Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности
по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Надым, 2018
Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности:
15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»).
Составитель:
Давыдович Юрий Владимирович - преподаватель-организатор ОБЖ, высшей квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии:
15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности: 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины ОБЖ направлено на достижение следующих целей:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
-обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь;
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних
и внутренних угроз;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметных:
− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
− обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
− выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
− формирование установки на здоровый образ жизни;
− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки
предметных:
− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях
и их профилактике;
1.4. ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
--------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
У-1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У-2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У-3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
У-4. ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У-5. применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
У-6. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
У-7. оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З-1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
З-2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З-3. основы военной службы и обороны государства;
З-4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З-5. способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З-6. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
З-7. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
З-8. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
З-9. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 70 |
В том числе: | |
Практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося | 35 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта | |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 Курс. 1 Семестр- 34 ч. Практические работы- 11ч. Самостоятельные работы-17ч |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ I. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья | 5 | |
Тема 1. Введение. Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядке проведения занятий. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. | Содержание учебного материала | |
Автономное существование. Действия людей в ситуациях связанных с авариями транспортных средств. Потеря ориентировки на местности | 1 | 2 |
Ориентирование на местности. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой. | 1 |
Самостоятельная работа №1. Доклад: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. | 1 | 3 |
Тема 2. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Содержание учебного материала | | 2 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Административная ответственность несовершеннолетних. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Иные меры, применяемые к несовершеннолетним. | 1 |
Практическая работа(реферат) №1.Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | 3 |
Тема 3. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | Содержание учебного материала | | |
Вредные привычки и их социальные последствия. О вредных привычках. 1. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. 2. Курение и его влияние на состояние здоровья. | 1 | 2-3 |
Практическая работа(реферат) №2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. | 1 | 3 |
Тема 4. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. | Содержание учебного материала | | |
1. Наркотики и наркомания, социальные последствия. Характеристика наиболее распространенных наркотиков 2. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. | 1 | 2 |
Практическая работа(реферат) №3. Профилактика наркомании. | 1 | 3 |
РАЗДЕЛ II. Государственная система обеспечения безопасности населения. | 6 | |
Тема. 5. Гражданская оборона как система защиты населения от ЧС мирного и военного времени. | Содержание учебного материала | | |
ГО, ее роль, место и задачи в условиях ЧС мирного и военного времени. Принципы организации и структура ГО РФ. | 1 | 2 |
Опыт и проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени системой Гражданской обороны. | 1 |
Самостоятельная работа №2. Доклад: Опыт и проблемы ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени системой Гражданской обороны. | 2 | 3 |
Тема.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | Содержание учебного материала | | |
Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в РФ. | 1 | 2 |
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО РФ. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №3. Доклад: Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО РФ. | 2 | 3 |
Тема.7. План действий в чрезвычайных ситуациях и план ГО образовательного учреждения. Обязанности учащихся. | Содержание учебного материала | | |
Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении. | 1 | 2 |
Обязанности учащихся при возникновении ЧС. | 1 |
Самостоятельная работа №4. подготовка устного сообщения: Обязанности учащихся образовательного учреждения при возникновении ЧС. | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ III. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 5 | |
Тема.8. Современные боевые средства и их поражающие факторы. Ядерное оружие и его поражающие факторы. | Содержание учебного материала | | |
Оружие массового поражения и его поражающие факторы. Поражающие факторы ядерного взрыва. Защита населения от оружия массового поражения. | 1 | 2 |
Практическая работа(реферат) №4. Ядерное оружие и его поражающие факторы. | 1 | 3 |
Тема.9. Химическое оружие. | Содержание учебного материала | | |
Характеристики и поражающие факторы химического оружия. | 1 | 2 |
Практическая работа(реферат)№5.Защита населения от химического оружия. | 1 | 3 |
Тема.10. Бактериологическое оружие. | Содержание учебного материала | | |
Характеристики и поражающие факторы бактериологического оружия. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №5. Подготовка презентации: Характеристики и поражающие факторы бактериологического оружия. | 2 | 3 |
Тема.11. Современные обычные средства поражения. | Содержание учебного материала | | |
Высокоточное оружие. Эффективность высокоточного оружия была убедительно подтверждена в локальных войнах. | 1 | 1 |
Некоторые виды неуправляемых боеприпасов. Боеприпасы объёмного взрыва. Зажигательное оружие. | 1 |
Самостоятельная работа №6. Доклад: Современные обычные средства поражения. | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ IV. Основы обороны государства и воинская обязанность | 17 | |
Тема.12. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. | Содержание учебного материала | | |
Каково предназначение Вооруженных сил? Что составляло основу вооруженных сил в XIV—XVII вв.? Когда была создана регулярная Русская армия? Раскройте суть новой системы комплектования войск, введен¬ной Петром I. Когда была введена в России всеобщая воинская повинность? Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных сил Российской Федерации на современном этапе. | 1 | 2 |
Практическая работа(подготовка реферата) №6. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 | 3 |
Тема.13. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода ВС РФ. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. | Содержание учебного материала | | |
Виды и рода войск ВС РФ их структура и предназначение. Структура Сухопутных войск ВС РФ, их состав и предназначение. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №7. (подготовка к устному сообщению): Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. | 2 | 3 |
Тема.14. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода ВС РФ. Военно-Воздушные силы. Военно-Морской Флот. | Содержание учебного материала | | |
Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации. Организационная структура и назначение Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота ВС РФ. | 1 | 1 |
Практическая работа(подготовка реферата) №7. Военно-Воздушные силы. Военно-Морской Флот. Их структура и предназначение. | 1 | 3 |
Тема.15. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных сил Российской Федерации, рода ВС РФ. Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно-десантные войска. Космические войска. | Содержание учебного материала | | |
Комплектование Вооруженных сил личным составом. Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно-десантные войска. Космические войска. Их состав и предназначение. | 1 | 2 |
Практическая работа(подготовка реферата) №8. Воздушно-десантные войска, ратные подвиги ВДВ. | 2 | 3 |
Тема.16. Общая характеристика других войск, их состав и предназначение. | Содержание учебного материала | | |
Характеристика и состав других войск ВС РФ. Структурный состав других войск. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа №8. (подготовка к устному сообщению): Характеристика и состав других войск ВС РФ. | 2 | 3 |
Тема.17. Памяти поколений – дни воинской славы России. | Содержание учебного материала | | |
Дни воинской славы России – дни славных побед. Формы увековечения памяти воинов России. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа №9. (подготовка к устному сообщению): Дни воинской славы России – дни славных побед. | 2 | 3 |
Тема.18. Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника Отечества. | Содержание учебного материала | | |
Родина – это географическое пространство, где человек родился, а также социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет. Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. | 1 | 1 |
Практическая работа(подготовка реферата) №9. Духовное и нравственное начало Патриотизма. | 2 | 3 |
1 Курс – 2 семестр 36ч. Практические работы- 11ч. Самостоятельные работы-18ч | | |
Тема.19. Особенности прохождения службы в различных видах вооруженных сил и в родах войск в мирное и военное время. | Содержание учебного материала | | |
Требования, которые предъявляются к призывнику, готовящемуся к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности. | 1 | 2 |
Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. | 1 |
Тема.20. Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учёт. | Содержание учебного материала | | |
Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу | 1 | 2 |
Организация медицинского освидетельствования. | 1 |
Самостоятельная работа №10. (подготовка к устному сообщению): Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учёт. | 1 | 3 |
Тема.21. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. | Содержание учебного материала | | |
Каково значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. | 1 | 3 |
Боевые традиция Российской Армии и Флота. | 1 |
Самостоятельная работа №11. (подготовка к устному сообщению): Боевые традиция Российской Армии и Флота. | 2 | 3 |
Тема.22. Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках Размещение и быт военнослужащих. | Содержание учебного материала. | | |
Обязательная подготовка граждан к военной службе. | 1 | 1 |
Овладение военно-учетными специальностями. | 1 |
Самостоятельная работа №12. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе. | 2 | 3 |
Тема.23. Огневая подготовка. Устройство автомата Калашникова. | Содержание учебного материала. | | |
История создания автомата Калашникова. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при изучении материальной части оружия. Назначение, боевые свойства и общее устройство АК-74. | 1 | 2 |
Практическая работа (подготовка реферата) №10. История возникновения стрелкового оружия России. | 1 | 3 |
Тема.24. Огневая подготовка. Устройство автомата Калашникова. | Содержание учебного материала | | |
Меры безопасности при проведении учебных стрельб. Назначение, устройство и принцип работы автомата Калашникова. Боевые свойства автомата Калашникова. | 1 | 2 |
Практическая работа (подготовка реферата) №11. Тренировка в неполной разбоке и сборке автомата. | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ V. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 14ч. | |
Тема.25. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. | Содержание учебного материала | | |
Общие правила оказания первой медицинской помощи. | 1 | 1 |
Первая медицинская помощь при ранениях. | 1 |
Самостоятельная работа №13. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе. | 2 | 3 |
Тема.26. Кровотечения. Первая медицинская помощь. | Содержание учебного материала | | |
Первая помощь при кровотечениях. | 1 | 2 |
Первая помощь при травмах. | 1 |
Самостоятельная работа №14. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе. | 2 | 3 |
Тема.27. Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении связок и вывихах. | Содержание учебного материала | | |
Правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах. Первичные навыки оказания первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах. | 1 | 2 |
Практическая работа (подготовка реферата) №12. Правила первой помощи при ранениях, растяжениях связок, переломах и вывихах. | 2 | 3 |
Тема.28. Переломы костей скелета. | Содержание учебного материала | | |
Понятия о переломах, правилами оказания помощи при переломах. | 1 | 2-3 |
Транспортная иммобилизация при переломах. Травматический шок. | 1 |
Самостоятельная работа №15. (подготовка презентации): Основы подготовки гражданина к военной службе. | 2 | 3 |
Тема.29. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. | Содержание учебного материала | | |
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, приступе стенокардии, инфаркте миокарда. Первая медицинская помощь при внезапной остановке сердца. | 1 | 2-3 |
Практическая работа (подготовка реферата) №13. Основные мероприятия первой медицинской помощи при приступе стенокардии, инфаркта миокарда и острой сердечной недостаточности. | 2 | 3 |
Тема.30. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. | Содержание учебного материала | | |
Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила непрямого массажа сердца. Правила искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации. | 1 | 2-3 |
|
Самостоятельная работа №16. (подготовка презентации): Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности. | 2 | 3 |
Тема.31. Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги. Отморожения и замерзание. | Содержание учебного материала | | |
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Первая помощь при отморожениях. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №17. (подготовка к устному сообщению): Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Первая помощь при отморожениях. | 2 | 3 |
Тема.32. Поражения электрическим током и молнией. Отравления. | Содержание учебного материала | | |
Понятие электротравмы, признаки электротравмы, причины электротравм. Первая помощь при ударе электрическим током Типы отравлений. Первая медицинская помощь при отравлениях. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №18. (подготовка к устному сообщению): Первая помощь при поражении электрическим током и молнией. | 2 | 3 |
Тема.33. Инфекционные заболевания и их профилактика. Понятие об инфекционных болезнях. | Содержание учебного материала | | |
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Инфекции, передаваемые половым путем. | 1 | 2 |
Практическая работа (подготовка реферата) №14. Инфекционные заболевания и их профилактика. | 2 | 3 |
Тема.34. Причины возникновения инфекции. Механизмы передачи. | Содержание учебного материала | | |
Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного здоровому человеку. Природно-очаговые инфекции. Механизм передачи возбудителя. Факторы передачи. Пути передачи инфекций. | 1 | 2 |
Практическая работа (подготовка реферата) №15. Классификация болезнетворных микроорганизмов. Природно-очаговые инфекции. | 2 | 3 |
Тема.35. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем. | Содержание учебного материала. | | |
Иммунитет к инфекционным болезням, формы иммунитета. Способы экстренной и специфической помощи. Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем. | 1 | 2-3 |
Самостоятельная работа №19. (подготовка к устному сообщению): Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем. | 1 | 3 |
Диф. зачёт. | | 1 | 3 |
Всего: | 70 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 35 | |
Максимальная учебная нагрузка обучающихся | 105 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»;
Оборудование учебного кабинета:
-доска, компьютер;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийным сопровождением, учебная мебель, доска;
- посадочные места по числу учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- телевизор Samsungue46d5000 (1 компл.)
-локальная сеть под управлением ОС Windows 7
- доступ к электронной библиотеке.
Оборудование лаборатории:
- Шкаф для хранения средств индивидуальной защиты;
- Учебник –безопасности жизнедеятельности – Н.В. Косолапова,
Н.А. Прокопенко- 29шт.
- безопасности жизнедеятельности – Ю.Г. Сапронов – 9шт.
-стрелковый тир (электронный),
-инструкции по охране труда и технике безопасности
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Безопасность жизнедеятельности: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО по всем педагогическим специальностям / [Арустамов Э. А. и др.]. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 173, [1] с.: ил. – (Профессиональное образование. Общепрофессиональные дисциплины).
Косолапова Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений СПО / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – М.: Академия, 2016. – 366, [1] с.: цв. ил., табл. – (Общепрофессиональные дисциплины) (Профессиональное образование).
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций / [В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский]; под ред. В. Н. Латчука. – 5-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2017. – 255 с.: ил. – (Вертикаль). (ФГОС).
Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов СПО / Ю. Г. Сапронов. – М.: Академия, 2015. – 333, [1] с.: ил., табл. – (Профессиональное образование) (Общепрофессиональные дисциплины).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. ОБЖ. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 240 с.: ил., табл. – (ФГОС).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О.
Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 351 с., [8] л. цв. ил.: ил., табл. – (ФГОС).
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 319, [1] с., [2] л. цв. ил.: ил. – (ФГОС).
Дополнительные источники:
Григоренко М. М. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / М. М. Григоренко. – СПб.: СПбГУЭФ, 2013. – 112 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / Российская акад. наук, Российская акад. образования, изд-во «Просвещение»; [А. Т. Смирнов и др.]; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2013. – 223 [1] с. : ил., табл. – (Академический школьный учебник).
Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / МВД России; [С. В. Петров, В. Г. Бубнов]. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000. – 94 с.: ил.
Смирнов А. Т. Основы военной службы: учебное пособие: для студентов образовательных учреждений СПО / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2013. – 239,[1] с.: ил., цв. ил.
Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика (по областям)» и другим экономическим специальностям / Ю. Н. Сычев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 222, [1] с.: ил., табл.
Интернет-ресурсы:
Art of Survival. Искусство выживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru
Все о пожарной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://0-1.ru/
ГОСТ Р 22.0.02-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения [Электронный ресурс]: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2016 г. № 1111-ст: взамен ГОСТ Р 22.0.02-94: дата введения 2017-01-01. – М.: Стандартинформ, 2016. – IV, 7, [1] c. – Режим доступа: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=6&page=7&month=9&year=2016&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=197034&pageK=35CA706E-93EC-4D22-8C03-823936F32D7F
ГОСТ Р 51057-2001. Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс]: государственный стандарт Российской Федерации: взамен ГОСТ Р 51057-97: введен 2002-07-01. – Режим доступа: http://base.garant.ru/3924923/
Институт психологических проблем безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mil.ru
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/
ОБЖ в школе [Электронный ресурс]: Электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ. – Режим доступа: http://www.school-obz.org/
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный текст с изменениями, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О безопасности» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 28.12.2010] N 390-ФЗ: действует с 29.12.2010. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О гражданской обороне» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 26.12.1997] N 28-ФЗ (последняя ред.): действует с 12.02.1998. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17861/
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 18.11.1994] N 68-ФЗ (последняя ред.): действует с 21.12.1994. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О пожарной безопасности» [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 18.11.1994] N 69-ФЗ: действует с 21.12.1994. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ и тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | |
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты | Практическая работа. |
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. | Оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. |
Знания: | |
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него | Контрольная работа, домашнее задание, фронтальный опрос; |
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания | Комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы |
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Фронтальный опрос, домашнее задание |
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан | Тестовый контроль, устный опрос |
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу | Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации | Устные сообщения |
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе | Тестовый контроль, домашнее задание |
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы | Устные сообщения, домашнее задание |
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника | Фронтальный опрос |
предназначение, структуру и задачи РСЧС | Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны. | Устный опрос, домашнее задание |
АННОТАЦИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа является частью общеобразовательной подготовки учащихся по ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с:
«Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180);
Примерной программой учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 10.04.2008 г. и с учетом рекомендаций, содержащихся в письме от 20 октября 2010 года №12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО»;
Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») от 21 июля 2015г. протокол №3.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе обще профессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины систематизация знаний о государственной системе и российском законодательстве в области безопасности жизнедеятельности;
описание и разъяснение сути наиболее распространённых опасностей, умение избегать их и защищаться от них;
способность применять полученные знания и освоенные действия в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях.
1.4 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов.