Рабочая программа
Педагога - психолога для детей с ЗПР
2019 г
Пояснительная записка
Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому проблема своевременной коррекции речевых нарушений принимает актуальный характер.
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.
Логопедическая работа в школе с учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 1– 4 классов с ЗПР, обучающимся по адаптированным программам имеющих речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное общим
недоразвитием речи.
Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
1.1.1.Нормативно-правовые документы
Программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
•проекты программ Министерства образования РФ по коррекции устной и письменной речи;
•Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
•Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000 No 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
•Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. М.: Центр, 1996).
Логопедическая программа также разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.
1.1.2. Цель программы
Цель: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей в соответствии с их реальными возможностями.
1.1.3. Задачи программы
Задачи:
1. восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
2. закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3. обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
4. совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
5. уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
6. учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
7. развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
1.1.4. Принципы программы
Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с учетом общедидактических и специфических принципов:
1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.
2.Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.
3.Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
4.Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития».
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации.
6. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
7. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
1.1.5. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения
программы.
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. :
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. :
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные УУД
Регулятивные:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Учить принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Различать способ и результат действия.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
Выявлять сущность, особенности объектов.
Делать выводы на основе анализа объектов.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться в речевом материале.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и понимать других.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные УУД:
Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе
Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательность
Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;
члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);
слабую и сильную позицию звуков.
Обучающиеся должны уметь:
согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;
понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;
составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;
производить фонетический разбор слов;
анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
осуществлять синтаксический разбор предложения;
орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);
писать изложения по коллективно составленному плану.
Учебно–методические пособия на печатной основе
1.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
2.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2: Предложение. Текст.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.
–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
3.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. –120 с.: ил.-(коррекционная педагогика).
4.Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав
слова. Екатеринбург, 2005.
5.Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: М.: Просвещение, 1991. –224 с.
6.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М.: Просвещение, 1991. –239 .
7.Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий No 8 «Слова–друзья и слова –неприятели». Ярославль, 2001.
8.Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.
9.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.
10.Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с.
11.Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с.
12. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
13. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
14. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.
Интернет –ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/
2.Психологический центр "Адалин"http://adalin.mospsy.ru/
3.Портал "Логопеды"http://logopedy.ru/portal/
4.Логопункт.http://www.logopunkt.ru/
5.Логопед.http://www.logoped.ru/index.htm/
6.Логопедияhttp://logopediya.com/
7.Логозаврия: сайт детских компьютерных игрhttp://logozavr.ru/
8.Логобургhttp://logoburg.com/
Тематическое планирование для 1- го класса с ЗПР
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 |
2 | Развитие фонематического анализа и синтеза Звуки и буквы | 25 |
3 | Развитие анализа структуры предложения | 7 |
Итого | | 34 |
Тематическое планирование для 2-го класса с ЗПР |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 |
2 | Развитие фонематического анализа и синтеза Звуки и буквы | 25 |
3 | Развитие анализа структуры предложения | 7 |
Итого | | 34 |
Тематическое планирование для 3-го класса с ЗПР |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 |
2 | Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки | 7 |
3 | Согласные звуки | 2 |
4 | Морфемика | 23 |
Итого | | 34 |
Тематическое планирование для 4-го класса с ЗПР |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 |
2 | Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки | 4 |
3 | Согласные звуки | 13 |
4 | Работа на лексическом уровне Морфемика и словообразование | 5 |
5 | Расширение словарного запаса | 10 |
Итого | | 34 |
Тематическое планирование
по логопедической коррекции для учащихся 1- х классов
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1-2 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Звуки и буквы -25 ч |
3 | Звуки гласные и согласные, их различие. | 1 |
4 | Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | 1 |
5 | Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. | 1 |
6 | Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч». | 1 |
7 | Слова с сочетаниями жи, ши. | 1 |
8 | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 1 |
9 | Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. | 1 |
10 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. | 1 |
11 | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. | 1 |
12 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 1 |
13 | Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. | 1 |
14 | Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. | 1 |
15 | Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 |
16 | Деление слов на слоги. Перенос слов. | 1 |
17 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 |
18 | Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. | 11 |
19 | Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. | 1 |
20 | Правописание слов с безударной гласной. | 1 |
21 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | 1 |
22 | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 |
23 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 |
24 | Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. | 1 |
25 | Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. | 1 |
26 | Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 1 |
27 | Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. | 1 |
Развитие анализа структуры предложения – 7 ч |
28 | Предложение. Общее представление. | 1 |
29 | Деление предложений на слова. Схема предложения. | 1 |
30 | Составление предложений из слов. | 1 |
31 | Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 1 |
32 | Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. | 11 |
33 | Проверка результативности коррекционной работы. | |
34 | Работа над ошибками. | 1 |
Тематическое планирование
по логопедической коррекции для учащихся 2 - х классов
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Звуки и буквы -25 ч |
3 | Звуки гласные и согласные, их различие. | 1 |
4 | Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости. | 1 |
5 | Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. | 1 |
6 | Шипящие согласные звуки « Ж, Ш, Щ, Ч». | 1 |
7 | Слова с сочетаниями жи, ши. | 1 |
8 | Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | 1 |
9 | Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов с этими сочетаниями. | 1 |
10 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. | 1 |
11 | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. | 1 |
12 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 1 |
13 | Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. | 1 |
14 | Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. | 1 |
15 | Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 |
16 | Деление слов на слоги. Перенос слов. | 1 |
17 | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 |
18 | Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. | 1 |
19 | Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. | 1 |
20 | Правописание слов с безударной гласной. | 1 |
21 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. | 1 |
22 | Звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 |
23 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 |
24 | Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. | 1 |
25 | Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. | 1 |
26 | Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 1 |
27 | Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. | 1 |
Развитие анализа структуры предложения – 7 ч |
28 | Предложение. Общее представление. | 1 |
29 | Деление предложений на слова. Схема предложения. | 1 |
30 | Составление предложений из слов. | 1 |
31 | Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | 1 |
32 | Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. | 1 |
33 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
34 | Работа над ошибками. | 1 |
Тематическое планирование
по логопедической коррекции для учащихся 3-х классов
№ | Тема коррекционного занятия | Дата проведения |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки – 7ч |
3 | Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. | 1 |
4 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
5 | Гласные в приставках. | 1 |
6 | Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. | 1 |
7 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
8 | Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. | 1 |
9 | Сложные слова. Соединительные гласные о – е. | 1 |
Согласные звуки - 2 ч |
10 | Согласные в приставках. | 1 |
11 | Правописание непроизносимых согласных. | 1 |
Морфемика- 23ч |
12 | Корень слова. Родственные слова. | 1 |
13 | Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). | 1 |
14 | Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). | 1 |
15 | Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | 1 |
16 | Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | 1 |
17 | Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. | 1 |
18 | Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. | 1 |
19 | Приставки пространственного значения. | 1 |
20 | Приставки временного значения. | 1 |
21 | Многозначные приставки. | 1 |
22 | Приставка в прилагательных и глаголах. | 1 |
23 | Дифференциация приставок и предлогов. | 1 |
24 | Дифференциация приставок и предлогов. | 1 |
25 | Одинаковые приставки и предлоги. | 1 |
26 | Различие приставок и предлогов. | 1 |
27 | Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. | 1 |
28 | Уменьшительно ласкательные суффиксы. | 1 |
29 | Суффиксы профессий. | 1 |
30 | Суффиксы прилагательных. | 1 |
31 | Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. | 1 |
32 | Окончания существительных П.п. мн.ч. | 1 |
33 | Проверка результативности коррекционной работы. | 1 |
34 | Работа над ошибками. | 1 |
Тематическое планирование
по логопедической коррекции для учащихся 4-х классов
№ | Тема коррекционного занятия | Дата проведения |
1 | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 1 |
2 | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 1 |
Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки – 4 ч |
3 | Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. | 1 |
4 | Безударные гласные в корне слова. | 1 |
5 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 |
6 | Правописание слов с безударными гласными в корне слова | 1 |
Согласные звуки-13 ч |
7 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 |
8 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. | 1 |
9 | Непроизносимые согласные. | 1 |
10 | Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. | 1 |
11 | Двойные согласные. | 1 |
12 | Двойные согласные в корне. | 1 |
13 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 1 |
14 | Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). | 1 |
15 | Разделительный мягкий знак. | 1 |
16 | Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. | 1 |
17 | Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. | 1 |
18 | Разделительный твёрдый знак. | 1 |
19 | Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. | 1 |
Работа на лексическом уровне Морфемика и словообразование -5 ч |
20 | Корень. Однокоренные слова. | 1 |
21 | Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. | 1 |
22 | Различение предлогов и приставок. | 1 |
23 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 |
24 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 |
Расширение словарного запаса -10 ч |
25 | «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. | 1 |
26 | Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. | 1 |
27 | «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. | 1 |
28 | «Слова-близнецы» (омонимы). | 1 |
29 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
30 | Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. | 1 |
31 | Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. | 1 |
32 | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
33. | Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. | 1 |
34. | Составление предложений по картинкам. | 1 |