СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 6-9 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 6-9 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2



Р ассмотрено на ШМО учителей математики, физики, информатики

Протокол от 30.08.2022 г. №1


Согласовано зам. директора по УВР

М.В. Комарова _____________













Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»

для 6-9 классов

составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования

МБОУ Балаганской СОШ № 2









Составитель программы:

Юргина Е.А учитель информатики








п. Балаганск

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Информатика и ИКТ».

6 класс

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

7-8 класс

Регулятивные УУД:

  • понимают и формулируют проблему самостоятельно,

  • формулируют самостоятельно цель и задачи для решения поставленной проблемы;

  • планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

  • самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

  • вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • самостоятельно контролируют свое время и управляют им;

  • самостоятельно или с помощью учителя вырабатывают критерии оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивает свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • самостоятельно определяют причины своего успеха или неуспеха и находят способы выхода из ситуации неуспеха;

  • определяют, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

  • высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

  • слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

  • использует компьютерные технологии для выполнения доклада, презентации;

Познавательные УУД

  • подбирают слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивают логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких объектов или явлений и объясняют их сходство;

  • объединяют объекты и явления в группы по определенным признакам, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления;

  • строят рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строят рассуждение на основе сравнения объектов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • строят схему на основе условий задачи и способа ее решения;

  • находят и анализируют в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • определяет необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществляет взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

9 класс

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся:

  • идентифицирует собственные проблемы и определяет главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулирует гипотезы, определяет конечный результат;

  • ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывает целевые ориентиры, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся:

  • определяет необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывает и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определяет условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивает жизненные планы на краткосрочное будущее, обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирает самостоятельно ресурсы для достижения цели;

  • составляет самостоятельно план решения проблемы;

  • определяет потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находит средства для их устранения;

  • планирует и корректирует свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся:

  • определят самостоятельно или совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирает инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивает свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находит достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

  • работая по своему плану, вносит коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата;

  • устанавливает связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагает изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся:

  • определяет критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализирует и обосновывает применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользуется выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывает достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксирует и анализирует динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • анализирует собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносит реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делает выводы;

  • принимает решение в учебной ситуации и несет за него ответственность;

  • самостоятельно определяет причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • определяет, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • выстраивает логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких объектов природы или явлений и объясняет их сходство;

  • объединяет объекты и явления в группы по определенным признакам, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления;

  • строит рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строит рассуждение на основе сравнения объектов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагает полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагает применять способ проверки достоверности информации;

  • объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

  • выявляет и называет причины события, явления, в том числе возможные самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся:

  • определяет логические связи между объектами природы и явлениями, обозначает данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • строит схему на основе условий задачи и способа ее решения;

  • строить схему, алгоритм действия на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строит доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • рефлексирует опыт разработки и реализации учебного проекта, на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся:

  • находит в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • структурирует текст;

  • устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • критически оценивает содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся:

  • определят свое отношение к природной среде;

  • анализирует влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводит причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозирует изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования источников информации и других поисковых систем. Обучающийся:

  • формирует множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся:

  • организовывает учебное взаимодействие в группе;

  • определяет общие цели, распределяет роли, договариваются друг с другом;

  • определяет свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строит позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии умеет выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

  • критически относится к собственному мнению, признает ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректирует его;

  • предлагает альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделяет общую точку зрения в дискуссии;

  • договаривается о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывает учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся:

  • определяет задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирает речевые средства;

  • представляет в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывает и обосновывает мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимает решение в ходе диалога и согласовывает его с собеседником;

  • создает письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использует невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

  • делает оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся:

  • целенаправленно использует информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • соблюдает информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Содержание учебного предмета 6 -9 классы

Структура содержания учебного предмета (курса) информатики в 6–9 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:

  • введение в информатику;

  • алгоритмы и начала программирования;

  • информационные и коммуникационные технологии.

6 класс

Раздел 1. Информационные технологии (21 час)

Тема 1. Компьютер (7 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Компьютерный практикум

1. Клавиатурный тренажер.

2. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

3. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

4. Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы».

5. Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».

Тема 2. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерный практикум

1. Практическая работа №5. «Вводим текст».

2. Практическая работа №6. «Редактируем текст».

3. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».

4. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

5. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»

6. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

Тема 3. Компьютерная графика (6 часов)

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Компьютерный практикум

1. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

2. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

3. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

4. Практическая работа №17 «Создаем анимацию»

5. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

Раздел 2. Информация вокруг нас (12 часов)

Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов)

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Компьютерный практикум

1. Практическая работа №14 «Создаем списки»

2. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

3. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Резерв учебного времени (1 ч)

6 класс

Раздел 1. Информационное моделирование (25часов)

Тема 1. Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.

Компьютерный практикум

1. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

2. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

3. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

4. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

5. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

6. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

7. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Тема 2. Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

1. Практическая работа №8 «Создаем графические модели»

2. Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»

3. Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»

4. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

5. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

6. Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»

7. Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья».

Тема 3. Создание мультимедийных объектов (7 часов)

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Выполнение и защита итогового проекта.

Компьютерный практикум

1. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

2. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

3. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

4. Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»

Раздел 2. Алгоритмика (9 часов)

Тема 1. Алгоритмика (9 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок- схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

7-9 класс

Раздел 1. Введение в информатику

Тема 1. Информация и информационные процессы – 9 ч.

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 ч.

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Тема 3. Обработка графической информации – 4 ч.

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Тема 4. Обработка текстовой информации – 9 ч.

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Тема 5. Мультимедиа – 6 ч.

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных.

Тема 6. Математические основы информатики – 13 ч.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Тема 1. Основы алгоритмизации – 10 ч.

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Тема 2. Начала программирования – 12 ч.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Тема 3. Моделирование и формализация – 9 ч.

Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Тема 1. Алгоритмизация и программирование – 8 ч.

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Тема 2. Обработка числовой информации – 6 ч.

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Тема 3. Коммуникационные технологии - 12 ч.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Перечень проверочных, практических работ

6 класс

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Практическая контрольная работа (итоговая за I четверть).

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Практическая работа №8 «Создаем графические модели»

Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»

Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»

Практическая контрольная работа (итоговая за II четверть).

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»

Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы, деревья»

Итоговая контрольная работа за III четверть

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

Защита итогового проекта

7 класс

Практическая работа №1 «Работа с графическими примитивами».

Практическая работа №2 «Выделение и удаление фрагментов».

Практическая работа №3 «Перемещение и преобразование фрагментов».

Практическая работа №4 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов».

Практическая работа №5 «Создание анимации».

Практическая работа №6 «Художественная обработка изображений».

Практическая работа №7 «Масштабирование растровых и векторных изображений»

Практическая работа №8 «Правила ввода текста».

Практическая работа №9 «Действия с символами в тексте».

Практическая работа №10 «Редактирование текста».

Практическая работа №11 «Форматирование текста».

Практическая работа №12 «Вставка специальных символов и формул в текст».

Практическая работа №13 «Создание списков».

Практическая работа №14 «Создание таблиц».

Практическая работа №15 «Создание схем и рисунков»

Практическая работа №16 «Создаем реферат «История развития компьютерной техники» в текстовом процессоре»

Практическая работа №17 «Создаем презентацию»

Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»

Проверочная работа на тему «Информация и информационные процессы».

Проверочная работа на тему «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Проверочная работа на тему «Обработка графической информации».

Проверочная работа на тему «Обработка текстовой информации».

Проверочная работа на тему «Мультимедиа».

Итоговое тестирование.

8 класс

Практическая работа №1 «Виды алгоритмов».

Практическая работа №2 «Создание блок-схем».

Практическая работа №3«Основы алгоритмизации».

Практическая работа №4 «Алгоритмическая конструкция следование».

Практическая работа №5 «Алгоритмическая конструкция ветвление».

Практическая работа №6 «Сокращённая форма ветвления».

Практическая работа №7 «Алгоритмическая конструкция повторение».

Практическая работа №8«Цикл с заданным условием окончания работы».

Практическая работа №9 «Цикл с заданным числом повторений».

Практическая работа №10 «Организация ввода и вывода данных».

Практическая работа №11 «Программирование линейных алгоритмов».

Практическая работа №12«Программирование разветвляющихся алгоритмов».

Практическая работа №13«Программирование циклов с заданным условием продолжения работы».

Практическая работа №14 «Программирование циклов с заданным условием окончания работы».

Практическая работа №15 «Программирование циклов с заданным числом повторений».

Практическая работа №16 «Различные варианты программирования циклического алгоритма».

Проверочная работа на тему «Математические основы информатики».

Проверочная работа на тему «Элементы алгебры логики»

Проверочная работа на тему «Основы алгоритмизации».

Проверочная работа на тему «Начала программирования».

Итоговое тестирование.

9 класс

Практическая работа №1 «Создание словесных моделей».

Практическая работа №2 «Создание математических моделей».

Практическая работа №3 «Создание биологических, физических и экономических моделей»

Практическая работа №4 «Создаем информационные модели»

Практическая работа №5 «Создаем графические информационные модели»

Практическая работа №6 «Создаем базы данных»

Практическая работа №7 «Создание запросов в БД».

Практическая работа №8 «Одномерные массивы целых чисел».

Практическая работа №9 «Вычисление суммы элементов массива»

Практическая работа №10 «Последовательный поиск в массиве».

Практическая работа №11 «Сортировка массива»

Практическая работа №12«Исполнитель Робот».

Практическая работа №13 «Запись алгоритмов на языке Паскаль»

Практическая работа №14«Организация вычислений».

Практическая работа №15 «Встроенные функции. Логические функции»

Практическая работа №16 «Создаем таблиц в ЭТ»

Практическая работа №17 «Решаем задачи в ЭТ»

Практическая работа №18«Создаем диаграммы и графики в ЭТ»

Практическая работа №19 «Технологии создания сайта»

Практическая работа №20 «Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете»


Проверочная работа на тему «Моделирование и формализация».

Проверочная работа на тему «Алгоритмизация и программирование».

Проверочная работа на тему «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Проверочная работа на тему «Коммуникационные технологии».

Итоговое тестирование.



Тематическое планирование 6 класса (34 часов)

урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

1

2

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1

3

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

1

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

1

5

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

1

6

Разновидности объекта и их классификация.

1

7

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

8

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

1

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1

10

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

1

11

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

1

13

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

1

14

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

1

15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

1

16

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки».

1

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

1

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

1

20

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

1

21

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1

22

Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

1

23

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

1

24

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

1

25

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

1

26

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

1

27

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1

28

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

1

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

32

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»

1

33

Выполнение и защита итогового проекта.

1

34

Выполнение и защита итогового проекта.

1



Тематическое планирование 7 класса (68 часов)

урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1


Информация и информационные процессы

15

2

Информация и её свойства

1

3

Информационные процессы. Обработка информации

1

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1

5

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

6, 7

Решение задач по темам «Информационные процессы», «Всемирная паутина»

2

8

Представление информации

1

9

Дискретная форма представления информации

1

10, 11

Дискретная форма представления информации. Решение задач.

2

12

Единицы измерения информации

1

13, 14

Единицы измерения информации. Решение задач.

2

15

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Решение задач

1

16

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа

1


Компьютер – как универсальное средство обработки информации

12

17

Основные компоненты компьютера и их функции

1

18

Персональный компьютер.

1

19, 20

Персональный компьютер. Решение задач.

2

21

Программное обеспечение компьютера.

Системное программное обеспечение

1

22

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

23

Файлы и файловые структуры

1

24, 25

Файлы и файловые структуры. Решение задач.

2

26

Пользовательский интерфейс

1

27

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Решение задач.

1

28

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

1


Обработка графической информации

14

29

Формирование изображения на экране компьютера

1

30, 31

Формирование изображения на экране компьютера. Решение задач.

2

32

Компьютерная графика.

1

33, 34

Компьютерная графика. Решение задач.

2

35

Создание графических изображений.

1

36

Создание графических изображений. Решение задач

1

37

Создание графических изображений. Практическая работа №1

1

38

Создание графических изображений. Практическая работа №2

1

39

Создание графических изображений. Практическая работа №3

1

40

Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка графической информации. Решение задач.

1

41

Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка графической информации. Решение задач.

1

42

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

1


Обработка текстовой информации

17

43

Текстовые документы и технологии их создания

1

44

Создание текстовых документов на компьютере

1

45

Прямое форматирование

1

46

Стилевое форматирование

1

47

Визуализация информации в текстовых документах

1

48

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

49

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

50, 51

Оценка количественных параметров текстовых документов.

Решение задач.

2

52

Создание текстовых документов на компьютере.

Практическая работа №4

1

53

Создание текстовых документов на компьютере.

Практическая работа №5

1

54

Создание текстовых документов на компьютере.

Практическая работа №6

1

55

Создание текстовых документов на компьютере.

Практическая работа №7

1

56

Оформление реферата История вычислительной техники.

Практическая работа №8

1

57, 58

Обобщение и систематизация основных понятий темы Обработка текстовой информации. Решение задач

2

59

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.

1


Мультимедиа

8

60

Технология мультимедиа.

1

61, 62

Технология мультимедиа. Решение задач.

2

63

Компьютерные презентации

1

64

Создание мультимедийной презентации. Практическая работа №9

1

65

Создание мультимедийной презентации. Практическая работа №10

1

66

Обобщение и систематизация основных понятий главы Мультимедиа. Решение задач.

1

67

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа

1


Резерв

1

68

Повторение курса 7 класс

1






Тематическое планирование 8 класса (34 часа)

урока п/п

Тема урока

Кол-во часов


Математические основы информатики

13

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1

2

Общие сведения о системах счисления

1

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

6

Представление целых чисел

1

7

Представление вещественных чисел

1

8

Высказывание. Логические операции

1

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

10

Свойства логических операций

1

11

Решение логических задач

1

12

Логические элементы

1

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики»

1


Основы алгоритмизации

10

14

Алгоритмы и исполнители

1

15

Способы записи алгоритмов

1

16

Объекты алгоритмов

1

17

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления

1

19

Сокращенная форма ветвления

1

20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

1

21

Цикл с заданным условием окончания работы

1

22

Цикл с заданным числом повторений

1

23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации»

1


Начала программирования

11

24

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

25

Организация ввода и вывода данных

1

26

Программирование линейных алгоритмов

1

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1

28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

31

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

32

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования»

1

34

Основные понятия курса. Итоговое тестирование

1


Тематическое планирование 9 класса (34 часа)

урока п/п

Тема урока

Кол-во часов


Моделирование и формализация

9

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

1

2

Моделирование как метод познания

1

3

Знаковые модели

1

4

Графические информационные модели

1

5

Табличные информационные модели

1

6

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1

7

Система управления базами данных

1

8

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Моделирование и формализация». Проверочная работа

1


Алгоритмизация и программирование

8

10

Решение задачи на компьютере

1

11

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

1

12

Вычисление суммы элементов массива

1

13

Последовательный поиск в массиве

1

14

Сортировка массива

1

15

Конструирование алгоритмов

1

16

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

1

17

Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа

1


Обработка числовой информации

6

18

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы

1

19

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

20

Встроенные функции. Логические функции

1

21

Сортировка и поиск данных

1

22

Построение диаграмм и графиком

1

23

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа

1


Коммуникационные технологии

11

24

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

25

Как устроен Интернет

1

26

Доменная система имен. Протоколы передачи данных

1

27

Всемирная паутина. Файловые архивы

1

28

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

1

29

Технология создания сайта

1

30

Содержание и структура сайта

1

31

Оформление сайта

1

32

Размещение сайта в Интернете

1

33

Обобщение и систематизация основных понятий главы Коммуникационные технологии». Проверочная работа

1

34

Основные понятия курса. Итоговое тестирование

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!