты .
Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Естественнонаучная грамотность
Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования; 6 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов»
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом Учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название изучаемых разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1: «Живые системы» | 20 |
3 | Раздел 2. «Физические системы» | 5 |
4 | Раздел 3: «Земля и космические системы» | 7 |
5 | Подведем итоги | 1 |
6 | ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ | 34 |
Поурочное планирование занятий курса
№ | Тема занятия | кол-во часов | дата занятия (план.) | Планируемый образовательный результат |
1 | Введение Понятие о естественнонаучной функциональной грамотности | 1 | 01/9 | |
2 | Раздел 1: «Живые системы» Вездесущий йод | 1 | 02/9 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
3 | Накопление токсинов в водной фауне | 1 | 03/9 | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
4 | Миграции птиц | 1 | 04/9 | Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
5 | Теория флогистона и открытие кислорода | 1 | 01/10 | Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации |
6 | Борщевик Сосновского | 1 | 02/10 | Оценивает информацию и принимает решение |
7 | Живой кефир | 1 | 03/10 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
8 | Экологические системы | 1 | 04/10 | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
9 | Клонирование | 1 | 02/11 | Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
10 | Инсектициды | 1 | 03/11 | Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации |
11 | Вода в жизни человека | 1 | 04/11 | Оценивает информацию и принимает решение |
12 | Соль на раны | 1 | 01/12 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
13 | Лекарство в кармане | 1 | 02/12 | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
14 | Грипп и антибиотики | 1 | 03/12 | Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
15 | Здоровье человека | 1 | 04/12 | Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации |
16 | Красота и здоровье | 1 | 02/01 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
17 | Питание для здоровья | 1 | 03*01 | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
18 | Спать пора? | 1 | 04/01 | Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
19 | Испарение в жизни человека | 1 | 01/02 | Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации |
20 | Новое время – новые потребности? | 1 | 02/02 | Оценивает информацию и принимает решение |
21 | Истории мировых эпидемий | 1 | 03/02 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
22 | Раздел 2. «Физические системы» Всегда природа звуками полна | 1 | 04/02 | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
23 | Шум и его воздействие на человека | 1 | 01/03 | Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
24 | Трудности покорения глубин | 1 | 02/03 | Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации |
25 | Физика сёрфинга | 1 | 03/03 | Оценивает информацию и принимает решение |
26 | Батарейки: польза и вред | 1 | 04/03 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
27 | Раздел 3: «Земля и космические системы» Лесные пожары и климат | 1 | 01/04 | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
28 | Углекислый газ в природе и его значение | 1 | 02/04 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
29 | Парниковый эффект: действительность или вымысел? | 1 | 03/04 | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
30 | Цунами | 1 | 04/04 | Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения |
31 | Байкал | 1 | 01/05 | Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации |
32 | Колумб или как избежать цинги | 1 | 02/05 | Оценивает информацию и принимает решение |
33 | Превращая, сохраняем | 1 | 03/05 | Находит и извлекает информацию из различных текстов |
34 | Подведем итоги. | 1 | 04/05 | |
| | | | |
Методические материалы для учителя
1. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020.
2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2021.
3. Естественно-научная грамотность. Физические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
4. Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
5. Естественно-научная грамотность. Земля и космические системы. Тренажёр. 7-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцев, Д.С. Ямщикова; под ред. И.Ю. Алексашиной. – М. : Просвещение, 2020.
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1.Медиабанк по функциональной грамотности ГК «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
2. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/
3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VIIIX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
4. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/