Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области «Ярославский колледж индустрии питания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.05. «Безопасность жизнедеятельности»
Программа подготовки квалифицированных
рабочих, служащих по профессии
09.01.03 « Мастер по обработке цифровой информации»
43.01.01 « Официант, бармен »
19.01.17 « Повар, кондитер »
Ярославль 2018 г.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР Е.В.Карпова «___» мая 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ЯрКИП О.А.Троицкая «___» мая 2018г. |
Программа учебной дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» разработана в рамках выполнения работ по внесению изменений и дополнений в образовательную программу по профессии среднего профессионального образования и является составной частью данной профессиональной программы.
Организация-разработчик: ГПОУ ЯО Яр.КИП
Разработчик:
В.П.Россиков, преподаватель-организатор ОБЖ
(должность, ФИО преподавателя)
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол методической комиссии № 9 от 27 мая 2018 г
Председатель МО _______________ О.Н. Шишленок
СОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 8 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 17 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 19 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ППКРС:
09.01.03 « Мастер по обработке цифровой информации»
43.01.01 « Официант, бармен »
19.01.17 « Повар, кондитер »
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в обще профессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Целями изучения дисциплины являются:
ознакомление студентов с основами безопасности жизнедеятельности в пищевом производстве;
подготовка студентов к применению безопасности жизнедеятельности в последующей практической деятельности в качестве повара (кондитера) или его помощника;
Задачами изучения дисциплины являются:
изучение основных видов потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации на предприятиях питания;
изучение способов защиты населения от оружия массового поражения, мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах;
научиться оказывать первую помощь пострадавшим последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
научиться использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; первичные средства пожаротушения.
В результате освоения дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающейся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития события и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;
В результате изучения дисциплины студент должен освоить следующие общие компетенции (ОК) :
Код | Общие компетенции | |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
В результате освоения дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:
иметь практический опыт | |
уметь: | - использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; -применять первичные средства пожаротушения ;** -организовывать проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;* -предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;* -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;* - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии;* - владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;* - оказывать первую помощь пострадавшим.* |
знать: | - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;* - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;* - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;* - основные военные службы и обороны государства;* - задачи и основные мероприятия гражданской обороны;* - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;* - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;* - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО;* - области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;* - порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим;* - правила пожарной безопасности в организациях питания** |
Пояснения:
* - требования ФГОС СПО,
** -требования профстандартов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
уроки | 13 |
практические занятия | 17 |
контрольные работы | 2 |
Внеаудиторская (Самостоятельная) учебная работа (всего) | 16 |
в том числе: | 9 |
подготовка сообщений, рефератов, презентаций, составление схем |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1.Человек и техносфера |
Тема 1.1 Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 |
1.Уроки | 2 |
2.Практическаяие занятия | 3 |
3. Контрольная работа | 3 |
4. Самостоятельная работа | 3 |
Тематика учебных занятий | 3 |
Урок 1. «Предмет и задачи изучения дисциплины БЖД. Основы взаимодействия человека со средой обитания. Опасности, их классификация. Принципы защиты от опасностей ». | 1 |
Практические занятия | |
Практическое занятие 1. «Опасности природного и техногенного характера, их классификация». | 1 |
Практическое занятие 2. «Опасности военного и экологического характера, их классификация». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся. 1.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.1-17; 2.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" №1 стр.18-80; 3.Подготовить реферат на тему: «Опасности природного и техногенного характера присущие Ярославской области». 4.Чтение и составление опорного конспекта "БЖД" №1 стр.81-98; | 2 |
Тема 1.2 Современное состояние системы «человек-техносфера». | Содержание учебного матери | Уровень освоения | 6 |
1.Уроки вваа11 | 2 |
2.Практическаяие занятия | 3 |
3.Контрольная работа | 3 |
4. Самостоятельная работа | 3 |
Тематика учебных занятий | 4 |
Урок 2. «Виды и формы деятельности человека. Классификация условий трудовой деятельности. Работоспособность и пути повышения эффективности труда». | 1 |
Урок 3. «Негативные факторы производственной среды». | 1 |
Урок 4. « Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности». | 1 |
Практические занятия | |
Практическое занятие 3 . Методы прогнозирования возможного развития событий от возникновения опасностей техногенного характера. | 1 |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.54-71; 2.Подготовка сообщений на темы: - «Особо опасные работы на промышленных предприятиях», - «Человеческий фактор и аварии: связь, профилактика возникновения». | 2 |
Раздел 2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях |
Тема 2.1 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 |
1.Уроки вваа11 | 2 |
2.Практическаяие занятия | 3 |
3.Контрольная работа | 3 |
4. Самостоятельная работа | 3 |
| Тематика учебных занятий | 1 |
Практические занятия | |
Практическое занятие 4. Отработка эвакуации в убежище. | 1 |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.98-107; 2.Составление схемы эвакуации из учебного кабинета . | 1 |
Тема 2.2 Чрезвычайные ситуации: основные способы и средства защиты. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 |
1.Уроки | 2 |
2.Практическаяие занятия | 3 |
3.Контрольная работа | 3 |
4.Самостоятельная работа | 3 |
Тематика учебных занятий | 5 |
Урок 5. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация. | 1 |
Урок 6. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. | 1 |
Практические занятия | |
Практическое занятие 5. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. | 1 |
Практическое занятие 6. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. | 1 |
Практическое занятие 7. Отработка навыков работы с первичными средствами тушения пожара**. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.112-117; 2.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.117-125; 3.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.125-130; 4.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.98-107; 5.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.131-140; 6. Самостоятельная работа с нормативно-правовыми документами. | 2 |
Тема 2.3 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны при осуществлении профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 |
1.Уроки | 2 |
2.Практическаяие занятия | 3 |
3. Контрольная работа | 3 |
4.Самостоятельная работа | 3 |
Тематика учебных занятий | 3 |
Урок 7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС. | 1 |
Практические занятия | |
Практическое занятие 8. Отработка навыков одевания индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи. | 1 |
Практическое занятие 9.Пожарная безопасность предприятий общественного питания .Отработка навыков работы с первичными средствами тушения пожара**. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр108-112; 2. Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.125-130; 3.Составление схемы эвакуации из учебного кулинарного цеха. Составление схемы эвакуации из учебного кондитерского цеха. | 2 |
Раздел 3. Основы военной службы и обороны государства |
Тема 3.1 Основы обороны государства | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 |
1.Уроки | 2 |
2.Практическаяие занятия | 3 |
3. Контрольная работа | 3 |
4.Самостоятельная работа | 3 |
Тематика учебных занятий | 2 |
Урок 8. Вооружённые Силы Российской Федерации- основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение. | 1 |
Практические занятия | |
Практическое занятие 10. Вооружённые Силы Российской Федерации- основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1 Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.141-149; 2.Подготовка презентации по одному из родов войск. | 3 |
Тема 3.2 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
1.Уроки | 2 |
3. Практические занятия | 3 |
3.Контрольная работа | 3 |
4.Самостоятельная работа | 3 |
Тематика учебных занятий | 3 |
Урок 9. Воинская обязанность, её основные составляющие. Статус военнослужащего. Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему. | 1 |
Практические занятия | |
Практическое занятие 11 . Организация призыва на военную службу. Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. | 1 |
Практическое занятие 12. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Альтернативная служба. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинские звания. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы. | 1 |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение и конспектирование учебника БЖД" №1 стр.149-155; 2.Подготовка сообщения «Организация призыва на военную службу». | 1 |
| Тема 3.3 Основы военного патриотического воспитания | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | 1.Уроки | 2 | 2.Практическаяие занятия | 3 | 3. Контрольная работа | 3 | 4.Самостоятельная работа | 3 | Тематика учебных занятий | 3 | Урок 10. Боевые традиции Вооружённых Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. | 1 | Урок 11. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | Практические занятия | 1 | Практическое занятие 13. Порядок приёма военной присяги. | 1 | Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.155-161; 2.Подготовка доклада по одной из тем: 1. «Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации», 2. «Дни воинской Славы». | 1 | Раздел 4. Основы медицинских знаний | |
Тема 4.1 Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | 1.Уроки | | 2. Практические занятия | 3 | 3.Контрольная работа | 3 | 4.Самостоятельная работа | 3 | | Тематика учебных занятий | 6 | Урок 12. Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим. | 1 | Урок 13. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза. | 1 | Практические занятия | | Практическое занятие 14. Отработка искусственного дыхания на манекенах. | 2 | Практическое занятие 15. Наложение различных видов повязок. | 2 | Самостоятельная работа обучающихся 1.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.162-177; 2.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.177-179; 3.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.179-183; 4.Чтение и составление опорного конспекта БЖД" №1 стр.183-191; Подготовка презентации на тему: «Оказание первой помощи при ожогах». | 2 | Дифференцирован-ный зачет | Итоговая аттестация | 2 | Всего: | 48 | | | |
Пояснения:
*- требования ФГОС СПО,
** -требования профстандартов
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы 3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- учебно-методическое обеспечение дисциплины ОП.05 «Безопасность жизнедеятельности», включают в себя презентации учебных курсов, учебно-методических пособий по проведению практических занятий, методические указания по проведению контроля полученных знаний и навыков;
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
Комплект учебно–наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности», «Первая помощь пострадавшим в условиях осуществления профессиональной деятельности».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, принтер проектор;
- телевизор;
- видео и аудио аппаратура;
- манекены для отработки приёмов искусственного дыхания и извлечения инородных тел из органов дыхания;
- электронный тир.
Печатные пособия:
- Комплект таблиц «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Комплект таблиц «Основы военной службы».
- Комплект таблиц «Терроризм».
- Комплект таблиц «Символ воинской чести».
- Комплект таблиц «Оружие России».
- Комплект таблиц «Единая система предупреждения ЧС (ГО)».
Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование (приборы радиационной и химической разведки, средства индивидуальной защиты, перевязочный материал, средства за больными и пострадавшими).
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература:
1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л.,
Безопасность жизнедеятельности. 4-е изд.,
стер.-М.:Академия,2014,288с.
2.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л., Безопасность жизнедеятельности. Практикум–2-е изд., стер.,4-е изд.,стер.-М.:Академия,2014,144с.
3.Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности.-4-е изд.,стер.-М.:Академия,2015,336с.
Дополнительная литература:
Уставы Вооружённых Сил РФ,
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 11 с изменениями и дополнениями. 2013г.
Интернет – ресурсы:
1.Юридическая Россия: Информационный портал (Электронный ресурс).
Режим доступа:
http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookld=1212788.
2.ОБЖ Основы безопасности жизнедеятельности, Информационно- методическое издание для преподавателей: информационный портал (Электронный ресурс).- Режим доступа:
http://www.school-obz.org/
4.Контроль и оценка результатов
освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
уметь: -организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; -предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения,** - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессии; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим. | Правильное решение ситуационных задач Демонстрация правильного использования средств индивидуальной защиты Правильное решение ситуационных задач по использованию средств коллективной защиты Демонстрация умения пользоваться первичными средствами пожаротушения Правильный выбор родственных полученной профессии в перечне военно-учётных специальностей Правильное решение ситуационных задач Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий Демонстрация умения оказывать первую медицинскую помощь |
знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основные виды потенциальных опасностей, их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основные военные службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;** - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные профессиям СПО; - области применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим | Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля Демонстрация подготовленности к военной службе Правильное выполнение самостоятельной внеаудиторной работы, положительные результаты промежуточного контроля |
Пояснения:
* - требования ФГОС СПО,
** -требования профстандартов
Разработчики:
ГПОУ ЯО Яр.КИП преподаватель-организатор В.П.Россиков .
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
9