СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (ФГОС ООО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курсов внеурочной деятельности предусматривающих формирование финансовой грамотности у обучающихся ориентированы на достижение трех групп образовательных результатов:

        - личностных, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

-   предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (ФГОС ООО)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 103 г. Минеральные Воды





Рассмотрена на заседании МО

учителей технологии, музыки, ИЗО

Протокол № 1 от «31»августа 2021 г.

Руководитель МО

_______________/Н.И.Шендрик/


Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Е.Ю. Русскина/

«__» __________ 2021 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназии №103

______________/Р.Г. Агабекова/

«__» ___________ 2021 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

(ФГОС ООО)







Срок реализации рабочей программы – 1 год.



Составитель: учитель технологии Шендрик Н.И.













2021 год

Планируемые результаты

Содержание курсов внеурочной деятельности предусматривающих формирование финансовой грамотности у обучающихся ориентированы на достижение трех групп образовательных результатов:

- личностных, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Формируемые компетенции

Структура образовательных результатов при формировании финансовой грамотности включает: личные характеристики и установки, представления и способы получения информации, способы решения актуальных повседневных задач в сфере индивидуальных финансов (отдельного человека, семьи).

Личные характеристики и установки, содержащие основные личностные характеристики потребителя, связанные с общим отношением к личным финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать финансовые решения включают:

- личные характеристики и установки в области «Я – субъект финансовых отношений» (на базовом уровне - осознание разницы между базовыми потребностями и желаниями, ориентированность на глубокое обстоятельное беспристрастное оценивание собственных возможностей в финансовой сфере, мотивированность на улучшение своего материального положения, осознание необходимости учета и планирования своих доходов и расходов, интериоризация индивидуальной ответственности в финансовой сфере, субъективная значимость эффективного поведения на рынке финансовых услуг в качестве потребителя; на продвинутом уровне – осознание необходимости ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями, готовность брать ответственность за финансовые решения, осознание последствий этих решений, осознание разницы между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности, готовность к формулировке и достижению собственных финансовых целей, осознание последствий рискованного поведения);

- личные характеристики и установки в области «Я – компетентный участник финансовых отношений» (на базовом уровне - осознание важности сбережений, осознание и интериоризация правила «деньги должны работать», осознание необходимости использования страховых продуктов в различных сферах жизни, осознание необходимости хранения денежных средств в надежных организациях, осознание и интериоризация юридической защищенности прав потребителя, взвешенное отношение к рекламе финансовых продуктов и услуг; на продвинутом уровне – осознание влияние сбережений на финансовую безопасность и стабильность, осознание инвестиции как механизм долгосрочных сбережений, осознание необходимости добровольного страхования в различных сферах жизни, готовность к отстаиванию своих прав потребителя);

- личные характеристики и установки в области «Я – заинтересованный получатель финансовой информации» (на базовом уровне - интерес к сфере повседневных финансов, мотивы повышения собственной финансовой грамотности, активность и инициатива в поиске и обновлении финансовой информации, обеспечивающей грамотное решение повседневных жизненных задач, осознание важности финансового образования, которое обеспечит повышение доходов; на продвинутом уровне – готовность к развитию у себя аналитических компетенций в области влияния экономической ситуации на личные финансы).


Содержание курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

(1 час в неделю, всего 34 часа)

п/п

Наименование дидактической единицы

Учебная единица

Содержание раздела

Знаниевые и компетентностные компоненты

1

Модуль «Бюджет домохозяйства и управление личными финансами»

(16 часа)

Метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), тесты,

имитационно-ролевая игра, проектная сессия, образовательный тренинг, кейс, конкурсная программа,

сюжетно-ролевая игра, рейтинг знатоков

Расходы и доходы семьи. Домохозяйство как субъект финансовых отношений. Расходы семьи: направления использования, приоритеты, рациональность. Доходы семьи: источники, структура.

Управление личными финансами: целеполагание, планирование. Планирование как обязательный элемент ведения домашнего хозяйства. Виды планирования. Принципы формирования семейного бюджета.

Личные сбережения. Необходимость создания страховых фондов семьи. Порядок формирования и расходования.

Расчеты в управлении личными финансами.

Представления о различиях между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды, представления о заработной плате и различных видах оплаты труда, представления о налогах, представления о личных доходах и путях его повышения, представления о личных расходах и принципах управления ими, представления об общем доходе семьи и его источниках, путях повышения дохода,

представления о влиянии рекламы и давления окружения на принятие решения о покупках, представления о необходимости ведения учета доходов и расходов, представления о влиянии рекламы и давления окружения на принятие решения о покупках, представления о необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат, представления о необходимости финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, представления о необходимости планирования доходов и расходов,

способы финансовой оценки расходов, способы оценки собственных ежемесячных расходов, владение информацией об обязательных ежемесячных трат и актуальных потребностей на данный момент, способы различения товаров и услуг, которые не могут быть приобретены на регулярный доход, способы различения регулярных и нерегулярных источников дохода, способы счета наличных денег (купюры и монеты), сдачи, способы выбора товара или услуги в соответствии с реальными финансовыми возможностями, способы составления личного бюджета, способы контроля спонтанных покупок, соблюдения рамок бюджета, способы различения зарплаты до и после уплаты подоходного налога

2

Модуль «Финансовые инструменты»

(12 часа)

Проектная сессия, учебный эксперимент, творческое задание, аквариумная дискуссия, Метод

анализа конкретных ситуаций, деловая игра, дискуссия

Лабораторно-практическое занятие, образовательный тренинг

Кредитование. Роль кредита в экономической системе. Функции кредита. Участники кредитных отношений. Формы кредита.

Инвестирование. Инвестиции как экономическая категория. Источники инвестиций. Формы инвестиций. Эффективность инвестиций.

Страхование. Неопределенность как характеристика функционирова-ния финансово-экономической системы. Риски, возникающие при осуществлении финансово-экономической деятельности. Управление рисками. Страхование в системе управления рисками.

Финансовые расчеты в кредитовании, инвестировании, страховании.

Представления о инвестировании, сбережении и кредитовании,

представления о кредите и кредитных процентах, об основных принципах кредитования, представления о различных видах кредитов и различиях в процентной ставке,

представления о финансовых рисках, о связи с рисками финансовых инструментов; представления о типах основных финансовых организаций, представления о выгодах и рисках, связанных с разными способами кредитования, представления о полной стоимости кредита, представления о особенностях ипотечного кредитования, представления о кредитной истории и ее влиянии на решения банков о выдаче кредита,

представления о инвестировании, сбережении, представления о гарантиях доходности от инвестиций,

представления о различиях инвестиционных рисков и рисков по банковским вкладам, представления об инфляции, представления о финансовых рисках, представления об изменении процентных ставок и обменных курсов, представление о представления о государственной системе страхования вкладов, представления о правилах инвестирования,

представления о необходимости пенсионных сбережений,

представления о финансовых рисках, о связи с рисками финансовых инструментов; представления о различных видах страховых продуктов, представления о типах основных финансовых организаций, представления об основных задачах и принципах страхования, представления о государственной системе страхования вкладов,

представления о услугах банкомата, кредитных картах, ваучерах и др., представления о формах оплаты товаров и услуг (наличная и безналичная), представления об условия страховых выплат в случае наступления страхового случая, способы различения типов денег (наличные, пластиковые карты, чеки, купоны и т.д.), представления о кредитных процентах,

способы различения товаров и услуг, которые не могут быть приобретены на регулярный доход, способы выделения плюсов и минусов использования кредита, способы получения информации о продукте и осознания назначения этой информации, способы оценки материальных возможностей возврата кредита, способы выделения важной информации в кредитном договоре, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы получения информации о продукте и осознания назначения этой информации, способы перевода стоимости валюты с помощью курсов, способы различения российских денег и иностранной валюты, способы сравнения доходности различных инвестиционных продуктов, способы оценки степени риска конкретного инвестиционного продукта, способы чтения и проверки банковской выписки, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы определения вида страховки, необходимой в той или иной жизненной ситуации, способы сравнения различных видов страховых продуктов и способы выбора на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы вычисления простых и сложных процентов в приложении к сбережениям и кредитам.

3

Модуль «Финансовая безопасность»

(6 часа)

Учебное микроисследование на тему «Анатомия мошенничества»,

учебное микроисследо-вание на тему «Финансовые пирамиды»,

проектная сессия «Финансовая безопасность в обращении с банковскими картами», учебное микроисследование на тему «Информирование покупателя»,

анализ ситуаций защиты прав потребителя,

упражнение «Что читать на этикетке товара?».

Финансовая безопасность. Основные направления обеспечения собственной финансовой безопасности.

Права потребителя. Нормативно-правовая база. Защита прав потребителей. Экономика и финансовая арифметика.

Основы финансовых вычислений. Простой и сложный процент. Дисконтирование.


Представления о финансовых рисках, о связи с рисками финансовых инструментов; представления о типах основных финансовых организаций, представления о возможностях финансового мошенничества и способах защиты от мошенников,

представления о правах и обязанностях потребителей продуктов и услуг, в т.ч. финансовых, представления об адресах и процедурах обращения с жалобой на нарушение прав потребителей; представления о собственных правах на получение качественных услуг, представления о способах защиты личной информации, в т.ч. в сети Интернет, способы оценки степени финансового риска продуктов и услуг, способы обеспечения технологической безопасности от мошенников при пользовании пластиковой картой, банкоматом, платежами через интернет и т.д., способы составления жалоб на нарушение прав потребителей
















Тематическое планирование

«Основы финансовой грамотности»

(1 час в неделю, всего 34 часа)


Наименование модуля

Кол-во учебных часов

Формы обучения

1

Модуль «Бюджет домохозяйства и управление личными финансами»

16


1.1

Расходы и доходы семьи

4

Метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), дискуссия.

1.2

Бюджет домохозяйства

4

Имитационно-ролевая игра, проектная сессия, образовательный тренинг

1.3

Управление личными финансами: целеполагание, планирование

6

Метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), конкурсная программа (командное состязание),сюжетно-ролевая игра, проектная сессия

1.4

Личные сбережения

2

Метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), рейтинг знатоков

2

Модуль «Финансовые инструменты»

12


2.1

Кредитование как финансовый инструмент

4

Проектная сессия, метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), учебный эксперимент, творческое задание, дискуссия

2.2

Инвестирование как финансовый инструмент»

4

Метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), проектная сессия, деловая игра, дискуссия

2.3.

Страхование как финансовый инструмент

2

Метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов), проектная сессия, деловая игра

2.4.

Вычисление простых и сложных процентов

2

Лабораторно-практическое занятие, образовательный тренинг

3

Модуль «Финансовая безопасность»

6



Защита от финансового мошенничества

4

учебное исследование,

проектная сессия


Защита прав потребителей

2

учебное исследование, метод анализа конкретных ситуаций (анализ кейсов),

образовательный тренинг


Итого

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!