СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Астрономия, 10 - 11 классы

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Астрономия, 10 - 11 классы»

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Гринева К.А Зам. директора по УВР: ПавленкоГ.Г.

Приказ№ от « » _______2022г « »_______2022г


Рассмотрено

На МО предметов естественнонаучного цикла

Руководитель МО_______ ГолубченкоЛ.А.

« »_____________2022г.




Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение

Зайцевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области






Рабочая программа учебного предмета

«Астрономия» на 2022-2023 учебный год



10-11 класс

Базовый уровень





Разработана

учителем астрономии

Голубченко Ю.Я.




Срок реализации 2 года.











2022год




1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для 11 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2011 г. N 1897 г. " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. на основе:



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 года о внесении изменений во ФГОС (Принято и опубликовано 10.08.2017).

5. Учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ;



Для реализации рабочей программы используется УМК:


Астрономия: Базовый уровень. 11 класс. Учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут; издательство «ДРОФА», 2018г.



В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение астрономии в 10 классе отводится 0,5 час в неделю.

Изучение курса рассчитано на 18 часов, в 11 классе отводится 0,5 час в неделю.

Изучение курса рассчитано на 17 часов.



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:


• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;


• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;


• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;


• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;


• формирование положительного отношения к российской астрономической науке.



Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образова-тельной деятельности и жизненных ситуациях;


  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;


  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;


  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


  • определять несколько путей достижения поставленной цели;


  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;


  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;


  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.


Познавательные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельносхематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;


  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;


  • искать и находить обобщенные способы решения задач;


  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;


  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;


  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;


  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).



Коммуникативные универсальные учебные действия


Выпускник научится:


    • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);


    • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды


  • разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);


    • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных


  • письменных) языковых средств;


    • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;


    • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);


    • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;


    • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;


    • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


    • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;


    • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.


Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.


Астрономия, ее значение и связь с другими науками


Предметные результаты освоения темы позволяют:


  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;


  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.


Практические основы астрономии


Предметные результаты изучения данной темы позволяют:


  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);


  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;


  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.


Строение Солнечной системы


Предметные результаты освоения данной темы позволяют:


  • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;


  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);


  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;


  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;


  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;


  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.


Природа тел Солнечной системы


Предметные результаты изучения темы позволяют:


  • формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;


  • определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоиды, метеоры, болиды, метеориты);


  • описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;


  • перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;


  • проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;


  • объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;


  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;


  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;


  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении

тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;


  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;


  • объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.



Солнце и звезды


Предметные результаты освоения темы позволяют:


  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;


  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;


  • объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;


  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;


  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;


  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;


  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;


  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;


  • описывать механизм вспышек новых и сверхновых;


  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;


  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;


  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии

эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.



Строение и эволюция Вселенной


Предметные результаты изучения темы позволяют:


  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);


  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;


  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;


  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;


  • формулировать закон Хаббла; — определять расстояние до галактик на основе


закона Хаббла; по светимости сверхновых; — оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; — интерпретировать обнаружение реликтового


излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;


  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;


  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной


Предметные результаты позволяют:


Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.


Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.


Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:


1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;


2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,

подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;


3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.


В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:


  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;


  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;


  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;


  • об истории науки;


  • о новейших разработках в области науки и технологий;


  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);


  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов.


  • Выпускник сможет:


    • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);


    • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;


    • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной


  • социальной жизни;


    • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;


    • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.


С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности

выпускник научится:


    • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;


    • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;


    • отслеживать и принимать во внимание тренды


  • тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;


    • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;


    • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;


  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;


  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;


  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет)




  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.






3. Содержание учебного предмета


1. Введение в астрономию (7 ч)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изме­нение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система коорди­нат, изменение горизонтальных координат, кульми­нации светил). Изменение вида звездного неба в тече­ние года (экваториальная система координат, види­мое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и гео­графическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географиче­ской широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

2. Строение Солнечной системы (5 ч)

Видимое движение планет (петлеобразное движе­ние планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелио­центрическая система мира, становление гелиоцент­рического мировоззрения). Законы Кеплера — зако­ны движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, опре­деление размеров тел Солнечной системы).

3. Физическая природа тел Солнечной системы (8 ч)

Система «3емля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнеч­ные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные поро­ды). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, мете­оры и болиды, метеорные потоки).

4. Солнце и звезды (10ч)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, враще­ние, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон — протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспекти­вы использования солнечной энергии, коротковолно­вое излучение, радиоизлучение, корпускулярное из­лучение, проблема «Солнце — Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движе­ния и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химиче­ский состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристи­ками звезд (диаграмма «спектр—светимость», соотно­шение «масса—светимость», вращение звезд различ­ных спектральных классов). Двойные звезды (оптиче­ские и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спут­ники звезд). Физические переменные, новые и сверх­новые звезды (цефеиды, другие физические перемен­ные звезды, новые и сверхновые).

5. Строение и эволюция Вселенной (5ч)

Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космиче­ские лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радио­излучение). Другие галактики (открытие других га­лактик, определение размеров, расстояний и масс га­лактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Все­ленной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Сол­нечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении пла­нет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселен­ной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).








Календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Дата


Тема

Кол-во

часов

Д/З

Примеча-

ние



Введение(2ч)




1.


Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии

1

§1-2


2.


Тест «Введение в астрономию»

1

§1-2




Практические основы астрономии (5ч)




3.


Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

1

§3-4


4.


Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

§5


5.


Годичное движение Солнца. Эклиптика

1

§6


6.


Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

1

§7-9


7.


Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»

1

§1-9





Строение Солнечной системы(7ч)




8.


Развитие представлений о строении мира

1

§10


9.


Конфигурации планет. Синодический период

1

§11


10.


Законы движения планет Солнечной системы

1

§12


11.


Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

§13


12.


Практическая работа с планом Солнечной системы

1

§13


13.


Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

1

§14


14.


Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы»

1

§10-14




Природа тел Солнечной системы(8ч)




15.


Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

§15-16


16.


Земля и Луна - двойная планета

1

§17


17.


Две группы планет

1

§17


18.


Природа планет земной группы

1

§18






Календарно-тематическое планирование 11 класс


п/п

Дата


Тема

Кол-во

часов

Д/З

Примеча-

ние



Природа тел Солнечной системы(4ч)





Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»

1

§18



Планеты-гиганты, их спутники и кольца



1

§19



Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты

1

§20



Тест «Природа тел Солнечной системы»

1

§15-20




Солнце и звезды (6ч)





Солнце, состав и внутреннее строение

1

§21



Солнечная активность и ее влияние на Землю

1

§21



Физическая природа звезд

1

§22-23



Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд

1

§24



Тест «Солнце и Солнечная система»

1

§21-24



Контрольная работа №3 «Солнце и звезды»

1

§21-24




Строение и эволюция Вселенной(5ч)





Наша Галактика

1

§25



Наша Галактика

1

§25



Другие звездные системы — галактики

1

§26



Основы современной космологии

1

§27



Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1

§28




Повторение(2ч)





Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты

1

§3-4



Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь

1

§7-9





25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!