Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -производить выбор электродвигателей по мощности; -составлять конструктивные и электрические схемы электроприводов; -выполнять электрические соединения для включения электродвигателей, требуемой пускорегулирующей аппаратуры и измерительных приборов при экспериментальном исследовании схем автоматизированного привода; -выполнять эксперименты по лабораторному исследованию схем управления электродвигателями; -анализировать характеристики электропривода; -пользоваться справочной литературой и каталогами для выбора электродвигателей по заданным параметрам; | основные уравнения электропривода; режимы работы электродвигателей; типовые узлы управления пусковым двигателем постоянного тока; типовые схемы управления торможением двигателей постоянного тока; схемы бесконтактного управления двигателями постоянного тока; электроприводы с асинхронными двигателями, схемы следящего электропривода; электропривод с шаговыми двигателями; цифровые и микропроцессорные системы управления приводом; |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации. |
ПК 1.2 Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления. |
ПК 1.3 Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – представление о возможных ограничителях свободы своего профессионального выбора; – понятие о профессиональной конкуренции, правила конструктивной критики; – представление о изменяющихся условиях на рынке труда, о формах трудовой деятельности, понятие безработицы и ее виды; – способы поддержания престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации; – цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России; – критерии личной успешности; – представление о цифровой экономике; – оптимальные алгоритмы решения задач цифровой экономики; – представление о самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности. |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
ЛР 18 Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. |
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
ЛР 21 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Основы электропривода | | 20 | |
Тема 1.1 Основные понятия об электроприводе | Содержание | 4 |
1 | Определение электропривода. Виды электроприводов: групповой, одиночный, многодвигательный. Установившийся режим электропривода. Переходной режим электропривода. Основное уравнение движения электропривода. Переходные процессы в электроприводе. Электромеханическая постоянная времени. Маховый момент. | | 2 |
2 | 2 |
3 | 2 |
4 | 2 |
| Лекционные занятия | 2 | |
| Самостоятельная работа | 2 |
1 | Изучить вопрос: «Переходные процессы в электроприводе». |
2 | Анализировать основное уравнение движения электропривода. |
Тема 1.2Аппаратура пуска, управления и защиты | Содержание | 6 |
1 | Условные графические обозначения в схемах электропривода. | | 2 |
2 | Пускорегулирующая и защитная аппаратура. | 2 |
| Лекционные занятия | 2 | |
| Практические работы | 2 | 3 |
| №1 Исследование характеристик ПРА в электроприводе |
| Самостоятельная работа | 2 | |
| Подготовка к практической работе | |
Тема 1.3Выбор электродвигателей для электропривода | Содержание | 10 |
1 | Нагревание и номинальные режимы работы электродвигателей. Уравнение теплового баланса. Кривая нагревания. | | 2 |
2 | Режимы работы двигателей: продолжительный, кратковременный, повторно-кратковременный. Продолжительность включения. | 2 |
3 | Выбор двигателя к электроприводу. | 2 |
4 | Виды электродвигателей в зависимости от вида механической характеристики. | 2 |
5 | Метод эквивалентного тока. | 2 |
6 | Выбор электродвигателя по мощности. | 2 |
7 | Проверка двигателя на перегрузочную способность. | 2 |
| Лекционные занятия | 4 |
| Практические работы | 2 | 3 |
| №2 Расчет режимов работы ЭД в электроприводе |
| Лабораторные работы | 2 |
1 | №1 Выбор мощности электродвигателя. |
| Самостоятельная работа | 2 | |
1 | Подготовка к лабораторной и практической работам |
Раздел 2 Электроприводы для автоматического управления. | | | 14 |
Тема 2.1 Электрические исполнительные механизмы. | Содержание | 6 |
1 | Структурная схема системы автоматического управления. | | 2 |
2 | Структурная схема электрического исполнительного механизма. | 2 |
3 | Принципиальная электрическая схема бесконтактного ЭИМ. | 2 |
| Лекционные занятия | 2 | |
| Практические работы | 2 | 3 |
| №3 Изучение работы схемы САУ |
|
| Самостоятельная работа | 2 |
1 | Подготовка к практической работе |
Тема 2.2 Электроприводы промышленных роботов. | Содержание | 8 |
1 | Электроприводы дискретного и непрерывного действия | | 2 |
2 | Устройство модулей «мотор-палец» и «мотор-рука». | 2 |
3 | Захватный клиновый механизм. | 2 |
4 | Преимущества электропривода промышленных роботов. | 2 |
| Лекционные занятия | 2 |
| Практические работы | 2 | 3 |
| №4 Изучение работы электропривода промышленного робота | |
| Самостоятельная работа | 4 |
1 | Подготовить сообщение: «Преимущества электропривода промышленных роботов.» |
2 | Подготовка к практической работе | |
Раздел 3 Электропривод постоянного тока | | | 32 |
Тема 3.1 Типовые узлы управления пуском двигателей постоянного тока. | Содержание | 16 |
1 | Пуск электродвигателя в функции напряжения | | 2 |
2 | Пуск электродвигателя в функции тока. | 2 |
3 | Пуск электродвигателя в функции времени. | 2 |
4 | Пуск электродвигателя в функции угловой скорости. | 2 |
| Лекционные занятия | 4 | |
| Лабораторные работы | 6 |
3 |
1 | №2 Исследование схемы пуска электродвигателей постоянного тока в функции тока. |
2 | №3 Исследование схемы пуска электродвигателя постоянного тока в функции ЭДС (угловой скорости). |
3 | №4 Исследование схемы пуска электродвигателя постоянного тока в функции времени. |
| Самостоятельная работа | 6 | |
1 | Изучение способов пуска электродвигателя постоянного тока в функции различных величин. |
2 | Подготовка к лабораторным работам. |
Тема 3.2 Типовые схемы управления торможением двигателей постоянного тока. | Содержание | 8 |
1 | Управление торможением двигателей постоянного тока в функции угловой скорости | | 2 |
2 | Управление торможением двигателей постоянного тока в функции времени. | 2 |
| Лекционные занятия | 4 | |
| Лабораторные работы | 2 | 3 |
1 | №5 Исследование схемы торможения электродвигателя постоянного тока в функции времени. |
| Самостоятельная работа | 2 | |
1 | Нахождение неисправностей в схемах пуска и торможения электродвигателя. |
2 | Подготовка к лабораторным работам. |
Тема 3.3 Схемы автоматического управления приводами постоянного тока. | Содержание | 8 |
1 | Достоинства бесконтактных управляющих устройств. | | 2 |
2 | Бесконтактное управление двигателем постоянного тока с применением магнитного усилителя. | 2 |
3 | Электропривод с полупроводниковыми преобразователями напряжения. | 2 |
4 | Трансформаторные и тиристорные схемы регулирования двигателем постоянного тока. | 2 |
| Лекционные занятия | 2 | |
Практические работы | 2 | 3 |
№5 Изучение работы электропривода с п/п преобразователем напряжения |
| Лабораторные работы | 2 |
1 | №6 Исследование схемы тиристорного управления двигателем постоянного тока. |
| Самостоятельная работа | 2 | |
1 | Подготовить сообщение на тему: «Применение бесконтактных управляющих устройств в схемах электропривода». |
2 | Подготовка к лабораторной работе. |
Раздел 4 Электроприводы с асинхронными двигателями. | | | 34 |
Тема4.1 Реверсивные и нереверсивные схемы дроссельного управления асинхронными двигателями. | Содержание | 10 |
1 | Нереверсивная схема управления трехфазным асинхронным электродвигателем. Принцип действия, защита от перегрузок. | | 2 |
2 | Реверсивная схема управления трехфазным асинхронным электродвигателем. | | 2 |
| |
| Лекции | 2 |
| Практические работы | 2 | 3 |
| №6 Изучение схемы ЭП с защитой от перегрузок |
| Лабораторные работы | 2 |
1 | №7 Исследование нереверсивной и реверсивной схемы управления трехфазным асинхронным электродвигателем. |
| Самостоятельная работа | 4 | |
1 | Описать возможные неисправности в реверсивной схеме управления. |
2 | Подготовка к лабораторной и практической работам. |
Тема 4.2 Схемы управления электродвигателями переменного тока. | Содержание | 10 |
1 | Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором в функции тока. | | 2 |
2 | Нереверсивное управление трехфазным асинхронным двигателем в функции времени. | 2 |
3 | Динамическое торможение асинхронного двигателя. | 2 |
4 | Торможение асинхронного двигателя противовключением в функции скорости. | 2 |
| Лекционные занятия | 2 | |
| Практические работы | 2 | 3 |
| №7 Изучение схемы ЭП с динамическим торможением асинхронного двигателя |
| Лабораторные работы | 4 |
1 | №8 Исследование схемы пуска трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором. |
2 | №9 Исследование реверсивной схемы управления трехфазным асинхронным двигателем с торможением противовключением. |
| Самостоятельная работа | 2 | |
1 | Описать возможные неисправности в схемах управления трехфазными асинхронными двигателями с динамическим торможением и торможением противовключением. |
2 | Подготовка к лабораторным работам. |
Тема 4.3 Функциональные схемы автоматического регулирования асинхронных двигателей | Содержание | 8 |
1 | Функциональная схема частотного электропривода без промежуточного звена постоянного тока. | | 2 |
2 | Принципиальная схема частотного электропривода. | 2 |
3 | Функциональная схема частотного электропривода с промежуточным звеном постоянного тока. | 2 |
| Лекционные занятия | 4 | |
| Практические работы | 2 | 3 |
| №8 Изучение работы частотного электропривода |
| Самостоятельная работа | 2 | |
| Подготовка к практической работе | |
Тема 4.4 Следящий электропривод | Содержание | 6 |
1 | Структурная схема следящего электропривода. | | 2 |
2 | Сравнивающее устройство следящего электропривода на сельсинах. | 2 |
3 | Принципиальная схема следящего электропривода аналогового действия. | 2 |
| Лекционные занятия | 2 | |
| Лабораторные работы | 2 | 3 |
1 | №10 Исследование схемы следящего привода с сельсинами. |
| Самостоятельная работа | 2 | |
1 | Изучить вопрос: “Сравнивающие устройства следящего электропривода”. |
2 | Подготовка к лабораторной работе. |
Раздел 5 Электропривод с шаговыми электродвигателями | | | 14 |
Тема 5.1 Основные понятия о шаговом электроприводе. | Содержание | 10 |
1 | Основные понятия о шаговом электроприводе. | | 2 |
2 | Принцип действия и основные свойства шагового двигателя. | 2 |
3 | Структурная схема электропривода с шаговым электродвигателем. | 2 |
| Лекционные занятия Практические работы | 4 2 | 3 |
№9 Изучение работы схемы ЭП с шаговым двигателем |
6 | Самостоятельная работа | 4 | |
1 | Изучить принцип действия и основные свойства шагового двигателя. |
2 | Подготовка к практической работе |
Тема 5.2 Электропривод с программным управлением. | Содержание | 4 |
1 | Понятие о числовом программном управлении. | | 2 |
2 | Программоносители. | 2 |
3 | Разомкнутые и замкнутые системы с ЧПУ. | 2 |
4 | Структурная схема разомкнутой системы электропривода с ЧПУ. | 2 |
| Лекционные занятия | 2 | |
| Самостоятельная работа | 2 |
1 | Подготовить сообщение на тему: «Применение схем электропривода с ЧПУ”. |
Раздел 6 Цифровые и микропроцессорные системы управления электроприводом. | | | 15 |
Тема 6.1 Цифровые системы управления электроприводом. | Содержание | 10 |
1 | Достоинства цифровых систем управления: высокая точность и быстродействие работы ЭП; надежность и малое энергопотребление. Сочетание с ЭВМ. | | 2 |
2 | Цифровые средства управления: логические элементы и триггеры, цифровые узлы ЦВМ. Датчики скорости - тахогенераторы. Датчики положения - вращающиеся трансформаторы. | 2 |
| Лекционные занятия | 4 | |
| Практические работы | 2 | 3 |
1 | №10 Изучение работы ЭП с применением тахогенераторов |
| Самостоятельная работа | 4 | |
1 | Изучить вопрос: «Датчики скорости и датчики положения». |
2 | Подготовка к практической работе |
Тема 6.2 Микропроцессорные системы управления электроприводом. | Содержание | 5 |
1 | Определение микропроцессора. | | 2 |
2 | Структурная схема микропроцессора. | 2 |
3 | Микропроцессорная система. | 2 |
4 | Схема электропривода с двигателем постоянного тока для регулирования положения исполнительного органа робототехнического устройства с использованием микропроцессорного управления. | 2 |
| Лекционные занятия | 3 | |
| Самостоятельная работа | 2 |
1 | Изучить структурную схему микропроцессора. |
Всего: | 129 |
-комплект лабораторного оборудования "Автоматизация пуска ДПТ с НВ 1кВт в функции скорости, ток"
-комплект типового лабораторного оборудования ДТП1-Н-Р -комплект типового лабораторного оборудования ДТП1-Н-Р -комплект типового лабораторного оборудования ЭМНРКСУ1- Н-Р
- учебные рабочие места, оснащенные ПЭВМ с лицензионным программным обеспечением;
- Пакеты прикладных профессиональных программ -операционная система Windows XP/7. -SPlan- программа разработки электрических схем;
1 В. В. Москаленко. Электрический привод – М. Высшая школа, 2010
2.В. В. Москаленко. Современные системы автоматизированного электропривода – М. Высшая школа, 2009