Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО
Учебная дисциплина «Электронная техника» по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу.
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -определять и анализировать основные параметры электронных схем и устанавливать по ним работоспособность; -производить подбор элементов по заданным параметрам | сущность физических процессов, протекающих в электронных устройствах и приборах; -принцип включения электронных приборов и построение электронных схем -типовые узлы и устройства электронной техники |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 2.1 Выполнять работы по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса. |
ПК 2.2 Проводить ремонт технических средств и систем автоматического управления. |
ПК 2.3 Выполнять работы по наладке систем автоматического управления |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – представление о возможных ограничителях свободы своего профессионального выбора; – понятие о профессиональной конкуренции, правила конструктивной критики; – представление о изменяющихся условиях на рынке труда, о формах трудовой деятельности, понятие безработицы и ее виды; – способы поддержания престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации; – цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России; – критерии личной успешности; – представление о цифровой экономике; – оптимальные алгоритмы решения задач цифровой экономики; – представление о самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР 18 Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Электронные приборы | Содержание | 125 | |
Введение Тема 1.1. Физические основы электронных приборов | Роль электроники в развитии современной науки ,техники и технологии. Виды и характеристики электровакуумных приборов. Собственная проводимость и способы образования примесных (электронной и дырочной) проводимостей полупроводников. Физические основы образования и вентильные свойства электронно-дырочного перехода. Вольтамперная характеристика р-п - перехода. | 8 | 2 |
Лекционные занятия | 8 | |
Тема 1.2Полупроводниковые диоды | Содержание | 34 | |
Прямое и обратное включение p-n-перехода, вольтамперная характеристика, пробой, его виды. Полупроводниковые диоды: выпрямительные, стабилитроны, туннельные, фотодиоды, Светодиоды, варикапы, конструкция, основные характеристики и параметры, условные обозначения. | 10 | 2 |
2 |
Лекционные занятия | 10 |
Лабораторные работы | 10 | 3 |
№1 Снятие вольтамперных характеристик полупроводникового диода |
№2 Снятие вольтамперных характеристик полупроводникового стабилитрона |
№3 Снятие вольтамперных характеристик фоторезистора |
№4 Снятие вольтамперных характеристик фотодиода |
№5 Снятие вольтамперных характеристик фототранзистора |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным работам. Подготовка темы: Фототранзисторы | 14 |
Тема 1.3Транзисторы. | Содержание | 34 | |
Биполярные транзисторы: устройство, принцип действия, характеристики, параметры Условные обозначения, схемы включения с общей базой, общим эмиттером, общим коллектором. Ключевой режим работы. Полевые транзисторы: типы, схемы включения, принцип действия, характеристики, параметры МОП-трпанзисторы типы, схемы включения, принцип действия, характеристики, параметры. | | 2 2 |
2 |
Лекционные занятия | 10 |
Практические работы | 2 | 3 |
№1 Проверка исправности биполярных транзисторов |
Лабораторные работы | 8 |
№6 Снятие характеристик и определение параметров биполярного транзистора по схема с ОБ |
№7 Снятие характеристик и определение параметров биполярного транзистора по схема с ОЭ |
№8 Снятие характеристик и определение параметров биполярного транзистора по схема с ОК |
№9 Снятие характеристик и определение параметров полевого транзистора. |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим и лабораторным работам. Подготовка темы: Эквивалентные схемы транзисторов. | 14 | |
Тема 1.4 Тиристоры | Содержание | 22 | |
Классификация тиристоров, их условные обозначения. Устройство, принцип действия диодных и триодных тиристоров, их характеристики и параметры | | 2 |
Лекционные занятия | 6 |
3 |
Практические работы | 2 |
№2 Проверка исправности тринисторов |
Лабораторные работы | 4 |
№10 Снятие характеристик и определение параметров тринистора |
№11 Снятие характеристик и определение параметров динистора |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим и лабораторным работам Подготовка темы: Симметричные тиристоры | 10 | |
Тема 1.5 Интегральные микросхемы | Содержание | 13 | |
Цифровые интегральные схемы :режимы работы , параметры, характеристики, особенности применения при разработке цифровых устройств; этапы эволюционного развития интегральных схем: больших интегральных схем (БИС). | 4 | 2 |
Лекционные занятия | 6 | 3 |
Лабораторные работы | 4 |
№12 Исследование логического автомата без памяти |
№13 Исследование логического автомата с памятью |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным работам Подготовка к контрольной работе Подготовка темы: Сверхбольших интегральных схем (СБИС), микропроцессоры в виде одной или нескольких сверхбольших интегральных схем (МП СБИС), переход к нанотехнологиям производства интегральных схем, тенденции развития | 5 | |
Тема 1.6 Оптоэлектронные приборы и приборы отображения информации | Содержание | 14 | |
Оптроны. Фотоэлектронные приборы. Жидкокристаллические индикаторы | | 2 |
Лекционные занятия | 6 |
Лабораторные работы | 4 | 3 |
№14 Исследование оптопары в виде фоторезистора |
№15 Исследование работы жидкокристаллического индикатора |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным работам Подготовка темы: Функциональная электроника | 4 | |
Раздел 2. Усилители и генераторы | | 63 | |
Тема 2.1. Усилители напряжения | Содержание | 23 | |
Классификация усилителей, их параметры и характеристики, режим работы. Графический анализ усилительного каскада. Выбор точки покоя и обеспечение требуемого режима работы. Температурная стабилизация. Усилительные каскады с общей базой и общим эмиттером. Обратная связь в усилителе. Однокаскадные и многокаскадные усилители. Усилители в интегральном исполнении. | 8 | 2 |
2 |
Лекционные занятия | 8 |
Практические работы | 2 | 3 |
№3 Определение мест включения измерительных приборов |
Лабораторные работы | 6 |
№16 Исследование усилительного каскада с общей базой |
№17 Исследование усилительного каскада с общим эмиттером |
№18 Исследование влияния обратной связи на параметры усилительного каскада |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим и лабораторным работам Подготовка темы: Графический анализ усилительного каскада. | 7 | |
Тема 2.2. Усилители постоянного тока | Содержание | 8 | |
Особенности работы УПТ с одним и двумя источниками питания. Дрейф нуля в УПТ. Дифференциальные усилители | | 2 |
Операционные усилители: их свойства, применение. Интегральное их исполнение | 2 |
Лекционные занятия | 4 |
Лабораторные работы | 2 | 3 |
№19 Исследование операционного усилителя |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе Специальные виды усилителей на биполярных транзисторах | 2 | |
Тема2.3 Усилители мощности | Содержание | 18 | |
Однотактные и двухтактные усилители мощности. Усилители мощности с бестрансформаторным выходом и в интегральном исполнении. Графический анализ работы усилителя мощности. Однотактные и двухтактные усилители мощности. | | 2 |
Лекционные занятия | 6 |
Практические работы | 2 | 3 |
№4 Выбор элементной базы для усилителя мощности |
Лабораторные работы | 6 |
№20 Исследование однотактного бестрансформаторного усилителя мощности |
№21 Исследование двухтактного бестрансформаторного усилителя мощности |
№22 Исследование однотактного трансформаторного усилителя мощности |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе Подготовка темы: Усилители мощности с бестрансформаторным выходом и в интегральном исполнении. | 4 | |
Тема 2.4 Генераторы гармонических колебаний | Содержание | 14 | |
Типы генераторов гармонических колебаний. Условия самовозбуждения автогенераторов. Принцип действия LC, RC генераторов. Кварцевая стабилизация частоты автогенераторов. Автогенераторы на интегральных микросхемах. | 5 | 2 |
Лекционные занятия | 5 |
Контрольная работа. | |
Практические работы | 2 | 3 |
№5 Моделирование работы RC-генератора |
Лабораторные работы | 2 |
№23 Исследование самовозбуждения автогенератора |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим и лабораторным работам Подготовка темы: Кварцевая стабилизация частоты автогенераторов | 4 | |
Раздел 3 Импульсные устройства | | 16 | |
Тема 3.1Электронные ключи и формирователи импульсов. | Содержание | 5 | |
Общая характеристика импульсных устройств, параметры импульсных сигналов. Диодные и транзисторные электронные ключи. Формирование импульсов: ограничители, дифференцирующие цепи, интегрирующие цепи. | | 2 |
Лекционные занятия | 2 |
Лабораторные работаы | 2 | 3 |
№24 Исследование электронного ключа |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе | 1 | |
Тема 3.2 Генераторы релаксационных колебаний | Содержание | 11 | |
Классификация генераторов. Мультивибратор, одновибратор. Устройство, принцип действия, применение Мультивибратор и одновибратор в интегральном исполнении Одновибратор в интегральном исполнении | 6 | 2 |
2 |
Лекционные занятия | 6 |
Лабораторные работы | 2 | 3 |
№25 Исследование мультивибратора на транзисторах |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным работам Подготовка темы: Генератор линейно изменяющегося напряжения, принцип действия, применение. | 3 | |
| Всего | 204 | |
- программное обеспечение общего и профессионального назначения; выход в Internet
- Пакеты прикладных профессиональных программ -операционная система Windows XP/7.
-SPlan- программа разработки электрических схем; -SLayout-программа разработки печатных плат;
2 Немцов М. В.
Электротехника и электроника: Учебник. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 432 с.
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.