1 | Модуль «Бюджет домохозяйства и управление личными финансами» (16 часа) | Метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), тесты, имитационно-ролевая игра, проектная сессия, образовательный тренинг, кейс, конкурсная программа, сюжетно-ролевая игра, рейтинг знатоков | Расходы и доходы семьи. Домохозяйство как субъект финансовых отношений. Расходы семьи: направления использования, приоритеты, рациональность. Доходы семьи: источники, структура. Управление личными финансами: целеполагание, планирование. Планирование как обязательный элемент ведения домашнего хозяйства. Виды планирования. Принципы формирования семейного бюджета. Личные сбережения. Необходимость создания страховых фондов семьи. Порядок формирования и расходования. Расчеты в управлении личными финансами. | Представления о различиях между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды, представления о заработной плате и различных видах оплаты труда, представления о налогах, представления о личных доходах и путях его повышения, представления о личных расходах и принципах управления ими, представления об общем доходе семьи и его источниках, путях повышения дохода, представления о влиянии рекламы и давления окружения на принятие решения о покупках, представления о необходимости ведения учета доходов и расходов, представления о влиянии рекламы и давления окружения на принятие решения о покупках, представления о необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат, представления о необходимости финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, представления о необходимости планирования доходов и расходов, способы финансовой оценки расходов, способы оценки собственных ежемесячных расходов, владение информацией об обязательных ежемесячных трат и актуальных потребностей на данный момент, способы различения товаров и услуг, которые не могут быть приобретены на регулярный доход, способы различения регулярных и нерегулярных источников дохода, способы счета наличных денег (купюры и монеты), сдачи, способы выбора товара или услуги в соответствии с реальными финансовыми возможностями, способы составления личного бюджета, способы контроля спонтанных покупок, соблюдения рамок бюджета, способы различения зарплаты до и после уплаты подоходного налога |
2 | Модуль «Финансовые инструменты» (12 часа) | Проектная сессия, учебный эксперимент, творческое задание, аквариумная дискуссия, Метод анализа конкретных ситуаций, деловая игра, дискуссия Лабораторно-практическое занятие, образовательный тренинг | Кредитование. Роль кредита в экономической системе. Функции кредита. Участники кредитных отношений. Формы кредита. Инвестирование. Инвестиции как экономическая категория. Источники инвестиций. Формы инвестиций. Эффективность инвестиций. Страхование. Неопределенность как характеристика функционирова-ния финансово-экономической системы. Риски, возникающие при осуществлении финансово-экономической деятельности. Управление рисками. Страхование в системе управления рисками. Финансовые расчеты в кредитовании, инвестировании, страховании. | Представления о инвестировании, сбережении и кредитовании, представления о кредите и кредитных процентах, об основных принципах кредитования, представления о различных видах кредитов и различиях в процентной ставке, представления о финансовых рисках, о связи с рисками финансовых инструментов; представления о типах основных финансовых организаций, представления о выгодах и рисках, связанных с разными способами кредитования, представления о полной стоимости кредита, представления о особенностях ипотечного кредитования, представления о кредитной истории и ее влиянии на решения банков о выдаче кредита, представления о инвестировании, сбережении, представления о гарантиях доходности от инвестиций, представления о различиях инвестиционных рисков и рисков по банковским вкладам, представления об инфляции, представления о финансовых рисках, представления об изменении процентных ставок и обменных курсов, представление о представления о государственной системе страхования вкладов, представления о правилах инвестирования, представления о необходимости пенсионных сбережений, представления о финансовых рисках, о связи с рисками финансовых инструментов; представления о различных видах страховых продуктов, представления о типах основных финансовых организаций, представления об основных задачах и принципах страхования, представления о государственной системе страхования вкладов, представления о услугах банкомата, кредитных картах, ваучерах и др., представления о формах оплаты товаров и услуг (наличная и безналичная), представления об условия страховых выплат в случае наступления страхового случая, способы различения типов денег (наличные, пластиковые карты, чеки, купоны и т.д.), представления о кредитных процентах, способы различения товаров и услуг, которые не могут быть приобретены на регулярный доход, способы выделения плюсов и минусов использования кредита, способы получения информации о продукте и осознания назначения этой информации, способы оценки материальных возможностей возврата кредита, способы выделения важной информации в кредитном договоре, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы получения информации о продукте и осознания назначения этой информации, способы перевода стоимости валюты с помощью курсов, способы различения российских денег и иностранной валюты, способы сравнения доходности различных инвестиционных продуктов, способы оценки степени риска конкретного инвестиционного продукта, способы чтения и проверки банковской выписки, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы определения вида страховки, необходимой в той или иной жизненной ситуации, способы сравнения различных видов страховых продуктов и способы выбора на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы вычисления простых и сложных процентов в приложении к сбережениям и кредитам. |
3 | Модуль «Финансовая безопасность» (6 часа) | Учебное микроисследование на тему «Анатомия мошенничества», учебное микроисследо-вание на тему «Финансовые пирамиды», проектная сессия «Финансовая безопасность в обращении с банковскими картами», учебное микроисследование на тему «Информирование покупателя», анализ ситуаций защиты прав потребителя, упражнение «Что читать на этикетке товара?». | Финансовая безопасность. Основные направления обеспечения собственной финансовой безопасности. Права потребителя. Нормативно-правовая база. Защита прав потребителей. Экономика и финансовая арифметика. Основы финансовых вычислений. Простой и сложный процент. Дисконтирование. | Представления о финансовых рисках, о связи с рисками финансовых инструментов; представления о типах основных финансовых организаций, представления о возможностях финансового мошенничества и способах защиты от мошенников, представления о правах и обязанностях потребителей продуктов и услуг, в т.ч. финансовых, представления об адресах и процедурах обращения с жалобой на нарушение прав потребителей; представления о собственных правах на получение качественных услуг, представления о способах защиты личной информации, в т.ч. в сети Интернет, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы обеспечения технологической безопасности от мошенников при пользовании пластиковой картой, банкоматом, платежами через интернет и т.д., способы составления жалоб на нарушение прав потребителей |