«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы Гринева К.А Зам. директора по УВР: ПавленкоГ.Г.
Приказ№ от « » _______2022г « »_______2022г
Рассмотрено
На МО предметов естественнонаучного цикла
Руководитель МО_______ ГолубченкоЛ.А.
« »_____________2022г.
Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа учебного предмета
«Астрономия» на 2022-2023 учебный год
10-11 класс
Базовый уровень
Разработана
учителем астрономии
Голубченко Ю.Я.
Срок реализации 2 года.
2022год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для 11 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2011 г. N 1897 г. " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. на основе:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 года о внесении изменений во ФГОС (Принято и опубликовано 10.08.2017).
5. Учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ;
Для реализации рабочей программы используется УМК:
Астрономия: Базовый уровень. 11 класс. Учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут; издательство «ДРОФА», 2018г.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение астрономии в 10 классе отводится 0,5 час в неделю.
Изучение курса рассчитано на 18 часов, в 11 классе отводится 0,5 час в неделю.
Изучение курса рассчитано на 17 часов.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;
• формирование положительного отношения к российской астрономической науке.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образова-тельной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельносхематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Предметные результаты освоения темы позволяют:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
Практические основы астрономии
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
Строение Солнечной системы
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
Предметные результаты изучения темы позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоиды, метеоры, болиды, метеориты);
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении
тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Солнце и звезды
Предметные результаты освоения темы позволяют:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Предметные результаты изучения темы позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
закона Хаббла; по светимости сверхновых; — оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; — интерпретировать обнаружение реликтового
излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Предметные результаты позволяют:
Систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,
подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности
выпускник научится:
тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет)
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
3. Содержание учебного предмета
1. Введение в астрономию (7 ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
2. Строение Солнечной системы (5 ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера — законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
3. Физическая природа тел Солнечной системы (8 ч)
Система «3емля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
4. Солнце и звезды (10ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон — протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса—светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
5. Строение и эволюция Вселенной (5ч)
Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Д/З | Примеча- ние |
| | Введение(2ч) | | | |
1. | | Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии | 1 | §1-2 | |
2. | | Тест «Введение в астрономию» | 1 | §1-2 | |
| | Практические основы астрономии (5ч) | | | |
3. | | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | §3-4 | |
4. | | Видимое движение звезд на различных географических широтах | 1 | §5 | |
5. | | Годичное движение Солнца. Эклиптика | 1 | §6 | |
6. | | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 1 | §7-9 | |
7. | | Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» | 1 | §1-9 | |
| | Строение Солнечной системы(7ч) | | | |
8. | | Развитие представлений о строении мира | 1 | §10 | |
9. | | Конфигурации планет. Синодический период | 1 | §11 | |
10. | | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | §12 | |
11. | | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 1 | §13 | |
12. | | Практическая работа с планом Солнечной системы | 1 | §13 | |
13. | | Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 1 | §14 | |
14. | | Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы» | 1 | §10-14 | |
| | Природа тел Солнечной системы(8ч) | | | |
15. | | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | §15-16 | |
16. | | Земля и Луна - двойная планета | 1 | §17 | |
17. | | Две группы планет | 1 | §17 | |
18. | | Природа планет земной группы | 1 | §18 | |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Д/З | Примеча- ние |
| | Природа тел Солнечной системы(4ч) | | | |
| | Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | 1 | §18 | |
| | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 1 | §19 | |
| | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты | 1 | §20 | |
| | Тест «Природа тел Солнечной системы» | 1 | §15-20 | |
| | Солнце и звезды (6ч) | | | |
| | Солнце, состав и внутреннее строение | 1 | §21 | |
| | Солнечная активность и ее влияние на Землю | 1 | §21 | |
| | Физическая природа звезд | 1 | §22-23 | |
| | Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд | 1 | §24 | |
| | Тест «Солнце и Солнечная система» | 1 | §21-24 | |
| | Контрольная работа №3 «Солнце и звезды» | 1 | §21-24 | |
| | Строение и эволюция Вселенной(5ч) | | | |
| | Наша Галактика | 1 | §25 | |
| | Наша Галактика | 1 | §25 | |
| | Другие звездные системы — галактики | 1 | §26 | |
| | Основы современной космологии | 1 | §27 | |
| | Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | 1 | §28 | |
| | Повторение(2ч) | | | |
| | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 1 | §3-4 | |
| | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 1 | §7-9 | |
25