Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО
Учебная дисциплина «Электротехнические измерения» по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) является общепрофессиональной дисциплиной и принадлежит к профессиональному циклу.
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - пользоваться контрольно-испытательной аппаратурой; - составлять измерительные схемы; -подбирать по справочным материалам электротехнические средства и измерять с заданной точностью физические величины. | - основные способы измерения, методы и приборы электротехнических измерений |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК.1.1Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации. |
ПК.1.2 Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления. |
ПК.1.3 Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации. |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – представление о возможных ограничителях свободы своего профессионального выбора; – понятие о профессиональной конкуренции, правила конструктивной критики; – представление о изменяющихся условиях на рынке труда, о формах трудовой деятельности, понятие безработицы и ее виды; – способы поддержания престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации; – цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России; – критерии личной успешности; – представление о цифровой экономике; – оптимальные алгоритмы решения задач цифровой экономики; – представление о самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР 18 Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Основы метрологии и системыизмерительных приборов | | 32 | |
Тема 1.1 Основы метрологии | Содержание | 12 |
Основные метрологические понятия и определения. Системы единиц измерения. Погрешности измерений. Виды погрешностей. Метрологические характеристики средств измерений. | 2 | ПК1.1 |
Правила и формы представления результатов измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Прямые однократные измерения. | 2 | ПК1.1 |
Практичкая работа №1 Расчет погрешностей измерений. | 2 | ПК1.2 |
Лабораторная работа №1 Обработка на ПК результатов однократных и многократных измерений параметров электрических цепей. | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе. Решение задач на расчет погрешностей измерений. | 4 | |
Тема 1.2 Средства и методы измерений | Содержание | 20 |
Основные виды и методы измерений. Средства измерений и их классификация. Классы точностиприборов. Измерение постоянного и переменного тока и напряжения. Расширение пределов измерения тока и напряжения. | 2 | ПК1.1 |
Классификация электронных измерительных приборов. Электронные вольтметры и мультиметры, применение, достоинство и недостатки. Структурные схемы, принцип работы. | 2 | ПК1.1 |
Практическая работа №2 Расчет шунта для расширения измерения по току. | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
Практическая работа №3 Расчет добавочного сопротивления для расширения пределов измерения по напряжению. | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
Лабораторная работа №2 Измерение параметров электрических цепей тестером. | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
Лабораторная работа №3 Измерение напряжения электронным вольтметром | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
Лабораторная работа №4 Измерение напряжения цифровым вольтметром | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
Цифровые вольтметры: структурные схемы, принцип работы, технические характеристики. | 2 | ПК1.1 |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным работам | 4 | |
Раздел 2 Приборы формирования сигналов | | 34 |
Тема 2.1 Измерительные генераторы | Содержание | 12 |
| Классификация ГНЧ. Технические характеристики генераторов. Типовая структурная схема ГНЧ, ГВЧ. Органы управления генератором. Импульсные генераторы, назначение, область применения. | 2 | ПК1.1 |
| Практическая работа №4 Органы управления и режимы работы генератора импульсных сигналов | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Лабораторная работа №5 Изучение органов управления ГНЧ и контроль режимов настройки | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Лабораторная работа №6 Изучение органов управления ГВЧ и контроль режимов настройки | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным работам. Подготовить презентацию «Измерительные микрофоны, вибродатчики» | 4 | |
Тема 2.2 Электронные осциллографы | Содержание | 10 |
| Назначение и классификация осциллографов. Структурная схема осциллографа. Принцип получения видимого изображения сигнала. Включение осциллографа в измерительную цепь. | 2 | ПК1.1 |
| Практическая работа №5 Ознакомление с конструкцией осциллографа и его калибровка | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Лабораторная работа №7 Измерение осциллографом параметров непрерывных сигналов | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторным работам. Подготовить конспект: двухлучевые и двухканальные осциллографы. | 4 | |
Тема 2.3 Измерение частоты, угла сдвига фаз и искажений формы сигнала | Содержание | 6 |
| Общие сведения о методах измерения частоты. Методы измерения угла сдвига фаз. Характеристики искажений формы сигналов. Метрологическое обеспечение средств измерений характеристик частоты, угла сдвига фаз и искажений формы сигнала. | 2 | ПК1.1 |
| Лабораторная работа №8 Измерение частоты электронно-счетным частотомером | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Самостоятельная работа Реферат на тему: «Метрологическое обеспечение частотно-измерительных приборов» | 2 | |
Тема 2.4 Влияние измерительных приборов на точность измерений | Содержание | 6 |
| Комплексное входное сопротивление прибора. Влияние коэффициента мощности, монтажа, напряжения, прогрева, пространственного расположения, температуры, формы сигнала и частоты на результат измерения. | 2 | ПК1.1 |
| Лабораторная работа №9 Влияние места включения приборов на параметры схемы и общую погрешность измерения | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе | 2 | |
Раздел 3 Автоматизация измерений | | 12 |
Тема 3.1 Измерение параметров интегральных микросхем | Содержание | 8 |
| Общие сведения об измерителях параметров полупроводниковых приборов. Статические и динамические параметры диодов и транзисторов. Статические и динамические измерения. | 2 | ПК1.1 |
| Лабораторная работа №10 Измерение параметров полупроводниковых диодов и транзисторов. | 2 | ПК1.2, ПК1.3 |
| Самостоятельная работа Подготовка к лабораторной работе. Доклад на тему:»Промышленные образцы современных измерителей» | 4 | |
Тема 3.2 Информационные измерительные системы | Содержание | 4 |
| Измерительные системы. Интеллектуальные измерительные системы. Интерфейсы. | 2 | ПК1.1 |
| Самостоятельная работа Подготовить конспект: «Архитектура построения виртуальных приборов» | 2 | |
| ВСЕГО | 78 | |
- частотомер.
- программное обеспечение общего и профессионального назначения; Пакеты прикладных профессиональных программ -операционная система Windows XP/7.
1. Шишмарёв В. Ю.: Элетрорадиоизмерения: Учебник, - М.: Изд. центр «Академия». 2004 – 341 с.
2. Шишмарёв В. Ю.: Электрорадиоизмерения. Практикум: Учеб. пособие. –М.: Издат. центр «Академия», 2006. -240с.