Министерство образования Новосибирской области
Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»
Рассмотрено: | | «Утверждаю» |
На заседании ПЦК | | Зав. учебной частью: |
Технологических дисциплин | | Пицына Т.М.. __________ |
Протокол № ___ от «__»_____2020 | | «___»____________2020 |
ППЦК Горбачева М.М. _________ | | |
Рабочая ПРОГРАММа Учебной дисциплины
ОП.01 Техническое черчение
основной профессиональной образовательной программы
профессии 08.01.10. Мастер жилищно-коммунального хозяйства
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства и примерной основной образовательной программы.
Организация-разработчик: Искитимский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский строительно-монтажный колледж».
Разработчик: Голенок Елена Владимировна, преподаватель дисциплин профессионального цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 11 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и курсовой подготовке незанятого населения для профессий: слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным сетям.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина ОП.01 Техническое черчение относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен освоить профессиональные компетенции:
Код | Профессиональные компетенции |
ПК 1.1. | Осуществлять техническое обслуживание в соответствии с заданием (нарядом) системы водоснабжения, водоотведения, отопления объектов жилищно-коммунального хозяйства. |
ПК 1.2. | Проводить ремонт и монтаж отдельных узлов системы водоснабжения, водоотведения. |
ПК 1.3. | Проводить ремонт и монтаж отдельных узлов системы отопления. |
ПК 2.1. | Осуществлять техническое обслуживание силовых и слаботочных систем зданий и сооружений, системы освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. |
ПК 2.2. | Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов освещения и осветительных сетей объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. |
ПК 2.3. | Осуществлять ремонт и монтаж отдельных узлов силовых и слаботочных систем зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. |
Освоение дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
Код | Общие компетенции |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК 11. | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать чертежи и эскизы, простые электрические схемы;
выполнять чертежи и эскизы, простые электрические схемы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
требования единой системы конструкторской документации;
основные правила построения чертежей и схем;
виды нормативно-технической документации;
виды чертежей простых электрических схем;
правила чтения технической и конструкторско-технологической документации.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 15 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 22 |
консультации | 1 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Для овладения знаниями: Работа с конспектом лекций (учебником, дополнительной литературой); Изучение дополнительных материалов по темам указанным в Рабочей программе; Выполнение упражнений и графических работ указанных в Рабочей программе в соответствии с требованиями ЕСКД; Ознакомление с нормативными документами (Стандартами); Работа с компьютерной техникой и Интернетом; Для закрепления и систематизации знаний: Изучение конспекта лекций; Повторная работа над учебным материалом учебника (дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); Выполнение и оформление графических работ и упражнений. | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Тема 1. Правила оформления чертежа | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 |
Стандарты ЕСКД. Форматы, основная надпись чертежа. Линии чертежа. Шрифты чертежные. Буквы прописные и строчные. Выполнение надписей в основной надписи чертежа. Масштабы, нанесение размеров на чертежах. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 8 |
Стандарты ЕСКД. Форматы, основная надпись чертежа. Линии чертежа. | 2 |
Практическая работа: Шрифты чертежные. Буквы прописные и строчные. | 2 |
Выполнение надписей в основной надписи чертежа. | 2 |
Масштабы, нанесение размеров на чертежах. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | |
Тема 2. Геометрическое черчение | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
Деление окружности на равные части. Сопряжение. Принцип построения сопряжений. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Практическая работа: Деление окружности на равные части. | 2 |
Практическая работа: Сопряжение. Принцип построения сопряжений. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | |
Тема 3. Аксонометри- ческие проекции | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
Аксонометрические проекции и их виды. Технический рисунок. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Аксонометрические проекции и их виды. | 2 |
Практическая работа: Технический рисунок. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | |
Тема 4. Основы машинострои- тельного черчения | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 16 |
Основные виды изображения деталей. Виды местные и дополнительные. Простые и сложные разрезы. Правила выполнения разрезов. Сечения: назначение, классификация, обозначение. Правила выполнения сечений. Классификация, основные параметры и элементы резьбы. Обозначение резьб и их изображение на чертеже. Назначение эскиза. Последовательность выполнения эскиза детали. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Условные изображения сварных швов. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 14 |
Практическая работа: Основные виды изображения деталей. Виды местные и дополнительные. | 2 |
Практическая работа: Разрезы. Правила выполнения разрезов. | 2 |
Практическая работа: Сечения. Правила выполнения сечений. | 2 |
Классификация, основные параметры и элементы резьбы. | 2 |
Обозначение резьб и их изображение на чертеже. | 2 |
Практическая работа: Назначение эскиза. Последовательность выполнения эскиза детали. | 2 |
Разъемные и неразъемные соединения деталей. Условные изображения сварных швов. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 2 |
Тема 5. Общие сведения о чертежах общего вида и сборочных чертежах | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 |
. Сборочный чертеж. Правила чтения сборочного чертежа. Выполнение сборочного чертежа сварного соединения. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Практическая работа: Сборочный чертеж. Правила чтения сборочного чертежа. | 2 |
Практическая работа: Выполнение сборочного чертежа сварного соединения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | |
Тема 6. Строительное черчение | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 6 |
Общие сведения о строительных чертежах. Чертежи фасадов, планов и разрезов зданий. Схемы внутренних коммуникаций зданий. | 1,2,3 |
Тематика учебных занятий: | 4 |
Практическая работа: Общие сведения о строительных чертежах. Чертежи фасадов, планов и разрезов зданий. | 2 |
Схемы внутренних коммуникаций зданий. | 1 |
Консультация к экзамену. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя графических работ. | 3 | 2 |
Всего: | 42 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета по техническому черчению.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
чертежные столы по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
объемные модели геометрических тел, деталей;
чертежные инструменты: линейка, треугольники с углами 30º, 90º, 60º и 45º, 90º, 45º; транспортир; циркуль.
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
сканер;
принтер.
Технические средства обучения:
аудиовизуальные (средства ТВ, видеомагнитофон);
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
фото или/и видео камера;
web-камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
ГОСТ «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). Общие правила выполнения чертежей.
ГОСТ 2.701-84*ЕСКД. Схемы. Виды и типы. Общие требования к выполнению.
ГОСТ 21.101-97 СПДС Основные требования к проектной и рабочей документации.
ГОСТ 21.501-93 СПДС Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей.
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 21.508-93 СПДС Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов.
ГОСТ 21.204-93 СПДС Условные графические изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта.
Боголюбов С.А. Инженерная графика: учебник для сред. спец. учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http:// http://padaread.com/?book=39166&pg=1 (дата обращения: 28.08.2017).
Бродский А.М.Черчение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 400 с.
Короев Ю.И. Строительное черчение Учеб. проф. учеб, заведений. 8-е изд., стереотип. М.: Высш. шк., Изд. центр Академия, 2013г. -256 с.
Боголюбов С.А. Индивидуальные задачи по курсу черчения: учебное пособие для сред. спец. учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: https://sabalunova.files.wordpress.com/2014/02/bogoljubov_zadniya_viz.pdf (дата обращения: 28.08.2017).
Дополнительные источники:
О.В. Георгиевский. Художественно-графическое оформление архитектурно-строительных чертежей. - М.: Архитектура, 2015.
Инженерная и компьютерная графика: учеб. для средних спец. учеб. заведений /Б. Г. Миронов. - М.: Высшая школа, 2016.
3.3. Организация образовательного процесса
Изучению учебной дисциплины ОП.1 Техническое черчение должно предшествовать освоение дисциплин:
- геометрия.
Учебная дисциплина ОП.1 Техническое черчение является основой для изучения следующих учебных дисциплин:
- профессиональных модулей,
- государственной итоговой аттестации.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками искитимского филиала ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж», а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. No 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения | |
читать чертежи и эскизы, простые электрические схемы; выполнять чертежи и эскизы, простые электрические схемы. | умеет читать чертежи и эскизы, простые электрические схемы; умеет выполнять чертежи и эскизы, простые электрические схемы. |
Знания | |
требования единой системы конструкторской документации; основные правила построения чертежей и схем; виды нормативно-технической документации; виды чертежей простых электрических схем; правила чтения технической и конструкторско-технологической документации. | знает требования единой системы конструкторской документации; знает основные правила построения чертежей и схем; знает виды нормативно-технической документации; знает виды чертежей простых электрических схем; знает правила чтения технической и конструкторско-технологической документации. |
6