СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Чтение" для обучающихся с УО (вариант 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» для обучающихся с УО (ВАРИАНТ 1)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Чтение" для обучающихся с УО (вариант 1)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ВАРИАНТ 1)


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов;

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы.

Предметные результаты.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения:

- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

- соблюдать при чтении паузы между предложениями;

- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- выделять главную мысль произведения;

- участвовать в беседе;

- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;

- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;

- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;

- рассказывать по аналогии с прочитанным;

- заучивать наизусть стихотворения, басни;

- выборочно пересказывать по рисункам;

- делить рассказ на части по плану.

Обучающиеся должны уметь:

1 уровень:

• читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи

• отвечать на вопросы по прочитанному;

• читать про себя, выполняя задания учителя;

• выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

• читать диалоги по ролям;

• пересказывать прочитанное по частям;

• выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;

2 уровень:

• осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

• пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

• участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

• выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса



2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий


Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Задачами уроков чтения для обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются:

  • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;

  • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

  • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

  • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.

Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения.

Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных: слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, 
воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определён обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса.

Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях.

Рождественские рассказы.

Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время – потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок – ролевая игра.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке


урока


Тема урока


Кол-во

часов


Основные виды деятельности обучающихся на уроке

Дата

Раздел 1. Школьная жизнь


«Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»). Составление рассказа по картинке

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

дидактические игры.

1.09

Э.Мошковская «Жил-был Учитель». Чтение по ролям. Составление текста по образцу

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

составление текста по образцу, работа в парах.

2.09

М. Пляцковский «Чему учат в школе» (в сокращении). Выразительное чтение. Аудирование

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение и аудирование (выполнение творческих заданий в ходе работы с аудиозаписью).

6

«Поздравление» (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»). Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

7

«Как Маруся дежурила» (по повести Е. Шварца «Первоклассница»). Составление текста по серии картинок

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

, работа в малых группах.

8

«Шум и Шумок». По Е. Ильиной. Пересказ по картинкам

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

9

«Почему сороконожки опоздали на урок». В. Орлов. Выборочное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выполнение самостоятельной творческой работы.

13

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»). Выразительное чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ),

составление текста по серии картинок, работа в малых группах.

14

Читалочка. В. Берестов. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, тестирование.

15

Зарубите на носу. По М. Бартеневу. Соотнесение пословицы с названием текста

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выполнение самостоятельной творческой работы.

16

Загадки. Соотнесение картинок-отгадок с текстом-загадкой

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений.

20

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

мини-экскурсия по школе, выполнение практических заданий и упражнений.

21

Раздел 2. Время листьям опадать


«Жёлтой краской кто-то…» Н. Антонова. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, работа с ЭОР на интерактивной доске.

22

«Осенняя сказка». По Н. Абрамцевой. Деление текста на части по плану

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выполнение самостоятельной творческой работы.

23

«Подарки осени». Е. Благинина. Иллюстрация к стихотворению

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

участие в уроке-выставке осенних даров, подготовка монологических высказываний с использованием фрагментов стихотворения.

27

«Лесные подарки» (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»). Деление на части, пересказ по картинкам

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ),

составление текста по серии картинок, работа в малых группах.

28

«Лес осенью». А. Твардовский. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, тестирование.

29

«В осеннем лесу» (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»). Выборочное чтение. Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ),

составление текста по серии картинок, работа в малых группах.

30.09

«Славная осень!..» (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»). Анализ стихотворения. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, тестирование.

4.10

«Отчего Осень грустна». По Ю. Шиму. Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

мини-экскурсия по школьному двору или городскому парку, выполнение практических заданий и упражнений.

5.10

«Осень». К. Бальмонт. Анализ стихотворения. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, тестирование.

6

«Три сойки». По Ю. Ковалю. Составление рассказа – описания по картинке

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

7

«Холодная зимовка» (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»). Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

составление текста по образцу, работа в парах.

11

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев. Анализ стихотворения. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, создание коллажа.

12

«Сказка про маленького жучка» (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»). Составление рассказа по картинкам

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

13

«Пчёлы и мухи». По К. Ушинскому. Выразительное чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

составление текста по образцу, работа в парах.

14

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»). Ответы на вопросы к тексту

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

18

Загадки. Соотнесение картинок-отгадок с текстом-загадкой

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений.

19

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение групповых мини-проектов.

20

Раздел 3. Делу – время, потехе - час


Русская потешка «Пекла кошка пирожки…». Инсценирование потешки

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

драматизация (), участие в уроке-конкурсе.

21

Чешская потешка «Сенокос». Инсценирование потешки. Озаглавливание картинок

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, создание панно из пластилина по мотивам потешки.

25

«Карусели». По Л. Пантелееву. Осознанное чтение. Ответы на вопросы

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске.

26

«Прятки». По Н. Носову. Пересказ по картинкам. Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

27

Считалки. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Игровые упражнения с использованием считалок

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником, игровые упражнения с использованием считалок, подвижные игры.

28.10

«Жмурки». По М. Булатову. Соотнесение содержания с названием рассказа

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске.

8.11

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение групповых мини-проектов.

9.11

Раздел 4. В мире животных


«Бодливая корова». По К. Ушинскому. Выборочное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, создание иллюстраций к рассказу.

10.11

«Упрямый котёнок». По В. Бирюкову. Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске.

11.11

«Пушок». По В. Гаранжину. Пересказ рассказа по картинкам и плану

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх.

15.11

«Томка». По Е. Чарушину. Ответы на вопросы к тексту

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

16.11

«Охотник и собаки». По Б. Житкову. Соотнесение картинки с текстом

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх

17.11

«Чук заболел» (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»). Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

18.11

«Хитрый бурундук». Г. Снегирёв. Пересказ по картинкам и составленному плану

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх

22.11

«Барсучья кладовая». По А. Баркову. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям.

23.11

«Гостья». По А. Дорохову. Герои рассказа. Озаглавливание

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх

24.11

«Игрушки лисят». Г. Корольков. Соотнесение строк текста с иллюстрацией

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

драматизация (инсценирование).

25.11

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх

29.11

Загадки. Соотнесение картинок-отгадок с текстом-загадкой

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений.

30.11

Обобщающий урок по теме «В мире животных»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

экскурсия в зоопарк или мини-зоопарк, выполнение творческих заданий.

1.12

Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела


«Миша-мастер». Г.Ладонщиков. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

драматизация (инсценирование).

2.12

«Пичугин мост».

По Е. Пермяку. Осознанное чтение с комментированием. Характеристика главного героя

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.

6.12

«Пичугин мост».

По Е. Пермяку. Деление текста на смысловые части

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

пересказ текста, участие в дидактических играх.

7.12

«Михаськин сад». В. Хомченко. Деление текста на части по плану

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение,

выполнение творческих заданий.

8.12

«Когда люди радуются» (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»). Чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх

9.12

«Про каникулы и полезные дела». По Ю. Ермолаеву. Выразительное чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

драматизация (инсценирование).

13.12

«Котёнок». Е. Благинина. Выразительное чтение стихотворения

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение, создание коллажа.

14.12

«Птичка». В. Голявкин. Словесное рисование картинок к тексту

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх

15.12

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение групповых мини-проектов.

16.12

Раздел 6. Зима наступает


«Снег идёт». По Л. Воронковой. Выразительное чтение, подготовка иллюстраций к тексту.

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),


20.12

«Снегурочка». А. Слащёв. Часть 1. Подготовка к пересказу текста.

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение и выполнение упражнений на

21.12

«Снегурочка». А. Слащёв. Часть 2. Пересказ текста

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

пересказ текста, участие в дидактических играх.

22.12

«Зима» (отрывок) И. Суриков. Выразительное чтение стихотворения

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

вслух.

23.12

«Декабрь» (отрывок) С. Маршак. Подготовка к заучиванию стихотворения наизусть

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


«Ёлка». По В. Сутееву. Часть 1. Выразительное чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.


«Ёлка». По В. Сутееву. Часть 2. Пересказ по картинкам и плану

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

пересказ текста, участие в дидактических играх.


«Вечер под Рождество». По Л. Клавдиной. Составление рассказа о Рождестве

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение,

выполнение творческих заданий.


«Где лежало «спасибо»?» Р.Тимершин. Выразительное чтение

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение,

выполнение практических заданий (элементы ролевой игры).


«На горке». По Н. Носову. Часть 1. Выборочное чтение, ответы на вопросы

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.


«На горке». По Н. Носову. Часть 2. Пересказ по картинкам

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

пересказ текста, участие в дидактических играх.


«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка). Ч. 1. Выразительное чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.


Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2. Выразительное чтение по ролям

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

пересказ текста, участие в дидактических играх.


Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение творческих заданий.


Зимняя сказка. П. Головкин

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста.


Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске,

пересказ текста, участие в дидактических играх.


Снежная шапка. В. Бирюков

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение творческих заданий.


В шубах и шапках. По А. Тумбасову

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некра­сова «Мороз, Красный нос»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспосо­бился»)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение творческих заданий.


Зимние приметы. По А. Спирину

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская. Произведения о зиме.

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение групповых мини-проектов.


Раздел 7. Весёлые истории


Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий.


Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Одни неприятности. Г. Остер

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Однажды утром. М. Пляцковский

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Почему комары кусаются. В. Бирюков

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение творческих заданий (подготовка иллюстраций)


Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Две лишние коробки. По О. Кургузову

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками, выполнение упражнений на интерактивной доске,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение творческих заданий.


Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение групповых мини-проектов.


Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает…


Март. В. Алфёров

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,

выполнение творческих заданий


Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

участие в викторине.


Забота. Е. Благинина

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий.


Последняя льдина. По В. Бианки

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Весна. А. Плещеев

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Скворцы прилетели. По А. Баркову

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Всему свой срок. По Э. Шиму

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,

выполнение творческих заданий


Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Весенний вечер. По Ю. Ковалю

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,

выполнение творческих заданий


Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение групповых мини-проектов.


Раздел 9. В мире волшебной сказки


Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий.


Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий.


Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий),

выразительное чтение стихотворения вслух.


Подарки феи. По Ш. Перро

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий.


Подарки феи. По Ш. Перро

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Горшочек каши. Братья Гримм

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

выполнение творческих заданий.


Наши сказки. По В. Порудоминскому

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение групповых мини-проектов.


Раздел 10. Родная земля


Царь-колокол. М. Ильин

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий.


Город на Неве. С. Васильева

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий.


Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

выполнение практических заданий


Сочинение на тему. С. Вербова

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

написание мини-сочинений по плану и опорным словам.


Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий.


Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий.


Защита. А. Усачёв

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий.


Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий (создание коллажа).


День Победы. Т. Белозёров

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, мини-экскурсия – выход к обелиску или памятнику Победы.


Обобщающий урок по теме «Родная земля»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы),

мини-экскурсия по родному городу или селу, выполнение практических заданий.


Раздел 11. Лето пришло


Ливень. С. Козлов

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий.


Тучка. Г. Граубин

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами,

выполнение творческих заданий.


Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,

выполнение творческих заданий


Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

подготовка иллюстраций к произведению.


Одуванчик. Е. Благинина

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

участие в дидактических играх.


Встреча со змеёй. По А. Дорохову

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,

выполнение творческих заданий


Летний снег А. Бродский

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

участие в викторине.


После зимы будет лето. В. Голявкин

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР,

выполнение творческих заданий


Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

участие в дидактических играх.


Летние приметы. По А. Спирину

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске,

участие в дидактических играх.


Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

1

Участие в беседе с учителем и одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение мини-проектов.


Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете

1

Участие в игровом занятии, выразительное чтение отрывков художественных произведений в формате «гостиной».



4. Учебно-методический материал:

1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. – М.: ООО «Спектр-М», 2005.

3. Ильина, С.Ю. Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

4. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

- АРМ учителя: ноутбук, колонки;

- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;

- серии книг для внеклассного чтения (книги с рассказами о живой и неживой природе, направленные на патриотическое, этическое и эстетическое воспитание);

- дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым произведениям, комплект сюжетных картинок);

- демонстрационные таблицы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!