СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы МКОУ «Головищенская средняя общеобразовательная школа», Примерной программы основного общего образования по литературе.

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/ В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.  Коровин. – М.: Просве­щение, 2016. — 415 с.: ил. Ч 2/ В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016. — 399 с.

       Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Головищенская СОШ».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 9 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы МКОУ «Головищенская средняя общеобразовательная школа», Примерной программы основного общего образования по литературе.

     Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/ В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.  Коровин. – М.: Просве­щение, 2016. — 415 с.: ил. Ч 2/ В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016. — 399 с.

       Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Головищенская СОШ».

Цели и задачи учебного предмета «Литература»

На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

 - познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.


Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык».

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».


Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часов. И по календарному плану школы 102 часа - 3 часа в неделю. Количество учебных недель -34.


 
























Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 9 классе

Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные:

Ученик научится:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

-определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

Метапредметные:

Познавательные

Ученик научится:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Регулятивные

Ученик научится:

- основам прогнозирования;

Ученик получит возможность научиться:

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Ученик научится:

- отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Предметные

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).






























Содержание учебного предмета «Литература»

9 КЛАСС (102 ч.)

 

Введение – 1 ч.

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы – 3 ч.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века – 9 ч.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов – 3 ч.

 Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин2 ч.

Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев - 1ч. 

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин- 3 ч.

Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века – 53 ч.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский – 2 ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов – 8 ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин – 14 ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Бесы», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов – 12 ч.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь -7 ч.

 Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души»  история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский- 2 ч.

 Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский – 2 ч.

 Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой- 1 ч.

Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов – 3 ч.

Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века – 1 ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ русской литературы XX века – 10 ч.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин – 2 ч.

Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков –2 ч.

 Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов – 3 ч. 

Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Т еория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын -2 ч.

Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века – 18 ч.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок- 2 ч.

 Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О весна, без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить...».. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин – 2 ч. 

Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...», «Письмо к женщине». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский- 2 ч.

 Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева- 2 ч.

Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий- 1 ч.

 Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова- 2 ч.

Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNО DOMINI», «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак – 2 ч. 

Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский -2 ч.

 Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков – 3 ч.

А.С. Пушкин «Певец», В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое..»), Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы – 8 ч.

Античная лирика – 1 ч.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери- 1 ч.

 Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир – 2 ч. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете -2 ч. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Итоговый контроль -2 ч.

Итоговая контрольная работа. Итоговый урок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ

«ЛИТЕРАТУРА» 9 КЛАСС

(102 часа)

                                                                  

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Из древнерусской литературы

  1. Урок контроля

3

1

3.

Из литературы 18 века

  1. М.В. Ломоносов

  2. Г.Р. Державин

  3. А.Н. Радищев

  4. Н.М. Карамзин

  5. Урок контроля

9

3

2

1

3

1

4.

Из литературы 19 века

  1. В.А. Жуковский

  2. А.С. Грибоедов

  3. А.С. Пушкин

  4. М.Ю. Лермонтов

  5. Н.В. Гоголь

  6. А.Н. Островский

  7. Ф.М. Достоевский

  8. Л.Н. Толстой

  9. А.П. Чехов

  10. Поэзия второй половины ХIХ века

  11. Уроки контроля

  12. Уроки развития речи

53

3

8

14

12

7

2

2

1

3

1

1

3

5.

Из литературы 20 века

  1. И.А. Бунин

  2. М.А. Булгаков

  3. А.И. Солженицын

  4. М.А. Шолохов

  5. Уроки контроля

10

3

2

2

3

1

6.


Из русской литература ХХ века. Поэзия.

  1. А.А. Блок

  2. С.А. Есенин

  3. В.В. Маяковский

  4. М.И. Цветаева

  5. А.А. Ахматова

  6. Н.А. Заболоцкий

  7. Б.Л. Пастернак

  8. А.Т. Твардовский

  9. Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

  10. Урок контроля

18

2

2

2

2

2

1

2

2

3

1

7.

Из зарубежной литературы

  1. Античная лирика

  2. Данте Алигьери

  3. У. Шекспир

  4. И.В. Гёте

8

1

1

2

2

8.

Итоговый контроль

2






Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя

Основная литература

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 9 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной 5—9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2014

Дополнительная литература

  1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис, 2013.

  2.  Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы. 9 класс. – М.: ЭКЗАМЕН, 2011.

  3. Беляева Н.В., Еремина О.Е. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Золотарева И.В., Беломестных О.Б. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – Москва, ВАКО: 2011

  6. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2014.

  7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. К учебнику В.Я. Коровиной и др. Литература. 9 класс – М.: ЭКЗАМЕН, 2018

  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.

  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.

Литература для обучающихся:

Основная литература

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 9 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2016


Дополнительная литература

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004

  2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические   материалы по литературе: 9 класс. - М.: Просвещение, 2016.

  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное   учебное   пособие   на   CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2016.

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.

  5. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.

Календарно-тематическое планирование

по литературе 9 класс

по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина

(102 часа)

№ п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Дата

плани-руемая

факти-ческая


Введение

1 ч.



1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1




Древнерусская литература

3 ч.



2

Древнерусская литература: периодизация, богатство жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

1



3

«Слово…» как высокохудожественное и патриотическое произведение. Образная система, пейзаж, влияние фольклора.

1



4

Контрольная работа по произведению «Слово о полку Игореве».

1




Из русской литературы XVIII века

9 ч.




М.В. Ломоносов

3 ч.



5

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма.

1



6

М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве…». Особенности содержания и формы произведения.

1



7

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

1




Г.Р. Державин

2 ч.



8

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1



9

Урок внеклассного чтения.  Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Г.Р. Державина.

1




А.Н. Радищев

1 ч.



10

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (Обзор).

1




Н.М. Карамзин

3 ч.



11

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. Знакомство с повестью «Бедная Лиза».

1



12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.

1



13

Контрольный тест по древнерусской литературе и литературе XVIII века

1




Из русской литературы XIX века

53 ч.



14

«Золотой век» русской литературы. Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Романтизм как одно из литературных направлений.

1




В.А. Жуковский

2 ч.



15

Романтическая лирика начала XIX века. Художественный мир В.А. Жуковского (обзор). Элегия. («Море». «Невыразимое»).

1



16

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1




А.С. Грибоедов

8 ч.



17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. История создания комедии «Горе от ума».

1



18

Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги. Чтение и анализ 1 действия комедии.

1



19

Анализ 2 действия комедии «Горе от ума». Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

1



20

Анализ сцены бала (3 действие комедии). Чацкий в системе образов. Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц

1



21

Анализ 4 действия комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1



22

Критика о комедии. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

1



23-24

Р.р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2




А.С. Пушкин

14 ч.



25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.

1



26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С. Пушкина. «К морю», «Анчар».

1



27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина.  «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

1



28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

1



29


Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума» и лирике А.С.  Пушкина.

1



30

Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1



31


Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.  Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. «Онегинская» строфа.

1



32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1



33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1



34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1



35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений.

1



36

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1



37

Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1



38

Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1




М.Ю. Лермонтов

12 ч.



39


М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1



40


Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1



41

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1



42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Родина».

1



43

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

1



44


М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».  Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1



45


«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Обучение анализу эпизода по гл. «Тамань».

1



46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери», «Фаталист».

1



47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1



48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1



49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского.

1



50

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени». Подготовка к домашнему сочинению

1




Н.В. Гоголь

7 ч.



51


Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1



52

 Система образов поэмы «Мертвые души».Обучение анализу эпизода. «Чичиков у Манилова»

1



53

Система образов поэмы «Мертвые души».

1



54

Образы города и городских чиновников в поэме «Мертвые души».

1



55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1



56

 «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».

1



57

Поэма в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к домашнему контрольному сочинению.

1



 

А.Н. Островский

2 ч.



58


А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.  «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1



59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1



 

Ф.М. Достоевский

2 ч.



60

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1



61

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1




Л.Н. Толстой

1 ч.



62


Урок внеклассного чтения.  Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

1




А.П. Чехов

3 ч.



63


А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

1



64


А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1



65

Р.р. Сочинение-ответ на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М.  Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)». (По выбору обуч-ся).

1




Поэзия второй половины ХIХ века

1 ч.



66


Урок внеклассного чтения. Эмоциональное богатство русской поэзии ХIХ в. Беседа о стихах Н.А.  Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Развитие представления о жанрах лирических произведений.

1




Из литературы XX века

10 ч.




И.А. Бунин

3 ч.



67

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1



68

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1



69

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1




М.А. Булгаков

2 ч.



70

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество.

1



71

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

1




А.И. Солженицын

2 ч.



72

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1



73

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи.

1




М.А. Шолохов

3 ч.



74

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.  Образ главного героя.

1



75

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.

1



76

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 века и прозе 20 века.

1




Русская литература ХХ века. Поэзия.

18 ч.




А.А. Блок

2 ч.



77

Русская поэзия Серебряного века.

1



78

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…». «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1




С.А. Есенин

2 ч.



79

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1



80

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина.

1




В.В. Маяковский

2 ч.



81

В.В. Маяковский: страницы жизни. Новаторство поэзии Маяковского-поэта. Анализ стихотворений «Прощание», «Люблю» (отрывок).

1



82

В.В. Маяковский о труде поэта в стихотворениях «Послушайте!», «А вы могли бы?» Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

1




М.И. Цветаева

2 ч.



83

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

1



84

Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1




А.А. Ахматова

2 ч.



85

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1



86

А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1




Н.А. Заболоцкий

1 ч.



87


Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

1




Б.Л. Пастернак

2 ч.



88

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака.

1



89

Р.р. Письменный анализ одного из стихотворений поэтов Серебряного века.

1




А.Т. Твардовский

2 ч.



90

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1



91

А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1




Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков.

3 ч.



92

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века.

1



93

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХХ века.

1



94

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века.

1




Из зарубежной литературы

8 ч.




Античная лирика

1 ч.



95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Квинт Гораций. Фланк Слово о поэте. «К Мельпомене».

1




Данте Алигьери

1 ч.



96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты»). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

1




У. Шекспир.

2 ч.



97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

1



98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1




И.В. Гёте

4 ч.



99

И.В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

1



100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1



101

Итоговая контрольная работа

1



102

Итоговый урок

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!